Как научить ребенка понимать часы игра. Как научить ребёнка определять время

Определять время – дело тонкое, особенно для детей. Однако будучи родителем или учителем, вы можете превратить обучение в увлекательное занятие, сделав вместе с ребенком часы. Но перед этим убедитесь, что ребенок знает основы. Как только часы будут сделаны, можно будет приступить к изучению разных временных отрезков.

Шаги

Часть 1

Беремся за основы

    Потренируйтесь считать до 60. Чтобы определять время, дети должны уметь считать до 60 (в правильном порядке). Попросите ребенка написать на листе бумаги числа от 1 до 60. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Разместите этот лист бумаги на стене и следите за тем, чтобы ребенок регулярно повторял числа.

    • Находясь вне дома, например, в продуктовом магазине, указывайте на двойные числа и просите ребенка называть цифры для вас.
    • Чтобы вдохновить ребенка на обучение, поощряйте его, отводя время на игры, или награждайте любимой едой за хорошо проделанную работу.
  1. Потренируйтесь считать цифрами, кратными 5. Так научиться определять время будет гораздо проще. Попросите ребенка выписать на листок бумаги цифры до 60, которые делятся на 5. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Не забудьте выделить все числа, оканчивающиеся на 5 или 0.

    • Сочините специальную песенку “Считаем пятерками” на легко запоминающийся мотив, который может напевать ребенок. К песне можно добавить танцевальные движения. Например, при каждой четверти поднимайте руки вверх или топайте ногами. Регулярно пойте с ребенком эту песню, чтобы ему было проще считать пятерками.
  2. Научите его общему представлению о времени. Сюда относятся утро, день, вечер и ночь. Ознакомьте ребенка с этими понятиями, ассоциируя каждое из них с определенными действиями. После устройте для ребенка опрос, спрашивая, когда происходит что-то конкретное.

    • Например: “По утрам мы едим завтрак и чистим зубы. Днем обедаем и ложимся подремать. Вечером мы читаем книгу и идем спать”.
    • Можно спросить ребенка: “Что происходит по утрам?” и “Что происходит по вечерам?”.
  3. Разместите наклейки и цифры на часах. Ребенок может поместить наклейку на вершину лицевой стороны часов, где должна быть цифра 12. Затем, ориентируясь на стрелочные часы, попросите его написать маркером число 12 под наклейкой. Повторите то же самое с цифрами 3, 6 и 9.

    Заполните часы. Как только ребенок упорядочит наклейки и цифры 12, 3, 6 и 9, попросите его заполнить оставшееся на часах. Покажите в качестве примера стрелочные часы.

    • Например, попросите его поместить наклейку туда, где должна быть цифра 1. Повторите с каждым числом.
  4. Сделайте “куски пирога” на часах. Попросите ребенка провести линии из центра часов к каждой цифре. Пусть раскрасит каждый “кусок” разным цветом при помощи мелков.

    • Попробуйте начать с красного для цифры 1, продвигаясь к каждой цифре в порядке цветов радуги. Это поможет ребенку запомнить порядок чисел на более интуитивном уровне, а не просто исходя из произвольных цветов.
  5. Сделайте стрелки часов. Нарисуйте две стрелки на картоне: длинную минутную и короткую часовую. Попросите ребенка вырезать стрелки при помощи ножниц.

    • Если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы пользоваться ножницами, вырежьте минутную и часовую стрелку самостоятельно.
  6. Прикрепите стрелки. Разместите часовую стрелку над минутной. Затем приколите кнопку на середину часов. Переверните часы и загните кончик кнопки, чтобы закрепить стрелки.

    Повесьте бумажные часы рядом со стрелочными. Укажите ребенку их схожесть между собой. Спросите, нужно ли что-то еще добавить к часам. Если нет, то можно продолжать дальше.

Часть 3

Разбираемся с часами

    Объясните разницу между стрелками. Укажите на обе стрелки на часах. Спросите ребенка, в чем их главное отличие. Если он не знает, что ответить, дайте подсказку: “Одна длиннее другой, не так ли?”

