Как научить ребенка правильно выражать свои эмоции. Как научить ребенка выражать свои чувства

Дети выражают эмоции открыто. Они смеются так заразительно, что окружающие не могут сдержать улыбку. Бурно радуются, когда им впервые что-то удается. В гневе швыряют вещи, капризничают, если не получают желаемое, рыдают, когда больно. Не все взрослые знают, как реагировать на этот спектр эмоций.

Мы понимаем, какой ущерб невольно нанесли нам родители, - они желали нам всего лучшего, но пренебрегали нашими чувствами, потому что не научились управлять собственными. Потом мы сами становимся родителями и осознаем, какое непростое дело нам предстоит. Как реагировать на эмоции детей, чтобы не навредить? Проблемы, над которыми они плачут, кажутся нам смешными. Когда детям грустно, хочется их обнять, когда они злятся - накричать на них. Порой хочется, чтобы дети перестали так остро переживать. Мы заняты, нет времени их утешать. Мы не научились принимать свои эмоции, нам не нравится испытывать грусть, гнев и стыд, и мы хотим уберечь от них детей.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них

Правильнее не запрещать себе эмоции, а позволить себе глубокие чувства, прислушиваться к своим ощущениям и адекватно на них реагировать. Лесли Гринберг, профессор психологии из Йоркского университета и автор книги «Эмоционально-ориентированная терапия: учим клиентов разбираться с чувствами», считает, что секрет - в эмоциональном интеллекте.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них. Именно этому должны научить родители. Три упражнения, которые помогут развить эмоциональный интеллект у детей.

1. Назовите и объясните эмоцию

Помогите ребенку описать ситуацию и эмоции, которые она вызывает. Посочувствуйте. Детям важно знать, что их понимают. Объясните, что испытывать такие чувства нормально.

Например, старший сын отобрал у младшего игрушку. Младший бьется в истерике. Вы можете сказать: «Ты плачешь, потому что брат отобрал у тебя машинку. Тебе грустно из-за этого. На твоем месте я бы тоже расстроилась».

2. Разберитесь в собственных чувствах

Как вам хочется отреагировать на переживания ребенка? Что это говорит о вас и о ваших ожиданиях? Ваша личная реакция на ситуацию не должна превращаться в реакцию на чувства ребенка. Постарайтесь этого избегать.

Например, ребенок в гневе. Вы тоже злитесь и хотите накричать на него. Но не стоит поддаваться порыву. Остановитесь и подумайте, почему ребенок так себя ведет. Вы можете сказать: «Ты злишься, потому что мама не разрешает это трогать. Мама так поступает, потому что любит тебя и не хочет, чтобы ты поранился».

Затем подумайте, почему приступ детского гнева вас разозлил. Вам показалось, что ребенок отвергает вас как родителя? Вас раздражает крик и шум? Это напомнило вам о какой-то другой ситуации?

3. Научите ребенка выражать эмоции адекватно

Если ему грустно, разрешите поплакать, пока грусть не пройдет. Возможно, эмоции будут накатывать волнами несколько раз. Если ребенок злится, помогите выразить гнев словами или физической активностью: попрыгать, побегать, сжать подушку. Вы можете сказать: «Я понимаю, что ты злишься. Это нормально. Ненормально бить брата. Как ты можешь выразить злость другим способом?»

Эмоциональный интеллект защитит от зависимостей во взрослой жизни

Обучая ребенка эмоциональному интеллекту, вы повышаете качество его жизни. Он будет уверен, что его чувства важны, а умение выражать их поможет строить близкие дружеские, а затем и романтические отношения, эффективнее сотрудничать с другими людьми и фокусироваться на заданиях. Эмоциональный интеллект защитит его от зависимостей - нездоровых способов справляться с переживаниями - во взрослой жизни.

Далеко не все родители понимают, как приучить ребенка к спорту, особенно если сам малыш не проявляет особого интереса к активным занятиям. Для начала: если в вашем доме царит культ гаджетов, телевизора, компьютерные игрушки заменяют досуг и живое общение, то приучить ребёнка будет достаточно трудно. Это не значит, что компьютер детям полностью противопоказан, как об этом могут рассказать сегодня бабушки и представители старшего поколения в целом, подозрительно относящиеся к подобным новинкам.

