Буклет для родителей «Экологическое воспитание детей в семье. Брошюра по экологической тропе Буклеты по экологии в старшей группе

Живой букварь» В. Орлова.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод

Учит крепкой дружбе.

МБДОУ детский сад комбинированного

Экологическое воспитание

детей в семье

« Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! »

Евгений Александрович Евтушенко

Экологическое воспитание детей –

прежде всего воспитание человечности,

т.е. доброты, ответственного отношения

к природе, и к людям, которые живут

рядом, к потомкам, которым надо

оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей пони-

мать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести се-

бя в природе и среди людей.

Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Дети часто поступают жестоко с приро-

дой, и во всём этом виноваты мы взрос-

лые. Не смогли научить видеть красивое,

и заботится о том, чтобы все, что окру-

жает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Запомните правила!

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

    Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

    Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.

    Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

    Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

    НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

Цель : Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности

План мероприятий по проведению Года экологии в 2017 году

Экологическая тропа.

1.Конкурс рисунков

«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь».

2. Экологический месячник.

3. Выставки книг «Природа и экология».

4. Работа в экологической комнате.

5.Участие в международных акциях.

6. Акция «День Земли».

7.Краевой экологический субботник

«Зелена весна-2017».

8.Конкурс детского творчества

«Бережем планету вместе».

9. Участие в сетевом сообществе «ЭкоЛазо».

10. Экологическая тропа в ДОУ.

11. Экологические игры.

Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Задачи:

  • Систематизировать работу по экологическому воспитанию.
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.
  • Развивать творческий потенциал педагогов и родителей.

Дополнительное образование

по экологическому направлению.

Название кружка

«Говорушки»

Направление

«Пластилиновая фантазия»

Возраст детей

естественно-научное

«Волшебный завиток»

худю-эстетическое

Руководитель

Воспитатель Синькова С.Н.

Худ.-эстетическое

«Умные пальчики»

Воспитатель ГизатулинаТ.Ю.

«Умелые ручки»

худ.-эстетическое

Воспитатель Леоничева Е.М.

«Буратино»

художественно-эстетическое

художественно-эстетическое

Воспитатель Куклова Н.А.

«Пластилиновое чудо»

Педагог ДО

художественно-эстетическое

«Экология вокруг нас»

Воспитатель Исаева Т.А.

Трусюк Е.Г.

естественно-научное

Воспитатель Шакирова Т.А.

Воспитатель Веренкова Н.А.

Хорский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних

Детская школа искусств

МБДОУ д/с №5

Родители

Районный краеведческий музей

Детская библиотека

Районное ЭКО сообщество

Социально-культурный центр

Экологическая комната

Акции в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

создана для формирования у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного и практически-деятельного отношения к миру природы .

  • День воды.

2. День кошек.

3. День земли.

4. Покормите птиц зимой.

5. Мусорные фантазии(из бросового материала)

6. Животные нашего края

1 зона-лаборатория .

2 зона -природные зоны.

3 зона - живой уголок.

4 зона- зона релаксации.

5 зона - библиотечный центр

Роль экологического воспитания в ДОУ

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же ЖИВАЯ!

Для того что бы родители активно включались в проектную деятельность я стараюсь делать буклеты. Это помогает родителям лучше ориентироваться в теме, узнать что- то новое для себя, а главное даёт подсказку, чем можно заняться с ребёнком для углубления его знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека.

Этот возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей - дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые.

Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

Экологические знания и умения;

Экологическое мышление;

Ценностные ориентации;

Экологически оправданное поведение.

Советы родителям:

  • Рассказывайте детям о загрязнении планеты. Объясняйте ребёнку, что хоть один не брошенный фантик на землю делает природу чище.
  • Помните о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
  • Обращайте внимание детей на красоту природы. Даже если вы гуляете во дворе.
  • Расспрашивайте своих детей, как они относятся к природе, животным. Беседуйте, обсуждайте с детьми эти немаловажные вопросы, ведь дети – наше будущее.

Природа - это уникальная книга.
Ее тираж - один экземпляр.
Только один!
И поэтому, читая ее,
Нужно беречь каждую страницу
.

Китайская пословица:

Если Вы думаете на год вперёд

– сажайте зёрна,

Если Вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья,

Если Вы думаете на 100 лет вперёд – воспитайте человека!

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа – мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях осетра.

Журавля в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте - ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся!

