Педагогические взгляды и деятельность по дошкольному воспитанию л. к

Краткие биографические данные

Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительниц.

В 1882 году Л.К. Шлегер начинает работать в качестве учителя начальных классов, также в семьях выполняет функции домашней воспитательницы, чуть позднее осуществляет педагогическую деятельность в детском приюте для бедных и больных детей г. Москвы.

В 1906 году принимала активное участие в создании просветительного общества «Сетлемент», которое далее было преобразовано в общество «Детский труд и отдых».

В 1905-1918 гг. является руководителем первого московского народного детского сада, осуществляющего работу в форме экспериментально-педагогической лаборатории. Одновременно, начиная с 1907 г. осуществляла работу вместе с Е.Я. Фортунатовой в экспериментальной начальной школе для мальчиков и девочек. Являлась также преподавателем Московского городского народного университета, где осуществляла подготовку воспитательниц.

В 1918году Л.К. Шлегер осуществляла консультативную работу по организации дошкольного воспитания в Наркомпросе.

С 1919 года по 1932 год являлась заведующей дошкольного отдела, орагизованного при первой опытной станции по народному образованию.

В 30-хх гг. проводила исследовательскую работу по проблемам начального обучения.

Умерла в 1942 году в Москве.

Вклад в науку

Замечание 1

Л.К. Шлегер внесла значительный вклад в разработку вопросов организации обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Начало педагогической деятельности Л.К. Шлегер положило активное участие в работе обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». В данных обществах осуществлялась организация воспитательных мероприятий для детей бедных слоёв населения Москвы. Чуть позже был открыт детский сад, в котором осуществлялась безвозмездная работа с детьми. Основой работы в детском саду стала идея свободного воспитания, где детям в ходе игр и занятий предоставлялась полная свобода. Однако по прошествии небольшого времени возникла необходимость проведения организованных занятий в соответствии с планами воспитателя. Именно с этого момента начало осуществляться планирование работы детского сада.

Заметный след в педагогике оставили работы Л.К. Шлегер, в которых описываются методические основы организации бесед с детьми дошкольного возраста, обосновывается необходимость систематического изучения детей, в результате чего применяется индивидуальный подход в работе. Кроме того, Л.К. Шлегер были разработаны и апробированы специальные упражнения, направленные на развитие органов чувств дошкольников.

Обобщение и анализ практической работы в условиях народного детского сада привело к созданию методического пособия, предназначенного для воспитателей, в содержание которого входил список рекомендованной литературы, подборка игр, песен для детей, перечень экскурсий, необходимых для дошкольников.

В практических руководствах для воспитателей Л.К. Шлегер центральное место отводила организации игры в детском саду, важным считала проведение работ по ручному труду, организацию физического, эстетического, умственного воспитания дошкольников. Описанные автором рекомендации по проведению ритмических движений под музыку, подвижных игр, ручного труда, деятельности, направленной на самообслуживание, коллективного труда, методические основы организации сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации не потеряли своей актуальности и в современной педагогике.

Основные труды

В число основных трудов Л.К. Шлегер входят самостоятельные работы и работы, выполненные в соавторстве с Е.А. Фортунатовой, А.У. Зеленко, С.А. Харьковой, С.А. Черепановым:

  • Первые шаги. Азбука и первое чтение после азбуки (1912)
  • Материал для бесед с маленькими детьми. Пособие для детских садов. Вып. 1 (1913).
  • Второй и третий год обучения в начальной школе (1915)
  • Практическая работа в детском саду (1915)
  • Осень. Первая тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Зима. Вторая тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Весна. Третья тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Когда это бывает? Наблюдения природы (1932)
  • Букварь (1933)
  • Методическое руководство к Букварю (1934)

ШЛЕГЕР Луиза Карловна

Педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. обучения. Окончила пед. при Саратовской жен. (1882), затем училась на ист.-филол. ф-те Моск. высш. жен. курсов (1884-87), пед. курсах Моск. об-ва воспитательниц и учительниц (1887-89). В 1882-1903 работала учительницей нач. классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906). просветительского об-ва «Сетлемент», преобразованного позднее в об-во «Детский труд и отдых». В 1905-18 руководила созданным при об-ве первым нар. дет. садом в Москве (в 1919 вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совм. с Е. Я. Фортунатовой эксперим. нач. школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Ун-те Шанявского. С 1918 в Моск. отделе нар. образования: одновременно консультант по дошк. воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для дет. садов и т. п. В 1930-х гг. занималась гл. обр. исследоват. работой в области нач. обучения.