    Дайте название стрелкам. Как только ребенок разобрался, что стрелки разной длины, объясните, чем они отличаются. Скажите, что короткая стрелка – это часовая, а длинная – минутная. Попросите ребенка обозначить стрелки, написав на них “час” и “минута” соответственно.

  1. Объясните значение часовой стрелки. Укажите ею на каждую цифру, оставив минутную стрелку на 12. Скажите ребенку, что всякий раз, когда часовая стрелка указывает на цифру, а минутная стоит на 12, это означает ровно ___ часов. Пройдите по каждой цифре, поясняя: “Сейчас ровно час. Теперь это ровно два часа. Это три часа...”. Затем попросите ребенка повторить то, что вы только что сделали.

    • Не забывайте пользоваться преимуществом “кусочков пирога” и их цветами. Повторяйте, что когда бы часовая стрелка ни оказалась на определенном кусочке, это будет ___ часов.
    • Вы даже можете ассоциировать каждую цифру с каким-либо действием, чтобы закрепить пониманием часов. Например: “Сейчас ровно три часа, а значит, настало время смотреть твои любимые мультфильмы” или “Сейчас пять часов, а значит, настало время футбольной тренировки”.
  2. Устройте ребенку опрос. Вместе с ребенком выберите день недели и напишите список из 5-7 занятий, приуроченных к определенному времени. Называйте действие и время, когда оно происходит. Попросите ребенка поместить часовую стрелку на правильную цифру.

    • Например, скажите: “Уроки закончились, а значит сейчас 3 часа. Перемести стрелки и покажи мне на часах это время”. Или: “8 часов вечера, время идти спать. Перемести стрелки и покажи мне 8 часов”.

Часть 4

Разбираемся с минутами
  1. Объясните двойное значение цифр. Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, а цифра 2 равна 10 минутам, довольно непросто. Чтобы помочь ребенку понять смысл, притворитесь, что цифры – это двойные агенты под прикрытием (например, как Кларк Кент и Супермен).

    • Например, можно сказать, что секретная личность цифры 1 – это 5. Затем попросите ребенка написать маленькую пятерку рядом с числом 1. Повторите то же самое с каждой цифрой.
    • Не забывайте указывать на кратность 5. Пройдитесь по “секретной личности” каждой цифры, напевая свою песенку “Считаем по пятеркам”.

Как формируется понимание времени, чувство времени у ребенка? Как объяснить малышу то, что нельзя увидеть и пощупать? А как вы ощущаете время? Для вас оно летит незаметно, тянется очень долго или вы прекрасно распоряжаетесь своим временем? Какой бы ни был ответ, всегда можно научиться управлять своим временем вместе с ребенком.

Для чего ребенку понимать время

Ориентирование во времени и пространстве – это базовые навыки, и закладываются они в дошкольном, младшем школьном возрасте. Вовремя научим ребенка – ускорим его дальнейшее развитие. Нужно помнить, что это процесс длительный, не на один год.

Понимание временных промежутков, того, что время нельзя остановить, вернуть назад; что оно идет только вперед, и его можно измерить – это то, что даст ребенку изучение этого важного вопроса. И это далеко не полный список, восприятие времени ребенком поможет ему:

  • приучиться к дисциплине;
  • легче соблюдать режим дня;
  • постепенно научиться планировать свое время;
  • организованный ребенок вырастает успешным взрослым.

Когда начать

Начать обучение ребенка понимать время по часам можно в 3 года, в 4-5 или 6-7 лет. Решать вам. Психологи и педагоги советуют приступить к обучению примерно в шестилетнем возрасте, когда ребенок умеет считать до 100 и складывать цифры. Знание таблицы умножения на 5 тоже может помочь в этом.

Значит ли это, что не нужно затрагивать тему времени до достижения ребенком шести лет? Нет. Даже младенец чувствует смену дня и ночи. Подрастающего малыша постепенно знакомим с понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь». Рассказываем, какое время суток для сна, игры, прогулки. Ближе к двум годам изучаем времена года, месяцы и дни недели. Планируем режим дня вместе – малыш узнает, что такое до и после, какие бывают отрезки времени. «После завтрака посмотрим мультик», «будем гулять до обеда», «почитаем книжку перед сном», «через 10 минут пойдем играть», «через час придут гости» – так и приходит время для ребенка знакомиться с часами.

