Проект «от простого к сложному» по художественно-эстетическому воспитанию детей проект (средняя группа) на тему. Проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников — «Рождественская сказка» Проекты по художественному эстетическому воспитанию

Аннотация проекта по художественно-эстетическому развитию «Рождественские каникулы и не только…». (краткое содержание)

Вид проекта – творческий
Участники – дети 2 разновозрастной группы, воспитатели, муз. руководитель, родители
Продолжительность –3 недели
Введение. Актуальность. Проблема.
В наше время существует проблема : отсутствие интереса у детей к изучению культурных традиций своего
народа. А ведь, приобщение и погружение детей в русскую культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же как, встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же как раньше радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные праздники по своей сути - духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.
Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколения.
Наша задача: суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям. И в этом нам может помочь знакомство с историей обрядов, народным творчеством.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Гипотеза:
Художественно-эстетическое развитие детей поможет активизировать интерес у детей к изучению культурных традиций русского народа через ознакомление детей с народными традициями празднования Рождества.
Цель : Знакомство детей с народными традициями празднования Рождества
Задачи:
1. Составить план организации творческой деятельности детей.
2. Подготовить информационно – дидактический материал, атрибуты для организации творческой деятельности при участии детей и родителей.
3. Познакомить родителей с особенностями организации и проведения творческой деятельности с детьми дома, дать рекомендации.
4. Организовать творческую деятельность с детьми группы.Этапы работы:
1 этап – подготовительный (10 дней: 30.12.16-08.01.17 гг)
Анализ имеющихся дидактических материалов (литературных произведений, атрибутов, игрушек, музыкального оформления)
Изучение материалов по данной проблеме на основании диагностики детей 2 разновозрастной группы, а так же интернет-ресурсы, методические пособия, опыт других коллег нашего детского сада
Подготовка раздаточного материала для родителей – буклеты.
Составление плана работы, программы, конспектов НОД, тем экскурсий, бесед, наблюдений.
Изготовление поделок с детьми 2 разновозрастной группы в совместной деятельности с воспитателем для выставки «Рождественское чудо»;
Индивидуальное консультирование родителей по изготовлению поделок в совместной с детьми деятельности дома на Семейный творческий конкурс «Ангелочки».
2 этап основной (7 дней: 09.01.17-15.01.17 гг)
Знакомство с устным народным творчеством: заклички, потешки, связанные с Рождеством, потешки, русские народные сказки.

Реализация плана совместной деятельности родителей с детьми, индивидуальная работа по запросам родителей и оказание помощи.
Реализация плана совместной деятельности воспитателя с детьми. НОД по художественно-эстетическому развитию «Рождество».
Подготовка и оформление выставки «Рождественское чудо», «Ангелочки»
Проведение итогового Семейного творческого конкурса «Ангелочки».

3 этап заключительный (5 дней: 16.01.17020.01.17гг)
Проведение педагогической диагностики по художественно-эстетическому развитию детей 2 разновозрастной группы.
Анализ проведенной работы и обобщение опыта.
Участие в работе педагогического совещания.

Результаты проекта
1. Собран материал по данной проблеме.
2. Составлены программа, план работы, тем экскурсий и прогулок, написан конспект НОД по художественно-эстетическому развитию.
3. Проведена экскурсия в сельскую библиотеку.
4. Изготовлены:
Поделки для выставки «Рождественское чудо» и Семейного творческого конкурса.
Буклеты-рекомендации для родителей.
Афиша к Семейному творческому конкурсу.
5. Оформлены выставки и определены победители (участники получили сертификаты.
6. Проведены:
Семинар с родителями по ознакомлению с проектом.
НОД по развитию художественно-эстетического развитию 2 разновозрастной группе.
Индивидуальное консультирование родителей
Экскурсия в сельскую библиотеку.
Конкурс. Вручение грамот Семейного конкурса «Ангелочек».
Педагогическая диагностика детей. Результаты обсуждены за «круглым столом».
Выступили на педагогическом совете.

Оценка результатов
Мероприятия:
1. Заседание
2. Заседание рабочей группы. Сбор информации
3. Заседание рабочей группы. Работа над программой
4. Консультации с родителями по ознакомлению с проектом. Цель: Организация совместной деятельности родителей с ребенком дома
5. НОД «Рождество». Цель: Выполнение коллективной поделки.
6. НОД «Снеговик». Цель: Выполнение аппликации
7. НОД «Волшебные снежинки». Цель: Выполнение коллективной поделки.
8. НОД (2 занятия) «Традиции и культура русского народа». Цель: Приобщение детей к народным традициям через песни и танцы
9. Индивидуальное консультирование родителей. Цель: Оказание помощи в процессе создания поделок
10. Экскурсия в сельскую библиотеку.
11. Выставки: Коллективная поделка «Рождественское чудо» и Семейного творческого конкурса «Ангелочек».
12. «Круглый стол». Проведение педагогической диагностики речевого развития детей.Презентация проекта.