МДОУ

«Детский сад № 73»

г. Ярославль

«Экологическое воспитание детей»

Воспитатель: Данилова А.С.

Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле.

Чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас остро ощущается во многих регионах. Но это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными отходами.

Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых.

Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.

Родители должны донести до детей понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Рассказать детям об уникальных свойствах воды, развивать представления о незаменимости воды в жизни всех живых существ планеты.

Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Родители должны быть в этом примером.

«Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле»

(Леонардо да Винчи)

Расскажите детям:

  • Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся. Вода нужна для поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улицах.
  • По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты и машины, сплавляет лес.
  • Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток.
  • Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух в домах, где живут и работают люди.
  • Нагретая вода отдаёт тепло растениям, выращиваемым в теплицах.
  • Вода нужна для работы железнодорожного и автомобильного транспорта.
  • Ни одна отрасль промышленности не обходиться без воды. На фабриках и заводах вода используется для растворения красок, крашения тканей и кожи, для изготовления бумаги, мыла, выпечки хлеба и т.д.
  • Многие культурные растения нуждаются в дополнительной поливке. Для этого используют поливные машины, дождевальные установки.

Проходят эры – миллионолетья,

Земля живёт, и будет жить всегда.

Пока в артериях её не иссякает

Источник Жизни – Чистая вода!

Что такое вода?

Минерал, не имеющий цвета.

Не имеющий запаха, формы,

Но ты оглянись –

Это главное таинство,

Главное чудо планеты.

Это главный исток,

Из которого вылилась жизнь!

М. Д. Перина «Живая вода», Е.Благинина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед» Т.Новицкая «Белый снег пушистый»

Н. Абрамцева «Сказка о тумане» А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал»

Л. Квитко «Корова в тумане»,

Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды»

В.Орлов «Ты скажи мне, реченька лесная»

С.Сахаров «Кто в море живёт?»

Г.Люшина «Капелька»

Б.Заходер «Что случилось с рекой?»

«Кот и Кит»

Н.Рыжова «Жила – была река»,

«Два ручья», «Вы слыхали о воде?»

Э.Мошковская «Речка»

Вода – это символ жизни, который необходимый всем живым организмам Земли.

МДОУ

«Детский сад № 73»

г. Ярославль

«Царица - водица»

«Воду мы начинаем ценить не раньше того, как высыхает колодец» (Томас Фуллер)

Буклет подготовила группа № 9

Воспитатель: Данилова А.С.

Атмосферный воздух – один из важнейших жизнеобеспечивающих природных компонентов на Земле – представляет собой смесь газов и аэрозолей атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции.

Загрязнение атмосферы – это самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на растения, животных, микроорганизмы и на качество жизни человека.

Как же научить своих детей важности заботы об окружающей среде ?

Чтобы дети начали постоянно задумываться об окружающей среде, дайте им возможность видеть все, что вы делаете для ее защиты изо дня в день, и объясняйте, почему вы это делаете. Например, дети могут не понимать, почему использование энергосберегающих ламп или механической газонокосилки лучше для окружающей среды, пока вы им это не объясните. Покажите своим детям, что вы не разбрасываете мусор, и объясните, какое влияние загрязнение имеет на окружающую среду. Нужно показать, как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и долг взрослых.

Воздух - это таинственный невидимка .

Что находится внутри воздушного шарика? Почему не тонет мячик?

Отчего получаются мыльные пузыри?.. Ну, какого ребенка не волновали эти животрепещущие вопросы. Поймать «таинственного невидимку» и больше узнать про воздух помогут веселые и несложные опыты, которые можно найти в интернете и провести в домашних условиях.

Свойства воздуха:

Прозрачен;

Не имеет цвета и запаха;

При нагревании расширяется;

При охлаждении сжимается;

Занимает весь представленный объём.

Расскажите детям:

Воздух, окружающий нашу Землю – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца.

Воздушная оболочка защищает Землю от космических снарядов – метеоритов. Когда небесные камни попадают в воздушные слои Земли, они так сильно раскаляются, что сгорают.

Воздушная оболочка Земли защищает нас от космических лучей – невидимок. Они давно бы уничтожили на Земле всё живое, да воздух их не пропускает.

Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Перегоняет тёплый воздух на север, холодный – на юг.

С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдаёт её суше. Летом поливает землю дождём, а зимой укрывает её пушистым одеялом, чтобы не мёрзли растения, не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

Чистый воздух – хорошо,

Значит, нам дышать легко!