В возрасте двух лет у детей начинается кризис, проявляется в постоянных истериках, природу которых родители не понимают. Но успокаивать малыша нужно и это не всегда получается. Это вызывает негативные эмоции у мамы и папы, чем ситуация становится еще тяжелее. В статье приведены девять советов, как вести себя с ребенком во время истерики.

Известный факт, что дети и домашние животные прекрасно ладят между собой. Большинство детей просто обожают котят, щенков, хомячков и морских свинок. Есть семьи, где из поколения в поколение уже принято иметь в доме питомцев. Ребенок с рождения находится в обществе четвероногих друзей, и даже не может себе представить, что бывает по–другому.

Ваши дети, наверняка, уже слышали новости о коронавирусе и, возможно, даже успели испугаться. Неудивительно, ведь детское восприятие мира отличается от суждений взрослого человека. Тем более, когда школу или садик закрывают на карантин и ничего не объясняют. Это вызывает страх, панику и домыслы. Но вы можете стать для ребенка надежным источником информации, и мы предлагаем вам 7 советов, которые помогут спокойно поговорить с ребенком про коронавирус.

Переходный возраст у мальчиков не проходит гладко. Чаще всего основная проблема заключаются в недовольстве своим внешним видом. Не существует идеальных людей. Нет однозначного ответа на вопрос, легко ли быть подростком? В период полового созревания восприятие собственной внешности приобретает негативный характер. Этот этап является своеобразным испытанием на прочность. Мальчик впервые сталкивается с собственными противоречиями психологического характера.

На чтение 12 мин. Просмотров 4.2k.

В жизни ребенка непременно должны царить положительные эмоции как первооснова для его нормального психического развития. На этом подчеркивает гуманная личностно ориентированная педагогика.

Воспитание у ребенка положительных чувств и всемерное осуждение и подавление негативных всегда были и являются значимыми аспектами развития дошкольника, их считали стержневой составляющей гуманных межличностных отношений, которые в свою очередь составляют основу взаимопонимания и сосуществования в социуме.

Настроение как проявление эмоций детей

Самые сильные и стойкие эмоции ребенка проявляются в его настроении. Кого же интересует настроение малыша? Кто о нем заботится?

Конечно, первоочередное место в становлении и культивировании настроения ребенка занимает семья, и заменить ее в этом аспекте не сможет ничто и никто. Семья - это первая школа детской жизни, где идет формирование ребенка и развиваются положительные или отрицательные детские эмоции.

И решающей здесь является общая атмосфера в семейном кругу. Приветливость, любезность, вежливость присущи семье, в которой царит позитивный настрой. И наоборот - подавляющие раздражение, повышенный тон мамы, недовольство отца, отсутствие порядка формируют негативное настроение и взрослых, и детей.

Мы спросили мам (поскольку именно они ежедневно собирают детей к детскому саду), какое настроение преобладает у ребенка утром?

Большинство искренне признались, что им некогда утром обращать внимание на настроение ребенка. Исключением является лишь жалобы ребенка на самочувствие. Несколько больше внимания родители обращают на настроение ребенка в вечернее время. И прежде всего потому, что дети вечером больше капризничают, не слышат обращений взрослого, чаще плачут.

Ошибочным является убеждение взрослых о том, что чуткий, сострадательный человек - это мягкотелое, избалованное существо. Ведь кротость, сострадание и другие благородные чувства человека вовсе не свидетельствуют о его плаксивости и слабости. Ребенок может быть отзывчивым, никого не обижаться и в то же время способным не позволить ровесницу обидеть себя.

Взрослый — мудрый и любящий наставник ребенка

Нынче нередко встречаем позицию родителей, которые не склонны лелеять учтивость, благородство собственного ребенка, объясняя это тем, что формирование и воспитание таких черт не актуально, что и благородного быстрее «выталкивают» с дороги жизни более самоуверенные, жесткие, наглые. Лишь отрицанием ничего не изменить.

Взрослые скептически относятся к детской обидчивости, а дошкольник остро чувствует, когда с ним поступают несправедливо. Нельзя пропускать ни одной такой ситуации, взрослый должен найти способ загладить даже малейшую обиду, нанесенную ребенку.

На самом деле взрослый в основном пренебрегает этой обязанностью, отмахивается от ребенка, откупается, оскорбив, и не задумывается, что так опрометчиво пропустил удобную ситуацию органично повлиять на укрепление чувства справедливости дошкольника. Зато ребенок получает нежелательный опыт: если его обижают, то можно оскорблять и других. Сначала это фиксируется на уровне подсознания, но впоследствии способствует формированию негативной привычки.

