Эмоциональный интеллект: как развивать у себя и своей команды, и оценивать кандидатов. Плохие ситуации встречаются чаще, чем плохие люди

А.способность к продолжению рода 1. социальная

Б. способность приспосабливаться
к условиям природной среды 2. биологическая

В. способность накапливать знания
и трудовые навыки

Г. способность видеть цель своих действий

Д. способность оценивать себя и других

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А 15. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

2. выдвижение и обоснование гипотез

3. фиксация обобщений в виде законов

4. получение количественных данных об изучаемом объекте

5. разработка научных теорий

6. объяснение существующих взаимосвязей

А. 16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Общество - это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее существенную роль в развитии общества играет политика. (В) Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А 17

Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий

обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура

античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п.

Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге

взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально

существующая культура, созданная в определённом ареале…

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты


и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

, .

(Д.А. Лалетин)

Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

А 18. Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для её описания использован метод теоретического объяснения.

2. Она сложна для самостоятельного изучения.

3. Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

4. Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

5. Её открытие произошло на основе полученного опыта.

6. Она изложена специальным языком математики.

А 19. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.

А 20. Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.

В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.

В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.

И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов – локальных, региональных и международных.

(В. Лавриненко)

Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?

Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?

В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.

А 21. К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагавшие, что

1. «золотой век» человечества остался в прошлом

2. история «движется по кругу»

3. менее совершенные формации сменяются более совершенными

4. общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам

А 22. Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?

1. вера в существование сверхъестественных сил

2. теоретическое обоснование законов развития природы и общества

3. художественное выражение отношения к миру

4. предложение законченной мировоззренческой системы

А 23. Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности

1. социальные 3. материальные

2. биологические 4. эстетические

А 24. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

А. Один из главных критериев истины – это соответствие знания интересам познающего субъекта

Б. Один из главных критериев истины – это полезность знания.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А 25 . Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо.

Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или традиций, образ

характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале…

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

А 26. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К биологической составляющей относятся

1. особенности строения тела человека

2. ценностные ориентации

3. навыки поведения

4. знания и умения

А 27. Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?

1. выявление сущности общественных и природных явлений

2. отражение реальности в образах и символах

3. выражение субъективного отношения к миру

4. опора на идею сверхъестественного вмешательства

А 28. К мерам по преодолению проблемы «Север и Юг» относится(-ятся)

1. увеличение военных расходов

2. международные программы поддержки развивающихся стран

3. сокращение расходов на ликвидацию неграмотности

4. борьба с международным терроризмом

В. П. ЛЕВКОВИЧ, кандидат философских наук

Воспитание нового человека - важнейшая составная часть коммунистического строительства. Сама наша действительность формирует у советских людей высокие нравственные идеалы, потребность трудиться на общее благо. На выработку марксистско-ленинского мировоззрения, искоренение потребительских тенденций, эгоизма направлена и идейно-воспитательная работа, без которой не мыслится жизнь ни в одном коллективе.

Сегодня культурный уровень советского человека достаточно высок для того, чтобы он мог и сам работать над собой, над своим характером, поведением, объективно оценивать свои устремления, поступки. И в этой сложной индивидуальной работе надежным ориентиром остается партийный принцип единства слова и дела, проверки себя прежде всего делом.

Самооценка - умение оценить самого себя, свои возможности и способности - играет огромную роль в жизни каждого из нас. Ведь от того, каким ощущаешь себя, зависит поведение, настроение, многие жизненно важные решения. Правильное отношение к себе, реалистическая оценка своих данных помогает разумно распределять свои силы, ставить перед собой разрешимые задачи, сохранять душевное равновесие.

Мало этого: самооценка - важный регулятор взаимоотношений с другими людьми. Представьте себе человека, считающего себя отличным специалистом, безупречным мастером в том или ином деле, тогда как он всего-навсего посредственный работник с большим самомнением, и окружающие, естественно, не признают его авторитета. Налицо почва для необоснованных претензий с одной стороны и скептического, насмешливого отношения - с другой.

Неправильное представление о себе самом и столкновение этого представления с реальной действительностью порождает подчас горькие разочарования, внутренние конфликты, проявляющиеся в плохом настроении, снижении жизненного тонуса. Люди с завышенной самооценкой часто становятся обидчивыми, недоверчивыми, у них появляется упрямство, ожесточенность.

