Психологический тренинг для родителей: Радость воспитания. Тренинг для родителей "Учимся общению с детьми"

Ханты мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Родничок»

Игровой мини-тренинг для родителей и воспитанников подготовительной группы

педагог-психолог

О.В. Васечкина

г.п. Междуреченский

Пояснительная записка

Доброта
Для добра не жалейте минуты,
Лучше час, а быть может, и день.
Не меняйте души на валюту,
Не мешайте со славою тень.
Слава греет лучами, лелея,
Но глаголет в народе молва:
Совершайте добро, не жалея,
И стыдитесь не сделать добра.
Красотой, говорят, мир спасется.
Нас спасает пока доброта.
Пусть нигде на земле не прольется
Понапрасну ребенка слеза.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Простые игры и упражнения, способствующие развитию ребёнка, помогут родителям познакомиться со способами правильного взаимодействия с детьми.

Действительно и, к большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.

Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Совместные игры ребенка с родителями, благотворно влияют на внутрисемейные отношения. Многим родителям физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Какие бы формы и методы ни были использованы специальными учреждениями, где воспитывается или обучается ребёнок, они не могут дать ребёнку ту гамму чувств и широчайший круг понятий о жизни, которые даёт семья.

Данное мероприятие способствует повышению педагогической компетенции, по проблеме активации игровой деятельности у дошкольников в условиях семьи.

Методическая разработка:

доступна для освоения широкого круга родителей;

вовлекает педагогов и родителей единую творческую, педагогическую деятельность;

повышает уровень психолого-педагогической компетенции родителей;

открывает перспективу распространения опыта, предполагает внедрение в практику в дошкольные образовательные учреждения;

дает возможность для размещения материалов на сайте ДОУ.

Целевая группа:

Родители воспитанников посещающих подготовительную к школе группу детского сада.

Время необходимое для проведения: 40 минут - 1 час.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.

Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.

Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Предварительная работа:

Изучение психолого-педагогической литературы.

Подбор игр и игровых упражнений.

Оформление стендовой информации «Семья вместе и душа на месте».

Беседа с дошкольниками об организации игровой деятельности в семье (запись на диктофон).

Демонстрационный материал:

выставка литературы с описанием игр для детей

слайды

мольберт

лист ватмана

клубок ниток

Раздаточный материал:

чудесный мешочек с мячами

счетные палочки

листы формат А3

подносы

цветные маркеры

разрезные картинки

Материально-техническое обеспечение:

экран, проектор, ноутбук

стулья по количеству участников

письменные столы

бумага, цветные карандаши

цветные мячи

лист ватмана формата А5

Ход семинара-практикума:

Педагог-психолог:

Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть сегодня здесь. Я пригласила вас сегодня для того чтобы поговорить с вами о игровой деятельности наших детей.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах. Играя вместе с родителями, легче проживают возрастные кризисы. Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

Прослушивание диктофонной записи, беседы с детьми.

Педагог-психолог:

А сейчас я приглашаю наших детей.

Ритуал приветствия.

Педагог-психолог:

Прошу всех встать в круг друзей. Давайте поприветствуем, друг друга необычным способом: скажем «Здравствуйте» сначала шепотом, затем обычным голосом и очень громко. А теперь давайте разбудим наши ладошки, ножки, ротик, глазки, чтобы они хорошо работали.

Упражнение - разминка.

Здравствуйте, ладошки (хлоп-хлоп-хлоп) .

Здравствуйте, ножки (топ-топ-топ) .

Здравствуйте, щечки (шлеп-шлеп-шлеп) .

Пухленькие щечки (пух-пух-пух)

Здравствуй, наш ротик (чмок-чмок-чмок) .

Здравствуй, наш животик (ням, ням, ням) .

Здравствуйте, мы скажем

Всем, всем нам!

Игровая часть.

Игра “Волшебный клубок”

В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя. Держу нитку в руке и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его соседу справа от него. Родители, пожалуйста, помогайте ребятам!

Клубочек вернулся ко мне. “На что похоже то, что у нас получилось?”.

Посмотрите - мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым!

Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек. Ребята и родители, Клубочек что-то шепчет. Давайте послушаем!

Вы очень понравились волшебному клубочку. Он говорит, что вы все очень дружные.

Родители и дети должны все по очереди обмотать нитку вокруг руки и назвать свои имена. Необходимо, чтобы родители помогали своим детям.

Давайте ещё поиграем!

Игра “Непослушные картинки”

Сейчас каждая семья получит “непослушные картинки”, которые рассыпались. Собрать их может только дружная семья.

Вам понравилось работать вместе? Родители, что вы чувствовали, работая в паре со своим ребёнком?

По сигналу дети вместе с родителями приступают к работе.

Игра “Ладошки”

А сейчас мы поиграем с нашими ладошками. Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По моей команде пусть ваши руки сначала найдут (1)друг друга, затем (2)познакомятся, (3)подружатся, (4) потанцуют, (5) подерутся, (6) помирятся, (7) попрощаются.

Что вам больше понравилось, когда ваши ручки дружили, танцевали или когда они дрались?

Педагог-психолог: отгадайте загадку.

Круглый я, как шар земной,

Все гоняются за мной.

Стукнешь о стенку —

А я отскочу,

Бросишь на землю, -

А я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу, -

Смирно лежать я никак не хочу!

Правильно, это мячик.

Приглашайте своих мам в кружок. Давайте поиграем.

Игра «Чудесный мешочек»

Нужно достать мячик, назвать его цвет и дать его мамочке, назвав ее имя ласково. Например, «Красный мячик для мамочки Ириночки» Поиграем с мячиком и мамочкой.

(в паре, мяч не уронив)

Друг веселый, мячик мой, (держась вместе за мяч, поднять руки вверх)

Всюду, всюду он со мной. (присесть-встать)

Раз, два, три, четыре, пять. (попрыгать на носочках)

Хорошо с мячом играть. (покружиться вокруг себя)

Игра «Игра с мячиком».

А сейчас ребятки превращаются в веселые мячики и попрыгают вокруг мамочек, пока я читаю стишок.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь.

Желтый, красный, голубой…

Не угнаться за тобой.

Ох, какие озорные мячики. А ну-ка прячьтесь обратно в мешочек. (дети убирают мячики).

Педагог-психолог: А теперь мамочки встают на одну сторону, а дети на другую.

Игра “Угадай, чьи руки”

А теперь мы посмотрим, как хорошо вы знаете своих близких. Сейчас мы по очереди завяжем глаза ребятам. Вам нужно по рукам узнать где ваша мама.

А теперь наоборот, мамы будут угадывать, где их дети!

Какие все молодцы! Вам понравилось игра?

Вопрос родителям :-“Что вы чувствовали когда пытались определить по рукам, где ваш ребёнок?”