Играем с малышами

Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.

В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.

  • Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
  • Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
  • Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
  • Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.

Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток. Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном.

Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.

К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок. Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются. Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты. Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает. Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.

Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.

Игры с часами для старших деток

В 6-7 лет учиться определять время по часам для ребенка легче. У него активно развивается логика, внимание и память. Ребенок за несколько занятий поймет, как обращаться с часами, и время для него уже не будет таким абстрактным понятием.

В этом возрасте дети хорошо усваивают временные обозначения, правильно их употребляют. Сложности все еще возникают с пониманием временных интервалов. Ребенок часто не знает, сколько же длится минута, 5 минут, … Кто-то думает, что за это время можно успеть покушать, сходить на прогулку, в магазин. Как часто мы слышим: «Мама, пожалуйста, еще 5 минут!», а через условленное время видим искреннее удивление ребенка. Это время прошло незаметно для него.

Обучение шестилеток проводим тоже в виде игры. Играем со стрелочками настоящих часов или муляжа, рисуем и раскрашиваем часы и дорисовываем стрелочки. Играем, как и с пятилетками, но уже комбинируем стрелочки – часовую и минутную. Устанавливаем стрелки в любом положении и просим ребенка назвать время. Получается хорошо? Можно усложнить задание, попросив его записать полученное, как на электронных часах.

Следующий шаг – мы называем время, а ребенка просим расположить правильно стрелки. После этого переходим к изучению отрезка времени длиной в минуту.

Детям довольно сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Справиться с этим поможет одна простая и увлекательная игра «сколько дел можно сделать за минуту». Кто-то нарисует рисунок за это время, кто-то выпьет сок и съест все печенье. На что способен ваш ребенок? Играем, экспериментируем, находим свои варианты, засекаем одну минуту, две, пять. Пусть процесс обучения будет веселым и забавным. Засекаем, сколько времени уходит на повседневные дела – завтрак, умывание, чистка зубов, одевание, прогулка, мультик. Можно подарить ребенку красивые наручные часы или яркие, веселые часы с крупными цифрами в детскую.

Четверть, половина, час

Когда ребенок немного разберется с часами, сможет называть время, можно приступать к изучению таких понятий, как четверть и половина. Для наглядности нарисуем часы и заштрихуем или раскрасим отрезок в 15 минут, в 30 минут. Объясним, как понимать выражения «без десяти минут», «без пятнадцати минут». Расскажем, что без двадцати час это 12 часов и 40 минут.

Отличным примером может послужить яблоко. Целое яблоко – час. А если разрезать на две половины? На 4 части?


Наглядным пособием для ребенка может быть разрезанная на четыре части круглая пицца, круглый торт или пирог. За какое время ребенок сможет съесть кусочек? За четверть часа или быстрее? Предлагаю поиграть, это будет по душе любому ребенку.

Заниматься можно на любых часах с циферблатом, настоящих или муляже. Может быть, вы задавались вопросом о том, почему именно механические часы, когда у каждого ребенка есть различные электронные гаджеты. Да и время так выучить кажется проще, но это неправильное решение. Электронные часы не дадут представления о ходе времени. Не стоит переживать, ребенок легко перестроится на электронные часы после обучения на механических.

Для того чтобы научить ребенка понимать время по часам, можно купить часы-муляж. Еще лучше смастерить самим. Это очень просто и не займет много времени. Вариантов очень много, выбирайте то, что подойдет именно вам.

Часы из двух одноразовых пластиковых тарелок – на одной тарелке пишем цифры от 1 до 12, на другой минуты – 5, 10, 15 и т.д., добавляем самодельные стрелки. Все скрепляем между собой кнопкой и надрезаем края тарелок. И приступаем к занятию. Можно взять две тарелки разного диаметра. На меньшей пишем часы, на большей – минуты. Скрепляем так же, только не надрезаем.

Часы можно сделать из картона. Берем квадратный лист картона, чертим круг циркулем или обводим тарелку. Отмеряем центр, рисуем цифры, вырезаем из картона стрелки. Все скрепляем. Можно оставить часы квадратными или вырезать круг. Или предложить ребенку поучаствовать и придумать свой дизайн. Ему будет вдвойне интересно заниматься по часам, сделанным своими руками.