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой,

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплый,

Веет холодом зимой.

Когда иней красит стёкла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем -

Он ведь нам необходим!

МДОУ «Детский сад № 73»

г. Ярославль

«Воздух – это жизнь»

« Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе »

(В. А. Алексеев).

Буклет подготовила группа № 9

Воспитатель: Данилова А.С.


Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём.

Рассказывайте детям об опасности пожаров и о том, что нельзя портить деревья, разорять гнезда, добывать березовый сок, засорять территорию пойм, водоемов битым стеклом, разорять муравейники и еще многое другое.

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоемов.

Уважаемые родители! Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

Правила поведения в лесу:

Придя в лес или на поляну не срывайте растения и ягоды;

Не разводите костер возле деревьев и кустарников. А потом не забудьте его потушить;

Не оставляйте мусор после себя. Не зарывайте пластик и железо в землю;

Фотографируйте природу или зарисовывайте, но не уносите с собой

Берегите и помогайте сохранять природу.

Во время отдыха на берегу водоёмов необходимо соблюдать определённые правила поведения, чтобы не загрязнять окружающую среду и не подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей.

Следовать этим правилам совсем не сложно:

Собери мусор и выбрось его в мусорный контейнер, а если его поблизости нет, то унеси мусор с собой;

Не бросай в воду мусор, особенно острые предметы – банки, бутылки, железки, проволоку и другие, так как они могут ранить купающихся;

Не трави рыбу и не губи молодь;

Не стирай бельё в водоёме;

Не губи водные растения;

Не мой машину на берегу водоёма;

Охраняй водные растения, занесённые в Красную книгу;

Не тревожь и не убивай животных, живущих по берегам водоёмов – бобров, выдр, водяных крыс, лягушек, змей, стрекоз и других;

Купайся в специально отведённых местах, в незнакомых местах заходи в воду осторожно, так как на дне могут быть коряги, затонувшие брёвна-топляки, банки, железки и другой мусор.

стихотворение В. Орлова.

«Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод

Учит крепкой дружбе.

В воспитании детей важную роль играет привитие ребенку любви и заботы к животным и птицам . С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Подрастая, дети узнают, что

каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни.

Действия человека сильно влияют на природу и, к сожалению, не всегда положительно, что очень важно беречь все живое вокруг нас, беречь землю, леса, реки, животных... Может, и не стоит приводить конкретные факты, например, что из десяти синиц зиму переживает только одна, – этим вы можете расстроить и даже напугать малыша, но знать, что от людей зависит в природе многое, ребенок должен.

МБДОУ“Детский сад№87”г.о.Самара


Изготовила и составила буклет Мартынова Юлия Васильевна

Отдел образования, спорта и туризма Новогрудского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Ясли – сад №6»

Экологическая тропа в детском саду, как средство воспитания дошкольников

Амелько Елена Владимировна, воспитатель

Экологическая трапа в детском саду, как средство воспитания дошкольников: из опыта работы воспитателя учреждения дошкольного образования / авт. – сост.: Е.В.Амелько – Новогрудок, 2016г. – 52с.

В материале брошюры представлен педагогический опыт работы педагога Государственного учреждения образования «Ясли – сад №6 г.Новогрудка» по вопросу экологического воспитания, через создание экологической тропы дошкольного учреждения. Данные материалы могут быть использованы педагогами и методистами учреждений дошкольного образования

© Государственное учреждение образования

«Ясли – сад №6 г.Новогрудка», 2016г.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………4

    1. Актуальность проблемы ………………………………………………….4

      Цель, задачи и принципы…………………………………………………5

    ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ…………………………………7

    1. Методы и формы работы с детьми на экологической тропе…………..7

      Формы работы с родителями……………………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….17

Введение.

« Я сорвала цветок, и он завял.

Я поймала жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я поняла,

Что прикоснуться к природе

Можно только сердцем»

Л.Фесюкова

Что радует каждого, независимо от того, двоечник он или отличник, голоден или сыт, живет в семье или сирота? Солнечная погода, грибной дождь, тихо падающий снег. Птицы, цветы, бабочки, ежик, рыбки в речке или в аквариуме. Закаты, восходы, лунная ночь, весенние ручьи, запах мороза и талого снега…

Чего нельзя у нас отнять, как бы ни хотели нас наказать, обделить? Небо над головой, землю под ногами. Речку, лес, море, горы. Радость, что мы живем.