Количественная оценка
1. 7 чел.
2. 3 чел.
3. 2чел.
4. Родителей: 17чел
Детей: 15 чел.
5. Детей: 16 чел
6. Детей: 17 чел
7. Детей: 18 чел
8. Детей: 15 чел
9. Родителей: 13 чел
10. Детей: 17 чел.
11. Детей: 15 чел.
12. 5 чел.

Качественная оценка
1. Создана рабочая группа. Распределены обязанности.
Проанализирован имеющийся дидактический материал (литературные произведения, атрибуты, игрушки. Изучен материал по данной проблеме (интернет-ресурсы, методические пособия, опыт коллег и т.д.).
2. Проведена диагностика по художественно-эстетического развитию детей нашего детского сада
3. Подготовлены буклеты и рекомендации для родителей, так же план работы, программы, темы НОД, экскурсий, прогулок и т.д.
4. Изготовлена афиша к конкурсу «Ангелочек».
5. Розданы буклеты, ознакомлены с проектом, даны рекомендации.
6. Выполнена коллективная поделка, аппликация, познакомились с народным творчеством.
7. Прочитали заклички, русские народные сказки, пели песенки, потешки, связанные с Рождеством, потешки, изучали русские народные танцы. Фотоматериалы.
8. Изготовлены поделки родителями совместно с детьми дома.
9. Проведена беседа. Фотоматериалы.
10. Оформлены выставки. Подведены итоги конкурсных работ. Видеоматериалы. Фотоматериалы.
11. Проведена диагностика.
12.Результаты обсуждены за «круглым столом». Принято решение выступить на педагогическом совете. Аналитический отчет.

Средства.
1. Дидактический материал (литературные произведения, атрибуты, игрушки, интернет-ресурсы (название сайтов), методические пособия, опыт коллег и т.д.).
2. Музыкальное оформление, атрибуты, костюмы по теме праздника
3. Буклеты, рекомендации для родителей и детей
4. Афиша к конкурсу.
5. Музыкальный зал.
6. Ноутбук, интерактивная доска для презентации и проведения мероприятий по проекту, музыкальный центр, принтер.
7. Бумага А4, файлы, папки и т.д.
8. Материалы для рисования, аппликации, танцев.
9. Сборник русских народных сказок и потешек.
10. Список литература.

Кадры:
Рабочая группа:
Руководитель проекта: воспитатель С.В. Аржанова, стаж 9 лет, (собирает материал по данной проблеме, составляет план работы, пишет сценарий, готовит материал для раздачи родителям, материл для индивидуального консультирования для родителей, оформляет и проводит презентацию проекта, составляет план НОД и творческого занятия, оформляет и проводит их, участвует в написании сценария, проводит консультирование родителей)

Сотрудники:
Музыкальный руководитель, Т.С. Рахвалова, стаж 2 года, (подбирает музыкальное оформление к НОД)

Дети 2 разновозрастной группы (изготавливают поделки с воспитателем и родителями и учат текст песенок, потешек)

Жизнеспособность проекта
По окончанию проекта на заседании рабочей группы была выстроена дальнейшая работа по данной проблеме в дошкольном учреждении. Наработанные и раздаточные материалы помогут в совместной деятельности по развитию связной речи и эмоциональности у детей 2 разновозрастной группы.

Следует отметить, что работа велась в направлении художественно-эстетического развития как совместная деятельность детей с педагогом, так и детей с родителями:
1. Чтение художественной литературы:
Потешки: «Как на тоненький ледок», «Ой мороз, мороз…», «Коляда, коляда! А бывает коляда…», !Коляда, коляда, ты подай пирога…!, «Как пошла коляда…»
Русские сказки: «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью…», «Двенадцать месяцев», «Старик-годовик», «Мороз Иванович», «»Елка» В. Сутеев
2. Художественное творчество:
Волшебные снежинки (НОД, знакомство с народным творчеством)
Снеговик (аппликация, НОД)
«Ангелочек» (совместная поделка детей и родителей во время рождественских каникул, проведен Семейный творческий конкурс)
Коллективная поделка «Наше творчество» (НОД тема «Рождество», изготовление фигурки по схеме, оформлена коллективная поделка)
3. Разучивание песенок, закличек, танцев.
4. Колядование. (дети и родители, во время рождественских каникул)
5. Составление сказок, рассказов по теме «Рождество»
Проведены беседы по теме проекта. Состоялась экскурсия в Звездинскую сельскую библиотеку, где детям было рассказано об истории празднования на Руси.
Во время рождественских каникул дети с родителями посетили народные гуляния в нашем поселке, Безенчуке, Чапаевске. В канун Рождества дома вместе с мамами приготовили традиционное блюдо: кутью, ходили колядовать. Дети с воодушевлением рассказывали, как замечательно они провели время с родителями, в кругу семьи.
Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки. Приобщили родителей к использованию традиций русской, народной культуры в семейном воспитание детей: во время рождественских каникул родители постарались как можно больше времени провести с детьми, не смотря на свою занятость, так как не секрет, что основная масса работает по сменам.
На педагогическом совете выйти с предложением реализовать данный проект в 1 разновозрастной группе нашего детского сада, затем – на Районное методическое объединение.

