Проект «Правовое просвещение учащихся. Проект по правовому воспитанию «Большие права-маленьким детям Проект по нравственно правовому воспитанию школьников

Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.

Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

защита прав и интересов обучающихся;

формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.

Цель программы :формирование правовой культуры учащихся.

Задачи программы:

1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;

5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому

возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

Основные направления деятельности по реализации программы:

1. Содержательное направление.

§ Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;

§ Организация работы лектория правовых знаний

§ Развитие деятельности ученического самоуправления в школе.

2. Социально-педагогическое направление.

§ Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;

§ Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;

3. Управленческое направление.

§ Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

§ Создание условий для реализации основных направлений программы;

§ Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

Методы достижения поставленных целей и задач:

2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.

3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.

4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.

5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

Обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

Уважать и соблюдать права и законы;

Жить по законам морали и государства;

Быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

Быть толерантным во всех областях общественной жизни;

Осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

Координация и контроль реализации программы:

Координация и контроль реализации программы возложен на социально-педагогическую службу МОУСОШ №15, которая:

Осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;

Координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

Анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.

Содержание программы:

Раздел

Тема

Класс

Правила общения

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

Главные ценности нашей жизни

Беседа «Правила личной безопасности»

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»

Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»

Правила поведения

Беседа «Человек в мире правил»

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»

Беседа «Правила поведения в школе»

Беседа «За что ставят на учет в милицию?»

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»

Я-гражданин

Беседа «Я – гражданин России»

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»

Беседа «Гражданин и обыватель»

Беседа «Твоя воинская обязанность»

Права ребенка

Беседа «Твои права и обязанности»

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

Деловая игра «Главные вопросы»

Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

Беседа «Права детей – забота государства»

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка

Беседа «Подростку о трудовом праве»

Беседа «Что делать, если ты попал в милицию»

Конкурс проектов«Твой вариант декларации прав человека»

5-11

Административная и уголовнаяответственность

Беседа «Шалости на железной дорог

Беседа «Преступления и правонарушения»

Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»

Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге»

Викторина «Уроки Фемиды»

«Административная ответственность подростка перед законом»

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

Асоциальное поведение

Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»

Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»

Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»

Круглый стол «Суицид среди подростков»

9-11

Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»

8-11

Беседа «Алкоголь и правопорядок»

9-11

Класс

Знать

Уметь

правила поведения в школе;

названия государства и государственную символику;

законы класса;

правила личной безопасности.

соблюдать правила поведения в школе;

выполнять законы класса;

соблюдать безопасность на улице.

какого человека называют гражданином?

качество человека, необходимые достойному гражданину;

основные обязанности и права ученика;

правила поведения в общественных местах, дома, в школе;

различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;

высказывать негативное отношение к плохим поступкам.

приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях

что такое закон?

как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?

какие поступки нарушают устав школы?

Какие правила поведения надо соблюдать надороге?

дисциплинированно вести себя на дороге;

соотносить моральные нормы с повседневным поведением

элементарные права людей;

какие правонарушения и преступления может совершить школьник?

первоначальные представления о юридической ответственности.

уважать людей;

бережно относиться к своему и чужому имуществу

права и обязанности учащихся школ;

название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;

меру наказания за нарушение Правил дорожного движения.

дисциплинированно вести себя на автодороге;

защищать свои права;

выполнять обязанности школьника

сущность преступления и правонарушения;

отличие правовых норм от норм морали;

как государство может защитить права ребенка?

какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?

различать административный проступок и преступление;

правильно оценивать поступки людей;

предупреждать создание травмоопасной ситуации

понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении

меру наказания за преступления, совершенные на дороге

информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;

особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних

осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;

предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;

не создавать криминальных ситуаций на дороге

понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;

чем опасны религиозные объединения для подростков?

способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков.

соблюдать правопорядок в общественных местах;

противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков

мотивы, которые могут привести человека к преступлению;

права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;

способы поведения в критической ситуации.

защищать себя при нарушении трудовых прав;

помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

10-11

о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;

меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

основные положения Декларации прав человека.

негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;

отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

Тематика лекций для родителей:

Класс

Тема

Законы воспитания в семье. Какими им быть?

Воспитание ненасилием в семье.

Как научить сына или дочь говорить «нет»?

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

За что ставят на учет в милицию?

Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?

Как уберечь подростка от насилия?

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

Как научить бытьответственным за свои поступки.

Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?

Закон и ответственность.

ПРОЕКТ «ТВОЙ ВЫБОР»

Ничипоренко

Елена Станиславовна,

заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ №153

Т . 89137770933,

эл. почта: kat 68@ mail . ru

НОВОСИБИРСК, 2016

Раздел 1. Актуальность, цель и эффективность проекта

«Ничто так плохо мы не знаем,
как то, что каждый должен знать, - закон»

Оноре де Бальзак.

Становление и развитие правового государства невозможно при низкой правовой культуре граждан, низком правосознании и отсутствия стремления отстаивать свои права у основной части населения.

Одной из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание граждан, в первую очередь молодежи, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи. Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое решение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у молодежи; создать условия для развития гражданской и правовой активности.

В последние годы в правовой сфере особенно остро выделяются две проблемы:

    Правовая неграмотность

    Правовой нигилизм.