Кто обязательно ответит вам любовью на любовь? Живые существа – растения, животные, которые одним своим присутствием украшают этот мир и отзывчивы на заботу. Истинные хозяева той земли, которую человек успел обезобразить, загрязнить, разорить. Но никто не может помешать помочь живому выжить, вернуть земле красоту.

Эффективная работа дошкольного учреждения по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

Одним из средств воспитания в детях знаний и понятий о природе является экологическая тропа.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта, предоставляет на практике природоохранную деятельность.

Глава 1. Экологическая тропа, как средство воспитания дошкольников.

В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как экологическая тропа.

Экологическая тропа в детском саду – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты.

1.1 Актуальность проблемы.

Основной задачей является воспитание экологической культуры у дошкольников, бережное отношение к природе.

Рассмотрим возникшую проблему шире: часто, по незнанию, у детей встречается негативное отношение к природе – сломал кустик, собрал в коробочку насекомых, оторвал бутон у цветка, вырвал с корнем гриб. Ребенок выполняет эти действия, не понимая, что это плохо. Возникает вопрос: почему не понимает? Ответ: потому, что ему никто не объяснил, что так делать нельзя, потому что у детей отсутствуют необходимые знания о растениях, животных, насекомых и т.д. Такие дети не способны сопереживать, сочувствовать, жалеть, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Все это – результаты нравственной невоспитанности детей.

Детям особенно свойственна подражательность, основой для которой они видят образцы поведения взрослых, их поступки, отношение к животным, растениям, птицам, насекомым и т.д.

1.2. Цель, задачи и принципы

Цель: формировать осознанно-правильное отношение воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе яслей – сада.

Задачи:

    познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

    развивать воображение, мышление, внимание, речь;

    воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.

Принципы , которые положены в основу работы:

    принцип краеведения;

    принцип «позитивного центризма»;

    принцип природосообразности;

    принцип научности и доступности понятий;

    принцип «спирали»;

    принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

    формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

    использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

    создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется педоцентризмом или (по Н.Ф. Виноградовой) позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.

Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности. При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип « спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному ». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

    природа – человеку (материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

    человек – природе (положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

    правила охраны природы ; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.

Глава 2. Методы и формы работы.

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

2.1. Методы и формы работы с детьми.

Методы работы с детьми на экологической тропе.

В экологическом образовании большую роль играют методы и формы работы с детьми. Это, прежде всего, систематизированные наблюдения, опытническая работа, труд в природе, моделирование, беседы.

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

Используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщении их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Формы работы с детьми:

    Экологические беседы

    Экологические наблюдения в природе

    Целевые прогулки

    Решение экологических ситуативных задач

    Трудовой десант

    Зелёный патруль

    Лесная аптека

    Экологические развлечения

    Экологические сказки

    Составление экологических карт

    Экологические игры

    Выставки и экспозиции

    Исследовательская деятельность

    Чтение художественной литературы

    Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего
    окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

    Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных
    качеств каждого ребенка.

    Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее
    взаимосвязь с окружающим миром.

    Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой
    природы.

    Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

    Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

    Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,
    исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Чем интересен экологический маршрут

    Привлекательностью

    Красотой ландшафта - способностью

    Каждая тропа непохожа, удовлетворять на другие

    Доступностью

    Должна быть с хорошими дорогами

    Быть безопасной

    Информативностью

    Способностью удовлетворять потребности детей в разных проблемах

Последовательность действий по созданию экологической тропы.

    Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

    Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

    Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

    Фотографирование объектов для оформления альбома

    Изготовление выносных знаков.

    Знакомство с правилами поведения на тропе

    Разработка паспорта экологической тропы

Для организации экологической тропы мы обследовали территорию и выбрали наиболее интересные объекты для исследования - видовые точки:

    Деревенское подворье - (знакомство дошкольников с деревенским бытом).

    Наш чудесный огород - (продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними; вызвать интерес к выращиванию овощных культур).

    Зелёная аптека – (расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях; развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года).

    Кустарники и ягодники - (обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека; закрепить названия кустов, их строение, внешние признаки; учить видеть общее и отличие кустов между собой; учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; воспитывать бережное отношение).

    Метеостанция – (учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы).

    Тропа здоровья – (развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности).

    У царевны лягушки - (побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить названия луговых цветов; наблюдение за ростом растения и созреванием семян; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев; сравнение условий произрастания растений; наблюдение за обитателями луга - насекомыми; воспитывать чувство прекрасного).

    Жужжащий и ползающий мир – (углубить знания о насекомых, их образе жизни; сформировать представление о роли насекомыхв природе; воспитывать бережное отношение к насекомым).

    Деревья нашего двора – (закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; взаимосвязь растений с окружающей средой (вода, солнце - свет, тепло, почва, животные); рассматривание столов и веточек деревьев на наличие повреждений; воспитывать бережное отношение к деревьям; учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам).

    Птичий городок – (рассматривание домиков для птиц, беседа о предназначении скворечников; познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц; значение птиц в природе; развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать бережное отношение к ним).

    Поляна сказок – (знакомство детей с разнообразием сказок о природе).

    Удивительные пеньки – (предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей).

    Привал «Место встреч» - (показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений).

После выбора видовых точек составляется маршрут экологической тропы, который представляет собой последовательное движение от одной точки к другой, изображенный в виде карт – схемы. На основе этих данных составляется паспорт экологической тропы, представляющий собой план - схему территории детского сада с прикрепленными к нему изображениями видовых точек.

Правила поведения на экологической тропинке в детском саду.

    Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.

    Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса.

    Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке.

    Наблюдая за животными (бабочками, жуками, земноводными), не следует их ловить.

Запрещается:

    загрязнять природную среду;

    ломать деревья, вытаптывать растения

    беспокоить животных, разорять птичьи гнезда.

Необходимо:

    ходить по тропинкам, сохранять растения;

    подкармливать и оберегать птиц.

На экологической тропе мы организовали разнообразную трудовую деятельность. Дети не только наблюдают за растениями, но и делают грядки, сеют семена. Воспитанники с удовольствием трудятся в природе.

Для закрепления знаний полученных на экологической тропе мы используем предметно – развивающую среду:

    Уголок экспериментирования, оборудованный микроскопом, лупами, с помощью которых мы вместе с детьми рассматриваем камни, веточки, листья и шишки, кору разных деревьев.

    Уголок природы.

    Библиотека. В ней представлена художественная детская литература о природе. Родители и дети имеют возможность пользоваться этой литературой.

На экологической тропе играем в подвижные игры. Игры и труд среди растений улучшают психологическое состояние детей,
приближая их к природе. Естественные ароматы растений восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно воздействуют на центральную нервную систему и на организм в целом. Решаем проблемные ситуации «Зачем деревьям листья?», «Кто в муравейнике главный?»

Свою работу строим на усвоении детьми системы знаний о природе. Способствуем формированию трудовых умений и навыков, воспитываем эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и умножать её богатство. Знания, полученные на экологической тропе, закрепляем в группе. Проводим непосредственно образовательную деятельность, на которой даём возможность детям сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, а также знакомим детей с новым материалом, который используем на экологической тропе. Широко используем загадки, пословицы, литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии).

Для самостоятельной деятельности детей предлагаем рассматривание иллюстраций на экологическую тему «Растения Беларуси», «Животные и птицы Беларуси».

2.2 Формы работы с родителями.

    Анкетирование («Экологическое образование в семье», «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

  • Консультации (« Экологическое воспитание детей в семье», «Воспитание любви к природе»)

  • Родительские собрания

    Интеллектуально – творческие игры («Что мы знаем о природе и ее охране» - КВН)

Заключение

Создание экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.
Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у дошкольника трудолюбие и уважение к труду. Дети не только расширяют свои знания, но постигают отношения человека с окружающей средой в процессе труда и отдыха. Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование.
Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени - оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа - это перспективная учебная территория, где дети выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

В результате обследования экологической тропы у детей:

    повысится уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

    улучшится состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизит уровень тревожности и позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей;

    повысится уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста:

    наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;

    изучать живые объекты в их естественном природном окружении;

    получить навыки простейших экологических исследований;

    понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.

Приложение 1.

Консультации для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

Пожелание Вам: воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

«Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.

Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народнохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность - важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически.

Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружную семью.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Приложение 2.

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию

Запомните правила!

Охрана растений. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком. Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе.

Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.

Нельзя забывать о том что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.

Охрана животных.

Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо.

Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.

Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

Приложение 3.