Эта игра проводится с завязанными глазами. Сначала дети пытаются на ощупь угадать руки своей мамы. Затем родители пытаются угадать руки своего ребенка.

Педагог-психолог: присаживайтесь за свои столики .

Игра “Узор из палочек”

У каждой пары на столе, на разносе лежит по 5 волшебных палочек и лист бумаги. Вы должны эти палочки бросить на стол так, чтобы у вас получился узор. После чего, вы закрываете свой узор листом бумаги. И ребята пытаются по памяти выложить этот узор, а взрослые им в этом помогают. Потом вы сравниваете эти два узора.

Скажите, трудно ли вам было выложить узор по памяти?

Играющие берут 3-5 палочек, бросают их на разнос, запоминают узор и прикрывают листом бумаги. После этого дети должны выложить узор по памяти с помощью взрослых, потом сравнить с оригиналом.

Продуктивная деятельность детей и родителей.

Упражнение "Рисование живых ладошек"

Педагог-психолог: вы все сегодня хорошо потрудились. А теперь я хочу вам предложить поработать всем вместе. У меня есть большой лист настроения, но он пока пустой. Чтобы он не оставался пустым я предлагаю вам оставить на нем отпечатки своих ладошек, но не просто нарисовать, а ещё и оживить их! Сначала мамы обведут ладошки своих детей, а потом свои. А ребята раскрасят их и оживят (нарисуют глазки, ротик, носик). Родители помогают своим детям.

Рефлексия

Ребята, а вам понравилось играть вместе с мамами? Что вы чувствовали, играя вместе?

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра - прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. Совместные игры очень сближают детей и родителей. Играйте дома как можно больше со своими детьми!!! До новых встреч!

Литература

Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
Гри горьева Г. Г., Кочетова Н. П. Кроха. — М., 2001.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении. — М., 2001.
Сумнительный С. И. Помоги мне это сделать самому. — М., 2001.

Приложение 1

Приложение 2

Вопросы для беседы с детьми.

Ты любишь играть в игры?

Какие твои самые любимые игры?

В какие игры ты играешь дома?

В какие игры ты играешь с мамой?

А в какие игры ты играешь с папой?

В какую игру, ты бы хотел(а)научить играть маму и папу?

Тренинг для родителей

«Учимся общению с детьми»

Цель: способствовать преодолению родителями трудностей в общении и взаимодействии с детьми.

    Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с детьми.

    Содействовать повышению уверенности в себе.

    Упражнять родителей в построении эффективного общения с детьми.

Продолжительность занятия: 1 час.

Материал: бейджики на каждого участника, ручки на каждого участника, бумага, фломастеры, задания на каждого участника, памятки.

План проведения.

    Вступление.

Психолог рассказывает родителям о значении общения с ребенком для его развития.

«В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении общения с ребенком для его развития. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и медицинский уход, но лишен общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. И если продолжать сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только полезным, но и вредным. Плохая еда отравляет организм, а неправильное общение «отравляет» психику ребенка, эмоциональное благополучие и его психологическое здоровье ставит под удар.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «дети с комплексами», «забитые» – это результат неправильно сложившихся отношений в семье. Практическими психологами открыт был важный факт: оказалось, что большинство родителей, которые обращаются за помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании этих и других фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном детстве, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как вполне «естественный», ведь он не знает другого. «Со мной никто не возился и нечего вырос», - говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не умеет заниматься и дружить с сыном.

Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно нуждаются их дети, пытаются вести себя по-другому, быстро «срываются», и снова выливают раздражение на ребенка.

Из всего сказанного следует вывод, что родителей надо обучать способам правильного общения с ребенком.

В нашей стране наиболее известной, доступной по изложению, действенной и полезной книгой является «Общаться с ребенком, как?» Ю.Б. Гиппенрейтер. На нашей сегодняшней встрече мы с вами познакомимся с основными положениями из этой книги».

Но прежде чем мы продолжим наш тренинг, давайте познакомимся.

    Знакомство.

Психолог предлагает родителям оформить свои визитные карточки, где желательно красочно написать свое имя, которым они хотели бы, чтобы их называли другие участники во время занятий. Затем все садятся рядом друг с другом, образуя большой круг, и представляются по очереди.

    Практическая часть.

Психолог предлагает родителям по кругу высказаться по следующим вопросам:

    что вас радует в ребенке?

    что огорчает в нем и его поведении?

    есть ли у вас проблемы в общении с ребенком, если есть, то какие?

После того, как все родители высказались, психолог делает вывод о схожести проблем, которые возникают у родителей в общении с детьми. Затем раздает памятки «Общаться с ребенком, как?», где отражены основные принципы общения с ребенком.

Психолог обращает внимание родителей на первый принцип «Безусловное принятие ребенка». Родителям задается вопрос: «Что такое, по вашему мнению, безусловное принятие ребенка?». Выслушав мнения родителей, психолог подводит к тому, что безусловное принятие ребенка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Не редко можно услышать от взрослых такое обращение к ребенку: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить» или «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь лениться…» В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят, «только, если».

Давайте посмотрим, насколько Вам удается принимать своих детей.

1). Диагностика.

Родителям предлагается закрыть глаза и вспомнить сколько раз за предыдущий день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько раз – с отрицательным (упреком, замечанием, критикой).

Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать. Следующий принцип, с которым мы с вами познакомимся, называется активное слушание – это значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Понять это нам помогут следующие ситуации.

2). Проблемные ситуации.

    Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее 3-х летний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

    Мама с 5-ти летней дочкой собираются гулять; мама говорит, что нужно одеться потеплее, на улице холодно, но дочка капризничает и не хочет надевать «эту уродскую шапку».

Родителям предлагается высказаться, как бы они поступили, что бы сказали в этих ситуациях. Затем предлагаются правильные фразы:

    Ты очень огорчен и рассержен на него.

    Тебе она очень не нравится.

Если вы хотите послушать своего ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, можно слегка притянуть ребенка к себе, или придвинуть свой стул к нему поближе.

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует ему задавать вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Также в беседе важно «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше помолчать. В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Зачитывается пример из книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер со стр. 65.

3). Проигрывание ситуации.

Родителям предлагается проиграть ситуацию: «Сын говорит отцу: «Не буду больше водиться с Петей».

(Не хочешь с ним больше дружить, ты на него обиделся).

Вы меня, уважаемые родители, можете спросить: «А как же быть с нашими чувствами? Мы же тоже люди, мы устаем, сердимся, волнуемся и обижаемся. Нам тоже бывает трудно с детьми. А кто нас будет слушать?» Так вот в таких случаях очень хорошо помогают «Я-сообщения» или «Я-высказывания». Что это такое? Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. «Я-сообщения» содержат личные местоимения: я, мне, меня.