Не исключение и наша школа. Уроки истории, права, обществознания еще как-то решают эту проблему, но знания, приобретенные в процессе обучения, часто становятся мертвым грузом. Подобная практика не формирует ни интереса к проблеме, ни собственного мнения и потребности к действию. Законы не соблюдаются не только в результате незнания, но и нежелания, отсутствия опыта жизни в правовом пространстве.

При анализе ситуации в данном направлении по школе №153, возник закономерный вопрос:

    Каким образом сформировать систему правового просвещения и воспитания в школе, чтобы эта деятельность была понятной и интересной детям, была практической и ориентированной на результат?

Мы пришли к выводу, что для формирования у школьников гражданской ответственности, способности к успешной социализации и правовому действию необходимо выстроить систему правового просвещения и воспитания через деятельностный подход к формированию правосознания несовершеннолетних.

Так в учреждении родилась идея долгосрочного проекта «Твой выбор» по правовому воспитанию и образованию школьников.

Цель проекта : обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий, необходимых для развития гражданско-правового образования школьников, формирования современного правового мышления; повышение правовой компетенции обучающихся МБОУ СОШ №153, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций.

Задачи проекта

    Развитие образовательной деятельности учащихся, направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений на основе развития интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях.

    Формирование осознанного правового поведения молодежи.

    Содействие интеграции правовых знаний с другими дисциплинами, с личным опытом учащихся, развитие всех форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе.

    Популяризация идей Всемирной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий

    Мотивация участников проекта на изучение документов о правах человека, законов, на практическую деятельность в рамках проблемы через организацию значимой для школьников деятельности

    Повышение профессионального уровня педагогических кадров, работающих по реализации проекта. Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.

    Интеграция участников деятельности по реализации проекта в гражданско-правовое сообщество. Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями.

    Выстраивание совместной образовательной и творческой деятельности участников проекта

    Распространение передового опыта по вопросам правового просвещения и воспитания

Механизм реализации проекта

Поставленные цели для реализации проекта решаются посредством проведения массовых мероприятий с учетом возрастных групп и с привлечением социальных партнеров школы.
Основные направления проведения мероприятий - этико-правовое, нравственно-патриотическое.
Методы работы предусматривают проведение бесед, обзоров, часов информации, правовых уроков, обсуждение книг и статей правовой тематики, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, юристами, специалистами, проведение конкурсов рисунков, оформление стендов, правовых уголков, создание и выпуск малых форм библиографии (памятки, буклеты, брошюры, закладки и т.д)

Условия реализации проекта

    Создание в школе модели гражданско-правового образования

    Создание условий внедрения модели

    Изучение и внедрение форм гражданско-правового образования

    Разработка и проведение отдельных событий и акций

    Создание целевой системы социального и образовательного партнерства

    Создание информационно – образовательной среды гражданско-правового образования


Ожидаемые результаты реализации проекта

    Создание эффективной модели гражданско-правового образования.

    Создание адекватного ресурсного обеспечения функционирования и развития модели.

    Позитивные изменения в характеристиках личности участников проекта (учащихся, педагогов).

    Повышение квалификации педагогических кадров в области права.

Критерии эффективности проекта (мониторинг его реализации)

    Соответствие созданной модели характеристикам гражданско-правового образования .

    Наличие образовательной деятельности, направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений (анализ учебного плана школы).

    Сформированность у обучающихся интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях, осознанного правового поведения (проведение анкетирования «Ценностные ориентации молодежи»).

    Удовлетворенность участием в проекте учащихся, педагогов, родителей.

    Повышение профессионального уровня педагогических кадров, освоение методики гражданско-правового воспитания и обучения учащихся (анализ участия педагогов школы в профессиональных конкурсах, связанных с проблемой гражданско-правового образования)

    Развитие форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе (создание методического портфеля по теме)

    Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями для улучшения работы по гражданско-правовому образованию (ТОС «Заря», ОМС Дзержинского района, Совет ветеранов Дзержинского района и др.)

    Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.

    Успешное участие учащихся школы в конкурсах, олимпиадах, связанных с темой гражданско-правового образования (статистические данные участия прикладываются в приложении)

Циклограмма мониторинговых процедур

Раздел 2.

МБОУ СОШ №153

    уважения к праву,

Сферы реализации проекта

Раздел 2. Структура гражданско-правового образования

МБОУ СОШ №153

Гражданско-правовое образование – это находящаяся в рамках учебно-воспитательного процесса и организованная на идеи права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у школьников

    уважения к праву,

    собственных представлений и установок, основанных на современных демократических и правовых ценностях общества,

    компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Исходя из этого, гражданское образование понимается нами не как реализация отдельных учебных дисциплин либо некий комплекс мероприятий, а как системный, направленный на достижение общей цели процесс деятельности образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением.

Сферы реализации проекта : урочная и внеурочная деятельность, социальная практика.

Характеристика структ у рных элементов модели гражданско-правового образования.

Учебная деятельность:

    Курсы по выбору для учащихся 8-9-х классов: «Учимся защищать свои права!», «Экономика человека». В рамках изучения данных курсов учащиеся приобретают базовые навыки, обеспечивающие успешное действие подростка в реальных правоотношениях и ситуациях, получают основы правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве

    Проведение интегрированных уроков права, истории, обществознания

Внеурочная деятельность

    Организация и сопровождение исследовательской деятельности учащихся школы по гражданско-правовому образованию в школьном научном обществе учащихся,

    Включение в планы воспитательной работы классных руководителей гражданско-правового воспитания как одного из направлений деятельности: проведение классных часов, акций, КТД

    Встречи с представителями юридических профессий, экскурсии

    Проведение со старшеклассниками деловых игр, круглых столов по актуальным общественным проблемам, в том числе с приглашением представителей правоохранительных органов

    Реализация в школе программ гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности («Я – гражданин России», «Возрождение»).