Если ребенок с дошкольного возраста привыкает к безразличию со стороны окружающих, он шаг за шагом теряет способность к гуманным поступкам. Взрослому следует придерживаться обязательного правила воспитания ребенка: его жизнь должна быть положительно эмоциональной. Поэтому весь процесс сопровождения жизнеобеспечения ребенка стоит делать эмоционально выразительным, постоянно провоцируя ребенка проявлять свое отношение к ситуациям, собственных действий; объяснять ему непонятные ситуации, особенно те, что противоречат общепринятым социальным правилам.

Можно еще долго выстраивать цепочку жизненных ситуаций, в которые ежедневно попадает ребенок в первые годы жизни - период, когда активно происходит осознание самого себя, становление самосознания, когда он еще не способен дать себе совет в оценке событий, свидетелем и субъектом которых является. Миссия быть мудрым наставником дошкольника здесь принадлежит близким взрослым. И есть у каждого малыша такой безгранично любящий наставник? Ответ на этот вопрос должны дать в том числе и работники дошкольных учреждений, ведь они тоже являются наставниками для своих воспитанников.

Внимательное отношение к ребенку утром — залог его хорошего настроения в течение дня

Каждому взрослому, кто взял на себя ответственность за сопровождение полноценного развития ребенка, следует прежде всего ответить на вопрос: достаточно ли я внимателен к переживаниям ребенка?

Формировать настроение ребенка в дошкольном учреждении следует начинать с простого, правда, несколько забытого ныне утреннего приема ребенка в группу. Каждое утро ребенка должно встречать не просто фигура воспитателя «на воротах в красных сапогах», чтобы ответить на приветствие и зафиксировать присутствие.

Общеизвестно, что рекомендация программных документов имеет целью передачу ребенка от мамы к воспитателю, и главное при этом - настроение дошкольника. Заметим, если бы воспитатели каждый раз акцентировали внимание на настроении малыша, здороваясь с ним утром, спрашивали, что случилось, если ребенок не в настроении, то каждая мама старалась бы не осрамиться перед воспитателем и позаботиться, чтобы настроение ребенка был максимально положительным. И если настроение дошкольника уже испорчено, изменить его на лучше имеет доверительный разговор с учетом знания педагогом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, его предпочтений, особенностей семейных обстоятельств.

Результатом такой утренней встречи в дошкольном учреждении должны быть озаренные радостью детские глаза, ведь общее эмоциональное настроение ребенка (радостный, грустный, бодрый, вялый, пассивный и тому подобное) влияет на протекание всех его психических процессов. С радостным настроением дошкольник все воспринимает в позитивном ключе, в тревожном - отовсюду ожидает неприятностей.

Плохое настроение ребенка, вызванное определенным незначительным событием, длится обычно недолго и проходит незаметно. А вызванное стойкое болезненное отношение к определенным жизненным ситуациям, вроде недовольства близких взрослых, частых поражений, болезней, переутомления, плохое настроение может переживаться глубоко и продолжаться долго. У ребенка из-за плохого настроения происходит всплеск эмоций. Нам незаметны значительные внутренние изменения в его организме в это время, а только яркое их проявление снаружи, которое мы не всегда понимаем. Именно внешнее часто дезорганизовывает утром поведение и ребенка, и взрослого.

Главное, что ребенок не всегда осознает причины своего настроения. А именно от него зависит его глубина и продолжительность.

Поэтому внимательное отношение к настроению каждого ребенка утром, выявление причин ее плохого настроения и создания условий для бодрого имеет огромное значение для счастливого проживания ребенком каждого дня. Не стоит забывать, что радостное, приподнятое настроение предотвращает проявления негативных черт характера, а это - важное условие воспитания. И здесь пригодится способность взрослого чувствовать ребенка сердцем: услышать ее во время индивидуального и осторожного разговора, понять, что стоит за его объяснением или молчанием, найти те волшебные слова, которые вернут ему радость, чувство защищенности. Должны помнить, что значительную обратную силу влияния на всю деятельность ребенка, а в дошкольный период - это особая связь.

