Тестирования пожилых людей психологом. Нарушения памяти: старческий маразм, старческое слабоумие, деменция

  • Апластические анемии: этиология, патогенез, клиника, классификация, диагностика, принципы лечения.
  • Аюрведическое питание для людей с конституцией ПИТТА (Лето)
  • БОРРЕЛИОЗ СИСТЕМНЫЙ КЛЕЩЕВОЙ (БОЛЕЗНЬ ЛАЙМА): этиология, эпидемиология, диагностика.
  • Визначте основні шляхи надання допомоги учням з особливостями психофізичного розвитку в адаптації серед здорових людей.
  • Роль психодиагностики в исследовании пожилых людей состоит в оценке возрастных изменений и возрастных различий. Социальный работник может выявить начальные нарушения психических процессов, уточнив у пожилого человека, беспокоит ли его забывчивость и рассеянность внимания. Для более точного выявления нарушений функций памяти, внимания и мышления (т.е. когнитивных процессов) или в сложно диагностируемых случаях пожилой человек может быть направленна консультацию к психологу (для диагностического тестирования) или к психотерапевту (для постановки диагноза).

    Рассмотрим некоторые проблемы и трудности, с которыми могут столкнуться социальные работники при проведении диагностики пожилых людей.

    Весьма сложной задачей представляется диагностика пожилых людей, когда возрастные изменения состояния здоровья и психики приближаются к патологическим. Пожилому и старческому возрасту присущи хронические заболевания (иногда их насчитывается до восьмидесяти у одного человека), что снижает общую психическую активность и негативно сказывается на интеллектуально-мнестических функциях. Поэтому нужно обязательно узнавать, принимал ли какие-либо медикаменты пожилой человек, участвующий в диагностике, и, если так, как это на него повлияло.

    Известно, что некоторые болезни, например органов дыхания, которые учащаются с возрастом, могут влиять на выполнение тестов, так же как и лекарства, которые часто принимают пожилые люди.

    Пожилые люди должны понимать, о чем идет речь в опросе. Поэтому важной проблемой остается неграмотность и низкое образование, что часто встречается среди пожилых людей. Низкое образование затрудняет понимание пожилыми людьми вопросов тестов и анкет, что влечет систематические ошибки при оценке когнитивной недостаточности у малообразованных людей и ложно негативных результатов - у высокообразованных.

    Часто ситуация опроса воспринимается пожилыми людьми как формальный экзамен или как визит к врачу. Для молодых людей, у которых есть опыт учебы в школе или институте, это не вызывает внутреннего напряжения. Что касается пожилых людей, то важно создавать ситуацию, приближенную к их реальной жизни. Необходимо, чтобы внешние раздражители, такие как шум, помехи любого рода и проч., не отвлекали их внимание.

    Желательно получать необходимую информацию, проводить встречи с пожилыми людьми с целью диагностики в их собственных домах, квартирах, местах, где они живут постоянно. Это позволит пожилым людям гармонично вписаться в ситуацию опроса, которую они будут воспринимать как беседу о своей жизни, не испытывая внутреннего напряжения.

    Выбор темы беседы важно оставлять за пожилым человеком, проявляя к нему тем самым уважение. Кроме того, известно, что самостоятельный выбор поднимает уровень самоуважения и общей удовлетворенности жизнью.

    Важно, чтобы пожилые люди были уверены в том, что их выслушают серьезно и конструктивно используют сказанное ими. Специалист по социальной работе должен уметь говорить с людьми и кратко записывать ключевые пункты.

    Часто возникают трудности, связанные с особенностями стратегий поведения пожилых людей в ситуации диагностики. Например, они могут быть сдержанны и скрытны. Иногда пожилые люди предпочитают просто не давать те ответы, в которых они не уверены, т. е. действуют по принципу: "лучше не отвечать совсем, чем делать ошибки".

    Нежелание отвечать и степень осторожности, проявленные пожилыми людьми, с одной стороны, являются фактом полезной и адаптивной стратегии самозащиты. Часто пожилые люди нерешительны в том, насколько они квалифицированны, чтобы оценивать или комментировать предлагаемые вопросы анкеты, например адекватность или качество услуг в доме-интернате или социальном центре. С другой стороны, зависимость от обслуживающего персонала или членов семьи вызывает боязнь "возмездия" на их возможные выражения недовольства и жалобы, отражаемые в ответах. Многие авторы отмечают опасливость пожилых людей при ответах сказать лишнее, несмотря на гарантию анонимности их ответов. Поэтому у пожилых людей существует тенденция во время опросов демонстрировать удовлетворенность буквально всем. В некоторых случаях при ответах на вопросы, затрагивающие эмоциональную сторону жизни пожилых людей, возможны аффективные, неконтролируемые реакции с их стороны.

    Чтобы преодолеть эти трудности, нужно учитывать некоторые особенности. Например, социальный работник должен помнить о том, что информация должна быть собрана тем способом, который позволяет каждому пожилому человеку принять участие в опросе, независимо от его принадлежности к той или иной тендерной или этнической группе, от физических возможностей или уровня владения языком.

    Если диагностика проводится в домах-интернатах, некоторые исследователи советуют собирать информацию от проживающих (резидентов) тем, кто не является сотрудником. В этом случае резиденты будут чувствовать себя свободно и высказываться откровенно. Им легче говорить с теми, кто не отвечает за их повседневный уход или не несет за них ответственность.

    Другой причиной сдержанности или скрытости является уровень трудности теста или анкеты. Поэтому нужно начинать с более легких заданий или вопросов и только затем усложнять их. Если пожилой человек потерпит неудачу и не справится с заданиями, ему будет трудно закончить всю работу. Неудача вначале может явиться стрессовым фактором для пожилого человека, и сотрудничество с социальным работником может быть нарушено. Часто нежелание участвовать в опросе маскируется ссылками на плохое здоровье (головная боль, высокое давление и проч.).