Пед. система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Обществ, воспитат. учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Ш. на нач. этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного пед. руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в дет. саду. На практике в дет. саду Ш. осуществлялась систематич. воспитат. работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности дет. сада, был разработан занимательный и близкий к практич. нуждам детей дидактич. материал. Стремясь к преемственности между дет. садом и нач. школой, Ш. и Фортунатова предложили и использовали в эксперим. школе принципы комплексной системы обучения, к-рые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в т. ч. формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошк. воспитания, содержания и методов работы дошк. учреждений. Мн. принципы, обоснованные Ш., - единство семейного и общественного, дошк. и шк. воспитания, изучение психофизиол. особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. - нашли отражение в метод, письмах Наркомпроса, материалах Всерос. съездов по дошк. воспитанию. Большое Ш. уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 шк. начиналось с 8 лет, в дет. сады принимались дети до 6 лет). В метод, работах по обучению грамоте Ш. предложила использовать в качестве осн. уч. пособия таблицы, составленные самими учащимися; рассматривала не как , а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для нач. чтения.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти. С 1905 г. Л. К. Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом “ Сетлемент (позднее общество “Детский труд и отдых”), возглавляемым С. Т. Шацким. Взяв, за принцип “присматриваться к детям, куда они поведут”, т. е. ориентируясь на их спонтанное, стихийное развитие, Л. К. Шлегер встала на путь педоцентризма. Результаты своего опыта работы Л.К. Шлегер оформила в книгах «Материалы для бесед с маленькими детьми» и «Практическая работа в детском саду» , которые долго служили популярным пособием для руководительниц детских садов России.

Детский сад, которым руководила Л.К. Шлегер, представлял собой своеобразную педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания дошкольников, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии.

“Материалы для бесед с маленькими детьми”. Л.К. Шлегер разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. В ее книге разработаны беседы, которые помогают разобраться ребенку в уже накопленном им материале. Беседами о животных, растениях направляется мысль ребенка, они дают возможность ему отобрать путем припоминания и воображения те факты из своего опыта, которые имеют связь с предметом разговора, и сосредоточить на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль ребенка работать в определенном направлении. Беседы с дошкольниками можно проводить везде, но методика их проведения различается. Выделяют различные типы бесед о природе: беседы, совмещенные с непосредственным восприятием (в процессе наблюдений, экскурсий, прогулок); беседы в процессе деятельности детей (во время труда в природе); беседы на основе имеющихся данных

Богатые педагогические возмож­ности видела Шлегер в беседах. « Привычка беседовать в опре­деленном направлении,- пишет она, - вырабатывает в ребенке способность к активному, т. е. сознательному наблюдению, что составляет громадный шаг вперед в развитии его душевных сил. Работа сознания всегда связана с возможностью делать какие-нибудь выводы из своих наблюдений». Она считала, что зна­ния, полученные детьми, должны воплощаться в их творческой деятельности.

Подводя итоги своих педагогических исканий в период с 1905-го по 1908 год, Л.К. Шлегер писала: «Мы пришли к следующим выводам -дети имеют право на собственную жизнь; -каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст; - детям нужно дать полную свободу в работе и игре; - свободная работа служит нам показателем роста; - материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать; -думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы для этого возраста, невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность; - наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая».

Книга “Практическая работа в детском саду” получила большое распространение среди дошкольных работников до революции. 1. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях. 2. И ндивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях. 3. В нимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии. 4. П оиски новых форм педагогического воздействия на детей, -развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь. 5. П остоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми. В практической деятельности Л. К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения.

Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. « Ребенку нужно дать широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта».

Очень важным в воспитательном отношении является, ручной труд (особенно работы по дереву). « .. Он дает выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства - зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее».

Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей Ритмические движения под музыку П одвижные игры Ручной труд Деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка.

В книге “Практическая работа в детском саду” были даны методические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, по воспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации и др.) В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы. « Кукла - живое существо для ребенка; играя с ней, он живет вместе с ней,- писала Шлегер. Игра в куклы дает богатый материал для наблюдения и для бесед, для определения всего миросозерцания ребенка. Дети переживают с куклами свою жизнь, жизнь окружающих. Куклы делают все, что делает человек. Ведение дома, работа отца, матери, своя жизнь - все драматизируется полностью. Эмоциональное средство, которым необходимо воспользоваться».

Заключение Детский сад, которым руководила Л.К. Шлегер, представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада - создать такую обстановку, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам. Требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др. Деятельность педагога, главным образом, направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей. По мнению Шлегер, этому требованию в наибольшей степени отвечают игры и занятия с различными материалами - природным, крупным строительным и бросовым. Центральное место - творческим играм. Деление детей по группам производится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек. Программа должна соответствовать задаче детского сада, а план действий педагога вытекает на основе наблюдений за детьми. Готовых рецептов деятельности педагога нет.