Список литературы:
1. Аникин В. П. «Живая вода»: {Вступительная статья}// Сборник русских народных песен, сказок,
пословиц, загадок. М., 1987.
2. Василенко В.М. Народное искусство, М., 1974.
3. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. / Запись, нотация, составление Г. Науменко. М., 1977-1988
4. Князева О.А., Маханева М.Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры: Праграмма. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. Перераб. И доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО_ПРЕСС», 2016. – 304 с.: ил.
5. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л. 1987
6. Морохин В.Н. Сказки родного края. Горький. 1978
7. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.А. Разумов. М., 1957
8. На буяне, славном острове: Сб. русского фольклора / Сост. и обраб. Н. Колпаковой. Л., 1976
9. Русские народные сказки / Сост. А. Нечаев, Н. Рыбаков. М., 1956
10. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность // Программа «Обновление гуманитарного образования в России». М. 1994

Приложение. Фотоматериалы.

МКДОУ №8 «Солнышко» Барабинсокого района Новосибирской области

Проект по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Осень бывает разная: золотая, желтая, красная»

Составитель:

Жукова Оксана Михайловна

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников Продукт детской деятельности не имеет общественного значения, однако эта деятельность сама по себе оказывает благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Актуальность : Занятия ручным трудом и рисованием позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями. Когда на бумаге или другом материале, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Учитывая интерес детей к данной проблеме, я разработала проект «Осень бывает разная: золотая, желтая, красная». Считаю, что работа по данной проблеме будет доступна и интересна детям подготовительной группы.

Цель : Учить детей отражать свои впечатления от золотой осени в поделках, рисунках, передавать её колорит. Использование детских работ в оформлении группы, помещений детского сада.

Задачи проекта:

Создание творческой, доброжелательной обстановки в свободной художественной и ручной деятельности.

Развитие эстетического восприятия детей через наблюдение природы на экскурсиях, прогулках, иллюстрациях и картинах художников.

Развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

Учить детей, мастерить, изображать несложные сюжеты и предметы объектов природы под руководством воспитателя.

Создавать индивидуальные и коллективные работы из природного, бросового материала, бумаги, соленого теста, пейзажные композиции.

Продолжительность проекта : длительный (3 месяца).

Выполнение проекта :

Работа с детьми:

  1. Совместное создание эстетической среды в группе.

Внесение в группу букета осенних листьев с разной окраской и формой.

Рассматривание и сравнение веток с гроздьями рябины и калины.

Картина Левитана «Золотая осень»;

Папка-раскладушка «Природа осенью»;

Альбом «Осенние зарисовки»;

  1. Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия

Природный материал: шишки, жёлуди, листья, ветки и т.д.

Картина «Золотая осень»;

Экскурсия в лесной уголок «Природа осенью»;

Альбом «Осенние зарисовки»;

  1. Овладение детьми доступных изобразительных умений и навыков в изготовлении поделок и рисовании:

Техника «оригами»;

Техника «квилинг» это искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги;

Техника «мозайка – крошки засушенных растений»;

Техника «коллаж»;

Техника «рисование - солью»;

Техника «рисование по-мокрому»;

  1. Наблюдение природы и умение видеть и любоваться красотой:

Прогулки с детьми и наблюдение за ветром; за небом; за изменениями в природе; за листопадом; за перелетными птицами; за цветами; за деревьями; за дождем.

Беседы об увиденном.

  1. Чтение художественной литературы, пословиц и поговорок о природе и явлениях осени ПОСМОТРЕТЬ ПО ПРОГРАММЕ

З.Федоровская «Осень»; К.Бальмонт «Осень во дворе»; В. Степанов «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»; И. Бунин «Листопад»; А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»; В. Берестов «Тучка»; М. Яснов «Дождик».

Проза: «Букет» Ю. Коваль; «Бабушкин садик» С. Георгиев; «Грибы» В. Катаев; «Туман» М. Гумилёвская; «Белка готовится к зиме» Г. Скребицкий.

Пословицы и поговорки на осеннею тематику; осенние приметы.

Викторина загадок про осень.

6. Знакомство с музыкальными произведениями:

Прослушивание музыкальных произведений: Вивальди цикл "Времена года" "Осень "; Чайковский цикл "Времена года" «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке».

Разучивание песен А. Филлипенко, Т.Волгиной «Урожайная», «Осень наступила»

  1. Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Угадай растение по описанию (названию)», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет нужное дерево», «Найди пару».

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в осенний лес», «Поездка в гости к бабушке», «Отдых на природе с семьей».

Подвижные игры: «Осенние листочки», «Кто быстрее добежит до березы», «Перелетные птицы», «Солнышко и дождик», «Холодный ветерок», «Дождик лей»

Игры-ситуации: «Какая погода лучше?», «Природный материал», «Волшебная бумага».