Не будем равнодушными к детям

Все ли мы делаем для того, чтобы найти путь к сердцу каждого ребенка? Как часто взрослые разговаривают с ребенком наедине с целью понять его мысли, чувства, желания? Подавляющее большинство обращений воспитателя адресована всем детям, при этом педагоги добиваются, чтобы каждый ребенок высказался перед всеми.


Если у воспитателя сформирован образ абстрактного ребенка, то он и применяет одинаковые приемы воздействия, способы взаимодействия с дошкольниками, а результатом такого подхода является формализм в воспитательных средствах и ничтожные результаты работы. Формальное отношение взрослого к ребенку в плохом настроении является источником для переживаний ею несправедливости. Состояние нервного возбуждения притупляет чувствительность, провоцирует тревожность или же расслабленность ребенка, что еще больше угнетает настроение.

В таком состоянии дошкольник не в состоянии адекватно воспринимать окружающую действительность, не чувствует добра вокруг, а потому и сам не способен на гуманные поступки. Взрослым стоит помнить о том, что под влиянием систематических переживаний таких эмоций может также меняться и характер ребенка.

Нельзя проявлять равнодушие к детским обращений. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок по несколько раз обращается к взрослому, а в ответ слышит что-то вроде «Подожди, я занята», «Ой, не сейчас» или же просто отговорку. Это лучший грунт для неискренности. Ребенку не присуща эта черта, он перенимает неискренность от родных и близких взрослых. Ребенок - мудрый и очень быстро оценивает выгоды от неискренности, одна из которых - с пользой для себя скрыть истину. А взрослые, когда замечают неискренность ребенка, редко признают в этом свою вину. Так и подрывается доверие. Ведь искренность, доверие и любовь не могут существовать врозь.

Дошкольный возраст - очень важный период с точки зрения формирования характера ребенка. Он постепенно усваивает моральные принципы, у него зарождается совесть. На основе эмоционального и духовного опыта выстраивается содержание и форма поведения - основа характера. Ничто, конечно, не реализуется само собой, автоматически, с возрастом. Этот процесс требует бережного гуманного сопровождения близких взрослых.

Определяем детское настроение и правила их сожительства

Для наглядности и подтверждения вышеприведенных тезисов предлагаем картинку из жизни современных детей. Мы провели опрос в группе дошкольного учебного заведения, в котором приняли участие 27 детей. Утром каждого ребенка просили охарактеризовать свое настроение. У трети оно оказалось: «плохой», «не очень», «грустный» и даже «ужасный». Затем мы провели беседу со всеми детьми, чтобы выяснить, что портит им настроение.

Вот какие ответы мы услышали:

  • когда на меня кричат;
  • когда мама сердитая;
  • когда со мной не играют;
  • когда обижают;
  • когда дети дерутся;
  • когда забирают игрушку;
  • когда заставляют есть;
  • когда у меня что-то не получается;
  • когда меня обзывают;
  • когда долго не забирают домой.

И это только те высказывания, которые касаются жизни в группе детского сада, то есть собственно того, что мы можем изменить. Детям дали домашнее задание подумать над тем, какие правила следует ввести в группе, чтобы в течение дня у них не портилось настроение.

На следующее утро мы снова общались с каждым. Не все сумели высказаться, кто-то просто забыл про домашнее задание. Осмысленных высказываний было 18.

Пятеро детей вместе с родителями дома записали и принесли такие правила - дети должны:

  • уважать друг друга;
  • уметь извиняться, если чем-то обидел другой;
  • не злиться на товарища;
  • прощать, забывать обиды и снова дружно играть;
  • не говорить плохих слов другом даже когда сердит на него;
  • учиться дружно играть, делиться игрушками, не драться.

В других своих высказываниях дети повторяли эти же правила в разных вариациях, добавляя причины собственных обид: обзывания, агрессия отдельных детей, нежелание спать днем или все доедать.

Параллельно с опросом причины плохого настроения детей утром выясняли во время цикла индивидуальных бесед и консультаций практического психолога и воспитателя-методиста с родителями воспитанников.

Основными темами встреч были:

  • Внимательны ли взрослые к переживаниям ребенка?
  • Замечают ли взрослые обиды, печаль, гнев, страх, которые переживают дети?
  • Что является источником этих переживаний?
  • Какой след оставляют эти переживания в душе ребенка?
  • О каких правилах эмоциональных контактов с ребенком следует знать?