    В научной литературе отмечены трудности диагностики пожилых мужчин, поведение которых в ситуациях опроса отличается от поведения женщин. Мужчин труднее интервьюировать, чем женщин. Они предпочитают не обсуждать личные дела, особенно в ситуации тяжелой потери. Мужчины более скрытны, с трудом идут на контакт. Одно из объяснений этого может заключаться в том, что женщины более дружелюбны, чем мужчины. В позднем периоде жизни женщины, продолжающие поддерживать отношения с социальным окружением, в том числе с членами семьи, а также имеющие опыт работы, лучше справляются с ситуацией опроса или интервью, чем мужчины, вышедшие на пенсию.

    У пожилых людей часто имеется сенсорный дефицит, что влечет за собой две проблемы. Первая заключается в том, что ситуация диагностики требует хорошей способности видеть и слышать, поэтому нужно поощрять пожилых людей пользоваться очками и слуховыми аппаратами, если это необходимо. Иногда следует в анкетах и тестах, предназначенных для пожилых людей, применять более крупный шрифт, чем обычно.

    Вторая проблема заключается в том, что только очень немногие тесты разработаны специально для людей позднего возраста, имеющих нарушения зрения и слуха. В этих случаях изобретательные специалисты сами составляют тестовые задания по аналогии "тактильных" тестов, разработанных для детей. Существуют самые разные варианты. Например, можно в один мешочек положить разные предметы. Пожилой человек засовывает руку в него и на ощупь пытается определить, что это за предмет (катушка, коробок спичек, пуговица и проч.) и из чего он состоит (древесина, резина, шерсть и проч.). В другом варианте на картон наклеивают образцы разного материала и проч.

    Пожилым людям требуется больше времени для адаптации к ситуации опроса или тестирования. Такая адаптация необходима для того, чтобы опрашиваемый человек почувствовал себя спокойным и непринужденным. Ситуация опроса требует атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, поэтому пожилым людям нужно помогать, одобряя и подбадривая их во время тестирования.

    Перед началом любой диагностической работы с пожилыми людьми нужно объяснить цели опроса и почему нужно откровенно отвечать на вопросы.

    Важно учитывать время опроса. Многие исследователи считают, что для пожилых людей лучше несколько коротких опросов, чем одно длительное тестирование. Заканчивать любую встречу с пожилым человеком нужно на ноте его успешной помощи и будущего сотрудничества.

    Кроме того, нужно всегда помнить о вопросах этики при работе с людьми позднего возраста. Например, существуют ограничения в исследовании процессов принятия решений в важных обстоятельствах жизни: выбор жизни или смерти; социально-стрессовые ситуации, многочисленные в позднем возрасте, - потеря близких, переживания разного рода; консфликты семейные и жестокое отношение и т.д. Нужно помнить о том, что эти люди имеют право на защиту от вовлечения в деятельность, которую они не понимают.

    К этическим проблемам можно отнести и обратную связь, т.е. пожилой человек должен не только знать, почему его опрашивают, но и какие он имеет результаты.

    В заключение стоит отметить, что принципы диагностики не изменяются в зависимости от возраста пожилого человека. К ним, например, относятся выбор манеры разговора, которая комфортна для специалиста и пожилого человека, что позволяет обмениваться ясной и понятной информацией; использование открытых вопросов, чтобы наметить область обсуждения, и закрытых вопросов, чтобы установить детали; изучение картины в динамике и т.д.

    Важно принимать во внимание конфиденциальность и сохранность данных, полученных в опросе (какие записи будут сохраняться; кто будет их вести; кто будет иметь к ним доступ и проч.). В некоторых случаях можно составить форму соглашения между специалистом и пожилым человеком. Например, в соглашении может быть указано, что любая часть материала будет использована только с согласия последнего. Там же обязательно отмечается, для каких целей можно использовать результаты: для публикаций, исследовательской работы, в образовательных целях (например, в школе или вузах), в средствах массовой информации и проч. Кроме того, в соглашении отмечается, можно ли упоминать имя пожилого человека, какие ограничения он накладывает на свой материал, причем эти ограничения должны быть изложены очень подробно. Соглашение подписывают специалист, пожилой человек, член его семьи или помощник.

    В прил. 7 даны некоторые диагностические материалы, с помощью которых социальные работники могут проводить экспресс-диагностику умственного состояния пожилых людей, их физического состояния, а также определить уровень одиночества, депрессии, субъективной удовлетворенности жизнью. Отдельно приводятся материалы на диагностику злоупотребления алкоголем в позднем возрасте.


    | | | 4 | | | | | | | |

    а) геронтология

    б) гериатрия

    в) герогигиена

    2. Наличие двух и более заболеваний у пациента — это

    а) полипрагмазия

    б) полиморбидность

    в) полиэтиологичность

    г) атипичность

    3. Одновременное назначение нескольких лекарственных препаратов – это

    а) полипрагмазия

    б) полиморбидность

    в) полиэтиологичность

    г) полиморфность

    4. Рентгенографию следует обязательно провести при появлении на фоне хронического бронхита

    а) общей слабости

    б) недомогания

    в) влажного кашля

    г) кровохарканья

    5. Наиболее частое осложнение острого бронхита у лиц пожилого и старческого возраста

    а) хронический бронхит

    б) очаговая пневмония

    в) туберкулез легких

    г) рак легкого

    6. При возникновении пневмонии у лиц пожилого и старческого возраста редко наблюдается

    а) слабость

    б) недомогание

    в) кашель

    г) высокая лихорадка

    7. К развитию пневмонии у лиц пожилого и старческого возраста предрасполагает

    а) переутомление

    б) перегревание

    в) постельный режим

    г) стрессы

    8. Причина снижения интенсивности боли при инфаркте миокарда у лиц пожилого и старческого возраста

    а) усиление воспалительной реакции

    б) ослабление воспалительной реакции

    в) повышение порога болевой чувствительности

    г) снижение порога болевой чувствительности

    9. Форма инфаркта миокарда, реже встречающаяся в пожилом и старческом возрасте

    а) ангинозная

    б) астматическая

    в) аритмическая

    г) безболевая

    10. Ведущая причина артериальной гипертензии у лиц пожилого и старческого возраста