Спасибо за внимание

Краткая биография

Луиза Карловна Шлегер (1863 – 1942), сост. учеб. пособий. Педагог, специалист по дошкольному воспитанию. В 1882-1903 преп. в начальной школе. Одна из иниц. создания (1906) просветит. об-ва «Сетлемент», преобразованного позднее в об-во «Детский труд и отдых». Рук. первым народным детским садом в Москве. Вместе с Е.Я.Фортунатовой (см) орга

Краткая биография

Луиза Карловна Шлегер (1863 – 1942), сост. учеб. пособий. Педагог, специалист по дошкольному воспитанию. В 1882-1903 преп. в начальной школе. Одна из иниц. создания (1906) просветит. об-ва «Сетлемент», преобразованного позднее в об-во «Детский труд и отдых». Рук. первым народным детским садом в Москве. Вместе с Е.Я.Фортунатовой (см) организ. эксперим. нач. школу. В соавт. с Е.Я.Фортунатовой и др. сост. учебные пособия, изданные в Москве: «План занятий в начальной школе, выработанный на основании программ американских школ» (1911) – в соавт. с А.У.Зеленко; «Первые шаги. Азбука и первое чтение после азбуки» (1912; неск. изд.) – в соавт.; «Второй и третий год обучения в начальной школе (из опыта эксперим. школы)» (1915); «Практическая работа в детском саду» (1915; неск. изд.); «Подход к грамоте. Особенности работы с детьми 7-летнего возраста» (1924; неск. изд.); «Школа и деревня. Букварь и книга для чтения» (1926; неск. изд.); «как работать со счетными тетрадями. Метод. указ. для учителя» (1929); «Зима. Вторая тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Картинки и слова. Для третьего года обучения» (1930); «Будь готов. Книга для работы во второй группе деревенской школы» (1930; неск. изд.); «Весна. Третья тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Осень. Первая тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Дети на дворе. Опыт детской площадки при жилищном товариществе» (1930) – в соавт. с С.А.Харьковой (см); «Когда это бывает? Наблюдения природы» (1932; неск. изд.); «Букварь» (1933; неск. изд.); «Методич. руководство к Букварю» (1934; неск. изд.); «Из опыта работы над уроком» (1934) – в соавт. с С.А.Черепановым и др. Была ред. сб. «Материал для бесед с маленькими детьми. Пособие для детских садов. Вып. 1» (1913). Оставила воспоминания «Шацкий и дошкольное дело» \\ С.Т.Шацкий. М.,1935. С. 67-72. О ней: Колоярцева Е. Общественно-педагогич. деятельность Л.К.Шлегер в области дошкольного воспитания. – М., 1956. РНБ; ИДРДВ. Т. 4. Ч. 3. №. 6363.ЖЕНЩИНЫ - ЛИТЕРАТОРЫ, РОДИВШИЕСЯ ДО 1917 ГОДА

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Шлегер Луизы в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Шлегер Луизы в жанрах.

Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа в детском саду" и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств.

Педагогическая деятельность Шлегер началась в 1882 г., а с 1905 года она стала активным участником обществ "Сетлемент" и "Детский труд и отдых", проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, где члены общества работали безвозмездно.

Детский сад представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада - создать такую обстановку, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам.

Сотрудники детского сада занимались изучением влияния среды, взрослых на развитие ребенка, искали новые методы воспитания детей из пролетарской среды, занимались углубленной разработкой методических вопросов воспитания детей дошкольного возраста, изучали литературу и опыт работы зарубежных педагогов и детских садов.

Л.К. Шлегер пересмотрела фребелевский дидактический материал, сделала основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях.

Деление детей по группам производится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек. Программа должна соответствовать задаче детского сада, а план действий педагога вытекает на основе наблюдений за детьми.

Требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др.

Деятельность педагога, главным образом, направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей. По мнению Шлегер, этому требованию в наибольшей степени отвечают игры и занятия с различными материалами - природным, крупным строительным и бросовым. Центральное место - творческим играм.


Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей - основные условия для их нормального развития. Ритмические движения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка. В книге "Практическая работа в детском саду" были даны методические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, по воспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации и др.).

Особенно большое значение придавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитания детей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними - в играх, ручных работах, занятиях со строительным материалом и т.д. В отдельных случаях для проверки развития органов чувств она применяла специальные упражнения. В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы, использованию которых в воспитательной работе детского сада она придавала большое значение.

Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л.К. Шлегер.

Подводя итоги своих педагогических исканий в период с 1905-го по 1908 год, Л.К. Шлегер писала: "Мы пришли к следующим выводам:

1) дети имеют право на собственную жизнь;

2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст;

3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре;

4) свободная работа служит нам показателем роста;

5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;

6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;

7) наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая".