Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание дошкольников

Cлайд 1

Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания» Автор проекта: Чернышева Елена Викторовна, воспитатель МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»; С. Татаново, Тамбовский район, Тамбовская область.

Cлайд 2

Актуальность: Игра- ведущая деятельность детей дошкольного возраста, средство самовыражения ребёнка. Способствует развитию познавательных интересов. Обострение экологической проблемы в стране, необходимость формирования у детей экологического сознания.

Cлайд 3

Цель: доказать: метод игры – наиболее эффективен в экологическом воспитании дошкольника

Cлайд 4

Задачи: РАЗВИВАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ЯВЛЕНИМИ ПРИРОДЫ; ФОРМИРОВАТЬ ОБОБЩЁННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИЗНАКАХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ, УСТАНАВЛИВАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ; ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ (РАСТЕНИЯМ, ЖИВОТНЫМ); ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, ИНТЕРЕС И ЗАБОТЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К РАСТИТЕЛЬНОМУ МИРУ; УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И ДЕТЬМИ, ИХ РОДИТЕЛЯМИ.

Cлайд 5

Противоречия: Между тем, что основной деятельностью дошкольников является игра и недостаточностью использования их в экологическом образовании детей Между знаниями детей и их применением.

Cлайд 6

Основной вопрос проекта: Как с помощью игры добиться у детей прочных знаний и устойчивых правил поведения в природе. Участники проекта: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Cлайд 7

Гипотеза педагогического исследования: Используя игру как основной метод экологического воспитания дошкольников, я буду содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней. Объект исследования: процесс формирования экологических знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: использование игры как основного метода формирования экологических ЗУН дошкольников.

Cлайд 8

Научно-методические обоснования актуальности темы: Первый аспект Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Cлайд 9

Второй аспект Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. «Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу». С. Н.Николаева

Cлайд 10

Этапы проекта: подготовительный этап: (1 месяц) Доведение до участников проекта важности данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта. Подбор методической литературы, иллюстративного материала, пособий, игрушек, атрибутов по данной теме. Составление списка необходимого оборудования (фотоаппарат, компьютер, мультимедийный проектор) Разработка диагностического инструментария для определения уровня знаний, умений, навыков детей по экологии. Проведение первоначальной диагностики. Составление перспективного плана.

Cлайд 11

Основной этап (7 месяцев) Создание развивающей экологической среды Работа с детьми Работа с родителями

Cлайд 12

Предметно- развивающая экологическая среда (уголок природы) Мини – огород Коллекция семян Игры экологические Мини- лаборатория Игрушки- аналоги, муляжи

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

ИГРА Игры С правилами ИОС с литературными персонажами Сюжетно – ролевая игра ИОС с игрушками- аналогами ИОС типа путешествий Работа с детьми

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Участие в утренниках Наглядная информация Родительские собрания Индивидуальные беседы, консультации Привлечение к оформлению предметной среды Работа с родителями

Cлайд 21

Заключительный этап (1 месяц) Мультимедийная презентация по итогам реализации проекта на педагогическом совете Организация совместной с родителями выставки «Природа и фантазия» Организация выставки дидактических игр в методическом кабинете с природоведческим содержанием Контрольный срез. Подведение итогов

Cлайд 22

Результаты исследования: При ознакомлении детей с природой посредством игровой деятельности происходит формирование представлений о многообразии растительного мира; многообразие и широкий спектр игр природоведческого характера помогают детям приобретать навыки заботливого и бережного отношения к обитателям природы, навыки ухода за ними; у детей сформирована произвольная регуляция поведения через выработку умения соблюдать правила игры; дети стали доброжелательными, научились работать совместно.

Cлайд 23

Оценка результата Для диагностики уровня ЗУН использовался метод индивидуальной беседы (по С.Н.Николаевой), который включает в себя 3 части: Первая – представление ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Вторая – изучение представление о свойствах целостного живого организма: его потребность в условиях среды, состоянии. Третья – о приспособлении живых существ к различным средам обитания. В итоге выделены следующие критерии: представления о сезонных изменениях, представления о домашних и диких животных, знание деревьев, кустарников, овощей, фруктов, умение называть окружающие предметы, их свойства и назначение, бережное отношение к природе, навыки ухода за растениями и животными, знание о правилах поведения в природе, знание экологических игр.

Дошкольный возраст - это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитив­ ное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен заклады­ваться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необ­ходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегри­рованного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольни­ков. Интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов деятельнос­ ти. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников. Одной из важнейших задач МБДОУ «Светлячок» является охрана и укрепление здоровья детей. В этой связи актуальным является ведение физкультурно-экологической работы, которая

на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.