Что мы знаем о природе и ее охране - КВН

Оборудование: три щита с наборным полотном или фланелеграфом; три комплекта карточек с изображениями условных обозначений; плакаты, рисунки, газеты по теме «Берегите природу»; плакат с ребусами; плакат-образец плана местности; демонстрационные столики для показа опытов.

Ход конкурсной программы

В зале располагаются три команды участников, болельщики, гости, педагоги и дети детского сада.

1. Вступительное слово.

Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране. Соревноваться предстоит трем командам, в состав которых входят в равном количестве дети подготовительной к школе группы и их родители.

Поприветствуем наших отважных участников! Мы будем составлять карты, сравнивать погоду времен года, разгадывать кроссворды и ребусы, проводить опыты. Команду-победительницу ждет награда.

    Приветствие команд.

Представление команды 1.

Ребенок. Мы – родители и я –

Все. Природы верные друзья!

Ребенок. В КВН пришли играть,

Чтоб больше о природе знать.

Представление команды 2.

Ребенок. Мы любим природу и бережём,

В обиду её никому не даём.

Ребенок. Чтоб природа человеку была рада,

Все. Охранять ее нам надо!

Ребенок. Привет! – соперникам мы говорим,

Не огорчайтесь, если победим.

Представление команды 3.

Ребенок. Каждый из нас природу защитит,

Родитель. О каждом деревце душа у нас болит.

Не позволим живое все уничтожать,

Ребенок. Животным и растениям расти мешать.

Все. Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать.

Ведущий. Молодцы, команды, в добрый час!

Пусть удача встретит вас!

3. Конкурс эмблем.

Выступление команды 3.

Ребенок. На нашей эмблеме три знака «нельзя»:

Рвать цветы, водоемы загрязнять,

Птичьи гнезда разорять –

Все. Нельзя!

Выступление команды 2.

Ребенок. Каждому живому существу на свете

Должно свое быть место на планете.

Все. Эмблема наша – символ жизни всех существ Земли

Родитель. И руки добрые – природу ими сохраним!

Выступление команды 1.

Ребенок. На нашей эмблеме Красная книга – напоминание,

Родитель. Ко всем на планете живущим воззвание:

Ребенок. Животным, растениям погибнуть не дайте,

Все. От недругов и браконьеров природу спасайте!

4. Разминка «Что это?».

Загадки для родителей:

1) Край виден, но дойти до него невозможно.

Я иду – и он идет. Я стою – и он замрет.

Спустился я пониже – стал край ко мне поближе.

(Линия горизонта.)

2) Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь,

Дорогу обратно найдешь. (Компас.)

3) В каком направлении проходит улица, на которой в полдень не бывает тени от домов?

Загадки для детей:

1) Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лед.)

2) Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег.)

3) Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз.)

5. Домашнее задание.

Презентация рисунков, газет или плакатов под девизом «Берегите природу», выполненных всеми командами.

6. Конкурс «Условные обозначения знаешь,

Карточки со знаками правильно отгадаешь».

Каждой команде выдается по одному одинаковому комплекту карточек с изображением условных обозначений. На расстоянии пяти-семи метров от расположения команд установлены щиты с фланелеграфом или наборным полотном (магнитной доской). По сигналу ведущего члены команды, посовещавшись и выбрав из данного комплекта карточек с условными обозначениями заданную, по одному бегут с ней к своему щиту и прикрепляют к нему карточку, возвращаются, передают эстафету хлопком по плечу следующему игроку.

По сигналу ведущего (за условленное время) команды прекращают выполнение задания конкурса. Ведущий организует общую со зрителями проверку правильности выбора карточек (хором болельщики ведут подсчет очков – одно очко за один правильный ответ).

1-я команда должна выбрать карточки с условными обозначениями, обозначающими: луг, болото, огород, овраг, ручей.

2-я команда выбирает карточки с условными обозначениями, обозначающими: город, село, детский сад, шоссе, реку.

3-я команда должна выбрать карточки с условными обозначениями, обозначающими: грунтовую дорогу, фруктовый сад, просеку, смешанный лес, лиственный лес.

7. Конкурс капитанов и их помощников.

Задание капитанам (родителям).

Начертите план местности так, чтобы с севера на юг был детский сад, окруженный фруктовым садом, с юга – болото, с востока – река с деревянным мостом, а с запада – грунтовая дорога.

По окончании выполнения задания планы капитанов сравниваются с планом-образцом. За каждое правильно изображенное условное обозначение команде засчитывается одно очко.