    а) атеросклероз

    б) болезнь Иценко-Кушинга

    в) хронический пиелонефрит

    г) феохромоцитома

    11. Язвенный дефект у лиц пожилого и старческого возраста чаще локализуется в

    а) желудке

    б) двенадцатиперстной кишке

    в) слепой кишке

    г) ободочной кишке

    12. В возникновении язвенной болезни в пожилом и старческом возрасте наибольшее значение имеет

    б) нарушение микроциркуляции в стенке желудка

    в) повышенная кислотность желудочного сока

    г) психоэмоциональные перегрузки

    13. Задержка мочеиспускания у лиц пожилого и старческого возраста часто связана с

    а) острым гломерунефритом

    б) острым пиелонефритом

    в) острым циститом

    г) аденомой предстательной железы

    14. Причина снижения эффективности пероральных препаратов железа

    а) увеличение всасывания

    б) уменьшение всасывания

    в) ускорение эвакуации

    г) повышенная кислотность желудочного сока

    15.Заболевание, встречающееся преимущественно у лиц пожилого и старческого возраста

    а) гемофилия

    б) болезнь Шенлейна-Геноха

    в) железодефицитная анемия

    г) хронический лимфолейкоз

    16. Сахарный диабет у лиц пожилого и старческого возраста обусловлен

    а) бактериальной инфекции

    б) психоэмоциональными перегрузками

    в) абсолютным дефицитом инсулина

    г) снижением чувствительности тканей к инсулину

    17. Течение сахарного диабета у лиц пожилого и старческого возраста отягощают

    а) атеросклероз, ожирение

    б) пиелонефрит, цистит

    в) бронхит, пневмония

    г) гастрит, холецистит

    18. Заболевание, характеризующееся повышенной ломкостью костей из-за снижения содержания в них кальция

    а) артроз

    б) ревматоидный артрит

    в) остеохондроз

    г) остеопороз

    19. Модифицируемый фактор риска сахарного диабета в пожилом и старческом возрасте — это

    а) генетическая предрасположенность

    б) возраст

    в) нерациональное питание

    г) переохлаждение

    20. Развитию гипотериоза у лиц пожилого и старческого возраста способствует

    а) струмэктомия

    б) аутоиммунный тиреоидит

    в) лечение тиреостатиками

    г) все вышеперечисленное

    21. Развитию бронхиальной астмы у пожилых и старых людей ведущую роль играют

    а) инфекционные аллергены

    б) пищевые аллергены

    в) бытовые аллергены

    г) химические аллергены

    22. Причина развития старческой язвы

    а) инфицирование хеликобактером

    б) нарушение микроциркуляции стенки желудка

    в) малокалорийная диета

    г) стрессы

    23. Наиболее частая причина развития хронической абдоминальной ишемии у стариков

    а) хронические запоры

    б) атеросклероз брыжеечных артерий

    в) хронический колит

    г) возрастные изменения кишечника

    24. Развитию запоров у геронтов предрасполагает

    а) несбалансированное питание

    б) повышенное внутрибрюшное давление

    в) низкая физическая активность

    г) повышенная секреция пепсина

    Клиническое проявление диафрагмальной грыжи у пожилых

    а) изжога

    б) боль за грудиной при наклонах тела

    в) дисфагия

    г) все перечисленное верно

    26. Этиологические факторы хронического гастрита

    а) длительный прием НПВС

    б) инфицирование пилорическим хеликобактером

    в) нарушение режима и качества питания

    г) все вышеперечисленное верно

    27. Гонартроз – это остеоартроз

    а) коленного сустава

    б) тазобедренного сустава

    в) плечевого сустава

    г) локтевого сустава

    28. Коксартроз – это остеоартроз

    а) коленного сустава

    б) тазобедренного сустава

    в) плечевого сустава

    г) локтевого сустава

    29. Суточная потребность кальция в пожилом и старческом возрасте

    30. Начальными признаками сердечной недостаточности у лиц пожилого и старческого возраста является

    а) покашливание при разговоре

    б) пароксизмальные нарушения сердечного ритма

    в) проявление гипоксии мозга

    Правильные ответы:

    Б Г А Г А Г
    Б В Б А Б А
    А В Г Г Б Б
    Г А Б В А А
    Б А Г Г Г А

    Тесты для среза знаний по дисциплине гериатрия

    Вариант I

    Выберите один правильный вариант ответа и внесите в лист ответа

    1. Гериатрия – это:

    а) наука, изучающая анатомо-физиологические особенности пожилого человека

    б) наука о лицах пожилого и старческого возраста

    в) наука, изучающая функции стареющего организма

    г) область клинической дисциплины, изучающая болезни пожилых людей

    2. Какую клиническую картину имеют практически все болезни в старости:

    а) бессимптомную

    б) ярко выраженную

    в) обычную

    г) стертую

    3. Инфаркт миокарда у пожилых сопровождается:

    а) нестерпимыми болями в сердце, как правило, с их типичной иррадиацией

    б) более благоприятным прогнозом заболевания

    в) атипичными формами проявления

    г) все ответы неправильные

    4. У старых людей чаще встречаются переломы:

    а) ключицы

    б) шейки бедра

    в) тазовой кости

    г) грудины

    5. В процесс реабилитации входит все, кроме:

    а) психотерапии

    б) усиленного питания

    в) трудотерапии

    г) лечебной физкультуры

    6. При длительном постельном режиме необходимо проводить:

    а) усиленное питание

    б) профилактическую витаминотерапию

    в) профилактику застойных пневмоний

    г) интенсивную ЛФК

    7. Выберите лечебное мероприятие, к которому следует прибегать у пожилых пациентов с запорами лишь в крайнем случае:

    а) употребление достаточного количества жидкости

    б) лечебная гимнастика

    в) очистительная клизма

    г) регуляция диеты

    8. Заболевания лиц пожилого и старческого возраста изучает:

    а) геронтология

    б) гериатрия

    в) герогигиена

    г) геронтопсихология

    9 . Ведущая потребность в старости:

    а) общение, передача накопленного опыта

    б) лечение

    в) работа

    10. Повышенный риск травматизации встречается у пожилых людей:

    а) живущих в большой семье

    б) занимающихся физическими упражнениями

    в) одинокоживущих

    г) постоянно пользующихся лифтом

    А наутро я встал —

    Мне давай сообщать,

    Что хозяйку ругал,

    Всех хотел застращать,

    Будто голым скакал,

    Будто песни орал,

    А отец, говорил,

    У меня — генерал!

    Владимир Высоцкий

    Амнезии, или провалы памяти, — широко известный признак алкогольной болезни. Часто на вопрос: «Бывает ли, что вы многого не помните на следующий день после алкоголизации?», наши пациенты отвечают: «Естественно!», «Конечно!», «А как же без этого!».

    С какого-то периода алкогольной болезни отравленный мозг начинает сбоить и не может в полной мере выполнять важнейшие функции. Для сравнения могу сказать, что аналогичные симптомы, то есть провалы памяти, могут возникать при некоторых психических заболеваниях и тяжелых черепно-мозговых травмах. Многим известен синдром ретроградной амнезии, когда человек не помнит те события, которые предшествовали сотрясению или ушибу головного мозга. И чем тяжелее патологическое воздействие, тем более длинный период выпадает из памяти. С этих позиций любой массивный алкогольный эксцесс по степени разрушительного воздействия на кору больших полушарий можно сравнить, как минимум, с легким сотрясением мозга.

    Сначала из памяти «стираются» отдельные эпизоды — это так называемые палимпсесты. Человек не может вспомнить, что он делал в течение короткого отрезка времени, обычно — после больших доз спиртного, иногда непосредственно перед сном. На сленге наших пациентов это называется «заспал». В дальнейшем доза алкоголя, вызывающая палимпсесты, прогрессивно уменьшается, а длительность амнезированных (забытых) периодов увеличивается. Пока, наконец, не возникают именно провалы памяти — амнезии, когда человек забывает, что он делал в течение длительного, иногда до нескольких часов, периода. Причем все это время алкоголик может сохранять активность, совершать какие-либо действия, иногда даже выполнять достаточно сложную работу, а затем все просто-напросто забывается, и он узнает о своих действиях от кого-то другого.

    Амнезии, особенно в сочетании с неконтролируемым поведением, доставляют пьющему человеку много неприятностей и проблем. Проснувшись утром после пьянки, он начинает мучительно вспоминать — не натворил ли чего вчера в «пьяном безобразии». Еще хорошо, если он просыпается у себя или у друзей дома, а не в больнице, не в милиции и не на улице. Хорошо, если нет следов побоев, одежда не испорчена и все ценные вещи на месте (если, конечно, они вообще при нем). А бывает и по-другому: алкоголик, очнувшись утром, видит в зеркале разбитое, опухшее лицо, находит разбросанную по всей квартире грязную рваную одежду и с горечью отмечает, что от крупной суммы денег, которая была у него вчера, не осталось ни копейки. В гудящей голове мелькают лишь какие-то обрывки вчерашних «полетов», и, чтобы восстановить картину случившегося накануне, он вынужден обращаться за помощью к очевидцам его пьяных приключений — если они, конечно, после этого с ним разговаривают. Узнав много новых и далеко не приятных подробностей о своем поведении, алкоголик впадает в уныние и идет лечиться испытанным методом, то есть — опохмеляется.

    Есть и другая защитная реакция: он категорически не верит рассказам окружающих и обвиняет их в клевете. Это очередная защитная уловка Зеленого Змия, которая позволяет алкоголику на некоторое время отгородиться от реальности и продолжать спиваться. Иногда такая ситуация, с точки зрения психического здоровья, выглядит достаточно абсурдно. Человеку рассказывают, как он вчера в пьяном состоянии выломал дверь, ударил жену, перебил посуду, в одних трусах бегал по подъезду и прочее, а он все категорически отрицает, будучи уверен: все (в том числе, синяк под глазом) придумала жена, чтобы ему досадить. И чем чаще возникают такие эпизоды, тем более озлобленно он реагирует на все попытки призвать его к реальной оценке проблемы.

    Правда, в некоторых случаях появление провалов памяти, наоборот, служат той последней каплей, которая заставляет алкоголика задуматься о быстрейшем решении проблемы. Он понимает (если еще сохранилась хотя бы капля здравомыслия): такие варианты опьянения могут привести к серьезнейшим последствиям. Человек в таком состоянии часто совершает очень опрометчивые поступки, может попасть в опасную ситуацию, получить тяжелую травму и даже не помнить, как это все произошло. Даже если этого не случается, все равно остается чувство потерянного времени, так как большие периоды жизни просто перестают существовать — вроде как их и не было.

    Мне запомнился один наш пациент, который обратился за помощью после интимных отношений с женщиной, любви которой давно добивался. Долгожданная романтичная ночь была полностью стерта из его памяти, поскольку ей предшествовал ужин при свечах с обильным количеством разнообразных спиртных напитков. Проснувшись утром, пациент практически ничего не помнил, хотя по ласковому взгляду любимой можно было догадаться, что ночь удалась. Не желая «себя обкрадывать» пациент закодировался на максимальный срок, пообещав по его окончании прийти вновь.

    У кого и когда возникают провалы памяти?

    При традиционном развитии алкогольной болезни палимпсесты могут возникать уже на первой стадии заболевания, амнезии — на второй и третьей стадиях. Но отсутствие этого симптома ни в коем случае не говорит об отсутствии алкогольной зависимости. Так, у ряда наших пациентов (это 7 — 8%) даже на поздних стадиях провалы памяти отсутствуют. Иногда после длительных трезвых периодов, а также при переходе на употребление более слабых алкогольных напитков способность все помнить на следующий день после пьянки как бы возвращается. Это «улучшение», конечно, вселяет оптимизм в алкоголика, но характер чаще всего носит временный.

    С другой стороны, проблемы с памятью могут возникать у людей, не имеющих алкогольной болезни, иногда буквально после первой встречи с алкоголем.

    Викторина для бабушек (с ответами)

    К нам достаточно часто приходят люди без признаков зависимости, которые жалуются на неадекватное поведение в опьянении, иногда даже после умеренных доз спиртных напитков, с последующими амнезиями. Такая реакция на алкоголь часто возникает у людей, перенесших когда-то черепно-мозговые травмы, тяжелые инфекционные заболевания, нейроинфекции и некоторые другие болезни, при которых в патологический процесс вовлекался головной мозг. Несмотря на отсутствие признаков алкоголизма, прогноз в таких случаях (если человек не прекращает пить) весьма негативный, так как симптомы болезни и различного рода осложнения могут возникнуть очень быстро.

    Наркомания, алкоголизм

    Главная• Медицина• Деменция. Пройти тест на старческий маразм, слабоумие

    Деменция. Пройти тест на старческий маразм, слабоумие

    Как пожилые люди могут узнать, как работает их головной мозг. Кому не случалось, забыв нужное слово или дату, посетовать шутливо: "Эх, старость-не радость!"

    Но в этой шутке лишь доля шутки. Как говорил великий мудрец Франсуа Ларошфуко: "Все жалуются на свою память, и никто не жалуется на свой разум". А между тем в нашей стране уже два миллиона человек страдают заболеванием, которое так и называется — деменция, или старческое слабоумие.

    Со временем болезнь прогрессирует : человек забывает, как его зовут, может выйти из дома и заблудиться, теряет простейшие жизненные навыки. В мире таких больных почти 40 миллионов, а к 2030 году, прогнозируют врачи, их число удвоится — деменция наступает.

    Первые признаки деменции или старческого слабоумия

    Можно ли заметить первые признаки болезни, чтобы предотвратить худшее? Оказывается, можно. Специалисты-неврологи из Университета штата Огайо (США) разработали тест SAGE, который позволяет самостоятельно выявить признаки ухудшения мыслительных способностей.

    Тест нужно выполнить самостоятельно , без чьей-либо помощи, словарей или справочников. В среднем на это должно уйти 10-15 минут. Ошибки или пропуск шести или более пунктов — сигнал того, что какие-то изменения в мозге уже произошли. Конечно, тест не ставит диагноз. Разве что служит поводом обратиться к врачу-невропатологу для более детального обследования.

    Предлагаю вам , уважаемые читатели, испытать себя или предложить тест пожилым родственникам, если, конечно, они сами того захотят. Разумеется, не стоит воспринимать испытание слишком всерьез-мы с вами не академики и не эксперты. Но, согласитесь, даже в шутливой форме, но все равно интересно узнать, что же у тебя в голове происходит?

    Тест — Хорошо ли вы мыслите

    Ответьте на вопросы теста письменно, ответы "Да", "Иногда" или "Нет" просто обведите.

    Нажмите увеличить страницу теста 1

    Задания теста 1

    1. Ваше имя ______________

    2. Дата рождения ______________

    3. Ваш пол _______________

    4. Сколько лет назад вы окончили школу? _______________

    5. Испытываете ли вы проблемы с памятью или мышлением?
    Да Иногда Нет

    6. Есть ли у вас близкие родственники, которые испытывают проблемы с памятью или мышлением?
    Да Нет

    7. Бывает ли, что вы теряете равновесие?
    Да Нет

    8. Если да, то знаете ли вы причину этого?
    Да (опишите причину) _______ Нет _______

    9. Был ли у вас инсульт?
    Да Нет

    10. Был ли у вас микроинсульт?
    Да Нет

    11. Чувствуете ли вы какие-либо изменения в своей личности?
    Да (опишите, какие) ________ Нет_______

    12. Есть ли у вас трудности с повседневными делами из-за проблем "с головой"?
    Да Нет

    Нажмите увеличить страницу теста 2

    Задания теста 2

    1. Напишите сегодняшнюю дату, не заглядывая в календарь. Число_______ Месяц_______ Год_______,

    2. Напишите, что изображено на этих рисунках?

    Игра для пожилых людей - для тренировки памяти. » Выдающийся ум! «

    Рис.1
    1. _______________
    2. _______________

    3. Чем похожи между собой наручные часы и линейка? Напишите
    Оба эти предмета являются _______
    (впишите продолжение фразы).

    4. Сколько "пятачков" в 60 копейках?

    5. В булочной вы заплатили за покупку 13 рублей 45 копеек. Сколько вам дадут сдачи с 20 рублей?

    6. Проверка памяти. Запомните, что в конце этого теста на последней линейке надо написать фразу "Тест закончен".

    7. Перерисуйте картинку
    Рис.2 квадрат

    8. Нарисуйте циферблат, расставьте на нем цифры. Нарисуйте две стрелки в положении "пять минут двенадцатого". Длинную стрелку обозначьте буквой "Д", короткую — буквой "К".

    9. Запишите названия 12 любых животных.

    10. Соедините цифры и буквы так, как это сделано в образце.
    Рис.3

    11. Перестройте фигуры по данному образцу.

    А. Дано: один треугольник и один квадрат.
    Рис.4 Уберите две линии. Перенесите их на рисунок так, чтобы получилось два квадрата.

    Б. Дано два квадрата и два треугольника. Рис.5 Уберите четыре линии. Перенесите их так, чтобы получилось четыре квадрата.

    12. Закончили ли вы тест?

    Теперь проверьте, допустили ли вы ошибки в ответах и на все ли вопросы ответили сразу. Если ошибок и пропусков 6 и больше, стоит обратиться к врачу-невропатологу и обследовать функции головного мозга.

    Марьяна Безруких академик Российской академии образования, специалист по возрастной физиологии

    Функция головного мозга угасает , если человек не ставит перед собой новых, нестандартных задач. Только такие задачи сохраняют наш интеллект, создают новые связи между клетками головного мозга. Задачи могут быть любые — изучение иностранного языка, чтение, заучивание наизусть стихов, решение сложных кроссвордов, занятие творчеством, общественная работа — все, что выходит за рамки чисто бытовых, рутинных забот.

    Эдуард Костандов профессор, зав. лабораторией нейрофизиологии когнитивных процессов Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

    Головной мозг, как и мышцы тела , надо все время упражнять. Конечно, если человек выходит на пенсию, нагрузка сильно уменьшается. Но надо ее компенсировать-писать мемуары, заниматься с внуками, вести семейную бухгалтерию и т.д. В общем, делать все, чтобы голова работала, а мотивация к интеллектуальной нагрузке сохранялась. И как можно больше двигаться — физическая и умственная активность взаимосвязаны.