Экологиче­ ское образование и физическая культура имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач:

Задачи физического воспитания

Задачи экологического воспитания

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

2. Помогать детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни на основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям.

3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе проводятся в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад, также включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхатель­ной, пальчиковой, корригирующей); обуче­ние детей элементарным приёмам самомас­ сажа; закаливание; профилактика плоско­стопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредст­вом постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.

В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе. Занятия интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.

В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности:

1. Упражнения дыхательной гимнастики («Листья шуршат», «Морозко», «Одуванчик», «Радуга, обними меня» и т.п.);

2. Общеразвивающие упражнения («Листопад», «Поймай снежинку», «Подснежник», «Колокольчики» и др.);

3. Подвижные игры («Охота на песца», «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз», «Полярная сова», «Цветы и ветерки» и т.п.);

4. Эстафеты («Сбор урожая», «Ручейки и озера», «Эстафета юного туриста» и др.);

5. Сезонные упражнения спортивного характера (катание на санках, лыжах и т.д.)

Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений. Формирование первоначальных знаний о природе проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей: например, можно использовать персонажи – «Лесовичка», медведя, зайчика «бабы-яги», которые проводят с детьми экскурсию по «своим владениям».

Также в нашем детском саду проводятся занятия - прогулки по экологической тропе здоровья – цель которых - знакомство детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры; Дни здоровья экологической направленности, в содержание которых педагоги включают специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры.

Взаимодействовать с окружающей сре­дой (лес, растения, речка ) и погодно-климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, холод, жара) дошкольники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный зал, спортив­ная площадка, физкультурные уголки в груп­пах, оснащённые различным спортивным инвентарём) . При этом расширяется их кругозор, форми­руются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, на­стойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.

Итак, в современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В нашей работе с детьми по их экологическому воспитанию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности - физической культуры, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей. При этом расширяется их кругозор, форми­руются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, на­стойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье. Эколого-развивающая среда в нашем детском саду направлена на формирование элементов экологической культуры и грамотного поведения детей в природе, позволяет реализовать все компоненты содержания экологического воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.

Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы. Мы уверены, что сохранить и приумножить её для будущих поколений можно через осознанное бережное и положительно-деятельностное отношение, через формирование устойчивой позиции устойчивой позиции граждан в данных вопросах.

Слайд 2

МДОУ №81 «Центр развития ребёнка – Детский сад «Конёк – Горбунок»

Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский

Слайд 3

Дошкольное детство

  • Слайд 4

    Игры, эксперименты, наблюдения, опыты, рисование.

  • Слайд 5

    Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой

    Слайд 6

    Проектпо формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера

    «Я И ПРИРОДА»

    Слайд 7

    Чувственноевосприятие

  • Слайд 8

    Трудовые поручения

  • Слайд 9

    В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:

    познавательный (формирование представлений о мире природы), перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе) практический(формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).

    Слайд 10

    ЦЕЛЬпроекта:

    Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение

    Слайд 11

    Задачи проекта:

    формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника в условиях крайнего севера; развитие познавательного интереса к миру природы, чувства эмпатии к объектам природы; формирование первоначального умения и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

    Слайд 12

    Основные принципы реализации проектапо экологическому воспитанию

    Принцип научности Принцип доступности Принцип гуманистичности Принцип деятельности Принцип интеграции Принцип системности Принцип регионализма

    Слайд 13

    Этапы реализации проекта:

    I . Организационный (август-сентябрь 2006г.) II. Внедренческий (октябрь 2006г. – май 2008г.) III. Результативный (июнь – август 2008г.)

    Слайд 14

    Слайд 15

    Участники проекта

    Дети МДОУ №81 «Центра развития ребёнка – Детский сад «Конёк – Горбунок», воспитатели, родители, сотрудники музея, библиотеки, картинной галереи, научные работники государственного природного заповедника «Большой Арктический».