План-образец местности

Задание помощникам капитанов (детям).

Отгадайте ребусы о животных.

Ответы: крот, белка, цапля, ласточка, верблюд.

8. Логические задачи.

Задание 1. Разделите нарисованных на карточках животных на три группы: медведь, аист, кит, акула, лебедь, заяц, лось, дельфин, сорока, осьминог, петух, тигр, крот.

Команда, выполнившая задание первой и назвавшая, по какому принципу разделили животных на группы, зарабатывает очко.

Задание 2. Распределите нарисованных на карточках животных в группы по способу их передвижения: БЕГАЮТ, ПРЫГАЮТ, ЛЕТАЮТ, ПОЛЗАЮТ, ПЛАВАЮТ.

Участники команд по очереди выходят к доске, выбирают по одному животному и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

9. Игра со зрителями «Назови сказку о животном».

Группы болельщиков трех команд по очереди называют сказки, в которых есть упоминание о животных. Та группа, которая затрудняется назвать сказку, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится победитель. Болельщики могут прибавить дополнительное очко своей команде выигрышем.

Игру можно проводить во время выполнения капитанами и помощниками своих заданий.

10. Викторина «Полезные ископаемые».

Вопрос 1-й команде. Расскажите, какие полезные ископаемые использует человек для отопления помещения.

Вопрос 2-й команде. Расскажите, как человек использует песок и глину.

Вопрос 3-й команде. Расскажите, как человек использует железные и алюминиевые руды.

11. Опыты «Вода и ее свойства».

1-я команда – форма воды;

2-я команда – вода – растворитель;

3-я команда – очистка воды.

Помощники ведущего располагают на столиках необходимые предметы и материалы для демонстрации опытов участниками команд.

12. Изобразительный конкурс «Вода в природе».

Всей команде на листке изобразить:

1-й – круговорот воды в природе; 2-й – образование родника; 3-й – схему реки.

13. Творческий конкурс «Посвящаем природе».

Команды представляют музыкальные, поэтические, танцевальные и др. произведения и композиции, посвященные любви к природе.

14. Конкурс «Богат мир животных и растений».

Каждой команде необходимо перечислить животных и растения:

1-й – леса; 2-й – поля; 3-й – водоемов.

Для этого конкурса педагоги могут на ватмане нарисовать различных животных и разнообразие мира растений, в зале перед конкурсом рисунки повесить на демонстрационных стендах.

15. Конкурс кроссвордов.

Кроссворд 2 - команде.

1) Растение, живущее на камнях в суровых условиях Арктики. (Лишайник.)

2) Низкорослое дерево в тундре. (Ива.)

3) Садовый цветок. (Астра.)

4) Арктическая трава. (Камнеломка.)

5) Луковичное декоративное растение с белыми или желтыми душистыми цветками. (Нарцисс.)

Кроссворд 3 - команде.

1) Цветок, растущий в горах, делающий людей счастливыми. (Эдельвейс.)

2) Дерево с резными листьями. (Клен.)

3) Дерево – символ России. (Береза.)

Кроссворд 1 - команде.

1) Растение – символ Мексики. (Кактус.)

2) Цветок – символ Голландии. (Тюльпан.)

Кроссворд для болельщиков.

Угадайте животное по описанию и получите слово по вертикали, называющее того, кто ответственен за природу.

1) Птица – спутница моряков.

2) Животное, предпочитающее жить в лесах, где неподалеку есть пресный водоем. Его легко узнать по черным кольцам на хвосте.

3) Царь зверей.

4) Близкий родственник кальмаров, но в отличие от своих собратьев он имеет восемь-десять щупалец.

5) Хищник из семейства собачьих.

6) Колючее животное.

7) Самый знаменитый землерой.

16. Конкурс «Составьте правила поведения в природе».

Всей команде составить правила поведения: 1-й – в лесу; 2-й – на лугу; 3-й – на водоемах.

17. Подведение итогов конкурсной программы.

Ведущий просит жюри объявить баллы, заработанные командами, итоги конкурса, назвать команду-победительницу. Заведующая детским садом и председатель родительского комитета награждают всех участников соревнований, благодарят за участие и обращаются с просьбой ко всем присутствующим беречь и охранять родную природу, изучать ее так, как это делают юные игроки со своими родителями, показавшие хорошие знания о мире животных, растений, о погодных явлениях и свойствах различных объектов природы.