Закрепляем результат

Занятия с ребенком эффективны, когда они непродолжительные и проводятся регулярно, в игровой и доступной форме. Занимайтесь каждый день и с удовольствием, не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Проговаривайте время вслух, обращайте его внимание на стрелки, в каком положении они находятся в данный момент. Не торопите своего ребенка, у каждого свой темп развития, в частности в понимании времени. А полное понимание приходит лишь к десяти годам. Используйте на практике новые знания. Дайте ребенку возможность самому говорить, который час. Он может напоминать вам, что через 5 минут нужно включить мультик, а через полчаса вы договорились почитать вместе книжку. Скоро он привыкнет пользоваться часами, определяя в какое время пора выходить из дома или ложиться спать.

Научившись планировать время, ребенок станет ответственным и перенесет этот навык в свою взрослую жизнь. Стоит объяснить ребенку, что такое пунктуальность. Не опаздывайте и вы, берегите свое время и не растрачивайте его по пустякам. Самый действенный метод – своим примером показывать малышу, как важно успевать вовремя. И еще важнее успевать любить своего ребенка и уделять бесценное время ему.

Умение определять время – один из важных бытовых навыков, которому придется обучиться вашему малышу. Чем скорее он освоит эту, чего уж скрывать, непростую науку, тем будет лучше для всех. Но как научить ребенка определять время? Как доступно и понятно объяснить малышу, что такое времена года и зачем нужна минутная стрелка?

Начнем с начала

Для ребенка время – это нечто несуществующее, аморфное, неопределенное. Конечно, малыш понимает, что жизнь не стоит на месте, но охарактеризовать это движение ему пока не под силу.

Познакомьте его с самым базовым понятием времени, а именно – с будущим, настоящим и прошлым.

Приведите простые примеры.

  • Будущее: скоро мы поедем в гости к бабушке.
  • Настоящее: сейчас мы кушаем торт.
  • Прошлое: мы построили скворечник и повесили его на дерево.

Объясните ребенку разницу между тремя действиями, совершаемыми в разное время. Оперируйте только понятными крохе словами и интересными для него действиями.



Когда учить ребенка определять время?

Знакомить ребенка с будущим, прошлым, настоящим, а также с временами года и временем суток нужно как можно раньше. В 2,5-3 года дети уже спокойно могут ориентироваться в понятиях «день – ночь», «завтра – сегодня», «зима – лето», а также называть двенадцать месяцев и четыре сезона.

С часами малыша можно познакомить в 4-5 лет, главное, чтобы к школе он умел свободно определять время по часам.



Как научить малыша определять время?

Обучая ребенка определять время, следует соблюдать некую последовательность, а именно – двигаться от простого к более сложному.

Условно весь процесс можно разделить на три этапа.

  1. Обучения понятию «времена года».
  2. Обучение понятию «время суток».
  3. Обучение понятию «часы и минуты».


Знакомим малыша с календарем

Это первый шаг в знакомстве ребенка с понятием времени. Для начала расскажите ребенку про 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Для наглядности покажите красивые фото каждого времени года. Также в продаже есть специальные материалы, помогающие ребенку быстрее усвоить информацию: книжки, диски, мультфильмы.

Нелишним будет познакомить малыша с советским мультиком «Двенадцать месяцев».

Очень хорошо помогают ассоциации. Опишите каждый сезон и свяжите это описание с тактильными и эмоциональными ощущениями крохи.

  • Зима – снег, холод, Новый год, Дед Мороз, снеговик, теплая одежда.
  • Весна – таяние снега, ручьи, кораблики, первая листва.
  • Лето – жара, солнце, речка, море, мороженное, ягоды и фрукты, дача, деревня.
  • Осень – холод, ветер, дождь, серое небо, грибы, лужи, яркие листья.

По мере наступления того или иного сезона показывайте малышу его отличительные особенности: первая трава, липкий снег, желуди и сухие листья.

Следующий шаг – покупка календаря. Он наглядно научит ребенка ориентироваться в годовом цикле. Лучше выбирайте простой календарь с крупными цифрами и буквами. На одном листе дожжен быть представлен весь год.