Схема «Я-высказывания»:

1. Сообщаем о своем чувстве от первого лица («Я расстраиваюсь…)

2. Говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…)

3. Говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка (…я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»)

Пример со стр. 109-112. А сейчас давайте потренируемся, каждому предлагаем ситуацию с ребенком, и вам необходимо высказать свои эмоции и пожелания ребенку от своего имени, используя «Я-высказывание».

4). Задание.

Выбрать из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению» (стр.126).

5). Игра «Мой идеальный ребенок».

Психолог предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей) качества ребенка перевести по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются. Например: «У Натальи Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, он лидер, всегда придумывает новые игры, и уже лучше слушается взрослых, он стал

    Рефлексия.

Передавая мячик, расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течение тренинга. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком?

Психолог: «Уважаемые родители, если Вы захотите больше узнать, о правилах общения со своим ребенком, то Вы можете поближе познакомиться с книгой «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер».

Ситуации для упражнения

Ситуация

Ваше чувство

«Я-высказывание»

Ребенок шалил за столом, и, несмотря на предупреждение, пролил чай.

Ребенок собирается в детский сад, надевая грязные брюки. И отказывается надевать другие, чистые.

Вечером предлагаете ребенку убрать за собой игрушки, он отказывается.

Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

Вы ожидаете гостей. Дочь взяла и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству, еще и слизала все «цветочки» с торта.

Вы только что вымыли пол, сын прошел и наследил.

infourok.ru

Сценарий тренинга для родителей "Я и мой ребенок"

ГБОУ детский сад № 430

Педагог – психолог, Радостева Светлана Александровна.

Сценарий тренинга для родителей «Я и мой ребенок».

Цель: улучшение понимания родителями своего ребенка, особенностей и закономерностей его развития; достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов друг друга; выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Время проведения: 1,5-2 часа. В свободном изолированном помещении.

Материал: лист-схема на каждого родителя, листы чистой бумаги формата А4 для записи, ручки.

Ведущий предлагает родителям зайти в класс, и занять любое место в кругу. Произносит вступительное слово по теме тренинга для родителей.

Представление участников тренинга по кругу, в заключении всем предлагается закончить фразу: «Я пришел сюда…»

Игра-разминка «Здороваемся передвигаясь»

Приветствуем друг друга:

  1. глазами,
  2. улыбкой,
  3. кивком головы,
  4. рукопожатием,
  5. локтями правой руки,
  6. левым плечиком,
  7. коленками,
  8. как старинные друзья,

Рефлексия

Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?

Как менялись ваши чувства?

Игра «Аборигены и инопланетяне».

Цель: развитие умения с помощью вербальных и невербальных средств общения вступления в контакт.

Описание. Ведущий предлагает группе разделиться на две команды. Одна из них покидает помещение. Оставшиеся становятся аборигенами, которые живут на острове. Им необходимо визуально сымитировать остров из подручных средств. У них на острове существуют два правила.

  1. Они могут говорить только «да» и «нет».
  2. Когда им задают вопрос с улыбкой, они отвечают «да», когда вопрос задается без улыбки они говорит «нет».

Вторая группа участников становятся инопланетянами. Они хотят освоить этот остров и подружиться с аборигенами. Ведущий: «Сейчас мы с вами приземлимся на острове аборигенов. Вам необходимо вступить в контакт, и выяснить какие два правила существуют на их острове».

Ведущий: «Существует положительное и отрицательное поглаживание. Многие дети не получая положительных поглаживаний, учатся получать отрицательные, т.е. ведут себя так, что провоцируют взрослых на сердитые окрики, шлепки. Причем ребенок, привыкший к негативной схеме, может не воспринимать и положительного поглаживания.

Если ребенок получает только положительные поглаживания, то в результате не различает негативное и позитивное поведение. Ребенок просто не понимает, что хорошо, а что плохо. И когда к такому ребенку начинают предъявлять требования, он начинает протестовать: кричать, топать ногами. В результате расшатывается нервная система, возникают психосоматические расстройства. Таким образом, только положительные и только отрицательные поглаживания одинаково вредны».

Упражнение «Поругай и похвали». Участники разбиваются на пары и договариваются, кто будет первым, а кто вторым.

Похвалить себя,

Похвалить другого,

Поругать себя,

Поругать другого.

В ходе упражнения ведущий отмечает, за что участники хвалят и ругают друг друга.

Рефлексия.

Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения?

Что было легче? Хвалить или ругать?

Хвалить себя или другого?

Что вы по этому поводу чувствуете?

Все мы допускаем ошибки и это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но ошибки можно и нужно исправлять. Давайте начнем прямо сейчас. Предлагаем выработать правила «поглаживаний».

Мозговой штурм. «Правила «поглаживаний».

Ведущий предлагает участникам выработать правила положительного и отрицательного поглаживания. Правила могут быть следующими:

  1. Один раз поругай, но десять раз похвали.
  2. Поругать можно сразу после проступка, но никак не через время.
  3. Ругаем поступок, а не ребенка.
  4. Выговаривая ребенку претензии, говорим от себя (я считаю…)
  5. Ругаем ребенка по схеме: +++ - - - + ++
  6. Ругать запрещено перед сном и после сна. Это ведет к психосоматике.
  7. Хвалить нужно сразу после поступка, доброжелательным тоном.
  8. Хвалить нужно поступок, а не ребенка (можно в присутствии других).

Психологи в своих трудах отмечают, что необходимо не менее 8 раз в день погладить и полюбить своего ребенка (утро и вечер не считаются).

Помимо поглаживаний мы применяем поощрения и наказания. Чем мы можем поощрить наших детей, и чем мы можем наказать их? (ответы участников)

Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая, ему плохое.

Физических наказаний не должно быть.

Ограничения требования запрета должны быть согласованы между взрослыми.

Работа с конфликтной ситуацией.

Группа делится на две подгруппы. Родителям предлагается пример конфликтной ситуации. Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждых хочет свое. Например: сын – футбольный матч, мама – сериал. Разгорается спор: мама – никак не может пропустить серию, она «весь день её ждала»; сын – никак не может отказаться от матча: «Он ждал его еще дольше!».

Родителям необходимо найти выход из конфликтной ситуации. Ведущий предлагает несколько способов разрешения конфликтов.

Первый способ (не конструктивный) «Выигрывает родитель».

Второй способ (не конструктивный) «Выигрывает только ребенок».

Третий способ (конструктивный) «Выигрывают обе стороны: ребенок и родитель».

Последний способ основан на двух навыках общения: активное слушание и «я-сообщения». Схема конструктивного решения конфликта:

  1. Прояснение конфликтной ситуации.
  2. Сбор предложений.
  3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
  4. Детализация решения.
  5. Выполнение решения, проверка.