Оказавшись перед дилеммой: изменить самооценку или игнорировать мнение окружающих, - человек с устойчиво завышенным представлением о собственных достоинствах подчас выбирает второй путь. Он порывает связи с теми, кто оценивает его ниже, чем он сам оценивает себя. А если это люди, с которыми он общается повседневно? Такой разрыв неизбежно рождает психологический дискомфорт, настороженность, подозрительность.

Внутренние конфликты, вызванные расхождением между самооценкой и результатами практической деятельности, могут переживать и люди, недооценивающие собственные возможности. Неожиданный успех они часто воспринимают как случайность, он вызывает у них чувство непривычности, неудобства, не доставляет естественной радости. К замечаниям же, к неудачам в работе они очень чувствительны, отрицательные отзывы воспринимают болезненно, запоминают надолго, а это лишает их необходимой жизненной активности.

Познание себя - наука не из легких. И чтобы постигнуть ее, нам необходима помощь окружающих.

Человек составляет представление о себе на основании того, как он оценивает свою внешность, способности, характер, нравственные качества, профессиональные возможности, положение в обществе. Причем для разных людей эти параметры не равнозначны. Одному для чувства самоуважения достаточно ощущать свою принципиальность, четкую нравственную позицию - все остальное отходит для него на второй план. Для другого особенно важна внешность: считая себя некрасивым, он ущемлен этим, а потому несмел и робок.

Самооценка строится не только на личных впечатлениях; большое влияние на ее формирование оказывает оценка человека другими людьми: в семье, в ближайшем окружении, на работе. Особенно внушаемы в этом смысле дети. В ряде исследований советских психологов показано, что самооценка дошкольников и младших школьников зависит в основном от мнения о них окружающих - родителей, воспитателей, а также сверстников.

Исследования, проводившиеся и с более старшими детьми, учениками 4-6 классов, выявили, что они охотно принимают необоснованно высокую оценку, следуют ей даже в том случае, когда она явно идет вразрез с их личным опытом.

В этом эксперименте ребятам давали решать математические задачи, причем они не могли сверить ответ с задачником и не знали, правильно ли решили. Не справившихся экспериментаторы, как и было задумано, хвалили, говорили им, что у них все прекрасно, и ученики, ободренные этим, сами выбирали себе для дальнейшей работы все более сложные задачи. Но вот наступал момент, когда им возвращались работы со всеми отмеченными ошибками. И что же? Переоценить свои возможности испытуемые уже не могли и продолжали выбирать себе непосильные задачи.

Как видим, подростка не так уж трудно сделать излишне самоуверенным. Но и неодобрительная оценка воспринимается детьми столь же доверчиво, создавая заниженное представление о себе самом. Экспериментально установлено, что заниженная самооценка у отстающих учеников нередко вызвана не столько их объективными возможностями, сколько отзывами учителей и товарищей. Отставание в учебе, постоянно подкрепляемое отрицательными характеристиками, которые подросток слышит по своему адресу, приводит к нарастанию неуверенности в себе, появлению чувства неполноценности.

Повышенная чувствительность к оценкам окружающих, свойственная детям, может в той или иной степени сохраняться и у взрослого человека. Один под влиянием похвал быстро растет в собственных глазах, охотно прислушиваясь к лестным отзывам, другой смотрит на себя трезво, не давая вскружить себе голову. Есть люди, «знающие себе цену», незаслуженная критика их не обезоруживает, другие под влиянием отрицательных оценок быстро сникают.

Человек, допустим, работал в одном коллективе и там чувствовал себя уверенным, знал, что его оценивали положительно. Но вот ему предложили новую работу, он встречается с другими людьми, ожидая, что они оценят его так же. Вполне возможно, что первые контакты окажутся не столь благоприятными, что по каким-то случайным обстоятельствам или поверхностным внешним наблюдениям здесь его оценят ниже, чем он ожидал. И от этого у некоторых людей собственная самооценка сразу становится ниже, они лишаются прежней энергии, начинают сомневаться в своих силах.

Подлинную меру собственных достоинств и недостатков мы узнаем в конкретных жизненных ситуациях, в общении с другими людьми и, конечно же, в практической деятельности.

Вот, например, такая отнюдь не редкая семейная коллизия. Обсуждается плохое поведение ребенка, какой-то его проступок, и жена гневно бросает мужу: «Мне одной с ним не справиться, а тебе до него дела нет! Ты плохой отец!»

Муж полон внутреннего протеста. Как так, он ведь сына любит, он всегда волнуется, когда ребенок болеет, он и сейчас огорчен... Нет, обвинения он не принимает, он просто оскорблен!