Работа с родителями:

  1. консультации: «Знакомство с разными техниками ручного и художественного труда», «Красота вокруг нас»;
  2. индивидуальные беседы: «Наблюдайте с ребенком», «Предлагайте ребенку»;
  3. выставка детских работ: поделок и рисунков, как индивидуальных, так и коллективных.

Работа по совместной деятельности родителей, детей и педагогов:

Осеннее развлечение «Осень золотая»;

Фотовыставка «Дети и Осень»

Оформление выставки семейного творчества «Осень на опушке краски разводила…»

Презентация проекта:

Оформление детскими работами группы и помещения детского сада.

Распределение работы по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап - Подготовительный

Определяет цели и задачи.

Осуществляет сбор и уточнение информации.

Выбирает оптимальные варианты.

Составляет план деятельности.

Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем,

Дополняют собственными.

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

Организует работу через занятия с применением.эффективных методов и приемов.

Оказывает практическую помощь детям.

Формируют знания, умения, навыки,

Изготовление поделок.

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

4 этап – Презентацияпроекта «Выставка поделок за год»

Участвуют в организации выставки.

План и график реализации проекта

Задачи проекта

Мероприятия

Ответственные

Участники

Ожидаемые результаты

Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и открыть ее новые возможности

Беседы, рассматривание образцов бумаги, изделий из разных видов бумаги.

Сентябрь - октябрь

Воспитатель

Родители и дети

Образцы бумаги, изделия из разных видов бумаги

Расширение представлений о видах бумаги и открытие новых возможностей

Воспитывать интерес к истории создания бумаги, искусству оригами, квилинга

Беседы, рассматривание иллюстраций

Октябрь - ноябрь

Воспитатель

Интерес к истории

Формировать потребность в создании собственной поделки, картины

Изготовление различных поделок, картин, конструктивная деятельность

В течение учебного года

Воспитатель

Дети, родители

Обеспечение материалами для создания поделок

Удовлетворить потребность в создании собственной поделки

Развивать эмоционально-личностную сферу ребенка

Занятия, составление рассказов

В течение учебного года

Воспитатель

Обеспечение наглядного материала

Развитие эмоционально–личностной сферы

Развивать поисковую деятельности, интеллектуальную инициативу

Работа с акварелью, занятия

В течение учебного года

Воспитатель

Материал для деятельности (акварель, гуашь)

Умение подбирать колорит, развитие творчества

Развивать творческую свободную личность

В течение учебного года

Воспитатель, муз.рук.

Материал для занятий

Развитие творчества

Учить пользоваться специальной терминологией

В течение учебного года

Воспитатель

Наглядный материал

Обогащение словарного запаса, активизация использования терминологии на занятиях и в повседневной жизни.

Заключение: р учной труд имеет большое значение для гармоничного развития ребенка. Способствует развитию образного, эмоционального восприятия представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения; разнообразие материала рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает придумывать новые конструкции и учит использовать их в игре.

Разделы: Работа с дошкольниками

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев, и многое другое.
Предлагаемый проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.
Однако, занятия аппликацией с детьми этих лет жизни могут быть привлекательными и доступными для малышей.
Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.
Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Цель проекта: формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через художественно-эстетическое развитие; развивитие творческих способностей, фантазии, воображения; помощь в проявлении художественных способностей в различных видах изобразительной деятельности.

Задачи для детей:

1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, моторику рук, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему миру.
3. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
4. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
5. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
6. Учить создавать коллективные работы.

Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагога:

1. Анализ и сбор информации по художественно-эстетическому развитию детей.
2. Разработать перспективное планирование по проекту.
3. Пополнить предметно-развивающую среду.
4. Мониторинг результатов.

Участники проекта:

1. Дети первой младшей группы.
2. Воспитатели группы.
3. Родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 4 месяца.

Ожидаемый результат:

1. Пополнение предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому развитию.
2. Формирование речевых навыков.
3. Развитие интереса к познанию окружающего мира.
4. Обогащение опыта родителей.

I. Подготовительный этап

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II. Основной этап реализации проекта

1. Взаимодействие с родителями:
- организация выставки детских работ;
- публикация мастер-классов выполнения работ на сайте педагога.
2. План проведения занятий кружка «Пальчик мал, да удал»

Программное содержание

1-я неделя

Вот какие у нас солнечные ладошки.

Вызвать интерес к созданию коллективного панно из ладошек. Учить раскладывать цветные ладошки вокруг круга и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону/основе. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

3-я неделя

Чашка в горошек

Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

1-я неделя

Вот какой у нас букет!

Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики - из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.

3-я неделя

Пушистая тучка.

Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом - отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (ощипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой). Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.

1-я неделя

Вагончик

Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их.

3-я неделя

Божьи коровки

Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет, дорисовывать мелкие детали.

1-я неделя

Вот какие у нас цыплятки.

Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога - рисовать или делать аппликации. Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова - круги разной величины, тонкие ножки, на голове - клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности.