Включение в реализацию проекта:

    Совета учреждения

    Органов ученического самоуправления (ДУОС «Новая Эра»)

    Членов ОМС Дзержинского района – учащихся школы

Раздел 3. Механизм реализации проекта

3.1. Этапы реализации проекта:

I этап. 2055-20016 учебный год. Проектирование и апробация программы.

Разработка и введение курсов по выбору «Учимся защищать свои права!» для учащихся 8-х классов, «Экономика человека» для 9-х классов.

Создание модели гражданско-правового образования учащихся,

Внесение корректив в планы воспитательной работы с выделением в них гражданско-правового направления.

Совершенствование модели ученического самоуправления в школе и моделей самоуправления в классах.

Разработка мониторинговых процедур.

II этап. 2016-2018 годы. Продуктивная реализация проекта.

Реализация социальных проектов гражданско-правового направления, организация исследовательской деятельности учащихся.

Расширение сферы социального партнерства, увеличение количества учащихся, участвующих в проектной и исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах.

Повышение квалификации педагогов, освоение методов и приемов интерактивного обучения.

III этап. 2018-2019 учебный год. Анализ реализации проекта . Коррекция модели

Анализ результатов реализации проекта.

Закрепление результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Активная демонстрация педагогического опыта

3.2. Для реализации проекта гражданско-правового образования в школе используются следующие механизмы:

- изучение Государственного заказа, нормативно-правовых документов о гражданско-правовом образовании, его месте в «Концепции модернизации Российского образования до 2020 года»

Диагностика родительского и ученического заказа, выявление высокого интереса к общественным дисциплинам

Классные руководители

Внесение корректив в программу воспитания учащихся, с целью выделения гражданско-правового образования учащихся как одного из направлений воспитательной работы. Внесение корректив в планирование работы классных руководителей

Родители учащихся

- Формирование родительского заказа на изучение общественных дисциплин

Участие в разработке и реализации социальных проектов

Сопровождение детей в образовании

Повышение собственной гражданско-правовой компетентности

Литература

    Воспитать человека. Составители: В.А. Березина, Л.И. Виноградова. Москва: «Вентана-Граф», 2003г.

    Правовая неотложка. Методическое пособие/ И.Р.Филатова, Е. М. Чигвинцева. – Ижевск, 2007. (Практикум. Выпуск 7)

    Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России // Семейное и жилищное право. 2012. N 3.

    Евтушенко, И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности /И.И. Евтушенко //Социально- гуманитарные знания. – 2011.

    Изучаем свои права. 1-4 классы: внеклас. мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е. А. Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007.

    Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособие / Л. И. Смагина, А. С. Карнейчик, А. А. Петрикевич, И. А. Царик. - Минск: Университетское, 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по правовому воспитанию

МБОУ СОШ №153 на 2015-2016 учебный год

Цель: Добиться снижения уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания. Расширить кругозор учащихся по вопросам правовой культуры.

Задачи:

    Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.

    Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.

    Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.

    Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, психологического центра, ОПДН) в работе с подростками, НАХОДЯЩИМИСЯ В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

    Обеспечение социальной защиты детей и подростков.

2. Изучение

Закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»,

Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.,

Конвенции ООН «О правах ребенка»,

Семейного Кодекса РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми),

Уголовного кодекса РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках)

В течение года

Организация взаимодействия администрации школы с

    классными руководителями, методобъединениями, малым и большим педсоветами,

    инспекторами по делам несовершеннолетних,

    комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Дзержинского района,

    наркологическим диспансером,

    психологическими службами города и района

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Работа с учащимися

Первый уровень:

    индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы,

    классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: «Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие», «Что такое справедливость и сочувствие», «Что такое уважение и взаимопонимание» и т.д.

    классные часы правовой направленности: «Ребенок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребенка» и т.д.

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Учителя начальных классов

Второй уровень:

профилактические беседы,

    классные часы о воспитании личности в

коллективе на темы: «Законы жизни школьного коллектива», «Что такое порядочность», «Правила доверия», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» и т.д.

    классные часы правовой направленности: «Я – гражданин России», «Преступление и наказание», «Действие и бездействие», «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка» и т.д.

В течение года

По необходимости

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Классные руководители

Третий уровень:

    индивидуальные разъяснительные и

профилактические беседы,

    классные часы о нравственном воспитании

личности на темы: «Что такое порядочность», «Что значит быть принципиальным», «Что такое цель жизни», «Любовь и дружба. Свобода половых отношений», «Взрослая жизнь – взрослая ответственность» и т.д.

    классные часы правовой направленности: «Я –

гражданин России», «Закон и подросток», «Закон о наркотиках», «Мои права – мои обязанности» и т.д.

    индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги.

В течение года

По необходимости

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Учащиеся, состоящие на различных видах учета

    оформление картотеки,

    подбор документов на учащихся для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,

    групповая работа психолога с учащимися (психологические тренинги),

    посещение уроков с целью контроля за дисциплиной и успеваемостью проблемных подростков,

    большие и малые педсоветы в особо трудных случаях,

    посещение учащихся на дому,

    беседы с родителями.

В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Опекаемые дети:

    оформление картотеки,

    вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, секций, студий, факультативов и т.д.),

    индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании,

    посещение на дому с целью составления актов обследования условий,

    встречи и беседы с опекунами,

    индивидуальная работа психолога с учащимися и опекунами.

В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

1 раз в четверть

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Работа с родителями

Родительские собрания:

    в классах совместно с ОПДН УВД Дзержинского района по вопросу «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми»,

    проведение анкеты-опроса среди родителей,

    «Система работы школы по предупреждению правонарушений»,

    «Занятость детей в кружках, факультативах»,

    «Готовность родителей к кризисам своих детей» (5-8классы).

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Неблагополучные семьи и семьи, дети которых стоят на учете в КДН:

    своевременное выявление неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,

    оформление картотеки по неблагополучным семьям,

    проведение малых и больших педсоветов,

    встречи и беседы с инспектором по делам несовершеннолетних,

    подбор литературы для родителей,

    проведение рейдов в семьи,

    подбор документов на семьи для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,

    индивидуальные психологические беседы, консультации, тренинги.

В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Мониторинги, обследования

    «Занятость детей и подростков в свободное от уроков время»,

    «Подросток и вредные привычки»,

    «Уровень тревожности»,

    «Уровень агрессии»,

    «Подросток и его профессиональные интересы» и т.д.

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Наглядная агитация

    Выставки тематической литературы:

    «Права человека и права ребенка»,

    «Предупреждение вредных привычек у подростков».

    Оформление тематических стендов:

    «Подросток вышел на улицу»,

    «Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,

    «Толерантность в правовом государстве».

    Конкурсы плакатов:

    «Я выбираю жизнь!»

    «Вредным привычкам – НЕТ!» и т.д.

Октябрь

Май

Сентябрь

Декабрь

Апрель

Февраль

Май

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Учитель ИЗО А.С.Соснина

Школьный библиотекарь Л.И.Скворцова

Классные часы по программе «Мой выбор»

5-6 кл. «Законы жизни школьного коллектива»

7-8 кл. «Преступление и наказание»

9-11кл. «Права и обязанности в нашей жизни»

В течение года

Классные руководители

Общее руководство и контроль работы педколлектива по правовым вопросам

    Помощь и проведение тематических классных часов по основным темам программы «Мой выбор»

    Беседы с классными руководителями 1 – 11 классов. Темы:

    Причины отклонений в поведении «трудных» учащихся,

    Воспитание личности в коллективе,

    Неблагополучные условия семейного воспитания,

    Взаимодействие семьи и школы,

    Работа с семьями повышенной конфликтности,

    Детская агрессия и т.д.

В течение года

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

ПРИЛОЖЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ

    План мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков.

    План работы по профилактике вредных привычек.

    План работы по предупреждению наркомании и токсикомании.

    Меры по предупреждению пропусков и прогулов уроков.

Меры по предупреждению общественно опасных деяний школьников.

Республика Саха (Якутия)

МР «Жиганский национальный эвенкийский район»

МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа»

«Правовое просвещение учащихся»

Утвержден

с. Жиганск

Актуальность проблемы

Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

На уровне семьи и личности можно констатировать все возрастающую заинтересованность в формировании правовой компетенций всей семьи и каждого ее члена в отдельности, т. е. способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали. Однако в связи с тем, что в стране происходит непрерывный процесс нормотворчества, обновления законодательства, накопления правоприменительной практики, разрыв между современным демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения становится все заметнее. Отсутствие опыта выстраивания модели собственного поведения в условиях постоянного обновляющейся нормативно-правовой базы усложняет формирование правого сознания подростков и детей младшего школьного возраста. Родители не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромном массе создающихся и исчезающих законов и подзаконных актов - не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее практическим применением. Поэтому то, что в странах с длительной правовой традицией закладывается в семье, в наших условиях должно иметь поддержку извне, стать предметом целенаправленной работы существующих и заинтересованных в этом государственных и общественных институтов.

Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству ОВД, КДН и общественные организации.

Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума, юридических и юридических организаций.

В ходе определения актуальности и значимости программы по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения, которая рассчитана на учащихся всех ступеней школьного обучения – младшей (начальная школа – 1-4 классы), средней (основная школа – 5-9 классы) и старшей (средняя школа – 10-11 классы), их родителей.

Нормативно-правовая основа:

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся и родителей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Гарант», «Консультант», а также к правовой литературе, содержащей в библиотечных фондах, и Интернет – ресурсам.

Цель: правовое просвещение учащихся, и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

1. Формирование гражданско-правовой культуры школьников

2. Правовое просвещение детей «группы риска» и их родителей.

Работа с учащимися начальная школа

Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;

Понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т. д.);

Приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими;

Знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения): этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;

Получения первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу).

Предлагаемые модули

Предлагаемые темы

Правила вокруг нас

Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка – документ, который тебя защищает.

Мой класс и мои друзья

Права учащихся в нашей школе и в нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.

Азбука пешехода

Участники дорожного движения. Виды пешеходных пешеходов. Сигналы и виды светофора. Виды транспорта. Дорожные знаки. Мы пассажиры. Безопасные места для детей. Встреча с работником ГИБДД .

Конкурсы:

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Наша школа

Право на образование. Знакомство с внутренним распорядком школы. Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения.

Дом, в котором я живу

Право детей на жизнь в семье. Права и обязанностей членов семьи. Права ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «Если ты оказался в трудной ситуации.. . .» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям , оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои соседи.