Вот и надо в такую минуту - или даже не в такую, а поостыв, через часок-другой, наедине с самим собой спокойно подумать: все-таки плохой я отец или хороший? Что я делаю для воспитания сына? Не какие чувства к нему питаю, а именно что делаю? Когда я отказывался от своих удовольствий, чтобы погулять или поиграть с ним? Чему его научил? Какие его проблемы помогал решить? Объективные ответы на эти вопросы, может быть, и помогут дать себе верную оценку.

Или, допустим, на работе человек услышал обвинение в нерасторопности, инертности, безответственности. Обижаться? Отвергать? Молча соглашаться?

Позиция обиженного - самая неконструктивная, она вам в жизни не поможет. Важно другое - самому понять, справедливой была критика или нет. Отбросив эмоции, попробуйте спокойно продумать свою работу, основываясь только на фактах. Действительно ли вы нарушали сроки выполнения каких-то заданий? Были ли по вашей вине какие-то срывы, пробелы? Больше или меньше делают ваши товарищи, каковы результаты вашей работы по сравнению с ними?

Эксперименты, проводимые психологами, показали, что неуспех в работе понижает самооценку и заставляет обращаться к более легким задачам. Но, конечно, даже в эксперименте подобная зависимость не всегда была прямолинейной. Тем более не должна она быть прямолинейной в жизни. Ведь в ряду достоинств человека вместе с умением правильно оценить себя стоит и такое незаменимое качество, как настойчивость в достижении цели, способность, невзирая на неудачу, снова и снова пробовать свои силы. И как часто отступление перед первыми трудностями превращается в непростительную ошибку!

А уж если вы не справились с какой-либо задачей, постарайтесь трезво взглянуть на самого себя в этой ситуации, правильно оценить свои знания, возможности, способности. Умение смотреть правде в глаза часто становится залогом последующих достижений. И напротив, если в постигшей вас неудаче вы стараетесь во что бы то ни стало оправдаться перед самим собой, если вы не хотите замечать свои недостатки и ищете причину в других, то вряд ли успех будет сопутствовать вам в будущем.

Все мы прекрасно знаем, что самооценка играет важную роль в нашей жизни. То, насколько объективно и, соответственно, правильно мы сможем себя оценить, может помочь нам избавиться от недостатков или напротив - стать сдерживающим фактором на пути к саморазвитию.

Чтобы правильно оценить себя самого, необходимо использовать правильные критерии. То, на основании чего формируется наша самооценка, также важно, как выбрать правильное средство измерения длины, объема или веса.

Именно поэтому мы решили рассказать Вам о типичных ошибочных критериях оценки самого себя. Проверьте - возможно, причина Вашей заниженной или завышенной самооценки кроется в неправильном подходе к ее формированию.

Итак, что же не стоит брать в учет, оценивая себя?

1. Ваше окружение

Существует два разных вида зависимости людей от оценки окружающих. Одна категория людей склонна думать, что их ценность зависит от количества похвалы, получаемой от других людей. Люди другой категории чувствуют себя хорошо, только пребывая в отношениях.

А есть и такие люди, которые повышают свою самооценку, окружая себя людьми высокого социального статуса. Они чрезмерно гордятся тем, что имеют возможность общаться с “важными” персонами. Расписанный по минутам социальный календарь и бесконечный список личных контактов помогает им ощущать свою ценность.

Однако если формировать свою самооценку на основании того, что думают о Вас другие, - это как преследовать движущуюся цель. Вы не можете контролировать других людей, та и угодить всем невозможно. Поэтому если Ваша самооценка полностью строится на том, как Вас воспринимают окружающие, Вы никогда не сможете получить достаточное количество похвалы или позитивного подкрепления, чтобы хорошо себя чувствовать.

2. Ваше служебное положение

Именно карьера зачастую помогает многим людям чувствовать свою ценность. Человека просто распирает гордость, когда он говорит “Я являюсь совладельцем такой-то компании” или “я - юрист”. Однако распирает она его не из-за того, чем человек занимается, а из-за того, какую должность он занимает.

Оценивать самого себя по своему служебному положению - это большой риск. Почему? Потому что проблемы со здоровьем, экономический кризис или неожиданное изменение на рынке труда может разрушить Вашу карьеру и привести к личностному кризису. Даже планируемый уход на пенсию может неожиданно понизить самооценку, если Ваше самоосознание тесно связано с Вашим служебным положением. В условиях отсутствия престижной карьеры Ваша самооценка уже не будет прежней.