В заключении ведущий предлагает схему последовательности шагов в решении конфликтной ситуации (см. приложение).

Ведущий предлагает вторую конфликтную ситуацию, которую родители самостоятельно решают при помощи схемы.

Конфликтная ситуация №2.

Мама входит в ванную комнату, где играют дети и видит, что все игрушки раскиданы и на полу стоит лужа, дети спорят между собой. Никто не хочет убирать в ванной стоит крик.

После того, как родители найдут выход из создавшейся ситуации используя схему, ведущий предлагает свой вариант.

МАМА: Знаете, ребята, я зашла сейчас в ванную и мне было очень неприятно увидеть там полный беспорядок: полотенца скомканы, на полу вода, ванна не вымыта... (Я-сообщение).

МАРИНА: Это все Сашка, он никогда за собой ничего не убирает!

САША (гневно): Неправда, ты сама там все побросала!

МАРИНА: Нет, ты!

САША: Нет, ты!

МАМА: Мне неприятна эта сцена («Я-сообщение»). Марина, ты хочешь сказать, что после тебя остался в ванной порядок (активное слушание).

МАРИНА: Ну, не совсем порядок, но уж не такое, как после него...

САША: Вот именно, «не совсем порядок»!

МАМА: Сейчас, Саша, я послушаю и тебя. Значит, кое-что и ты не убрала (продолжение активного слушания).

МАРИНА: Ну, может быть, кое-что...

МАМА (Саше): И тебе, Саша, обидно, когда тебя одного обвиняют во всем (Саша кивает). Значит, я поняла так: каждый согласен, что он внес свой «вклад» в беспорядок. (Мама резюмирует сказанное.) А папе теперь неприятно туда входить (активно слушает папу), да и мне, признаться, тоже («Я-сообщение»). Что же будем делать? (Ключевой вопрос, когда все выслушаны и страсти поутихли.) Саша: Пусть уберет каждый свое (мама выждала, пока предложение поступит от кого- либо из детей).

МАМА: То есть на каждый носок и каждую лужицу прикрепим надпись: «Саша», «Марина» (чувство юмора обычно очень помогает разрядить обстановку).

САША (улыбаясь): Ну, уж не до такой степени.

МАРИНА: Я вытру пол и вымою ванну, а он пусть уберет все остальное (еще одно предложение).

САША: Ладно, я согласен.

МАМА: Ну что ж, мне кажется, это решение всех устраивает. Когда вы сделаете это, сейчас или после ужина? (Детализация решения.)

САША: Да чего там, давай сейчас. (Марина кивает.) А что значит, «убрать все остальное»?

МАМА: Пойдем посмотрим. (Идут все вместе.) Что, по-твоему, здесь надо сделать?

САША: Полотенца, носки... еще мыло и мочалка... (Детализация решения.)

Дети быстро справляются с уборкой, ужин проходит мирно. Инцидент забыт, а дети приобрели ценный опыт беспроигрышного разрешения конфликта.

Схема последовательных шагов, при решении конфликтной ситуации.

Если чего-то боится

Пояснить, почему не хочет

Понять, чего не хочет ребенок

Если ребенок чего-то не хочет

Понять, чего хочет ребенок

Если ребенок чего-то хочет

опасается

Если хочет

чего-то другого

Другие возможности

Если чего-то боится

Обеспечить чувство защищенности

Пояснить, почему не хочет

Понять, чего не хочет ребенок

Если ребенок чего-то не хочет

Может быть оно реально на столько, что воплощается практически сразу

Понять, чего хочет ребенок

Если ребенок чего-то хочет

опасается

Если хочет

чего-то другого

Принять желание ребенка. Признать его право на это желание «Как здорово, когда…», «Как интересно, если…», «Хорошо, что у тебя есть такое желание», «Замечательно, что ты этого хочешь»

Конструктивное обсуждение возможностей реализации желания

Возможна реализация в модифицированном виде. Обсуждается вариант модификации

Возможна реакция позже. Определяется конкретное когда.

Реализация желания через фантазирование, воплощение в фантазии

Другие возможности

nsportal.ru

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. | Социальная сеть работников образования

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ПРОВЕЛА педагог-психолог д-с № 27 Чуракова Елена ПетровнаЦЕЛЬ познакомить родителей с различными типами воспитания детей старшего дошкольного возраста.ХОДЗдравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения с ними, нахождении оптимальных методов решения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или плохого поведения ребенка.Для того, чтобы нам было легче общаться, предлагаю вам сделать визитную карточку, которая может быть любой по форме, размеру, цвету и украсьте по вашему художественному вкусу. Важно, чтобы на карточке было указано ваше имя, которым вы хотите, чтобы вас называли.Возьмите листок бумаги, ножницы, выберите карандаши и оформите свой бейджик в свободной форме.На это задание даю 5 минут. С помощью булавки закрепите свои визитки на одежде и можете вернуться на свои места.А сейчас мы будем знакомиться.Я буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на два вопроса:- как его зовут?-почему бейджик оформлен именно так?Здесь нужно попытаться обьяснить, почему использованы такие цвета, форма, что это для вас значит.Ну вот мы свами и познакомились. Каждый из вас индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших бейджиков, вы использовали разные цвета, по разному украсили свои визитки.Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз,голос и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт, которым мы поделимся, вы поделитесь друг с другом.

Для того, чтобы нам было легче общаться, я предлагаю некоторые правила общения в группе:1 Не перебивать друг друга.2 Доверительный, доброжелательный тон общения.3 Общение по принципу « здесь и теперь «, говорим от 1 лица (« Я.. «), рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые на тренинге сейчас не присутствуют.4 Искренность в общении: говорим правду или молчим.5 Помним, что поведение человека и его личность-это не одно и тоже. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки.6 Стараемся видеть сильные стороны выступающего.Вы согласны с этими правилами?

Теперь, соблюдая эти правила, мы предлагаем вам поиграть. Игра называется « Грецкий орех «. Сейчас мы перед вами высыпем грецкие орехи и каждый возьмет себе по одному. Вам дается одна минута, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты и т.д. То есть запомнить свой орех, чтобы его потом найти.Теперь я соберу орехи и перемешаю. Найдите свой орех (выполняем).Ответьте пожалуйста на вопросы:-как вы нашли свой орех?-что вам помогло, подсказало (цвет, форма, размер и т.д.)?На первый взгляд все орехи одинаковые, но если приглядеться – одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, особенно дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «чёрточки2. Нужно их только почувствовать и понять.Каждый из нас выбирает свою тактику поведения, которую он применяет во всех сферах жизни – семье, работе, отношениях в обществе, воспитании детей.