Учитывая то, что дошкольники достаточно часто среди причин, которые портят им настроение, называли то, что их «загоняют» спать, для мам и бабушек этих детей была специально организована консультация практического психолога на тему «Вечерняя идиллия, гармония, спокойствие».

Речь шла о необходимости создавать ребенку атмосферу спокойствия именно перед ночным сном, чтобы он был полноценным и детский организм отдыхал, набирался сил. Мамам было предложено вспомнить, какими их дети становятся в конце дня, как себя ведут.

Большинство взрослых отметила, что дети вечером часто капризничают, становятся непослушными, раздражительными и упрямыми. Все это показатели утомления детской психики, которая требует отдыха после активно проведенного дня. Кроме того, возбужденная и уставшая за день ребенок теряет способность саморегуляции - вот и капризничает. Взрослый своим авторитетом заставляет ее готовиться ко сну и укладываться в кровать, однако процесс засыпания при этом, как правило, далек от желаемого. Ребенок плачет, долго вертится, жалуется на что-то, капризничает, пока ее не сморит сон. В результате нервничает вся семья и страдает ребенок.

Когда практический психолог предложил родителям подумать, как помочь плохому настроению ребенка перед сном, то услышал от них интересные высказывания,

В высказываниях 10 дошкольников - в которых родители будто оправдывались за свои ошибки в отношениях с детьми: «У меня так много дел собирается вечером, что я порой забываю за часами следить. Вот и загоняю уже наскоро», «Он привык выторговывать у нас всех еще немного времени, чтобы поиграть или посмотреть телевизор. А как начинает капризничать, приходится совершать чуть жестче» и тому подобное.

Практический психолог посоветовал взрослым постараться изменить свое поведение. В частности, обязательно выделять для ребенка 10-15 минут для интимного, личностного общения с ней во время подготовки ко сну. Такая порция маминой ласки и любви может принимать разные формы, в частности это может быть песенка или рассказ о чем-то волшебное, воспоминания о счастливых ситуации или мечты о следующем выходном дне в семейном кругу.

Одним словом - «психотерапия маминой (или папиной) любви». В эти минуты следует наложить табу на все неприятное, негативное. Должна царить лишь гармония счастья, за которой наступит спокойный, приятный отдых.

Но самое важное - минуты гармонии родных душ перед сном нельзя игнорировать при любой занятости.

Правила спокойного и здорового сна

  1. Укладывайте ребенка спать каждый день в одно и то же время.
  2. Выделите 10-15 минут для душевного общения с ребенком, чтобы он почувствовал вашу любовь, ласку, заботу и внимание.
  3. Создайте «сонную» атмосферу в комнате: зашторьте окна, выключите телевизор, закройте дверь комнаты и т.п.
  4. За несколько часов до сна не организовывайте шумные игры, развлечения.
  5. Придумайте свой ритуал укладывания ребенка спать, которого будете придерживаться каждый день, например, чтение сказки или пение колыбельной.
  6. Не оскорбляйте малыша: хорошее настроение - залог крепкого сна.

Мы представили не основательное исследование, а лишь поверхностную картинку из жизни современных детей. Но она должно насторожить взрослых.

Ведь эмоциональный комфорт, формирование и переживания положительных эмоций является необходимым условием и основой для формирования многогранной личности ребенка, его полноценного развития и жизнедеятельности.
Улучши настроение со своим ребенком или подборка позитивных роликов

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ И ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ЗЛОСТИ

Почему одни люди, когда злятся, ведут себя корректно, а другие кидаются с кулаками на обидчика? Одни переносят обиду спокойно, а другие мстят? Потому что одни умеют контролировать свои эмоции и справляться с ними, а другие нет. Очень важно объяснить ребенку, что все люди злятся, обижаются, ревнуют, завидуют, в общем, испытывают негативные эмоции. И либо человек будет контролировать свои эмоции, либо уже эти эмоции будут руководить человеком. От того, как мы научимся выражать свои чувства и эмоции, зависят наши отношения с окружающими. А эти отношения очень важны, т.к. мы живем в обществе среди людей.

Как-то мы ехали в машине, и я сказала сыну, что не смогу выполнить обещанное и сводить его в ледяной городок. Реакция была бурной и он закричал:

Ну, тогда я тебя убью.

Муж вцепился в руль, а я подумала – вот и дождались. Взяв себя в руки, я подумала, а понимает ли он, что говорит?