3. Количество денег

Вы наверняка хоть раз в жизни встречали человека, самооценка которого напрямую зависела от суммы на его банковском счету. Иногда люди думают, что они просто не могут получить сумму, необходимую, чтобы чувствовать себя достаточно ценными. В отчаянной попытке доказать свою ценность они создают видимость богатства, влезая в долги, чтобы купить себе дорогущую машину или роскошный дом. И тогда они себя чувствуют успешными.

Хотя устанавливать денежную стоимость товаров и услуг - это логично, для определения своей ценности как человека такой подход абсолютно неправильный. Количество заработанных денег или материальных ценностей, которыми Вы владеете, никогда не будет достаточным для удовлетворения Вашей потребности чувствовать себя достойным человеком.

4. Ваши достижения

Иногда люди хотят прославиться своими достижениями. Однако человек, который использует данный критерий для самооценки, чувствует себя хорошо только тогда, когда он говорит о своих успехах. Опасность такого подхода к самооценке также заключается в том, что неудача очень сильно бьет по ихсамооценке.

Конечно, это нормально, если благодаря достижениям Вы чувствуете себя хорошо, однако измерять самооценку такими достижениями - напрочь неверно. Это как строить дом на ветхом фундаменте. В таком случае Вам придется быть постоянно успешным, чтобы не чувствовать себя неудачником. А это попросту невозможно.

5. Ваша внешность

Цифры на весах и способность привлекать представителей противоположного пола благодаря своей внешности - типичная ошибка при оценке самого себя. Средства массовой информации впихивают в наше сознание ложную истину, что внешность - это едва ли не самое основное, от чего зависит наш успех. Маркетинговые стратегии часто основаны на нашей неуверенности в себе, они используют любой недостаток - от первых морщинок до лишних килограммов.

Если природа наградила Вас привлекательной внешностью, это может послужить преимуществом в жизни. Однако помните, что красота не вечна. И седые волосы, морщины, выпадение волос и прочие признаки старения в первую очередь станут разрушительными для тех, чья самооценка была построена на внешней красоте.

То, на чем основана Ваша оценка себя как личности, станет основным фактором, влияющим на принимаемые Вами решения, возникающие в Вашей голове мысли, а также то, что Вы чувствуете по отношению к самому себе.

Поэтому помните, что использование внешних факторов, которые Вам неподконтрольны, дляформирования самооценки - это неправильный подход. Важно знать, кем Вы являетесь на самом деле. Это поможет Вам вести себя в соответствии с Вашими личными ценностями вместо того, чтобы прогибаться под изменчивый мир.

Можно спорить, позволительны ли аналогии между самосозннием отдельного человека и самосознанием русской церкви сегодня.

Но, независимо от общих выводов, к каким пришли бы собеседники, случись такой спор, иногда эта аналогия уместна, уже хотя бы потому, что позволяет лучше заметить, если и не то, что будет завтра, то хотя бы то, что происходит в сегодняшний день.

Сперва психологи . А психологи пишут нам, что первые стадии самосознания таковы:

В возрасте около 1 года — происходит открытие «Я» . К 2-м 3-м годам — человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля . К 7-и годам — формируется способность оценивать себя .
Оно, конечно, оговаривается, что у каждого по своему. Но общий «шаблон» приблизительно таков.

Теперь вернемя к церкви.

По прошествии 1 года патриаршества Святейшего Кирилла, сперва более внимательные, а затем уже и широкая публика, как в церкви, так и в обществе — открыли для себя, пусть в первом приближении, чего на самом деле желает, и как будет вести себя в новой церковной должности новоизбранный патриарх.

По прошествии 1 года патриаршества Святейшего Кирилла уже наметилось достаточно , чтобы теперь, оглядываясь, уверенно можно было бы сказать — всё оно, проявившееся уже тогода, лишь ещё больше заострилось и развернулось.

Тут и установка на срастание с властью и становление с нею, тут и обмирщение церкви как организации, которую народ оплачивает, чтобы слышать небо, а не приятный, но не небесный перезвон скандалов да кошельков.

Всё это открылись уже тогда. По прошествии первого года.

Как и не способность, или не желание новой администрации касаться ожидаемых частью церкви богослужебных реформ, и прочих специфически церковных вопросов. Тогда как финансовое и административное упрочнение организации вышло сразу же на первый план.

К 2-м 3-м годам уже не некоторые, но многие стали четко осознавать , что в церкви протекает две жизни — жизнь и действия Святейшего Кирилла с ближайшими помощниками, и жизнь да действия обычных людей, не имеющих отношения к Чистому.