3-я неделя

Цветочная поляна - коллективная работа

Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая.

На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметов разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

III. Заключительный этап

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными техниками, материалами, новыми игрушками, дети проявляли интерес и желание стать активными участниками процесса;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
- считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители.

Перспектива на будущее:

Разработать перспективу проекта “ Пальчик мал, да удал ” во 2 младшей группе.

Литература:

1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. II младшая группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007
2. Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста» . Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез.: 2006.-64 с.

Проект по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновые чудеса» в группе старшего дошкольного возраста

с 5 до 6 лет № 6

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада № 25 «Родничок,

г. Сургут, Ханты-Мансийский АО.

Тип проекта: информационно - творческий

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет группа № 8, родители.

Возраст детей: 5 – 6 лет

Место проведения: МБДОУ №25 «Родничок», группа старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет

Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –

У меня есть пластилин.

Актуальность

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественно-эстетическому развитию «Пластилиновые чудеса» - основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида)в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в техникепластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Такое построение занятий проекта «Пластилиновые чудеса» способствует более успешному освоению образовательной программы.

Проблема

Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается актуальным и недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

Вместе с тем, непосредственно-образовательная деятельность (в частности по изобразительной деятельности), проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества.

Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Цель и задачи проекта

Цель: Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредствомпластилинографии.

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

Освоить прием надавливания.

Освоить прием вдавливания.

Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

Освоить правильную постановку пальца.

Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

Научиться действовать по образцу воспитателя

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Методы и приёмы реализации проекта

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы рисования пластилином:

Рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

Рисование мазками;

Заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

Процарапывание по пластилину;

Вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Ожидаемые результаты

Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

Развивитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В ходе проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.

Перспективное планирование

Сентябрь

  1. Познавательная беседа «Что такое пластилин?»

Цель: Познакомить детей с пластилином и его свойствами; научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

  1. Участие в Международном творческом конкурсе «Пластилиновые фантазии »
  1. Лепка из пластилина в свободной деятельности

Октябрь

1.Индивидуальная работа с детьми «Кленовый лист».

Программное содержание: закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета, поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику, воспитывать навыки аккуратности.

2. Коллективная работа «Осеннее дерево»,

Цель: формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования, расширять представления детей о красоте золотой осени.

Задачи: познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (пластилинография); развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук; формировать элементарные экологические представления;

развивать умение работать в команде, умение работать аккуратно; воспитывать интерес к занятию художественным творчеством, вызвать эмоциональный отклик, воспитывать любовь к природе.

3. Консультация для родителей «Пластилинография в детском саду. Виды пластилинографии» (расположение консультации на персональном сайте воспитателя «Полянской Ирины Александровны», папка – передвижка в группе)

4. Просмотр познавательного, обучающего мультфильма Малышарики «Секрет» серия 37

5.Лепка из пластилина в свободной деятельности

Ноябрь

1.Индивидуальная работа с детьми «Яблонька».

Цели и задачи: развивать образное восприятие, учить составлять композицию «Яблонька», освоить приёмы рисования пластилином, учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, развивать мелкую моторику рук.

2. Выставка творческих работ, выполненных из пластилина «Яблоневый сад».

3.Самостоятельное художественное творчество

Де кабрь

1.Выполнение работы «Елочные игрушки»

Цель и задачи: Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Продолжать учить техническим приемам лепки (пластилинография). Воспитывать инициативу, самостоятельность. Развивать эстетические чувства, фантазию, желание порадовать близких, положительный эмоциональный отклик на самостоятельно созданное изображение.

Январь

1. Пластилинография «Снегири на ветках рябины»

Расширить представления детей о зимующих птицах, уточнить представление о внешнем виде снегиря, продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, формировать художественный вкус дошкольников, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета, развивать мелкую моторику рук, детское воображение,

умение работать с трафаретом, активизировать словарь: зимующий, красногрудый, чернокрылый.

2.Пластилиновые мультфильмы

3.Чтение эвенкийской сказки «Снегирь»

Февраль

1.«Дорожные знаки» из пластилина

Цель: знакомство дошкольников с дорожными знаками через пластилинографию.
Задачи:
- развить внимание, воспитать интерес к творчеству;
- формировать умение использовать различные материалы;
- развивать внимание к дорожной азбуке через создание оригинальной поделки;
- воспитать трудолюбие и аккуратность.

2. Выставка работ для родителей «Пластилиновые фантазии»

3. Беседа «О чем говорят дорожные знаки?»

Март

Развивать художественный вкус, чувство композиции, творческие способности;

Способствовать развитию мелкой моторики и координации движения рук;

Формировать и развивать навыки ручного труда;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

Воспитывать любовь к близким, стремление сделать им приятное.

2. Изготовление пластилина своими руками

Цели и задачи: познакомиться с историей создания пластилина и попытаться изготовить пластилин в домашних условиях, изучить историю создания пластилина; систематизировать виды современного пластилина; провести эксперимент по изготовлению пластилина; проанализировать процесс изготовления пластилина и сделать выводы.