Расскажите. каким вы хотите видеть вашего ребёнка?По очереди называйте желаемые качества, а мы будем записывать на доске.примерный перечень:послушныйхорошо естумеет сам одеватьсяне дерётсяхорошо засыпаетдобрыйобщительныйласковыйсмелыйумеет постоять за себяхорошо говоритхорошо рисует ит.д.(если родители не упомянут «послушный» добавить самой).

Давайте подробнее остановимся на таком качестве, как послушание. Для чего оно нужно?Обратите внимание на примерный перечень качеств послушания- чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами- чтобы учился учитывать интересы других людей- приучался к порядку, дисциплине- предотвращал возможные негативные последствия непослушания для личной безопасности ребенка- иметь возможность его чему-нибудь научить-чтобы он соблюдал режим- не конфликтовал со сверстниками и взрослыми- был управляем и т.д.Вы согласны с данными утверждениями таких качеств послушания. Желаете что-то добавить?При воспитании тех или иных качеств, следует понять с какой целью вы их воспитывает в своих детях: с целью ввести в социум, развить в нем личностные положительные качества или же с целью удобства и выгоды для себя. Посмотрите на доску и скажите, какие из перечисленных качеств послушания подразумевают удобство для взрослого? За каждой из формулировок: « чтобы он не мешал взрослому заниматься своими делами « и например « Учиться учитывать интересы других людей « скрываются разные ценности. Очевидно, что этот аргумент (не мешал взрослому и..) не несет ценности развития личности ребёнка, а подразумевает «удобство» взрослого. А вот второй аргумент – содержит ценность для развития личности ребёнка.

Расскажите, а как вы обычно добиваетесь послушания, какими методами (назовите возможные методы наказания). А мы запишем на доске:шлепаютставят в уголругаютлишают развлечений, сладкого, подарковиспользуют крикчитают нотациистараются объяснить, уговоритьпереключить вниманиеобидетьсяиспользовать игровые приёмы и т.д.

Чтобы не испортить отношения с самым своим любимым, родным и близким человеком, наказывать нужно правильно и справедливо.Сейчас мы с вами потренируемся: выберите один из трёх вариантов ответов на заданную педагогическую ситуацию.

1ситуация.Дети часто тащат из садика игрушки или вещи. Уж очень понравилось.1вариант: родители закатывают скандал.2вариант: родители не обращают внимания.3вариант: родители идут вместе с ребенком и возвращают вещь хозяину. +

2ситуация.Маша нарисовала фломастером на обоях.1: мама и папа в восхищении «Растёт художник».2: прочитает нотацию «А наша соседка Леночка никогда не рисует на обоях».3: купите бумагу для рисования и переключите внимание ребёнка на другие изобразительные средства. +

3ситуация.1: Со всеми бывает. Махнул рукой, стакан опрокинулся, молоко вылилось на пол, на стол, на майку.1: злобно закричать о том, откуда руки растут.2: ребёнок не совершал плохого поступка – дайте ему тряпку, пусть вытрет сам. +3: поставите за провинность в угол.

Такие методы, как физическое наказание, окрики, лишение общения, напугать ребенка – унижает его достоинство, лишает доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым. В результате таких воздействий, взрослый преследуя благую цель, на самом деле может нанести вред психическому здоровью ребёнка.

Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребёнком таких методов, как:-переключение внимания;-стараться объяснить, уговорить;-использовать игровые приёмы;-не обращать внимание на капризы ребёнка, отойти в сторону, что бы он видел, что его поведение на вас не оказывает внимания.Эти методы эффективны и положительны по своим последствиям, т.е. ребёнок не испытывает угнетения, обиды, страха, не теряет контакта со взрослыми.- получает положительные образы действий;- проявляет собственную инициативу;- сохраняет положительные ощущения.

А сейчас я немного расскажу о моделях личностного развития ребёнка.Думаю, что вы знаете, что фрагмент личности закладывается в раннем возрасте и во многом определяет её особенности в последующие годы жизни. При реализации взрослыми принципов авторитарной педагогики у ребёнка происходит накапливание негативного опыта контактов со взрослыми, формируется недоверие к окружающему миру, низкий уровень инициализованности, любознательности, формируется неуверенность в себе, тормозится проявление детской непоследовательности, часто провоцируется проявление робости, колорикатности, агрессивности.Напротив, следование принципом личностно – ориентированной педагогики способствует накоплению у ребёнка позитивного опыта общения со взрослыми, даёт ему возможность развить инициализованность, активность, познавательные способности, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим.Например: ребёнок заболевает. Когда он плохо себя чувствует, он капризничает, может ударить, нагрубить, разбить что-то и т.д. Он не слушается и вредничает, потому что его колбасит. Желательно не ругать ребенка в этой ситуации, а успокоить, переключит внимание.

Другая ситуация: незнакомое место, незнакомы люди. У ребёнка может возникнуть личный стресс (в гостях, транспорте). В этой ситуации неуместно ругать и шлёпать ребёнка. Лучше отвлечь, успокоить, переключить внимание.Часто проблема непослушания возникает из-за недооценки нами взрослыми присущего детям стремления к познанию мира: лезут в розетку, едят помаду, высовываться из окна и т.д.До 3 лет наказывать бесполезно, лучше обезопасить окружающие предметы, закрыть розетки, убрать утюг и т.д.В старшем возрасте, если ребёнок это делает сознательно, лучше усадить в «кресло размышлений». Пусть посидит и подумает, что произошло. когда время наказания закончится, он должен прийти к вам и сказать: «Я сидел в кресле размышлений потому что...». Важно, чтобы ребёнок понял, почему так нельзя поступать.Помните: стоять в углу унизительно.Часто дети совершают подлости. И эти поступки заслуживают серьёзного внимания. Например, дети играют в прятки. Вашего ребёнка застукали первым, и он от обиды начинает бегать или подсказывать ведущему, или подходит к взрослому и рассказывает о других делах подлости.Если ребёнок так делает первый раз, поговорите, расскажите, что вы очень огорчены.Если ребёнок подличает уже не первый раз – наказывайте: лишайте сладкого, развлечений.Но главное объясните, что плохого в таком поступке и убедитесь, что ребёнок понял. Главное правило наказания – понять, почему ваш ребёнок подрался, съел помаду, дал вам в глаз, орёт в магазине и т.д. От причины преступления зависит и справедливое наказание.

Мышечная релаксация.(обучение методам саморегуляции).Сегодня мы выполним некоторые упражнения на саморасслабление. Они помогут вам научиться расслабляться и помогут избавиться от неприятных ощущений в теле. Эти упражнения короткие и простые. Ими вы можете пользоваться незаметно для окружающих.Но есть некоторые правила, которые нужно соблюдать, что бы они принесли пользу:-вы должны делать именно то, что я вам говорю, даже если это кажется вам неправильным-вы должны делать это старательно-вы должны прислушиваться к ощущениям своего тела. Обращайте внимание на то, как чувствуют себя мышцы, когда они напряжены или расслаблены.

Упражнение «Лимон».

Закройте глаза. Представьте, что в вашей руке находится целый лимон. Ка можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него сок. Почувствуйте, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы сжимаете лимон.Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена.Теперь мысленно возьмите другой лимон и сожмите его.Постарайтесь сжать его сильнее, чем первый.Прекрасно.Вы прилагаете все силы.Теперь выбросите этот лимон, расслабьтесь.Неправда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши руки и ладонь, когда они расслаблены.И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до последней капли.Прекрасно.Теперь расслабьте руку, пусть он выпадет.Оставайтесь расслабленными. Пусть всё тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый «мускул распускается». Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза. Эти упражнения можно повторять дома и вместе с детьми. Медленно потянитесь и откройте глаза.

Книги об отношениях мужчины и женщины психология

Как обрести гармонию внутри себя женская психология

Оксана Шолкова
Тематический тренинг для родителей «Индивидуальный подход в детском саду и семье»

Тематический тренинг для родителей

«Индивидуальный подход в детском саду и семье »

Цель : Решение вопросов воспитания детей, связанных с учётом особенностей ребёнка и условий его жизнедеятельности, признание права ребёнка «быть самим собой»

Задачи :

1. Повысить родительскую компетентность в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребёнка дошкольного возраста

2. Формировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребёнка

3. Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию

Оборудование : музыкальный центр

Материал : музыкальная фонотека, бейджики, фломастеры,

Продолжительность : 1 час

Ход проведения:

1. Введение (звучит музыка с целью создания положительного эмоционального настроя)

Родителям раздаются бейджики и предлагается записать на них имя отчество и оформить их.

Знакомство по кругу - передача мяча и ответ на вопросы :

Как зовут?

Почему бейджик оформлен именно так?

Оказывается все мы очень разные и каждый из нас индивидуален . Это мы увидели даже из оформления бейджиков. Были использованы разные цвета, по- разному украшены визитки. Показательно и то, что у нас не только разный цвет волос, глаз, но и свой неповторимый индивидуальный жизненный опыт , которым мы сегодня и будем делиться друг с другом.

Для того чтобы легче было общаться, установим некоторые правила :

Не перебивать друг друга

Доверительный, доброжелательный стиль общения

Искренность в общении (говорим правду или молчим)

Общение по принципу «здесь и теперь» , говорим от первого лица (Я)

Не критикуем личность других, а оцениваем только высказывания или поступки

Стараемся видеть сильные стороны выступающего

2. Основная часть

Уважаемые родители ! Вы, наверное, не раз задавали себе вопрос : «Почему мой ребёнок не такой как все?» . Ответ на него лежит на поверхности. Надо только внимательно приглядеться. Ведь, как ни странно, но многое зависит от Вас самих.

Во- первых, ещё за долго до его рождения, через энергию отношения обоих родителей и родственников к зарождению будущего члена семьи , энергию окружающей обстановки, рода занятий родителей , их стремления закладываются предпосылками для раскрытия индивидуальности ребенка в будущем .

Во-вторых, одни дети становятся шустрыми, энергичными, другие - менее активны, третьи хотя и активны, но медлительны. Это зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности, и складывается постепенно, под влиянием условий жизни, окружающей среды и воспитания. Например, особенности нервной системы не предопределяют того, какие именно умения, навыки, привычки, черты поведения приобретает ребенок,- это зависит от воспитания, стиля детско- родительских отношений , семейных ценностей. Так, строгий тон родителя , необходимый в обращении с одним ребёнком в семье , может быть совершенно неуместен в обращении с другими.

Мы должны знать индивидуальные особенности своего ребёнка и учитывать их. Индивидуальный подход с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее, просто необходим для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения. При этом индивидуальный подход , не предусматривает сравнения детей друг с другом, а требует сравнения ребенка с самим собой.

1. Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства »

Включается релаксационная музыка и медленно говорится : «Сядьте удобно : ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство , в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет . Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».

Затем предлагается рассказать участникам тренинга о том , что они ощущали. Первым на вопрос отвечает воспитатель : «Когда я была маленькая… Далее высказывания по кругу :

Назовите ассоциации со словом «детство »

Вспомните самый счастливый день из своего детства .

Вспомните свой самый волнующий день.

Вспомните, чего вам было стыдно.

Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка ?

Изменились ли чувства, переживаемые в этих ситуациях?

Изменилось ли отношение к этим ситуациям?

Родитель и ребенок , это разные люди, возрастные категории, но нужно стремиться к взаимопониманию. Ведущий говорит о важности понимания себя самого и своего ребенка.

2. Упражнение «Передай другому»

Называет начало фразы, а участники должны ее продолжить. Например, «В детстве можно (драться, играть, весело жить, плакать и т. д) . Что я разрешаю своему ребёнку? Что я запрещаю своему ребёнку? Что я иногда уступаю ребёнку? Что я разрешаю, но ставлю условия?

3. Упражнение «Решение ситуаций»

Представим несколько ситуаций, в которых вы можете оказаться, как вы отреагируете на них.

Ситуации :

1. Ребенок молча сидит перед выключенным телевизором, не реагируя на ваши реплики.

2. Дочь приходит из д\с и говорит : "Не пойду больше в садик!"

3. Вы узнаете, что ваш ребенок на занятиях сидит под столом.

4. Сын говорит : "Вовка предатель! Видеть его не хочу!"

5. Дочь : "Мам, а все папы должны любить своих детей"

6. Ребёнок кричит и требует игрушку своего товарища.

По окончании разбора ситуаций, ведущий обозначает, что в общении с ребенком можно задействовать различные механизмы, которые помогут не отмахнуться от ребенка, а дать ему то, что он ожидает - поддержку. Что какие бы "выходки" (со слов взрослого) не демонстрировал ребенок, целей нарушений в поведении ребенка может быть только 4 :

Привлечение внимания,

Ибегание неудач

Причиной капризов и упрямства также может быть :

Нарушение режима дня

Обилие новых впечатлений

Плохое самочувствие

Переутомление (физическое и психологическое)

Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя "пустым местом". Дети же тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость.

Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением.

Особенно часто это происходит, когда им внимания не достает. А ведь и необходимая "доза" внимания у каждого ребенка своя.

Задайте себе вопрос : когда ребенок получает больше внимания от взрослых? (когда он больше плохо, а не хорошо себя ведет)

Если маленький ребенок плачет к нему бегут родители ! Он что-то натворил - и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. Вывод : "Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!" - вот что усвоил ребенок.

Внимание - базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье, с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то, как они должны вести себя, когда они "психологически голодны"?