Ведущий. А вы, дорогие наши гости, что запомнили, что нового узнали сегодня на КВНе? Кто, по вашему мнению, был самым находчивым? Давайте аплодисментами определим лучшего игрока – знатока природы. (Вручает знатоку сову – символ мудрости.)

КВН закончен, друзья, до свидания!

Всем хочу сказать на прощание:

Нас так много живет на Земле

И о природе – одной – позаботиться можем вполне!

Дети и взрослые исполняют песню «Мир похож на цветной луг» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).

Ребенок 1. Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Ребенок 2. На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Двое детей выносят большой шар, оформленный в виде глобуса, с надписью: «Берегите Землю эту!». Они торжественно проходят по залу мимо детей и гостей, затем останавливаются в середине зала, шар ставят впереди себя.

Ребенок 1. Я бегу, а шар земной

Вращается подо мной.

Ребенок 2. Эй, не трогайте планету!

Ребенок 1. Берегите Землю эту!

Ребенок 2. Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу –

Вместе. Любуюсь я на красоту! К. Орешин

Звучит в записи песня «Наедине со всеми» (музыка В. Шаинского, слова А. Поперечного); «Живи, Земля, живи, Земля….» в исполнении группы «Земляне». Дети покидают зал.

Приложение 4.

Примерная тематика бесед

1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить

наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

Приложение 5.

АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Экологическое образование в семье»

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

Приложение 6.

Дидактические игры для эстетического восприятия природы.

В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом наблюдении, прикосновении к растению, животному и т.д. должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

«БЕСЕДА С ДЕРЕВЬЯМИ»

Цель: у чить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов по теме.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам « расскажет ». По моему сигналу возвращайтесь. Вернувшись, дети по желанию рассказывают о « своем » дереве.

Можно провести «Беседу с цветами » с использованием растений из цветника или уголка природы; «Беседу с животными» с использованием животных из уголка природы.

«ВСТРЕЧА С РАСТЕНИЯМИ»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к природе.

Материал: Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов - на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель раздает детям картинки.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? Ответы детей. Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать дает образец рассказа\.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ОЦЕНОЧНОГО ОПЫТА

В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.

« ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО »

Цель: у точнить представления детей об экологически правильном поведении.

Материал: сюжетные картинки дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки. Карточки темного и яркого цвета - на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей - поднимают карточку светлого если оценка положительная или темного цвета.

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР»

Цель: Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.

Материал. Вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга \ зеленый и красный

Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигайте» зеленый свет, а если неправильно - красный.

1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. «Слезайте и уходите!» - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.

Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?

2. Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых,положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро.

Как вы оцениваете действия девочки?

3. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», - сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», - сказала Юля. «Птички это не понравится, - сказал папа. – Когда придем домой, я тебе покажу книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».

Как вы считаете, папа правильно поступил?

4. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: « Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между деревьями в глубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому здесь почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.

Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?

Затем проводится игра «Фанты». Воспитатель подчеркивает, что задания, предлагаемые для выполнения, должны иметь отношение к теме игры: загадать загадку, спеть песенку, рассказать стихотворение о природе и т.п.

Приложение 7.

Работа на видовых точках

Приложение 8.

Природоохранительные знаки

Приложение 9.

10.Птичий городок

9.Деревья нашего двора


Паспорт экологической тропы

12.Удиветельные пеньки

11.Поляна сказок

13.Привал «Место встреч»

8.Жужжащий и ползающий ми р


1. Деревенское подворье

7. У царевны лягушки

6. Тропа здоровья

4. Кустарники и ягодники

5.Метеостанция

3.Зелёная аптека

2.Наш чудесный огород

Приложение 10.

Маршрут экологической тропы

Приложение 11.

Предметно-развивающая среда

Ребёнок и природа «Где живет воздух?»

Искусство (рисование) «Воздушные шары»

Искусство (аппликация) «Домик для скворушки»

Проведение опытов

Подвижные игры

Самостоятельная работа

Учебно – методическое пособие

Экологическая тропа в детском саду, как средство воспитания дошкольников

Обобщение опыта работы педагога

Ответственный за выпуск: Е.В.Амелько

Компьютерный набор: Е.В.Амелько

Верстка: Е.В.Амелько

Подписано в печать 18.05.2016г.

Бумага писчая. Формат А4.

Отпечатано: ГУО «Ясли – сад№6 г.Новогрудка»

231400, г.Новогрудок, ул. Мицкевича, 22б