    Как много вы знаете о пожилых людях? Чтобы определить это, решите, какие из приведенных ниже утверждений правильные, а какие - ошибочные.

    1. Большинство пожилых людей живут в домах престарелых.

    2. Пожилые люди в США живут вдалеке от своих детей.

    3. Пожилые люди мало общаются со своими подросшими детьми.

    4. Одиночество - проблема пожилых людей.

    5. Пожилые люди не очень интересуются сексом.

    6. У пожилых людей нездоровое внимание к прошлому.

    7. К пожилым людям относятся с уважением.

    Все эти утверждения не соответствуют действительности.

    Вопреки популярному заблуждению, в домах престарелых живут менее 1% лиц раннего пожилого возраста (в возрасте от шестидесяти пяти до семидесяти четы­рех лет) и только 15% тех, кому восемьдесят пять лет или более . На самом де­ле, несмотря на наше мобильное общество, две трети пожилых людей, которые не находятся в государственных клиниках или организациях, живут в тридцати ми­нутах езды от детей, я дети их еженедельно навещают. Если частые визиты невоз­можны, то дети звонят по телефону; 76% пожилых людей говорят по телефону со своими детьми каждую неделю . Более того, 72% пожилых мужчин женаты

    и живут со своими супругами . По тем или иным причинам чувство одиночест­ва является проблемой лишь для меньшинства пожилых людей.

    Представление о том, что секс не представляет никакого интереса для пожи­лых людей, совершенно неверно. В исследовании более чем 100 мужчин и жен­щин в возрасте от 80 до 102, которые жили в доме для пенсионеров, секса на самом деле больше, чем вы можете представить. Наибо­лее распространенной формой секса были прикос­новения (82% мужчин и 64% женщин), за кото­рыми шла мастурбация (72% мужчин и 40% жен­щин) и затем половой акт (63% мужчин и 30% жен­щин). И это были люди старше восьмидесяти! Ва­гинальное увлажнение и эрекция пениса могут воз­никать позже и исчезать раньше, но исследование за исследованием показывают, что пожилые люди по-прежнему активны.



    Наконец, верно, что пожилые люди часто вспо­минают прошлое, но это не является чем-то нездо­ровым. Как мы вскоре увидим, одна из потребно­стей более поздних лет - желание видеть себя ча­стью человеческого рода, чтобы быть присоеди­ненным к прошлому и будущему. Воспоминания помогают решить эту задачу. К сожалению, не все усыпано розами на пути наших пожилых сограж­дан. Вместо того чтобы обращаться с пожилыми людьми с уважением, которое многие заслужили за годы труда и гражданской ответственности, мы

    не только действительно игнорируем их и обращаемся с ними как с людьми, крайне надоедливыми, что является проявлением неуважения, но иногда мы еще и причиняем им вред. Трудно поверить в то, что 2 миллионам пожилых людей каж­дый год наносят физический ущерб или относятся к ним с пренебрежением .

    Взаимодействие со старшими -хороший обучающий опыт для детей

    Приспособление в старости

    Существует несколько теорий развития, которые пытаются объяснить стресс у пожилых людей. Далее мы на них остановимся.

    Эрик Эриксон. Концепция кризиса жизни

    Эрик Эриксон описал жизнь как состоящую из восьми стадий, в течение которых возникают кризисы. Кризис поздней взрослости является приобретением ощу­щения интеграции и преодоления чувства отчаяния. Эриксон видел эту стадию жизни как стадию, в которой успешная личность имеет довольно ясное понима­ние собственной идентичности, признает как свои успехах, так и неудачи и хочет утверждать тот жизненный стиль, в котором она живет. Смерть, следовательно, не кажется краем жизни. Личность, которая неуспешна в этом кризисе, вероятно, переполнена отчаянием, потому что времени осталось так мало, смерть прибли­жается слишком быстро, и нет времени искать другой путь для интеграции.

    Отвращение к смерти может скрывать отчаяние, вследствие чего личность стано­вится ожесточенной, депрессивной и параноидной .

    Роберт Хавигхерст. Задачи развития

    Роберг Хавигхерст видит жизнь как серию задач развития, с которыми мы долж­ны справиться прежде, чем перейдем на следующую стадию развития . Ха­вигхерст определил задачу развития как задачу, которая «возникает в определен­ный период жизни личности... успешное решение которой ведет к счастью и успеху в дальнейших задачах, в то время как неудача приводит к ощущению не-счастливости, неодобрению обществом и возникновению трудностей при сле­дующих задачах» . Последняя стадия, по Хавигхерсту, поздняя взрослость, начинается в возрасте пятидесяти пяти лет. Эта стадия характеризуется новым опытом и новой ситуацией, с которой приходится иметь дело. Хавигхерст счита­ет, что в пожилом возрасте все еще возможно развитие.

    1. Приспособление к тому, что уменьшаются физические силы и ухудшается здоровье.

    2. Адаптация к образу жизни, вызванному выходом на пенсию и снижением доходов.

    3. Адаптация к жизни после смерти супруга.

    4. Присоединение себя к своей возрастной группе.

    5. Выполнение социальных и гражданских обязательств.

    6. Приемлемое обустройство физических условий проживания .

    Так как главный стрессор включает в себя адаптацию к изменениям, можно легко увидеть значение стресса для пожилого возраста в соответствии с теорией Хавигхерста.

    Позитивное изменение

    Чтобы не забыть о хороших изменениях, сопровождающих пожилой возраст, да­вайте здесь вспомним вот о чем. Для многих пожилых людей источником радости становятся их внуки. Отношения между бабушками, дедушками и внуками уни­кальны. Свободные от ответственности за дисциплину, дедушки и бабушки могут просто играть с ними, помогать им учиться и веселиться вместе с ними. Дедушки и бабушки, которые каждый день заботятся о своих внуках, могут ощущать ра­дость, связанную с тем, что они причастны к росту любимого существа и превра­щению его во взрослого человека.

    Во многих обществах пожилой возраст имеет и другое преимущество. Пожи­лых людей воспринимают как самых мудрых в обществе, советуются с ними и уважают за их мудрость. К сожалению, в нашем обществе это скорее пожелание, чем правило. Тем не менее некоторые компании и правительственные агентства действительно ценят знания и опыт своих пожилых работников и даже спраши­вают совета у некоторых пенсионеров.

    Старость зачастую представляется нам периодом, в который можно реализо­вать свои интересы, не удовлетворенные раньше. Мы часто слышим, что люди ушли на пенсию и переехали туда, где они всегда хотели жить, или же они пред-

    приняли что-то такое (например, путешествие), чего всегда страстно хотели, но никогда не делали.

    Я думаю, вы поняли ситуацию: некоторые стрессоры пожилого возраста явля­ются способами адаптации, которые дают хорошие результаты, но тем не менее это все же стрессоры.

    Выход на пенсию

    Выход на пенсию - одно из наиболее значимых событий нашей жизни. От того, насколько успешно мы приспособимся к этому, во многом зависит удовлетворен­ность и отдача от следующих лет жизни. Когда мы осознаем, что выход на пенсию имеет далеко идущее значение, мы оценим его важность. Что будет думать чело­век, вышедший на пенсию, о своей ценности, если для него «продуктивность» в работе была смыслом жизни? Будет ли ему не хватать своих коллег по работе или мыслей о людях, с которыми он работал? Сможет ли он заменить чем-либо при­обретение новых навыков? Покинет ли его чувство нужности другим, которое обеспечивала ему работа?

    Выход на пенсию влияет не только на самих пенсионеров, но и на их семьи. Будет ли пенсия такой скудной, что заставит другого супруга ущемлять себя, пе­рераспределяя бюджет? Будут ли члены семьи, живущие далеко, навещать их чаще?

    Из-за роста числа пожилых людей, не уходящих на пенсию, и из-за того, что наша система социального обеспечения рассчитывается неохотно с пожилым на­селением, правительство поощряет поздний выход на пенсию. Когда мы слышим о Фуллере или о Рене Дюбуа, или о других пожилых людях потрясающей мудро­сти и способностях, нельзя не поддерживать более поздний выход на пенсию. В 1978 году Конгресс повысил возрастную планку обязательного ухода на пен­сию с шестидесяти пяти до семидесяти лет и полностью убрал возрастной лимит для федеральных служащих. Президенту Рональду Рейгану было семьдесят три года, когда его выбрали на второй срок, демонстрируя, что хронологический воз­раст не так важен, как ментальный и психологический. Многие люди предпочи­тают работать всю жизнь, тогда как другие склонны уйти на пенсию полностью или по достижении пенсионного возраста сменить работу. Этот выбор позволяет людям ощущать больший контроль над своими жизнями, чем тогда, когда выход на пенсию был обязателен в шестьдесят пять лет.

    Выход на пенсию, воспринимают ли его как позитивный или негативный опыт, все равно требует приспособления. Работа является такой важной частью нашей жизни в течение столь долгого времени, что от нее начинает зависеть само­оценка. Когда приходит пенсионный возраст, нам может не хватать других спосо­бов подтверждения своей самооценки и статуса. Уволенные на пенсию работни­ки могут воспринимать себя как ненужных.

    Кроме того, выход на пенсию зачастую означает приспособление к стилю жиз­ни, ориентированному на досуг. Больше не нужно рано вставать, приходить на работу к определенному часу, обедать по расписанию и откладывать время отды­ха на вечер и на выходные - и люди на пенсии сталкиваются с совершенно но­вым стилем жизни, к которому им необходимо привыкнуть. Для тех, у кого не было досуга - трудоголиков например, эта адаптация будет главной задачей.

    Им может не хватать навыков досуга, таких как хорошая беседа с другими, раз­личных спортивных навыков или просто способности получать удовольствие от такой деятельности, которая не является «продуктивной».

    Пенсионный возраст осложняется также тем, что многие пенсионеры должны привыкнуть к уменьшению финансовых ресурсов. Имея больше времени для до­суга и меньше денег, которые они могут потратить на него, многие пенсионеры чувствуют себя фрустрированными.

    Кроме того, время от времени пенсионерам приходится сталкиваться с нега­тивными установками других, которые могут смотреть на них как на проиграв­ших. Например, есть исследования о том, что работники здравоохранения значи­тельно более негативны в своих установках к лечению пожилых людей, чем к лечению молодых. Эйджизм, как сексизм и расизм, является негативной соци­альной реальностью, с которой приходится иметь дело пожилым людям.

    Ко всем описанным изменениям, к которым вынуждены привыкать пожилые люди, присоединяется одиночество (не обязательно «чувство одиночества», но скорее проживание одного в случае смерти супруга) и проблемы, связанные со здоровьем. Учитывая также возрастные заболевания, такие как диабет, артрит и атеросклероз, можно сказать, что они прогрессируют при старении, и в силу этого на различные виды деятельности во время пенсионного Бозраста может быть на­ложено большее количество ограничений.

    Как пожилые люди могут узнать, как работает их головной мозг. Кому не случалось, забыв нужное слово или дату, посетовать шутливо: "Эх, старость-не радость!"

    Но в этой шутке лишь доля шутки. Как говорил великий мудрец Франсуа Ларошфуко: "Все жалуются на свою память, и никто не жалуется на свой разум". А между тем в нашей стране уже два миллиона человек страдают заболеванием, которое так и называется - деменция, или старческое слабоумие.

    Со временем болезнь прогрессирует : человек забывает, как его зовут, может выйти из дома и заблудиться, теряет простейшие жизненные навыки. В мире таких больных почти 40 миллионов, а к 2030 году, прогнозируют врачи, их число удвоится - деменция наступает.

    Первые признаки деменции или старческого слабоумия

    Можно ли заметить первые признаки болезни, чтобы предотвратить худшее? Оказывается, можно. Специалисты-неврологи из Университета штата Огайо (США) разработали тест SAGE, который позволяет самостоятельно выявить признаки ухудшения мыслительных способностей.