А что значит «я вас УБЬЮ»?

Не знаю, я слышал по телевизору.

Это значит, что ты хочешь, чтобы мы умерли. Нас больше никогда не будет, понимаешь? И нам с папой очень неприятно это слышать. Мы поняли, что ты огорчён из-за того, что не сможешь посетить городок. Но такое выражение чувств нас ранит. Если ты злишься или ты недоволен, старайся проявлять свои чувства так, чтобы не ранить других, не обидеть их. Можно громко покричать, что ты расстроен и недоволен, топнуть ногой несколько раз и так далее.

Человек испытывает огромное количество чувств и эмоций, которые очень часто не умеет контролировать. Самые эмоционально неустойчивые – это дети. Дети не умеют себя контролировать. Чего-то сильно захотел – взял и сделал, не задумываясь о последствиях. Разозлился – закричал. Испугался – заплакал. И т.п.

Постепенно человек эмоционально созревает и учится контролировать свои чувства и эмоции. И уже если он разозлился, то он не кинется драться, а может себя сдержать. Не начнет кричать и громко выражать недовольство, сдержится.

Есть люди, которые остаются эмоционально незрелыми до старости: они не умеют сдерживать своих желаний, чувств и эмоций. Они ведут себя как подростки всю жизнь – захотел-сделал, при этом не думая о том, что испытывают окружающие от проявления его бурных чувств. Таких людей называют инфантильными, незрелыми, т.е. это взрослые дети.

Всему в этой жизни надо учиться. В том числе и проявлять свои эмоции и чувства. Если вы научите этому своего ребенка, то ему не придется столкнуться в жизни с тем, что реакция других людей на неумелое проявление эмоций может быть очень негативной и даже жестокой.

В-первую очередь необходимо научить ребенка выражать свои чувства словами. Умение говорить, описывать свои ощущения, очень важны. Когда у человека достаточно слов, нет необходимости кидаться с кулаками. Ведь, как правило, бросаются с кулаками те, кто не могут выразить свою злость и раздражение словом. А злость и раздражение требуют выхода, поверьте. И выход тут один – что-то пнуть, или кого-то толкнуть. Чаще всего выбирают второе, т.к. набрасываются на раздражающего.

Поощряйте к беседам, постоянно говорите с ребенком, читайте ему книги, стимулируйте всячески его к разговорам о своем внутреннем состоянии. Выговариваясь, человек освобождается от угнетающего состояния, а это в свою очередь расслабляет, успокаивает, и нет уже повода для негативных реакций. Именно с вами он должен этому научиться.

Дети не умеют притворяться, сразу видно, что они расстроены. Заметили – принимайтесь за беседу. Задавайте наводящие вопросы, чтобы ребенок выговорился по полной. Наш сын обычно, когда он рассержен, создает вокруг себя много шума. Громко топает, кладет вещи и закрывает дверцы. Всячески привлекает к себе внимание. Обычно я спрашиваю:

Что у тебя случилось, чем ты так расстроен?

Прибегает как-то с улицы и кидает свои вещи в угол так, что они пролетели через полквартиры и с шумом стукнулись о шкаф, игрушка при этом сломалась.

Ты сломал игрушку. Можно узнать, что случилось?

Я играл на улице, мои вещи разобрали другие дети. А когда я стал отбирать, их мамы еще на меня же и накричали (начинает плакать).

Сын, а я, твои игрушки и вещи в этом виноваты?

Нет.

Тогда почему ты кинул свои вещи так, чтобы они сломались? И кричишь на меня?

Не знаю.

Я знаю. Ты расстроен и так проявляешь эмоции. Вместо этого тебе просто надо было позвонить мне, я же специально даю тебе телефон, рассказать мне подробно, что случилось, чтобы я могла дать тебе совет. Не надо ломать вещи. Расстроен - говори мне, и вместе найдем выход. Либо я поговорю с этими родителями, либо ты просто уйдешь оттуда и займешься чем-то другим. А сейчас ты расстроен и вещи сломаны, значит, это неправильная реакция.

Чувство злости нам всем знакомо, последствия и подавно. Когда-то я прочитала в книге, что злость материальна. Она как ветер, его не видно, но все чувствуют. Когда в моем присутствии кто-то злится, я это чувствую. От злости можно избавиться, если осознать, что она в нас есть и не прятать и не скрывать ее. Когда я злюсь, начинаю мысленно повторять:

Я злюсь, я злюсь. Я успокаиваюсь и отпускаю свою злость. Иди, злость, к себе.

Мне это метод помогает очень хорошо. Раз помогает мне и ребенку поможет.

Самовнушение, вещь полезная. Мы мысленно программируем себя на что-то желанное. В данном случае на успокоение.

И я говорю своему ребенку:

Ты злишься сейчас – это нормально. Все люди злятся, только одни, когда злятся, ломают вещи (как ты сейчас) и дерутся. А другие выражают свою злость по-другому. Вот сейчас ты сломал игрушку и больше у тебя ее не будет. Это сделала злость и кому от этого хуже? Тем на кого ты разозлилась или тебе?

Мне, у меня нет игрушки.

Значит, надо как-то успокоить свою злость, чтобы не причинять себе еще больших неприятностей. Представь, что твоя злость живая и сидит у тебя в животе. И ей плохо там, вот она тебя и злит. А ты ее выпусти. Пусть идет к себе.

Иди злость к себе, я тебя не держу.

Так ребенок не ищет виноватых вокруг, а просто успокаивается. Он понимает, что можно реагировать по-разному. Очень трудно жить тем людям, которые выискивают виноватых. Этот виноват – обидел, тот виноват – разозлил. А плохо от нашей злости и неумения ее выразить только нам. Нам и учиться избавляться, нам учиться реагировать спокойно. Умение сказать самому себе – успокойся, тоже труд. Чем раньше научите этому своего ребенка, тем легче будет ему жить.

Подготовила: Шумкина С.П.

Эти и многие другие вопросы с завидной периодичностью возникают у родителей.

Хотелось бы отметить, что в последнее время тема эмоционального развития одна из самых обсуждаемых в родительских кругах. И нынешнее поколение имеет гораздо меньше запретов на проявление чувств. Например, мальчикам уже можно проживать утрату так, как оно задумано природой, то есть плакать. И это замечательно. Однако, большая нагрузка здесь ложится на родителей, которые порой вынуждены лавировать между решением разрешать ребёнку эмоции и своими внутренними установками, усвоенными в детстве. Вот и получается борьба между “плакать - хорошо…” и “пацан не должен плакать…”

Настроение ребёнка

Тема эмоций очень близка к теме настроения. Однако, это не одно и тоже. Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс, который проявляется не очень ярко, но создаёт эмоциональный фон. И то того, какое настроение ребенка сейчас проявляется во многом будет зависеть и его поведение.

Создавать ли настроение ребенка какие бывают способы его формирования?

Влиять на настроение мы можем, и стоит это делать, потому что на положительном эмоциональном фоне даже негативные эмоции будут проявляться менее ярко и интенсивно.

Способы поднятия настроения детей

  1. Превратите обычное дело в игру - избитый совет, но о нём забывать не стоит. Например, капризному малышу, который не хочет одеваться, куртка, конечно с помощью мамы или папы, может говорить: «Я не хочу на тебя залезать вообще, оставь меня в шкафу». Скорее всего, ребёнок включится в игру, и захочет «заставить» противную куртку одеться на себя.
  2. Создайте предвкушение чего - то интересного. Выходя из дома в школу по пути можно зайти в магазин, или найти интересный предмет, или сыграть с мамой в снежки. Выбирайте, что будет привлекательным конкретно для вашего ребёнка.
  3. Пойте вместе песни. Забавно, но факт. Это поднимает настроение как детей, так и взрослых. Не зря на праздниках много поют!
  4. Отличный вариант - рассказать детям настроении человека - что это такое, откуда он берётся и как ребёнок сам может на него влиять. Преподнесите рассказ в виде сказки о плохом настроении. Вот пример такой сказки. Сюжет может быть разным, дети часто сами включаются в игру и начинают придумывать продолжение истории.

Жила - была девочка, и у нее звалось плохое настроение. Она капризничала, и плохое настояние росло. И уже совсем не знали, что с ним делать. Потому что оно стало таким большим, что заняло почти всю квартиру! Много способов испробовали (сюда стоит включить варианты, которыми вы обычно пробуйте улучшить настроение ребёнка), а победить его смогли только улыбкой, смехом и добрыми делами.»

Особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста характеризуется тем, что они ещё не могут управлять возникающими чувствами. В дошкольном периоде как раз идёт освоение социальных норм их проявления.