Апрель

1. Украшение на пластилиновой основе «Пасхальное яйцо»

Цель: украшение пасхального яйца своими руками.

Продолжать осваивать технику пластилинографии;

Развивать мелкую моторику рук, фантазию, индивидуальные творческие способности, художественный вкус;

Воспитывать любовь к художественно-творческой деятельности, аккуратность, трудолюбие, желание доставить радость от созидания себе и близким.

2. Консультация для родителей «Значение лепки для развития моторики рук ребенка»

3. Беседы на тему «Что такое пасха?», «Почему мы красим яйца?»

1. «Заколдованные бабочки».

Цель: Пополнять знания о бабочках, научить видеть красоту в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Совершенствовать умение украшать элементами из пластилина контурные формы(форма бабочки).Закрепить приёмы отщипывания, раскатывания, сплющивания. Познакомить с законом симметрии, украшая крылья бабочки.

2.Работа на прозрачной плотной плёнке (обложки для тетрадей, пластиковой основе) «Я рисую что хочу»

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику рук.

Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Презентация для родителей «Маленькие художники»

3. Выставка детских работ

4.Круглый стол. Обсуждение результатов проекта «Пластилиновые фантазии» (на итоговом собрании)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №16» «Виктория»

Чистопольского муниципального района

Краткосрочный проект

по художественно-эстетическому развитию

«Красавица Матрешка»

с детьми 4-5 лет

Салеева Елена Николаевна, музыкальный руководитель,

высшей квалификационной категории;

Бочкарева Светлана Анатольевна, воспитатель, первой квалификационной категории.

Содержание:

Паспорт проекта

Аннотация

Актуальность

Цель и задачи проекта

Основные этапы проекта

Ожидаемые результаты проекта

Заключение

Список литературы

Паспорт проекта

Краткосрочный проект «Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрешка» и параллельно знакомство с ее прототипом татарской игрушкой «Миляуша» через музыкально- художественную деятельность.

Организация заявитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» «Виктория»

Разработчик проекта

Салеева Елена Николаевна, музыкальный руководитель, высшей квалификационной категории;

Бочкарева Светлана Анатольевна, воспитатель, первой квалификационной категории.

Проблема

Недостаточное формирование у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства.

Цель проекта

Приобщать детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи проекта

1. Формировать у детей представление о русской народной игрушке Матрешке.

2.

3. Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять

свои творческие способности.

4.

деятельности;

знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5.

патриотизма.

Срок реализации

с 13.03.2017г по 30.03.2017г

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения, а так же с татарской матрешкой «Миляуша.»

Аннотация

«Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрешка» и параллельно знакомство с ее прототипом татарской игрушкой матрешкой «Миляуша».Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» Вераксы Н.

Кому нужен проект?

Каковы цели и задачи проекта?

Цель проекта: Приобщать детей среднего дошкольного возраста к

традиционной народной культуре, народному творчеству на примере русской и татарской национальной игрушки.

Задачи:

1.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3. Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои

творческие способности.

4. Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной

деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство

патриотизма.

Каким образом проект реализуется?

Реализация проекта в 3 этапа предусматривает работу с детьми и родителями воспитанников

Какие мероприятия проводятся в ходе реализации проекта?

Проект был реализован в процессе непосредственно образовательной и

совместной изобразительной деятельности и на музыкальных занятиях с

детьми 4-5 лет

Сроки реализации

с 13.03.2017г по 30.03.2017г

Каков результат?

1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке.

2. Владеют знаниями малых форм фольклора.

3.Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения, а так же с татарской игрушкой матрешкой «Миляушой.»

Актуальность проекта

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Поэтому свою основную задачу для педагогов мы видим в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с народным творчеством, c национальной игрушкой-матрешкой, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Приобщать детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре народному творчеству на примере русской и татарской национальной игрушки.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представление о русской и татарской народной игрушке Матрешке.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3. Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности.

4. Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.

Целевая группа проекта : дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель.

Проектное решение : Весь музыкальный фольклорный материал по ознакомлению детей с матрешкой находит свое место в устраиваемых народных праздниках. В ходе подготовки к фольклорному празднику « Матрешки- подружки» используются следующие виды музыкальной деятельности: Восприятие, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, народные игры, танцы, хороводы, устное народное творчество, изобразительная деятельность с элементами аппликации. Поэтому в результате знакомства детей с русской народной игрушкой «Матрешка», параллельно происходит знакомство с ее прототипом татарской игрушкой матрешкой «Миляуша».

Основные этапы реализации проекта

1.Подготовительный (с 13.03.2017 по 15.03.2017)

2.Практический (с 16.03.2017 по 28.03.2017)

3.Заключительный (с 29.03.2017 по 30.03.2017)

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1.Этап: Подготовительный

Изучение произведений малых фольклорных жанров: -потешки: «Мы с матрешечкой гуляли», «Миляуша -потешница», Красный сарафанчик»,

Загадки о Матрешке.