А вот какие календари покупать не стоит:

  • с иностранными надписями;
  • отрывные;
  • с сокращениями (дни недели, месяцы);
  • с передвижным флажком.

Повесьте календарь на видном месте и каждый день рассказывайте малышу, какой наступил месяц, день недели, число. Прошедшую дату можно зачеркивать или закрашивать фломастером.


Сделайте своими руками игровой набор.

  1. Распечатайте или вырежете из журнала четыре яркие иллюстрации, обозначающие времена года.
  2. Возьмите 4 конверта и наклейте на них иллюстрации. Сделайте подписи – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
  3. Найдите 12 ярких картинок на каждый из 12 месяцев. Сделайте карточки с подписями (январь, февраль и т. д.)

Как вы уже догадались, игра эта простая, но очень полезная. Предложите малышу сложить в каждый конверт те месяцы, которые относятся к сезону, обозначенному на конверте. За правильно выполненное задание похвалите кроху.


Теперь познакомьте ребенка с временем суток. Сделать это несложно, так как малыши сами чувствуют и видят перемену дня на ночь, ночи на утро и т. д.

Можно предложить малышу полезные игры.

  • Нарисуйте или вырежьте из журналов разные предметы: расческа, подушка, зубная щетка, лампа и т. д. Спрашивайте у ребенка, в какое время суток он использует тот или иной предмет. Хвалите кроху за каждый правильный ответ, а за 10-20 «попаданий» присудите небольшой приз.
  • Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днем/вечером. Можете сами задать вопросы: когда ты чистишь зубы? Когда мы идем гулять? Когда папа приходит домой?

Эти игры подготовят малыша к обучению ориентированию по часам, ведь время суток напрямую связано с циферблатом часов и стрелками.


Теперь, когда малыш знает понятия «год», «месяц», «неделя», «день», можно познакомить его с понятиями «час», «минута», «секунда».

  1. Прежде всего, купите часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и толстыми большими стрелками. Все должно быть наглядно и ярко. В книжном магазине можно выбрать специальный набор для обучения ребенка определению времени по часам. В таких наборах имеются картонные часы.
  2. Познакомьте ребенка со стрелками. Секундную стрелку для простоты обучения и восприятия пока можно не учитывать.
  3. Расскажите, в какую сторону ходят стрелки на часах.
  4. Объясните ребенку, что 1 сутки = 24 часа. То есть маленькая часовая стрелка должна дважды обойти весь циферблат.
  5. Расскажите, что час – это когда минутная стрелка стоит на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».

Теперь можно объяснить, зачем нужна минутная стрелка.

Конечно, обучение будет легче, если ребенок умеет считать до 60 и знает умножение на 5. В таком случае, сначала можно рассказать малышу, что 1 час равен 60 минутам.

  • Сдвиньте минутную стрелку с 12 на 1. Скажите, что прошло 5 минут.
  • Сдвиньте стрелку дальше на 2. Прошло 10 минут. (2 умножаем на 5, получится 10)

Когда ребенок поймет, о чем идет речь, предложите ему потренироваться. Сдвиньте стрелку, например, на 8. Спросите у чада: «Который час?»

Если ребенок знает таблицу умножения на 5, он умножит 8 на 5 и получит ответ. Если же с таблицей умножения он пока не знаком, предложите ему посчитать: 5, 10, 15, 20 и т. д.

Не вводите понятия «без пяти», «без четверти», «половина» до тех пор, пока ребенок не научится быстро и легко определять время по часам.



Игры «Часы»

Чтобы закрепить успех, а заодно проверить, насколько ребенок понял преподнесенную вами информацию, предложите ему сыграть в простые игры с часами.

  1. Снимите со стены часы или возьмите картонный аналог с движущимися стрелками. Установите любое время. Например, 9:20. Пусть малыш скажет, сколько сейчас времени. Двигайте стрелки, пока кроха не станет более уверенно называть время, но не переусердствуйте и не утомите чадо.
  2. Существует обратная версия приведенной выше игры. Попросите малыша установить на часах время, которое вы назовете.
  3. Возьмите два циферблата и установите на них разное время (например, 2:30 и 20:20). Спросите у ребенка, что он делает в это время обычно (спит, умывается, завтракает и т.д.).