Вопрос к участникам : "Как вы думаете можно распознать, что эта "выходка" имеет цель привлечения внимания?" (Ответ : после получения необходимого внимания ребенок прекращает выходку).

Положительные выходы из ситуации : стараться объяснить, уговорить; переключить внимание; использовать игровые приёмы; не обращать внимание на капризы ребёнка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение не оказывает на вас влияния.

Преодолеть капризы также можно :

Если все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку

Дадут понять значение слова «нельзя»

Научат ребёнка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении цели

Будут развивать у ребёнка самостоятельность

4. Упражнение «Преврати недостаток в достоинство»

Родители пишут , что они хотели бы видеть в своём ребёнке, затем высказывания собираются и путаются. Кому какое попадётся, и дают советы.

Чтобы воспитать Человека, нужно :

Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему

Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью, видеть в нём личность, а не объект воспитания

Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример

Стремиться понять, о чём думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе

Не использовать ребёнка, как средство для достижения благородных, но своих целей

Нельзя перекладывать ответственность за воспитание на других

Помнить, что во всех поступках ребёнка виноваты взрослые

5. Притча «Небезупречный»

У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды :

– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.

– Почему? Чего ты стыдишься?

– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.

Что же ответил ему водонос?

– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.

Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.

В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!

Какой смысл заложен в притче?

Так и дети : очень разные, индивидуальные , запоминающие и у каждого свои неповторимые «чёрточки» . Нужно их только почувствовать и понять.

4. Заключение

На выбор родителей закончить фразу : «Сегодня я поняла» , «Сегодня я узнала» , «Для меня важно…»

В завершении зачитываются слова В. А Сухомлинского «Счастье отцовства и материнства не манна небесная, не приходит праздничным гостем. Это трудное и выстраданное, и приходит только тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения. Там, где утрачена эта мудрая, и отцовская, и материнская способность, - счастье становится признаком»

Конспект родительского собрания «Учимся играть без игрушек»

Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально – коммуникативное развитие»: развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, развитие социально-психологического и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности с семьей.
«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений о природе, бросовом и природном материале, их свойствах, а также о способах их использования.

Задачи ОО в интеграции:

«Физическое развитие»: способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Задачи в работе с родителями:

Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семье, воспитывать чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи, развивать выдержку, внимание, дисциплинированность и организованность;
поддерживать желание родителей активно участвовать в жизни своего ребенка и детского сада;
познакомить родителей и детей с приемами саморегуляции;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических способностях;
повышать педагогическую компетентность родителей воспитанников по проблемам воспитания и обучения детей, а также способах развития и воспитания детей через взаимодействие и совместную игровую и продуктивную деятельность.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе.

Оборудование: магнитофон с музыкальным сопровождением:
- Музыка «Приветствие», музыка из мультфильма «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек…», «Уи-уаа..», «Люблю я макароны…», «Звуки леса…», «Танец Лавата»;
- Сказка на новый лад «Колобок»;
- Аудиосказка «Жил человек рассеянный на улице Басеиной…»;
- Мультимедийное оборудование с ноутбуком с презентацией на тему «Играем без игрушек»;
- Столы (один стол на две семьи);
- Тарелочка – 3шт. на каждого ребенка, на первой – стаканчик с палочками и трубочками для сока, крышки, баночки из-под йогурта, стаканчики, ракушки, на второй - нитки, макароны, на третьей - шишки, желуди, палочки, семена;
- раскраска-распечатка (с героем мультипликационных фильмов) на каждого ребенка, набор карандашей;
- Костюмы для героев сказки «Колобок»;
- Выставка поделок из макарон и бросового и природного материала;
- Бэйджики для родителей, педагога.

Предварительная работа

С педагогами:
Анализ литературы и интернет ресурса;
Планирование и разработка конкурсных мероприятий;
Составление сценария конкурса;
Оформление афиши на сайте ДОУ;
Оформление пригласительных открыток на конкурс.
С родителями:
Съемка видеоролика и фотографии.
С детьми:
Чтение художественных произведений;
Мастер классы по изготовлению поделок и аппликаций;
Рассматривание выставок, поделок.

Ход тренинга:

1. Приветствие родителей.
Музыка «Приветствие»

Ведущий: Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас в очередной раз на родительском собрании в нашем детском саду!
Собрание наше будет не обычное!
Здесь я не буду рассказывать вам об особенностях развития ваших малышей, давать вам советы и рекомендации, сегодня хозяевами и творцами будете вы!
Дело в том, что наступает летний сезон – опасный во всех отношениях, так как много времени мы с детьми проводим на улице – на речке, в лесу, на даче, и поэтому необходимо усилить контроль за детьми, со стороны нас – взрослых, и, конечно же, родителей!
А чтобы интересно, с пользой для ребенка и для вас, его провести, мы устроили этот вечер!

Где вы проявите свою находчивость, творчество и фантазию! Воплотите все это в реальность, и тем самым, займете своих детей и научите их применять полученные знания и умения в жизни!
2. Наш вечер называется «Играем без игрушек»!
Итак, сейчас мы с вами сейчас разыграем несколько ситуаций, в которых вы можете оказаться вместе с детьми!
1. Итак, первая ситуация – «С мамой мы пришли на пляж», и, к сожалению, не взяли ни одной игрушки!
Что делать? Подсказка – рисовать палочкой на песке.
Музыка и мультфильма «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек…»



А еще Вам предлагается, так называемый бросовый материал – крышки, трубочки из-под сока, баночки из-под йогурта, стаканчики, ракушки и т.д.
ИГРАЕМ!




2. Итак, вторая ситуация – «Пришли к бабушке в гости» - а там, бабушка делала генеральную уборку и куда-то спрятала все игрушки!
Что есть у бабушки? Подсказка – бабушка очень любит вязать!
& Музыка «Уи-уаа..»
Вам предлагается взять нитки и из них что-то смастерить и сконструировать!
ИГРАЕМ!


А ещё любимая бабушка любит баловать своих внучат любимыми макаронами – можно использовать и их!
Музыка «Люблю я макароны…»
ИГРАЕМ!




3. Третья ситуация – «Пришли в лес». А здесь такая красота! И столько природного материала – шишки, желуди, палочки, семена и т.д. Из них можно сделать поделку «Лесовичка», «Русалки», «Лешего» и т.д.
Музыка «Звуки леса…»
ИГРАЕМ!




4. Четвертая ситуация – «Остались с папой». А у папы футбол по телевизору или любимый детектив! Что делать? Как себя не ущемить и за ребенком посмотреть? Папы включают по компьютеру аудиосказки и распечатывают любимую раскраску своего ребенка!
Аудиосказка «Жил человек рассеянный на улице Басеиной…»
ИГРАЕМ!