Музыкальный зал

13.03.2017

Музыкальный руководитель.

воспитатель

Подбор методического, дидактического и наглядного материала

красочный альбом «Собери свою матрешку», дидактическая игра «Татарские узоры»

В группе

14.03.2017

Воспитатель

Подбор музыкального материала: русские народные мелодии «Калинка», «Светит месяц», «Во поле берёза стояла».

Музыкальный зал

15.03.2017

Музыкальный руководитель.

2.Этап: Практический

Показ презентации

«Знакомство с русской матрешкой»:

«Чудо-куколки- татарские матрешки»

В группе

16.03.2017

Воспитатель

Беседа с детьми: «Вот какая Матрешка»

В группе

17.03.2017

Воспитатель

НОД по аппликации «Укрась матрёшке сарафан» (Приложение 1)

В группе

21.03.2017

Воспитатель

Разучивание танца «Мы матрёшки»

Музыкальный зал.

16.03-28.03.

Музыкальный руководитель

Разучивание песни «Русская матрешка»

Музыкальный зал.

22.03-28.03

Музыкальный руководитель

3.Этап: Заключительный

11.

Организация фольклорного праздника «Матрешки-подружки» (Приложение 2)

Музыкальный зал.

29.03.2017

Воспитатель,

музыкальный руководитель.

22.

Подведение итогов, анализ результатов и эффективности реализации проекта на педагогическом совете ДОУ

В группе

29.03.2017

Воспитатель, музыкальный руководитель

33.

Анкетирование родителей на тему «Фольклор в жизни детей дошкольного возраста» (Приложение 3)

В группе

29.03.2017

Воспитатель

44.

Презентация проекта на родительском собрании ДОУ

В группе

30.03.2017

Музыкальный руководитель, воспитатель.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке.

2. Владеют знаниями малых форм фольклора.

3. Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения, а так же с татарской игрушкой Миляушой.

4. Сформирована способность воплощения собственного замысла в аппликации, танцах, песнях.

Заключение

Проект «Красавица Матрешка» должен стать мощным импульсом развития в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое и музыкальное развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкальной и изо бразительной деятельности . В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы на основе этнокультурного компонента.

Основной идеей этого проекта пробудить у детей интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями русского и татарского народов.

Фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Список литературы

Основная литература:

    Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду» Издательство «Мозаика синтез», 2014 г.

    Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду учебно –методическое пособие. Издательство М.: «Цветной мир», 2012 г.

Дополнительная литература:

    Бердникова Н.В. «Большой праздник для малышей» Издательство Академ, Ярославль 2007

    Давыдова М.А «Музыкальное воспитание в детском саду» Издательство Наука (М), Москва 2006

    Суворова Т.И. «Танцуй малыш» Издательство Санкт - Петербург 2008

Интернет-ресурсы:

    Сайт: Конспекты занятий с детьми htt :// www . vor . ru / culture / cultarch 192

    Сайт: Все для детского сада htt :// www . ivalex . vistcom . ru

    Сайт: Международный образовательный портал МААМ. ru http :// www . maam . ru /

Приложение 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по аппликации в средней группе

«Укрась Матрёшке сарафан»

Цель: Создать атмосферу радости. Вызвать у детей положительные эмоции. Привлекать внимание детей к русской народной игрушке-матрёшке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые детали её костюма.
Задачи:

1)Закреплять умение называть круглую форму

2)Продолжать учить наклеивать детали круглой формы на бумагу

3)Закрепить умение аккуратно намазывать клеем с обратной стороны, наклеивать, прижимая их салфеткой

4)Продолжать учить правильно пользоваться клеем-карандашом, клеенкой,

салфеткой

Материалы к НОД:

- Матрешки (игрушки)

Шаблоны матрешек , на каждого ребенка, из белой бумаги

Кружки, вырезанные из цветной бумаги, 4 вида

Клей – карандаш на каждого ребенка

Салфетки

Клеенка

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Раздается стук в дверь:

Воспитатель удивляясь, спрашивает детей:

Кто это стучит, дети? Не вы?

Ответы детей.

Воспитатель, заглядывая за дверь, спрашивает :

Кто стучит? Кто это к нам в гости пришел?

Заходят матрешки (деревянная игрушка и вырезанная из белой бумаги матрешка )

Воспитатель: Дети, посмотрите к нам в гости пришли подружки – Матрешки!

Матрешки: Здравствуйте, ребятки! Мы пришли к вам в гости. На вас

посмотреть, и себя показать

Воспитатель: Матрешки , мы гостям всегда рады. Даже песню про вас знаем,

хотите послушать?

Матрешки Да, хотим!

Дети вместе с воспитателем поют песню « Матрешки »

После исполнения песенки, Воспитатель обращает внимание детей то, что какие красивые сарафанчики у деревянных матрешек , какие узоры на них, в виде цветов, горошка.

Вдруг раздается плач и все удивляются: Кто это может плакать?