Мой друг Светофорик

Движение пешехода и их обязанности. Правила пешехода дороги. Дорожные знаки. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. Встреча с работником ГИБДД.

Конкурсы:

1. Конкурс рисунков «Мой класс»

2. Конкурс рисунков «Я на улице»

3. Конкурс проектов «Наша школа»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Защита прав ребенка

Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятка «Кто может меня защитить?». Встреча с членом КНД и ЗП, инспектором ПДН

Российская Федерация. Власть в нашей стране

Государство. Гражданство. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Памятка для учащихся: «Куда обратится, если мои права нарушены. . .»

Берегись автомобиля

У каждой машины своя работа. Когда ты становишься водителем. Безопасность пешеходов и пассажиров. Тормозной путь транспортных средств. Встреча с работником ГИБДД

Конкурсы:

1. Конкурс проектов «Моя Россия» (Места, которые мне дороги. . .)

2. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

3. Конкурс рисунков «Я на улице» (по правилам дорожного движения)

Конкурс сочинений «С чего начинается Родина. . .»

Основная школа

Формирование отношение к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как «закон», «права человека», «права ребенка», «норма права », «правонарушение» и др.);

Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

Формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами ;

Умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права экспертам за помощью в их разрешении;

Накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере – правил для учащихся);

Получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Школьное самоуправление

Право ребенка на участие в управлении образовательным учреждениям. Кто управляет нашей школой? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Устав школы о школьном самоуправлении. Положении о школьном Ученическом Совете. Проект «Самоуправление в нашей школе: каким оно должно быть?». Встреча с представителями школьного органа самоуправления и заместителем директора по воспитательной работе .

Что такое закон и для чего он нужен

Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Создание законов (на примере закона выдуманного государства)

Уговор дороже денег

Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписанные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (на примере своего класс)

1.Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

2.Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

3.Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Право и свобода

Что такое свода? Свободы ребенка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребенка на сводное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и свобод по закону.

Право и здоровье

Конвенция о правах ребенка о праве на пользованием наиболее совершенными услугами здравоохранения. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Встреча с приверженцами здорового образа жизни (врачи, наркологи)

Нарушение закона

Государство на страже закона (правоохранительные органы). Кто может нарушить закон? Нарушения прав ребенка. Правонарушения подростков и их возможные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «как не стать соучастником преступления?»

2. Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

3. Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Имею права и могу им воспользоваться

Конвенция о правах ребенка. Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (КДН и ЗП). Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться.. . » и «Несу ответственность по закону.. . ».

Мое право на образование

Конвенция о правах ребенка о праве на качественное образование. Понятие качества. Право на выбор образовательного учреждения. Возможности получения дополнительного образования . Встреча с администрацией школы, работниками учреждений дополнительного и профессионального образования .

Обязанности и ответственность

Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Встречи с представителями правоохранительных органов.

Торжественное вручение паспортов школьникам, достигшим 14 лет

1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права», «Я имею право»

2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .»

3. Конкурс плакатов «Мое право на образование»

4. Конкурс сочинений «Права человека и будущее России»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Мои первые документы

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

Как не стать жертвой преступления

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Встреча с работниками правоохранительными органов. Составление общих правил безопасности.

Моя семья

Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья?

Организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .», «Права человека и будущее России»

3. плакатов «Мое право на образование»

4. Конкурс рефератов «Что значит законопослушный гражданин»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Защита прав собственности

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Что нужно знать, чтобы стать предпринимателем

Собственность. Виды собственности. Наследство. Предпринимательство. Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью ? Виды коммерческих организаций . Договоры, основные правила их заключения и ответственность по договорам. Риски предпринимательской деятельности.

Выборы в демократическом государстве.

Права и свободы граждан, без реализации которых невозможно проведение свободных выборов. Кого мы выбираем? Право выбирать и быть избранным.

Профессиональное образование

Право на получение профессионального образования. Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Бесплатное профессиональное образование. Платные образовательные услуги. Памятка «Выбирая профессиональное образование. . .»

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

1.«Мое дело»

2 «Моя предвыборная программа»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Мое жилье

Кто в доме хозяин? Приобретение жилья в собственность. Права и обязанности собственников жилья. Налоги, которые платит собственник жилья. Что такое ТСЖ, зачем и как создают?

Служба в армии: право и обязанность

Конституция РФ и федеральные законы о срочной службе (службе по призыву). Альтернативная служба. Служба по контракту. Защита прав призывника. Встреча с работниками военных комиссариатов , действующими офицерами.

Думать о пенсии никогда не рано

Что такое пенсия? Виды пенсионного обеспечения в России. Пенсионные фонды: разновидности, способы формирования и основные функции. Преимущества и риски размещения средств в негосударственных управляющих кампаниях.

Организация курсов «права человека», «Человек и общество», «конституции – основной закон нашей жизни», «политика и право»

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

Проведение научно-практической конференции с учащимися «Я и закон»

Встреча с прокурором Жиганского района, следователем следственного комитета

1. Конкурс сочинений «права человека и будущее России»

2. Конкурс рефератов «что значит законопослушный гражданин»

Работа с учащимися «группы риска» и их родителями

Задачи:

1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной;

2. Способствующих восприятию ЗОЖ и адекватного поведения

3. Выявления интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения

4. Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил

5. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям

6. Оказание помощи семье в решение проблем воспитания, развитие социально - психологического просвещения родителей, усиление их в воспитании детей.

Основные направления работы

1. Профилактика правонарушений и наркомании

2. Профессиональная ориентация и самоопределение

3. Культурно-творческая деятельность

4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока, дополнительного образования

5. Просветительская работа

6. Работа с родителями.

1. Профилактика правонарушений и наркомании

· составление социальных паспортов классов и школы;

· работа школьного Совета по профилактике правонарушений;

· сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекций по делам несовершеннолетних;

· организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов;

· работа педагога - психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений;

правовое просвещение учащихся;

2. Профессиональная ориентация и самоопределение:

проф. диагностика (анкетирование);

проф. Просвещение (беседы, встречи, экскурсии);

проф. Консультирование (работа с педагогом – психологом, педагогами)

3. Культурно- творческая деятельность:

участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;

музейно - экскурсионная работа;

каникулярный отдых

4. Блок дополнительного образования:

привлечение учащихся «группы риска» в занятиях дополнительного образования

5. Просветительская деятельность:

формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;

социально- педагогическая диагностика различных категорий детей;

проведении веществ с привлечением специалистов.

6. Работа с родителями:

сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей, детях- инвалидах;

консультирование с целью оказания помощи в решении социальных, юридических, социально - психологических вопросов;

родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».

Тематический план родительского лектория:

Предлагаемые темы

Основы семейного законодательства

Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права родителей.

Типы семейного воспитания

Гиперсоциальное. Эгоцентричное. Тревожно - мнительное и без любви.

Ошибки воспитания

Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание: эгоцентричное или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно - мнительное воспитание. Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей.

Положение ребенка в семье и отношения с родителями

Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы.

Типы конфликтов и способы их преодоления

Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки.

Работа с родителями

Задачи:

Формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

Выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

Знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

Обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

Приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав и др.)

Умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

Тематический план

Предлагаемые темы

Правовые нормы

Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав школы.

Права и обязанностей детей и родителей

Конституция РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.

Преступление и наказание

Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.

На родительских собраниях родителям необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются сотрудники ОВД, КНД, и ЗП, органы опеки и попечительства.

Педагогический проект

«Школа правовой культуры»

Социального педагога МОУ СОШ №1

Иржицкой Анастасии Васильевны

1. Введение 3стр.

2 . Описание проекта : 6 стр.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей;

Рабочий план реализации проекта

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные

результаты реализации проекта

3. Оценка эффективности реализации проекта 9 стр.

4 . Список литературы 14 стр.

5 . Приложения 15 стр.

Введение

Как только страна отказалась от тоталитарных методов управления и попыталась встать на путь правового государства, как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества. Наблюдается устойчивый рост »несовершеннолетней преступности», в стране «каждое восьмое раскрытое преступление совершается подростками». Структура этой преступности стабильна, появились новые виды поступков, не свойственные ранее несовершеннолетним. «Подростковые бригады» вовлекают граждан старших возрастов (!) в противоправную деятельность, предлагая услуги по реализации своих планов. Криминальная субкультура выработала свои представления о чести, долге, нравственности, носящие антигуманный и противоправный характер, обеспечивающие его развитие, находящие выражение в «теневом праве». В ее условиях функционирует криминальная субкультура, блокируя процесс социализации, «заражает» криминальным идеалом.

Наблюдается низкий уровень правовой культуры социума, правовой нигилизм молодежи, гражданская пассивность, слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон.

В концепции модернизации российского образования среди приоритетных задач есть такая: развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Сегодня к школе предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Окружающая правовая действительность непрерывно ставит перед ними проблемы как необходимости соотношения своих действий и поступков с учетом интересов общества, порядком и правилами, установленными в государстве, а недостаточная организованность формирования правового воспитания учащихся приводит к тому, что, оказываясь в различных жизненных ситуациях, школьники часто неверно оценивают возникшую правовую ситуацию, неправильно ведут себя при разрешении тех или иных правовых вопросов.

Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их». Без участия и помощи родителей, общественных организаций, местного сообщества, опираясь только на силы педагогического коллектива, добиться успеха в развитии правового сознания, правовой культуры, гражданской зрелости учащихся становится или невозможно или очень сложно.

В основе воспитательной системы школы лежит понимание того, что приобретенные знания должны способствовать становлению интеллектуальной, здоровой, творческой, самозначимой личности, повседневное поведение которой основано на принципах экологического мышления, поведения, культуры, т.е. на уважительном отношении к своей семье, своему городу, стране, окружающей среде. Из этого вытекают основные направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое и спортивно-оздоровительное.

Целью данного проекта является: Совершенствование правового воспитания обучающихся направленного на формирование правовой осведомленности и правосознания. Развитие умений самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике.

Предлагаемый проект «Школа правовой культуры» нацелен на реализацию следующих задач:

Проанализировать научную информацию и нормативно-правовые документы по теме.

Привлечь общественные организации и родительскую общественность к участию в патриотическом воспитании школьников;

Создать систему гражданско-патриотического воспитания в школе;

Совершенствовать организационно-методической базу гражданско-патриотического воспитания;

Вводить научно обоснованную организаторско-пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития гражданственности как стержневой духовной составляющей Российской федерации.

Участник проекта: обучающиеся

Описание проекта

Актуальность темы исследования. Содержание правового образования школьников определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в стране, и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Это нашло свое отражение в Конституции, законодательных и иных нормативных актах Российской Федерации.