Дидактический материал

В Интернете есть множество картинок и заданий, которые помогут малышу научиться определять время по часам. Скачайте и распечатайте (лучше в цветном варианте) эти задания и предложите малышу.

Также существует специальная литература. К прочтению рекомендуется следующий список.

  1. «Беседы о пространстве и времени», Т. Шорыгина.
  2. «Умные часики. Учимся понимать время», Н. Найденова.
  3. «Меры времени, длины, массы, стоимости», Г. Шалаева.
  4. «Учимся определять время (книга с наклейками)», Н. Морган.
  5. «Часы и время», Г. Черненко.

Заключение

Дети любят учиться и тянутся к знаниям. Постичь загадочную «науку» определения времени хочет каждый малыш. Не отталкивайте ребенка, а доходчиво объясните ему все, что его интересует. Используйте красочные материалы – игрушки, карточки, книжки, раскраски. Покажите ребенку фильм о времени и часах. Чем больше информации вы предоставите чаду, тем лучше будет удовлетворен его исследовательский инстинкт.

Время - отвлечённое понятие для ребёнка, его нельзя увидеть или потрогать. В нашем быстром мире часы со стрелками не пользуются популярностью. На улицах, в общественных местах и в метро висят в основном электронные табло, у всех есть телефоны, показывающие время цифрами. Но маленького человека сначала нужно научить понимать который час по стрелочкам. Так, подрастая, он сможет планировать: сколько времени нужно для занятий, игр, прогулок.

Первые понятия о времени

Дети к 2,5 -3 годам обычно знают, что утром они просыпаются и завтракают, днём - играют, гуляют, обедают и спят, после тихого часа у них полдник, а затем наступает вечер с ужином, купанием и подготовкой к ночному сну.

В разговорах с детьми нужно употреблять понятия прошедшего, настоящего и будущего времени. То есть: вчера мы ходили в ботанический сад, сейчас будем читать, завтра пойдём в зоопарк. Можно повесить у малыша в комнате календарь с рисунками или фотографиями, отображающими сезоны, и объяснять ему, какое сегодня число, день недели, месяц. О временах года лучше рассказывать при помощи ассоциаций и картинок:

  • зима: снежно, холодно, Дед Мороз, зимние вещи;
  • весна: таяние снега, ручьи, птицы, распускаются листья;
  • лето: солнечно, тепло, ягоды, фрукты, дача, речка;
  • осень: дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы.

Трёхлетнему малышу можно рассказать, что год назад он был маленький, не очень хорошо говорил, боялся кататься с горки, а сейчас уже вот какой большой! Когда пройдёт ещё год, ему исполнится 4 года, он будет сам одеваться и ещё больше помогать маме. Ребёнок научится понимать, что время всегда идёт только вперёд, и ему уже никогда не будет 2 года, он будет всегда становиться старше. Нужно акцентировать внимание ребёнка на времени: уже 9 часов вечера, тебе пора спать, через 15 минут будем ужинать, подожди 1 минутку.

Как научить ребёнка узнавать время по часам

Когда ребёнок подрастёт, в 5–6 лет, научится считать до ста и будет знать цифры, его можно начинать учить понимать время по часам со стрелками. К школе надо уметь это делать самостоятельно. Для начала стоит объяснить малышу таблицу умножения на 5, так ему будет легче разобраться с минутами.

Изучаем циферблат и стрелки

Дайте ребёнку большие часы, лучше без стекла, чтобы он сам пальчиками мог двигать стрелки.

  1. Расскажите и покажите, в какую сторону всегда двигаются стрелки, что большая показывает минуты, а маленькая часы.
  2. Объясните, что если большая стрелка указывает на 12, то цифра, на которую указывает маленькая, и есть настоящее время.
  3. Двигая минутную стрелку от одной цифры к другой, обратите внимание, что это 5 минут, до следующей - ещё 5 минут, и так до конца круга, всего 60 минут. Пока минутная стрелка обходила целый круг, часовая передвинулась только до следующей цифры, это прошёл один час.