    Слайд 16

    Направление работы по реализации проекта

    проект Издание информационно-методического материала Связь с социумом Взаимодействие с родителями Развивающая среда группы, ДОУ Кружковая работа Цикл познавательных занятий с детьми

    Слайд 17

    Изобразительная деятельность Эксперименты Экологическая культура Чтение Наблюдения Физическая деятельность Игровая деятельность Музыкальная деятельность Трудовая деятельность Конструирование Театральная деятельность Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности ребёнка

    Слайд 18

    Творчество детей

  • Слайд 19

    мироздание вода воздух солнце песок глина камни сезоны обитатели уголка природы перелётные и зимующие птицы растения дикие и домашние животные лес комнатные растения тропический лес пруд, озеро, река море луг как человек использует природу как человек охраняет природу степь тайга Человек и природа край, в котором я живу

    Слайд 20

    «Край, в котором я живу»

  • Слайд 21

    Экологический кружок «Юный натуралист»

    Цель: Формирование экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности Задачи: формирование навыков опытно-экспериментальной деятельности; развитие у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности; развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.

    Слайд 22

    Экспериментальная деятельность

  • Слайд 23

    Экспериментирование

  • Слайд 24

    Слайд 25

  • Слайд 26

    Экологическое образование родителей

  • Слайд 27

    Из результатов проведенного предварительного анкетирования, опросов родителей следует, что наиболее значимой информацией является:

    данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива; правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы); требования к экологии жилища; роль комнатных, лекарственных, пищевых растений; выбор экологически безопасных мест для прогулокс детьми, отдыха на природе; содержание в доме домашних животных и их значение длявоспитания ребенка; развитие ребёнка как личности в процессе экологического образования; информация, получаемая от самого ребёнка о занятиях в детском саду.

    Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста

    Трефилова А.Н., инструктор по ФК, первая квалификационная категория
    Межмуниципальный семинар
    «Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»,
    МБДОУ № 7, Апатиты, 2011 г.


    Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. Невозможно представить себе занятие по физической культуре без использования элементов экологии.
    Цель интегрированных занятий по физической культуре направлена на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
    Задачи физического воспитания
    1. Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре
    2. Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей
    3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями
    Задачи экологического воспитания
    1. Формирование экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе
    2. Формирование практических умений и навыков в природоохранной деятельности на основе усвоения норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром
    3. Воспитание гуманного отношения к природе на основе экологически ориентированных личного опыта и эмоциональных переживаний