Особую актуальность сегодня приобретают задачи развития системы правового образования населения, становления правовой культуры граждан, решение которых следует начинать со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования и нравственного правового воспитания, которое охватывало бы все возрастные группы.

Проект содержит все сведения, необходимые для достижения поставленных целей и решения задач, расширяет кругозор школьников, позволяет детально рассмотреть с ними ключевые понятия: «нормативно-правовая база», «законодательство РФ» расширить и углубить знания по правовой тематике.

Научная новизна и практическая значимость заключается в том, что

* изучены педагогические условия повышения эффективности правового воспитания подростков

* экспериментально обоснованы принципы и методы оптимального координирования учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в сочетании с использованием средств массовой информации и правовых знаний, полученных от родителей;

* сформированы основные принципы по определению и выбору оптимального характера структуры правовых текстов и подачи текстовой информации для обучающихся;

* разработаны учебно-методические рекомендации по основам правового воспитания, которые могут служить базой для дальнейшей разработки теоретических вопросов содержания и технологии правового воспитания в системе специального образования школьников.

Механизмы реализации проекта

Аналитический этап

Предпроектная диагностика (использование приемов исследования правосознания учащихся, социума группами методов: анализ статистических данных; методы анализа образовательной деятельности, их правового поведения, наблюдение, а также метод анализа критических ситуаций; устные интервью и письменный опрос (анкеты), методы математической обработки); в процессе диагностики был выбран тип исследования –натурный контролируемый (до и после);

    анализ деятельности школы (за последние 3 года);

    анализ состояния ресурсной базы школы;

Создание постоянно действующего семинара (методические основы экспериментальной работы школы, представителями различных структур города.

Практический этап

    Создание нормативно-правовой базы для реализации проекта;

    Координация взаимодействия школы

«Школа правовой культуры» с социумом;

    Введение должности «Уполномоченный по защите прав ребенка»

(для поддержки и защите прав детей);

    Расширение общекультурного кругозора, формирование правовой культуры и гражданской грамотности через (выпуск телепередач на районном телевидении, выпуск бюллетеня «Правовой калейдоскоп», газеты «Школьный патруль»;

    Модернизация технологии школьного самоуправления, оптимизация учебного процесса за счет элементов правового обучения

«Школьная мэрия»;

    Создание механизма управления проектом;

    Изменение структуры и содержания правового обучения и воспитания в школе путем введения элективных курсов; Организация волонтерского движения;

    Работа клуба Молодого избирателя «Наш выбор»;

    Введение факультативного курса «Пусть детство будет безопасным».

Основные мероприятия проекта, его исполнители, сроки реализации

п\п

Основные мероприятия проекта и его направлений

Исполнители, сроки реализации

Беседы и классные часы с целью изучения государственной символики России:

история Государственного флага,

Учителя истории, классные руководители.

Ежегодно

Исторический вечер «Изучение истории жизни и деятельности выдающихся личностей».

Ежегодно

Система классных часов по темам:

«Государственное управление России, правовая система».

«История российской армии»

Ежегодно

Литературно-музыкальные вечера «День независимости России» и «День народного единства».

Организатор внеклассной работы.

Общешкольный театральный праздник «Здесь победа начинала свой путь».

Организатор внеклассной работы, классные руководители.

Ежегодно

Митинг, посвящённый дню Победы «Свет памяти, свет скорби и любви… его в себя приносят наши дети!»

Историческая игра «Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!»

Организатор внеклассной работы, классные руководители.

Ежегодно

Вечер «Помни корни свои» (о гражданском долге, мужестве и героизме).

Классные руководители.

Ежегодно ко Дню Победы

История русского народного костюма

Учителя истории, технологии.

Ежегодно

Беседа «Гражданин нового века - здоровый, сильный духом человек»

Классные руководители.

Деловая игра «Выборы Президента и Парламента класса»

Организатор внеклассной работы.

Турнир знатоков права.

Учителя истории

Урок экологической этики «Берегите Землю»

Организатор внеклассной работы.

Ежегодно

Ожидаемые результаты .

Сформированность гражданско-правовой компетентности:

в познавательной сфере - обогащение знаниями российского законодательства,

в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,

в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей и идеалов.

Приобретение опыта общественно - полезной гражданско-патриотической деятельности.

Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;

формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу;

воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма - важнейшей духовно - нравственной и социальной ценности.

Оценка эффективности проекта

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание гражданско-правового, демократического государства, способного к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально - педагогическим реалиям.

Основные направления воспитания хотя и разрабатываются в научно - теоретическом плане, но слабо внедряются в практику. Поэтому многие учителя затрудняются в выборе приоритетных направлений в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств.

Для системы гражданского воспитания наиболее оптимальным является подростковый возраст, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку. У подростков нередко отсутствуют чувства ответственности и гражданского долга перед обществом, что находит своё выражение в неправильном отношении к законам, труду, дисциплине. Поэтому при выборе собственных жизненных ориентиров подросткам нужна помощь извне.

А гражданственность мы рассматриваем как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого, являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

Качества, определяющие степень приближения личности к идеалу гражданина, те, которые мы будем формировать в процессе реализации проекта, мы классифицировали в соответствии с тремя основными признаками:

1) нравственный,

2) правовой,

3) социально - политический.

К первому относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность. Ко второму - правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. К третьему - гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

Компоненты нравственного признака характеризуются тем, что основываются на принципах морали и придают действиям личности моральную окраску. Правовой признак гражданственности выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установлений и законов. Социально - политический признак гражданственности прослеживается через комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, формирование которых обусловлено воздействием общественно - политического строя государства. Все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие в обществе нормы и правила посредством различных форм повседневной деятельности. Вышеуказанные признаки гражданственности следует рассматривать в органическом единстве, что обуславливает и структуру понятия «гражданственность» как целостного интегративного качества, представляющего в определённой мере систему, состоящую из множества компонентов, признаков, с отношениями и зависимостями между ними. Целостность в этом случае является общим свойством системы, которое и позволяет рассматривать гражданственность как самостоятельное качество личности.

Чтобы управлять процессом формирования гражданственности, мы считаем необходимым отслеживать продвижение школьников в их развитии. Для этого мы используем существующие в современной психологической практике диагностики изучения уровней сформированности гражданственности у подростков.Правовое обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности человека. Именно с их помощью люди передавали своим потомкам выработанные правила разрешения конфликтов и противоречий, которые позволяли обеспечивать стабильность и организованность в обществе. Ретроспективный анализ проблем правового образования в стране и за рубежом доказывает существование многочисленных систем обучения, которые были связаны с государственной политикой страны. В каждом регионе мира обозначились свои традиции и принципы подобного процесса, учитывающие специфику правовой системы, ментальности людей, их психологии, а также другие факторы. Прошли века, но многие проблемы, волновавшие людей в прошлом, оказались актуальными и в современности. Не случайно правовое образование сегодня становится одним из самых приоритетных, социально значимых тенденций в системе модернизации отечественного образования.

Всеобщая Декларация прав человека провозглашает: «государства-участники обязаны содействовать… всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод», «всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», «каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, должен стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод».

Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа образования в области прав человека. В документах пятьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН раскрывается содержание этого понятия: «образование в области прав человека может быть определено как усилия по образованию, обучению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, которые направлены на:

укрепление уважения прав человека и основных свобод;

всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;

содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин и дружбе между нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;

обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право;

строительство и поддержание мира;

обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости».

Согласно указанным документам, образование в области прав человека охватывает:

знание и навыки - изучение прав человека и механизмов обеспечения их защиты, а также приобретение навыков применять их в повседневной жизни;

ценности, мировоззренческие подходы и поведенческие модели - развитие ценностей и укрепление мировоззренческих подходов и поведенческих моделей, отстаивающих права человека;

действия - принятие мер по защите и поощрению прав человека.

Подписав Конвенцию ООН по правам ребенка, Россия взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации этих прав, формированию среды, благожелательной и комфортной для жизни детей, в которой при принятии соответствующих решений органы власти руководствуются, прежде всего, интересами подрастающего поколения. Генеральной Ассамблеей ООН определено, что «мир, пригодный для жизни детей, - это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех, и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде».

С целью проведения комплексной работы с детьми и их учителями по разъяснению прав, свобод и законных интересов детей и оказание содействия в практическом применении ими своих прав обусловлено сегодня возрастанием роли права в процессе социализации подрастающего поколения, для усвоения несовершеннолетними ценностей гражданского общества и правовой культуры, формирования гражданско-правовой компетентности подростков, навыков и установок правомерного поведения детей и подростков необходимо постоянное различное правовое просвещение детей и подростков.

Перспективы развития проекта

1.Методическая работа правовой площадки в образовательном пространстве района (консультации, методические разработки в помощь учителю, проведение семинаров по гражданско-правовому образованию и воспитанию).
2. Проведение районных правовых игр, конкурсов, олимпиад, творческих работ, конференций, с участием подростков;
3. Проведение конкурсов творческих работ и социальных проектов учащихся;
4. Издание правового бюллетеня для подростков и родителей «Правовой калейдоскоп»;

Назначение проекта

Реализация модели «Школа правовой культуры позволит обогатить формы взаимодействия общеобразовательного учреждения с окружающим его социумом в целях создания более эффективных условий для успешной социализации и формирования правового сознания личности.

Исходя из вышесказанного можно построить модель системы «Школы правовой культуры»

Система «Школы правовой культуры»

Миссия школы

Возможность удовлетворить образовательную потребность населения.

Цель

Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему самосовершенствованию и самоопределению.

Общая педагогическая политика школы.

Прогрессивность, активность, созидательность, аналитический научный подход к формированию личности, совершенствующие технологии обучения и воспитания.

Кодекс поведения педагогов.

Отношение к школе

Отношение к ребенку

Отношение к работе

Отношение друг к другу

Отношение к самому себе

Кодекс внутришкольного менеджмента

Создавать условия

Оценивать

Корректировать

Прогнозировать

Система принципов управления школой.

Уважение и доверие к человеку, принцип целостного взгляда на человека, принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода.

Взгляд на урок.

Урок - средство формирования и развития личности ребенка

Методы обучения.

Методы не только на развитие новых знаний, но и на развитие личности в целом.

Идеология воспитания.

Четыре подхода:

Отношенческий

Деятельностный

Личностный

Комплексный

Финансирование.

Реализация проекта требует выделения средств на:

Обновление и систематизацию литературы по гражданско-патриотическому воспитанию

Приобретение электронных учебников и видеофильмов по данной тематике

Организацию и проведение просветительской деятельности в рамках школы и на городском уровне по проблеме гражданско-патриотического воспитания