Давайте малышу задания, пускай поставит стрелки, а мама назовёт время и наоборот.

Создаём часы своими руками

Дети очень хорошо обучаются во время игры. Ребёнок с помощью мамы, папы или бабушки может сам сделать почти настоящие часы. Нужно из картона вырезать круг, нарисовать на нём циферблат, раскрасить, в середину прикрепить кнопкой две картонные стрелочки так, чтобы они двигались. Можно купить такие картонные часики в магазине.

Показывайте ребёнку, как движутся стрелки, сначала часовая, затем минутная. Начните с простых значений, например: 2:10, 3:30. Когда он поймёт про пятиминутные интервалы, усложните и объясните, как будут выглядеть, например, 12:28, 1:37. Пускай малыш поставит время, когда отправится спать, а утром время поставит мама и он ответит.

Пользуемся знаниями в повседневной жизни

Купите ребёнку настоящие часы со стрелками и повесьте на видное место в его комнате. Когда малыш будет разбираться в часах и минутах, познакомьте его с секундной стрелкой, объясните наглядно, что такое секунда (хлоп в ладоши - прошла секунда). Торопить не надо, а вот хвалить - обязательно. Одни схватывают на лету, другим нужно время, но, в конце концов, все это осваивают.

Обучающие игры

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

http://zagadochki.ru/zagadka-den-i-noch-oni-idut.html/

Есть много игр, помогающих ребёнку лучше понять и запомнить то, чему его учили. Можно нарисовать несколько циферблатов с цифрами и предложить малышу изобразить стрелками свой распорядок дня, а потом повесить это на стену.

Фотогалерея: игры, уроки и задачки для изучения времени

Нарисовать стрелками обозначенное под часами время Показать на часах режим дня На каких часах правильное время? Какие часы показывают неправильное время? Обучающая игра с часами Задание для изучения часов в сутках

Мы сделаем свои собственные часы и будем учиться определять время! Мы выучим интересные игры со временем, а так же сможем скачать полезные материалы! Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов.

Хотя электронные часы значительно упрощают эту задачу, именно циферблат делает временное пространство более наглядным.

Посмотрите обучающее видео «как научиться определять время»:

При этом очень важно постоянно помнить о том, что, когда мы учим время по часам, для детей понятие «минута», «секунда» и «час» являются очень абстрактными, так как они не могут сопоставить их с реальными временными промежутками. Этому моменту нужно будет уделить особое внимание.

Как сделать часы с ребенком своими руками?

Достаточно просто. Для этого понадобятся:

  • циркуль (или готовая окружность);
  • плотный картон;
  • маркер;
  • простой карандаш;
  • линейка;
  • ножницы;
  • канцелярская кнопка с головкой.

Рисуем на картоне окружность, расставляем по ее краю цифры, обозначающие часы. Линейкой отмеряем расстояние от центра круга до цифр, изготавливаем такой длины минутную, более узкую, стрелку. А часовую делаем пошире и покороче. Фиксируем стрелки в центре при помощи канцелярской кнопки. Готово!




Можно использовать для изготовления более сложный готовый шаблон – например, распечатать часы с двигающимися стрелками на плотной бумаге для принтера и наклеить их на картонную основу.

  • Как научиться определять время?

Используя , мы изучаем часы с ребенком по простой схеме:

  1. Объясняем, что маленькая стрелка показывает час, а длинная и узкая – минуту. Это объяснение выглядит более логичным, если обратить внимание на то, что часов у нас очень мало (поэтому и стрелка маленькая), но они долго длятся (поэтому стрелка такая широкая). А минут очень много (поэтому стрелка более длинная), но они быстро проходят (поэтому она такая узкая). Перемешиваем стрелки и просим малыша показать: какая стрелка показывает часы, а какая минуты? Упражняемся до тех пор, пока малыш не научится различать стрелки безошибочно.
  2. Учимся смотреть, сколько часов показала часовая стрелка. Обычно детки путаются, когда она ставится в промежуточное положение между двумя цифрами, поэтому нужно отработать этот момент.
  3. Объясняем, что в промежутке между двумя часами умещается пять минут. Для наглядности лучше использовать циферблат, где минуты прописаны отдельно. (Об этом пойдет речь в отельном пункте нашей статьи). Тренируемся: называем цифру и просим ребенка сказать, сколько это минут. После такой тренировки освоить минутную стрелку не составит труда.
  4. Переходим к заключительному этапу: ставим стрелки в определенное положение и предлагаем ребенку определить, сколько времени показывают в данный момент часики. Передвигаем стрелки, определяем время снова и т.д.

Затем просим малыша поставить самому стрелки в нужное положение (например, на 5:30, 6:40 и т.д.).

Обязательно отрабатываем наши навыки на настоящих часах. При каждой возможности, пока у ребенка еще не угас интерес, спрашивайте его, который час.

Зачем нужно знать, сколько времени? Время и распорядок дня.

Нередко ребенок, хорошо научившийся определять время, не понимает, для чего ему это нужно. Поэтому, когда мы изучаем время с ребенком, обязательно делаем занятия прикладными.

Так, используя специальные карточки, легко связать время с реальным распорядком дня малыша – ему будет интересно узнать, когда он просыпается, играет, убирает игрушки, идет в детский сад, смотрит мультфильмы, начинает занятия в спортивной секции. На этом этапе мы плавно переходим к пониманию длительности временного промежутка, учимся сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Образец карточек «распорядок дня школьника 1 класса в картинках»


Как наглядно показать ребенку 5 минут? Как наглядно показать ребенку 60 минут?

Как уже говорилось, ребятишки очень часто затрудняются в определении минут. Для того, чтобы этот навык был отработан до безукоризненности, можно использовать специальные циферблаты – например, циферблат с откидным краем. На верхней его части пишутся часы, каждый промежуток между соседними часами делится на 5 частей, которые прорисовываются ярким маркером.


Это помогает запомнить, что за один шаг стрелки от цифры к цифре пройдет 5 минут, а не одна. Под основным циферблатом крепим дополнительный, на котором прописаны все минуты (5, 10, 15 и т.д.). В процессе занятия пытаемся определить время и сравниваем, сколько минут навал ребенок, с обозначением на нижнем циферблате.

Можно сделать дополнительный циферблат с обозначением минут по внешнему краю от основного – зрительная память поможет ребенку усвоить эту информацию.


Наглядное изучение времени с конструктором

Для наглядности можно использовать обычный конструктор Лего, как мы его использовали для . Циферблат рисуется на большом листе бумаги, по внутреннему краю – часы, по внешнему – минуты. Контуры его выкладываем блоками конструктора, такие же блоки используем, как стрелку. Перемещаем стрелку и определяем, сколько времени она показала.


Что можно сделать за 1 секунду? Что можно сделать за 1 минуту?

Для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал длительность каждого временного промежутка, после того, как он научится работать с настоящими часами, проводим небольшие эксперименты – узнаем, сколько времени уходит на то или иное действие, что можно успеть сделать за обозначенный промежуток времени. Это можно делать в виде отдельной игры, а можно совмещать с обычными будничными делами – к примеру, попробуйте определить, сколько времени уходит у ребенка на завтрак, на умывание, на одевание. Так он понемногу научится рассчитывать свое время.

Для деток, которые уверено могут определять время мы предлагаем потренировать умение записывать правильное время числами.


Изучение времени для дошкольников можно завершить простым упражнением, которое часто используется в школе: на циферблате рисуется определенное положение стрелок, а в окошечках под ним нужно написать, сколько времени показывает циферблат. Это задание применяется во многих тестированиях при поступлении в статусные школы.


Загадки про часы и время

И конечно же, любой ребенок с удовольствием отгадает пару загадок или выучит простой стишок про часы. Например, такие:

И день, и ночь они идут,

А с места не сойдут. (часы)

Бегает, как белка,

В циферблате … (стрелка)

Сделает последний свой шажок – и прошел еще один часок. (минутная стрелка)

Хожу без ног,

Говорю без рта.

Всем указываю,

Всем подсказываю. (часы)

Без лишних фраз,

Без лишних слов,

Подскажет тиканье часов,

Когда поспать,

Когда поиграть,

Когда на улицу бежать.