Монетизация церковного аппарата, и уверенно сменяющие друг друга церковные скандалы, показывающие духовную подоплеку той монетизации, позволили уже неверующим упрекать высшее священноначалие в отступлении от церковных же нравственных ориентиров.

Даже совершенно нецерковным людям стало заметно это расслоение церкви, которое пока происходит не по принципу «раскола», когда разделяются епархии, но по принципу самого вероисповедания, когда разделяются верования.

Процесс расслоения активно происходит прямо сегодня. Как в церковных, так и в светских СМИ то и дело происходят попытки дать ему верное определение и удачное именование.

Статья П. Адельгейма Человек или суббота? — слово в защиту задержанных за акцию в ХХС и продолжение давней борьбы отца Павла с внутрицерковными нарушениями. Но в ней, кроме вышеупомянутого (чего мы касаться здесь не будем) также предпринята и попытка осмысления причин и контекста происходящего, о чем мы и говорили. Отец Павел тоже пробует определить и поименовать происходящее в церкви разделение.

Выступление девушек в ХХС выявило в церковной среде два различных мироощущения, два полюса притяжения, два разных понимания христианства и разделило православных на два лагеря. Один из них условно назову «сердитым православием», а другой -«православием сострадательным».
Я не совсем согласен с предложенными именованиями, и совсем уже не согласен с тем, что пишет отец Павел дальше — что оба лагеря исповедуют одни и те же догматы, и т.д. Не согласен, потому что тут уже смешивается формальная и совдержательная сторона.

Но и сам отец Павел в следующем же абазаце, отбрасывая прорвавшееся, но к делу не относящееся об «общем символе веры», и будучи человеком честным, за что его и уважают, а не только клириком;) — уже прямо говорит о двух «православиях». Де факто говорит о двух верах внутри церкви. Причем настолько разных, что похоже, их нет никакой возможности совместить.

Можно не соглашаться с границами этих вер, как их проводит отец Павел. Или наоборот, можно восхищаться тем, как умело он это делает. Но и первое и второе лишь детали. Да, они требуют уточнения. И они будут уточнены. Важнее другое:

Двоеверие уже становится всё более и более очевидным фактом российского христианства.

Мне приходится говорить христианства, потому что обе стороны относят себя и к православной, к христианской традиции. Возможны даже споры о копирайте:)

Я даже допускаю, что Чистый к праздникам что-то скажет о милости, а может даже и помиловании. С тем чтобы заодно и прикрыть глазки части тех, кому всё это теперь начинает всё яснее и яснее открываться.

И, наверное, такой ход конем Чистому ещё сколько-то раз удастся. Хотя бы потому, что если верить нашей аналогии, с какой мы начали — до способности церковного самосознания начать себя адекватно оценивать и не вестись уже на риторику г-д Чаплина, Легойды и иже с ними, должно пройти ещё минимум несколько лет.

Сегодня процесс расслоения в русской церкви напоминает расклеивание слоев в старой автопокрышке.

Протектор уже отслаивается, но пока ещё не совсем отклеен.

Решит ли патриархия своевременно поменять резину, или увлекшись, политикой не заметит, что время старой резины вышло. И тогда на каком-то очередном бугорке или повороте — рванет покрышка. И машинку русской церкви закрутит, а то и вынесет на встречный ряд. Так что привинтите подушки безопасности, и пристегните ремни. Кремль, случись такое, конечно может ткнуть пальцем в нового водителя. Рули, мол, милый.

Впрочем есть и другая версия. Кремль, мол, как раз и подменяет курс церковной машинки, её не останавливая, на новый. А коли так, то Чистый лишь выполняет заказ правительства. И с его точки зрения действует и разумно и правильно. Потому что выдавить из РПЦ последнюю церковность, и построить бутафорию такого универсально-религиозного толка, такое русское исламо-иудео-буддизмо-христианство — может представляться выгодным пропутинским политикам. (Я только допускаю).

Но тогда правильно и то, что от Чистого будет отходить слой за слоем все здоровое и не испорченое, что только осталось ещё в официальной русской церкви. И что-то станет маргинальным, что-то уйдет в тень и рассосется по другим конфессиям. И, наконец, что-то может быть успеет себя осмыслить как здоровое, и не гордое, оставшись и православием, и христианством. Но это уже за рамками настоящего текста. Самосознание, что личное, что церковное требует времени. Вопрос только в том, достаточно ли этого времени есть.