Итак, вы просто МОЛОДЦЫ! Здорово справились с заданием!
Теперь нам необходимо размяться и научить маму с папой танцевать веселый танец «Лавата»!
Музыка «Танец Лавата»


Ну а теперь время отдохнуть малышам и приобщить их к искусству! Сейчас ваши мамы и папы покажут вам сказку – «Колобок»!(распределяются роли жеребьёвкой и родители одевают атрибуты к сказке)
Сказка на новый лад «Колобок»


На этом наш вечер игр без игрушек заканчивается! Спасибо ВСЕМ!
А я хочу вам на прощание прочитать стихотворение Эдуарда Асадова:

Берегите своих детей!
Их за шалости не ругайте!
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте!

Не сердитесь на них всерьёз,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились!

Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка,

Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите –
Это счастье! Короткий миг
Быть счастливыми поспешите!

Ведь растают, как снег весной,
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие ваши дети!

Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе!

Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство!

Задачи игрового тренинга: познакомить родителей с особенностями развития творческих способностей ребёнка, с использованием сказки для развития детского творчества; способствовать активизации творческого потенциала родителей; создать условия для раскрепощения интеллектуальных, коммуникативных ресурсов родителей, общения в интерактивном режиме.

Материал: листы бумаги, ватман, ручки, фломастеры, набор цветных кружков, маркеры, воздушный шарик, рисунки с изображением сказочных персонажей с различными эмоциями, памятка «Как развивать в ребёнке творческое начало».

Ход проведения игрового тренинга

Участники тренинга рассаживаются в кругу.

Приветствие. Упражнение «Знакомство».

Цель: создание благоприятной атмосферы для общения.

Родителям предлагается маркером написать на листе бумаги по три определения своей семьи, своего ребёнка и его самые любимые сказки. Затем участники представляют написанное.

Мини-информация «Использование сказок для развития творческих способностей у детей».

Цель:

Ведущий (В.). Сказки - это, наверное, один из самых лучших моментов детства, которые мы стараемся взять во взрослую жизнь. Сколько существует человечество, столько малыши всех времён, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом слушают сказки, которые рассказывают им взрослые. И сами взрослые испытывают при этом ничуть не меньший восторг, видя горящие глаза своих детей и возвращаясь в детство. Волшебный язык сказки позволяет независимо от возраста говорить на одном языке, пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только захотеть. О скольких важных вещах сказка даёт возможность рассказать детям, даже самым маленьким! Этот кладезь народной мудрости преподносится легко, понятно и весело. В сказках таится громадный ресурс для воспитания и развития малышей, и любому родителю вполне по силам воспользоваться им.

Читают или рассказывают сказки своим детям, наверное, все родители. Вы пробовали когда-нибудь сочинять волшебные истории сами или вместе со своим малышом? Это уже особое действие, которое помогает развивать фантазию и воображение, всё то, что потом сможет стать основой творческих способностей. Кроме того, мы можем помочь ребёнку разрешить определённые трудности, найти выход из сложных ситуаций и, самое главное, получаем дополнительную возможность для интересного общения. Ведь сочинять сказки необязательно в диаде «мама - ребёнок», вполне могут включиться и папа, и бабушка с дедушкой. Сочинять всем вместе - что может быть забавнее и важнее? Никакие нравоучения и педагогические изыски не способны заменить живое творчество.

Разделение на группы.

Цель: создание благоприятных условий для общения и взаимодействия.

Участникам раздаются напечатанные отрывки из сказок. Необходимо узнать сказку и найти членов своей группы.

Работа в группах.

Цель: знакомство с вариантами творческой деятельности по сочинению сказок с ребёнком.

  • Сочинение сказки по набору цветных кружочков.

Участникам предлагается набор из цветных кружков, каждый из которых - символ, обозначающий сказочного героя (одушевлённый или неодушевлённый). Количество кружков должно соответствовать количеству героев придуманной сказки.

  • Сочинение сказок по цепочке.

Ведущий начинает сказку, участники продолжают сюжет по цепочке.


Упражнение «Не урони воздушный шар».

Цель: создание позитивного настроения при взаимодействии друг с другом.

Участники передают друг другу по кругу воздушный шарик, не касаясь его пальцами и ладонями рук.

Упражнение «Объясни настроение».

Цель: определение эмоционального состояния сказочного героя.

Каждому предлагается рисунок с изображением сказочного персонажа с определённым настроением. Нужно придумать и назвать ситуацию, которая могла вызвать данную эмоцию. Приветствуются оригинальные шуточные ответы.

Упражнение «Как развивать в ребёнке творческое начало ».

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.

Участники определяют условия развития творческих способностей детей, обсуждают условия в парах и записывают на ватмане. Ведущий предлагает каждому участнику памятку.

Памятка

Для того чтобы творческое развитие ребёнка было успешным, необходимо помнить простые правила.

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком; интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие сложности и помогать развивать умения и таланты; воспринимать вопросы и высказывания всерьёз.

Уважать право ребёнка на собственное мнение и относиться к нему как к равноправному партнёру, который пока обладает меньшим жизненным опытом; включать в совместное обсуждение общих семейных дел.

Предоставлять ребёнку жизненное пространство: с вниманием относиться к его потребностям, приобретать книги, игры и другие нужные вещи для любимых занятий; не запрещать играть с бросовым материалом (коробками, нитками, лоскутками и т.д.) - это стимулирует воображение; найти место, где ребёнок смог бы показывать свои поделки и достижения; не ругать за беспорядок на столе, если он ещё не закончил занятие (однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания).

Приучать ребёнка мыслить и действовать самостоятельно; поощрять в нём максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

Помогать строить собственные планы и давать ребёнку возможность самостоятельно принимать решения и быть ответственным за них.

Побуждать ребёнка придумывать истории и фантазировать, делая это вместе с ним, брать в поездки по интересным местам.

Не сравнивать своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.

Развивать в ребёнке позитивное восприятие мира, хвалить за конкретные поступки и успехи и делать это искренне.

Рефлексия «Заверши фразу».

Цель: оценка эффективности состоявшегося взаимодействия.

Каждому участнику предлагается продолжить одну из фраз:

  • На тренинге мне особенно понравилось…
  • Во время тренинга я приобрел(а)…
  • Тренинг заставил меня задуматься о…
  • Чтобы развивались творческие способности моего ребёнка, я могу…

Литература:

1.Гуз, А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / А.А. Гуз. - 2-е изд. - Мозырь: Белый Ветер, 2008.

2.Носова, Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей: пасобие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е.А. Носова, Т.Ю. Швецова. - Минск: НИО, 2008.

3.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - М.: Фолио, АСТ, 2000.

Игровой тренинг для родителей подготовила В. Дробышевская