Воспитатель спрашивает матрешку , вырезанную из белой бумаги :- Матрешка , почему ты плачешь? Что случилось?

Матрешка: У всех такие красивые наряды, а у меня наряд белый, без узоров.

Воспитатель: Не расстраивайся! Мы поможем тебе. Правда, дети?

Дети: Да!

Матрешка: А как же вы мне поможете?

Ответы детей…

Воспитатель: А каким узором вы, дети, хотите, украсить сарафан Матрешки ?

Ответы детей…

Воспитатель: Молодцы ребятки! Узоры бывают разные: полосочки, цветочки, и крапинки. А мы с вами украсим сарафан горошками .

Показывая на горошки, воспитатель спрашивает детей :- Скажите, а горошки на какую геометрическую фигуру похожи?

Дети: Круг!

Матрешки хвалят детей за правильный ответ.

Воспитатель предлагает ребятам пройти к рабочим столам, где уже заранее

приготовлены клеенка, клей, шаблоны Матрешек из белой бумаги вырезанные кружки из цветной бумаги, салфетки.

Воспитатель: Давайте, ребятки, наклеим кружки на белый сарафанчик Матрешки и у нее будет сарафан в горошек .

По окончанию работы матрешка говорит :

Дети, я не буду больше плакать. Вот как вы, ребята, украсили красиво мой

наряд. Теперь у меня не просто белый сарафан , а сарафан в горошек .

Спасибо вам! Прощаясь, Матрешки - подружки уходят. Воспитатель предлагает полюбоваться своими работами.

Приложение 2

Сценарий праздника « Матрешки-подружки»

для детей средней группы

Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой русской Матрёшкой и татарской матрешкой «Миляуша».

Задачи:

1. Познакомить детей с историей Матрёшки.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3. Развивать интерес детей к народному творчеству.

4. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

5. Воспитывать любовь к народному искусству.

Ведущий:

Эй, круглёшка! Эй, куклёшка!

Распишу тебя сейчас

Перышком своим: Глазки округлим, бровки подведём,

Носик, ротик выведем.

А на платок, кофту, сарафан силы все свои отдам.

Полюбуйтесь на неё: милое существо.

Деревянная круглёшечка - стала вдруг…

Дети: Матрёшечкой!

Ведущий:

Вот она – русская Матрёшка! Образ Матрёшки – образ русской деревенской красавицы – дородной, круглолицей, румяной девицы. Посмотрите, к нам в гости тоже пришли Матрёшки, да непростые. Весёлые и озорные.

Ведущий:

Ай-люли, ай-люли, в гости к детушкам пришли

Весёлые матрёшки – красные сапожки.

Дети исполняют песню

«Матрёшечки»

(под минусовку)

Ребёнок:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может, три, а может, шесть.

Ребёнок:

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Ребёнок:

Половинку отвинти,

Плотную, притертую.

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней спрятался внутри.

Ребёнок:

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая –

В ней живет шестая,

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Ребенок:

Мы - весёлые сестрицы,

Любим петь и веселиться.

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щёчки.

В пёстреньких одёжках в пляс идут матрёшки.

«Русский танец»

Дети танцуют в парах (Вариации на русские народные мелодии)

Ребёнок:

Вот поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

Сколько вас? - у них мы спросим

И ответят куклы: восемь.

Ребёнок:

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Ведущий:

Они и летом и зимой

Любят жить одна в другой.

Принесите им сапожки

И пойдут плясать матрёшки.

Мальчики исполняют « Танец с ложками»

(«Ах, вы, сени…» Русская народная мелодия)

Ребёнок:

Мы – матрёшки, мы круглёшки.

Все мы лаковые одинаковые.

Как плясать пойдем

Только пыль столбом.

Ребёнок:

Мы – матрёшки, мы - сестрички,

Мы толстушки невелички.

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Ребёнок:

Всюду смех и радостные крики

Наши щёчки – ярче земляники!

Только б ноги не устали,

Нет другой печали!

Ведущий:

Ну и музыка играет!

Ноги сами рвутся в пляс!

И нарядные матрёшки

Спляшут весело для вас!

«Танец матрёшек »

Девочки исполняют танец под музыку «Русский танец»

(СД «Ах, карнавал» №19, «Ладушки»)

Ведущий:

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Дети: Матрёшка!

Ведущий: Ребята! У русской матрешки много подружек сестричек Познакомьтесь - краса Татарстана – имя нежное – Миляуша!

Станут подружками вместе попляшут. Радость подарят, чтоб пела душа!

Татарский танец « Матрешкалар»

Приложение 3

Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»

Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?_____________________________________________________________________

При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам ?__________________________________________________

Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?______________________

Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете ?

Какие, используете с детьми? С какой целью?

____________________________________________________________________________

Загадываете ли детям загадки? Как часто?

___________________________________________________________________________

Какие потешки Вы знаете?

__________________________________________________________._______________

Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

__________________________________________________________________________

Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка ?_____________________________________________________________________

Благодарим за участие в анкетировании!!!