Эмоциональные переживания детей как правило проходят очень ярко, можно даже сказать бурно, и далеко не каждый родитель может их вынести. Замечательно то, что эта бурность, как правило сглаживается их непродолжительностью.

То есть, эмоции дошколят можно охарактеризовать двумя словами : быстро и сильно.

Зная эту особенность, общаться с ребёнком станет проще. Помните, на сколько сильно сейчас ребёнок страдает и плачет, на столько ярко будет смеяться и радоваться.

Как переключить ребёнка с одной эмоции на другую?

  1. Отвлеките, заинтересуйте его чем- то, используйте эффект неожиданности: смотри, а что это такое?!!!
  2. Предложите заняться любимым делом - посмотреть мультик, сыграть в интересную игру, сходить в магазин. Но будете внимательны - используйте разные варианты, чтобы малыш не научится манипулировать вами с помощью капризов.
  3. Ещё один действенный способ - предоставить выбор без выбора. То есть спросите плачущего по поводу мультика ребёнка что он хочет есть на ужин - творог или блинчики.

Социальные эмоции - что это?

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста - тема отдельного разговора. Основная задача здесь - научить ребёнка выражать эмоции социально приемлемыми способами. Если это не удалось сделать до школы, ничего страшного - научиться этому можно и позже.

Наверное, ни для кого не будет сюрпризом, что возникновение эмоций мы контролировать не можем. А вот выбор форм их проявления контролю поддаётся, хотя не всегда просто.

Здесь основной эмоциональный репертуар в малыша закладывают родители, в соответствии со своим представлением о том, что хорошо, а что нет. Можно плакать или нет, как и где проявлять агрессию и вообще быть эмоциональным или сдержанным.

Как ни странно, вся гамма чувств, которую мы испытываем, сводится к нескольким словам, их образно объединяют в две группы.

  1. Негативные эмоции детей: страх, гнев, печаль и их оттенки.
  2. Позитивные эмоции детей: радость и её оттенки.

Как правило, научить выжать социально приемлемо стараются негативные эмоции. Но не забывайте, что негативная - не значит плохая! Все эмоции естественны и нормальны. Не создавайте запрета на них!

Как родителям научить ребёнка правильно проявлять эмоции

Дайте ребёнку понять, какую эмоцию он сейчас испытывает, проговорите это. Если он сам не может подобрать описание своих ощущений, помогите ему. Задайте вопрос: «Ты сейчас злишься?» «Тебе страшно?». Подберите правильное описание состояния

Учите ребенка проговаривать, что именно ему не нравится или не устраивает.

Спросите, что ему сейчас хочется сделать. Ударить кого-то, заплакать, убежать. Покажите, как можно заменить социально неприемлемое действие на нормальное. То есть ударить человека нельзя, а вот стукнуть подушку - пожалуйста.

Не ругайте за проявление эмоций! Поверьте, зажатая внутри злость причинит гораздо больше вреда в будущем, чем разбитый стакан или крик.

Предложите помощь и уточните у ребёнка, нужна она или нет. Порой мы пытаемся навязать что-то детям, а это ведёт к ещё большему раздражению.

Пожалейте или оставьте в покое. А иногда достаточно просто побыть рядом.

Не поддерживайте истерики - если крики и слёзы приводят к получению желаемого результата они закрепляют подобное поведение.

Сами проговаривайте свои эмоции и выражайте их социально приемлемо. Помните, дети берут пример с родителей.

Как мы в центре развития детей и молодёжи К.О.Т. работаем с эмоциями?

Развитие эмоций у детей одно из направлений наших базовых тренингов. В группе на тренинге «Властелин Эмоций» ребята учатся понимать себя, выражать свои чувства и говорить о них, понимать причину возникновения. Интересно, что у злости, грусти, радости, страха есть свой «домик» в теле, то есть место, где мы можем физически ощутить эмоцию. Важно об этом знать и уметь правильно отслеживать своё состояние.

Чувства и эмоции у ребенка - важная тема. Осознанные родители уделают этой сфере развития личности большое внимание, и не зря. Ведь эмоциональное развитие тесно связано с уверенностью в себе, здоровьем человека, да и вообще с тем, на сколько счастлив он будет по жизни.

С заботой о вас, психолог центра развития детей и молодёжи К.О.Т. Денис Визер