    Тест нужно выполнить самостоятельно , без чьей-либо помощи, словарей или справочников. В среднем на это должно уйти 10-15 минут. Ошибки или пропуск шести или более пунктов - сигнал того, что какие-то изменения в мозге уже произошли. Конечно, тест не ставит диагноз. Разве что служит поводом обратиться к врачу-невропатологу для более детального обследования.

    Предлагаю вам , уважаемые читатели, испытать себя или предложить тест пожилым родственникам, если, конечно, они сами того захотят. Разумеется, не стоит воспринимать испытание слишком всерьез-мы с вами не академики и не эксперты. Но, согласитесь, даже в шутливой форме, но все равно интересно узнать, что же у тебя в голове происходит?

    Тест - Хорошо ли вы мыслите

    Ответьте на вопросы теста письменно, ответы "Да", "Иногда" или "Нет" просто обведите.

    Задания теста 1

    1. Ваше имя ______________

    2. Дата рождения ______________

    3. Ваш пол _______________

    4. Сколько лет назад вы окончили школу? _______________

    5. Испытываете ли вы проблемы с памятью или мышлением?
    Да Иногда Нет

    6. Есть ли у вас близкие родственники, которые испытывают проблемы с памятью или мышлением?
    Да Нет

    7. Бывает ли, что вы теряете равновесие?
    Да Нет

    8. Если да, то знаете ли вы причину этого?
    Да (опишите причину) _______ Нет _______

    9. Был ли у вас инсульт?
    Да Нет

    10. Был ли у вас микроинсульт?
    Да Нет

    11. Чувствуете ли вы какие-либо изменения в своей личности?
    Да (опишите, какие) ________ Нет_______

    12. Есть ли у вас трудности с повседневными делами из-за проблем "с головой"?
    Да Нет

    Задания теста 2

    1. Напишите сегодняшнюю дату, не заглядывая в календарь. Число_______ Месяц_______ Год_______,

    2. Напишите, что изображено на этих рисунках?
    Рис.1
    1. _______________
    2. _______________

    3. Чем похожи между собой наручные часы и линейка? Напишите
    Оба эти предмета являются _______
    (впишите продолжение фразы).

    4. Сколько "пятачков" в 60 копейках?

    5. В булочной вы заплатили за покупку 13 рублей 45 копеек. Сколько вам дадут сдачи с 20 рублей?

    6. Проверка памяти. Запомните, что в конце этого теста на последней линейке надо написать фразу "Тест закончен".

    7. Перерисуйте картинку
    Рис.2 квадрат

    8. Нарисуйте циферблат, расставьте на нем цифры. Нарисуйте две стрелки в положении "пять минут двенадцатого". Длинную стрелку обозначьте буквой "Д", короткую - буквой "К".

    9. Запишите названия 12 любых животных.

    10. Соедините цифры и буквы так, как это сделано в образце.
    Рис.3

    11. Перестройте фигуры по данному образцу.

    А. Дано: один треугольник и один квадрат.
    Рис.4 Уберите две линии. Перенесите их на рисунок так, чтобы получилось два квадрата.

    Б. Дано два квадрата и два треугольника. Рис.5 Уберите четыре линии. Перенесите их так, чтобы получилось четыре квадрата.

    12. Закончили ли вы тест?

    Теперь проверьте, допустили ли вы ошибки в ответах и на все ли вопросы ответили сразу. Если ошибок и пропусков 6 и больше, стоит обратиться к врачу-невропатологу и обследовать функции головного мозга.

    Марьяна Безруких академик Российской академии образования, специалист по возрастной физиологии

    - Функция головного мозга угасает , если человек не ставит перед собой новых, нестандартных задач. Только такие задачи сохраняют наш интеллект, создают новые связи между клетками головного мозга. Задачи могут быть любые - изучение иностранного языка, чтение, заучивание наизусть стихов, решение сложных кроссвордов, занятие творчеством, общественная работа - все, что выходит за рамки чисто бытовых, рутинных забот.

    Эдуард Костандов профессор, зав. лабораторией нейрофизиологии когнитивных процессов Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

    - Головной мозг, как и мышцы тела , надо все время упражнять. Конечно, если человек выходит на пенсию, нагрузка сильно уменьшается. Но надо ее компенсировать-писать мемуары, заниматься с внуками, вести семейную бухгалтерию и т.д. В общем, делать все, чтобы голова работала, а мотивация к интеллектуальной нагрузке сохранялась. И как можно больше двигаться - физическая и умственная активность взаимосвязаны.

    О пожилых людях говорят, что из-за усиливающегося склероза они становятся рассеянными и забывчивыми. В действительности же забывчивость не является «привилегией» только пожилых. Увы, «дырявая» память может быть у людей разных возрастов.

    А какая у вас память? Чтобы получить ответ на этот вопрос, воспользуйтесь следующим тестом.

    В течение 1 минуты - положите перед собой часы - прочтите 25 слов, закройте текст и за 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить. Подсчитайте число написанных слов и оцените каждое написанное слово в 1 балл.

    По сумме баллов определите, к какой категории вы можете себя отнести.

    Слова теста:

    сено, тротуар, ключ, столетие, самолет, фильм, поезд, аромат, картина, Карпаты, месяц, Гималаи, певец, неподвижность, радио, календарь, трава, мужчина, перевал, женщина, автомобиль, абстракция, сердце, вертолет, букет

    Результаты теста:

    6 баллов и меньше . Ваша память (в первую очередь зрительная) не в лучшем состояний. Но это вовсе не безнадежно - займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти, например чтением книг, запоминанием текстов и т. д. Помогает и счет в уме. Употребляйте витамины. При случае посоветуйтесь с врачом или психологом об индивидуальных методах профилактики забывчивости.

    7-12 баллов

    Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это всегда мешает запоминанию.

    13-17 баллов

    Результаты ваши вполне приличны, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет.

    18-21 балл

    Отличный результат, который доказывает, что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. За память свою не беспокойтесь.

    Свыше 22 баллов

    У вас прекрасная, если не сказать, феноменальная, память!