    Интегрированные занятия - это занятия, которые в рамках одного раздела воспитания решают различные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Подбор физических упражнений обусловлен возрастными особенностями развития детей, темой и задачами занятия, содержанием программ по физическому и экологическому воспитанию, временем года и погодными условиями.
    Содержание методики составляют физические упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде. Это такие упражнения, как «Гора», «С кочки на кочку», «Мельница» и т.д. При этом предусматривается использование образных названий.
    Упражнения на дыхание: «Подуй на цветок», «Надуй шарик», «Сова» и т.д.
    Использование приемов имитации и подражания: «Кошечка», «Лошадки», «Гуси», взаимосвязанных с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе.
    Так же подобрана серия картинок на подражание голосам зверей, птиц. Например:
    Кукушка кукует ку-ку, ку-ку,
    Голубь воркует гур-гур, гур-гур,
    Петух зорюет ку-ка-ре-ку,
    Филин кричит в ночи ух-ух,
    А рыба молчит ни гу-гу!
    Формы работы
    В нашем дошкольном учреждении мы постарались создать все необходимые условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребёнка. Оборудован физкультурный зал с достаточным количеством инвентаря и пособий. На протяжении всего дня в группах поддерживается оптимальный двигательный режим, с использованием различных форм работы с детьми.
    Проводим:
    1. Физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе, с включением в комплекс упражнений с двойным функциональным назначением (общеразвивающим и коррекционным):
    - Традиционное занятие, состоящее из водно-подготовительной, основной и заключительной частей;
    - Круговая тренировка;
    - Игровое занятие;
    - Занятие по сказочному сюжету;
    - Занятие на свободное творчество;
    - Занятие-соревнование;
    - Серия занятий «Забочусь о своём здоровье»;
    - Прогулки-походы;
    2. Плавание и игры в бассейне.
    3. Подвижные игры.
    4. Оздоровительную гимнастику.
    5. Спортивные праздники и развлечения и т.д.
    При проведении занятий использую элементы массажа, самомассажа, логоритмическую гимнастику М.Ю. Картушиной, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.
    В работе с детьми использую следующие физкультурные пособия:
    индивидуальные коврики;
    гимнастическая стенка для формирования навыка правильной осанки;
    мячи резиновые;
    косички, палочки;
    мешочки с грузом в виде божьих коровок;
    массажные мячи, шары;
    дорожки ребристые;
    змея «Питоша»;
    дорожка здоровья;
    Имеются пособия для профилактики плоскостопия: поролоновая дорожка, «Месяц и звёзды», «Цветы», «Морские жители», «Грибочки» и т.д.
    Приёмы
    1. Хождение босиком;
    2. Использование нестандартного оборудования;
    3. Использование художественного слова;
    4. Использование музыкального сопровождения;
    Всё это способствует активизации детей на занятии, тем самым появляется мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья.
    Игры и упражнения
    Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в группе, на прогулке. Вместе с воспитателями согласовывают свою работу по физической и экологической подготовке детей. Часть занятий, проводимых воспитателями, являются подготовительными к освоению нового двигательного материала, который будет предложен детям. Двигательный опыт, который дети накопили с инструктором, затем используется воспитателем в различных режимных моментах. Так в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой и бегом в умеренном темпе, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. В заключительной части занятия проводятся упражнения и подвижные игры и наконец занятие завершается ходьбой в умеренном темпе или упражнениями на релаксацию.
    Наши праздники
    Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а так же сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношения «человек-природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.
    Так в нашем дошкольном учреждении традиционно проводится праздник «Встреча солнца», «День Земли». Дети участвуют в викторине, посвященной особенностям климата и жизни коренных народов Крайнего Севера, выполняют имитационные упражнения «Олень», «Полярная сова», «Ловкий песец», играют в подвижные игры «Построй чум», «Поймай своего оленя», «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки».
    Наши походы
    В нашем дошкольном учреждении разработаны экологические тропы. Это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. В начале года вместе с воспитателем намечаем, рисуя карту, несколько маршрутов. При этом детей знакомим со сторонами света: южное направление, северное и т.д. Протяженность каждого маршрута до 3-4 км (туда и обратно). Маршрут делится на несколько этапов. Первый до 500-600 метров для старших. Постепенно расстояние увеличивается, и наконец дети доходят до намеченной цели. Освоив один маршрут, переходят на другой. Это занятие позволяет не только укрепить своё здоровье, так как ходьба и бег - универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить свои знания об окружающем мире.
    В летний период часто ходим на полюбившуюся детям поляну. Играем в подвижные игры, поём песни под аккордеон и просто любуемся окружающей природой. В конце проводится акция «Чистая поляна», дети складывают мусор в пакеты. Зимой проводим поход, как пеший, так и на лыжах. Часто в пути встречаются белки, сороки, вместе с детьми наблюдаем за их внешним видом и забавным поведением.
    Работа с родителями
    Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребёнок - это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться ему в жизни. Поэтому огромную роль отвожу работе с родителями. В групповых родительских уголках оформлены папки-передвижки: «Дыши правильно», «Весёлые ножки», «Физкультура вместе с папой и мамой» и т.д. Фоторепортажи с проведения праздников, походов и т.д.
    Интегрированные занятия по физической культуре и экологии способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию знаний и представлений о природе. Осуществляется комплексное воздействие на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.

    Литература
    1. Безруких М.М. Решение проблем охраны здоровья школьников в рамках региональных программ "Образование и здоровье" // Ребенок и Север: проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи в среде обитания: Тез. докл. XXXIX Междунар. науч.-практ. конф. (17-20 апр. 2001 года, Мурманск) /Под общ. ред. Е.М. Лапицкой. Мурманск, 2001, с. 13.
    2. Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" //Дошкольное воспитание. 2000, № 5, с. 145 - 148.
    3. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 11 -
    4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 256 с.

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.



    Основные направления экологического воспитания детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность






    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа Ознакомление с живой и неживой природой Эмоционально- эстетическое развитие Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Загадочные объявления Речевые логические задачи Загадочные объявления Речевые логические задачи Культурно- досуговая деятельность Образовательны е проекты Игровая деятельность Художественно- творческая деятельность Воспитатель Коптенко Т.А




















    ПОРТФОЛИО воспитателя содержит: 1. Информационные и технологические карточки; 2. Дидактический и иллюстративный материал; 3. Календарно-перспективное планирование работы с детьми; 4. Практический материал для работы с детьми по ознакомлению с миром природы: Речевые игры Загадки Модели и схемы объектов живой и неживой природы Игры экологического содержания, игровые обучающие ситуации, игры-путешествия, экологические игры с правилами Описание объектов экологической тропы








    26 .


    В результате проделанной работы отмечаются положительные результаты: -сформированы начала экологической культуры у детей; -сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; -дети учатся практическим действиям по охране природы; -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. ПЕРСПЕКТИВА РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЭКОЛОГИИ На уч.г. Реализация долгосрочного образовательного проекта «Люби и знай Коми край » Викторина с детьми и их родителями «Хочу всё знать» Организация и проведение акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка»