Работы а с макаренко. Труды А.С

Антон Семенович Макаренко (СССР, 13.03.1888 - 01.04.1939) - советский педагог и писатель.

Образование получил на учительских курсах в Кременчуге (1905) и в Полтавском учительском институте (1917). Работал учителем, был заведующим железнодорожным и городским училищами. Широкую известность педагог приобрел в начале 1920-х годов, когда предложил решение проблемы резко возросшего из-за гражданской войны числа беспризорников.

С 1920 года А.С. Макаренко руководил трудовой колонией имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 года она находилась под Полтавой, с 1926 года - переведена в Куряж возле Харькова). В 1927 году он организовал и возглавил детскую трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, где проработал до 1935 года, в 1936 году руководил колонией имени М. Горького под Киевом. В 1937 году Макаренко переехал в Москву, где занимается литературной работой.

В условиях хозяйственной разрухи он разработал и осуществил систему воспитания «трудных» детей, совместив в своей педагогической методике теорию воспитательного коллектива и практику трудового воспитания. Успех «системы Макаренко» в значительной мере оказался связан с личностью самого Макаренко, и после его смерти ничего подобного добиться никому не удалось. Деятельность колонии имени М. Горького отражена в прозе А. С. Макаренко: «Педагогическая поэма» (1935) и «Флаги на башнях» (1938). Книги увидели свет с минимальными правками благодаря личному участию М. Горького. Воспитанию в семье посвящена «Книга для родителей».

Книги (10)

Комментарии читателей

Николай / 29.11.2017 КОММУНАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СОЗДАЛ ЛЕНИН
Коммунарское движение это было мирной коммунистической, не социалистической революцией.
Это означает, что Коммунизм назрел, а социализм ушел в историю. И более невозможен.
ВПЕРЕДИ ТОЛЬКО КОММУНИЗМ!

ЛЕНИН ВОЖДЬ И ИДЕОЛОГ КОММУНЫ!
В России никогда не было идеи научной коммуны. Все русские коммуны и вообще вся коммунистическая (не социалистическая) идея введена только ЛЕНИНЫМ. Он единственная мать всех коммунаров: Рокоссовского, Гайдара, Горбатова и отец всех Коммун.
ЛЕНИН СТРОИЛ КОММУНИЗМ, А НЕ СОЦИАЛИЗМ!
(Социализм планировался им и Марксом как временный переходный период)
1. Работа Ленина «Великий почин». Цитирую.
« Слово «КОММУНА» у нас стало употреблять слишком легко…. И при этом забывается, что СТОЛЬ ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ надо завоевать… в строительстве действительно КОММУНИСТИЧЕСКОМ.»
Добавление автора. Ленин имеет в виду, что Коммуны это не государственные учреждения с начальниками. Не надо их путать. А коммунами именовать только действительные коммуны, то есть общества равных, общества без начальников.
2. Первоначальный вариант статьи « Очередные задачи Советской власти.» Цитирую.
« Каждая ФАБРИКА, каждая артель …. является САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОММУНОЙ с внутренней организации труда. В каждой из этих КОММУН повышение САМОДИСЦИПЛИНЫ… Вот на каком пути можем и должны достигнуть того, чтобы сила примера стала в первую очередь моральным, а затем и принудительно вводимым образцом устройства труда в новой Советской России».
Анализ. Под Коммуной Ленин понимает именно Коммуну. Обратите внимание, в коммуне должна быть САМОДИСЦИПЛИНА. А при социализме была ДИСЦИПЛИНА и это тоже правильно, но не одно и то же. КОММУНА ЭТО САМОДВИЖЕНИЕ, а социализм это ДВИЖЕНИЕ под руководством соцгосудпарства. Абсолютно противоположное.

3.ЛЕНИН «Как организовать соревнование? Цитирую вождя.
«Надо.чтобы каждая КОММУНА- любая фабрика, любая деревня выступили соревнуя друг с другом…Вот какими успехами должны гордиться наши КОММУНЫ,…В какой КОММУНЕ…

4. Черновой набросок ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ. Седьмой экстренный съезд РКП(б)
« Организация соревнования между различными коммунами.»
5. ЛЕНИН. О мерах перехода от буржуазно –кооперативного к пролетарско-коммунистическому снабжению и распределению” ПСС т 37 с 471-472
«Вся трудность задачи состоит в том, чтобы выработать систему мер перехода К НАСТОЯЩЕЙ КОММУНЕ».
Обсуждение. Обратите внимание, здесь ЛЕНИН специально подчеркивает “НАСТОЯЩАЯ КОММУНА.”

6. ЛЕНИН. Речь на 1 съезде земледельческих КОММУН И СЕЛЬХОЗАРТЕЛЕЙ
4 ДЕКАБРЯ 1919 ГОДА. Цитирую.
“Мы добьемся., чтобы каждая из существующих теперь НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧ КОММУН
стала настоящим рассадником КОММУНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ.”
.
У Ленина часто встречается и слово артель и слово община, как синонимы коммуны.
Но надо понимать, что старая община это только первобытная коммуна. Научная современная община это община театр, община университет, община академия наук, община дивизия. Научные общины (коммуны) наиболее эффективны в самых сложных отраслях.

7. Работа Ленина «Дополнения к проекту о субботниках»
“ Субботники являются одним из форм пропаганды идеи трудовой повинности и САМООРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО КЛАССА”

Обсуждение. Везде где у Ленина встречается слово “ САМО” речь идет О ТЕОРИИ КОММУНИЗМА. После этого замечания любой рабочий сам может разобраться, где у Ленина теория социализма, а где теория коммунизма. Мы привели, только небольшое количество примеров, показывающих, что Ленин сразу строил и социализм и коммунизм.

ЛЕНИН ЭТО ВОЖДЬ КОММУНЫ!
Замечание. Ленин строил и социализм, и коммунизм одновременно. Но как только заводы заработают, он планировал СОЦИАЛИЗМ преобразовать в КОММУНИЗМ. Для этого он планировал после восстановления заводов ввести КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Это план Маркса. И коммунизм готов.
И сегодня необходимо возродить коммунарское движение, но в глобальной форме.
Нужна партия нового типа в форме ПАРТИЙНОЙ КОММУНОЙ, без генсеков и секретарей с курсом на чистый коммунизм, то есть КОММУНАРСКАЯ ПАРТИЯ! Уборщицы, сантехники ждут РАВЕНСТВА и высшее образование.
Часть теории лежит на skunk форуме в разделе классовая борьба: стр. 1, стр.2 (уничтожение денег).
Коммуны не совместимы с социализмом. Великую Коммуну Худенко уничтожил добрый Брежнев.
Как только левые победят они снова уничтожат все коммуны. Коммунизм и социализм это совершенно разные системы. Ленин о коммунизме: «ЭТО МИР В КОТОРОМ НИ БУДЕТ, НИ ГРАНА ПРОШЛОГО».

Елена до замужества -Макаренко / 10.03.2014 Мой папа и,естественно, дедушка были Макаренко, но корней своих не знаю,хотелось бы узнать,но не знаю как.

наталия / 28.01.2014 это неправда,что "после его смерти ничего подобного добиться никому не удалось" - его воспитанник Калабалин очень успешно претворял систему Макаренко в жизнь

А / 11.01.2012 Отличные произведения. Человек он был невероятный.

Мавргарита / 20.05.2010 Народ! Это не единственное его произведение, и все они актуальны!!! Его произведения изданы в 4. томах. Советую ознакомиться - вызывают бурю "незабывемых очучений"!

Елена / 5.12.2009 хорошее произведение особенно для будущих педагогов основываясь на опыте А. Макаренко

perlova.katya / 1.11.2009 Очень актуальное произведение! Особенно в сегодяшнее время сиротства, бродяжничества детей. Пора бы построже с родителями

)REX( / 2.03.2009 книги макаренко, в особенности Педагогическая поэма, это на мой взгляд очень полезные методики, пора бы вновь обратиться к ним.

Макаренко - гениальный педагог. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

А.С. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко - мог. Он достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание - легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком .

Сегодня, в наши дни, по данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.

Род деятельности:

писатель, педагог

Годы творчества: Направление:

педагогика, художественная литература

Язык произведений: Награды: www.makarenko.edu.ru в Викитеке.

Анто́н Семёнович Мака́ренко (1 (13) марта , Белополье , Сумский уезд, Харьковская губерния , Российская империя - 1 апреля , станция Голицыно , Московская область) - советский педагог и писатель.

Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Джон Дьюи , Георг Кершенштейнер , Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Биография

Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него были младшие сестра (умерла в детстве) и брат Виталий (1895-1983), впоследствии поручик, участник Брусиловского прорыва , получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой, после чего некоторое время помогал А.С. Макаренко (именно он предложил ввести, в частности, элементы игры в военизацию в занятия старшего брата). После Октябрьской революции 1917 г., как белый офицер, вынужден был оставить родину и ушёл с белогвардейцами за границу. Остаток жизни провёл во Франции, где его младшего брата Виталия в 1970 г. разыскали западноевропейские макаренковеды Г. Хиллиг (ФРГ) и З. Вайц (Франция) и убедили его оставить о старшем брате воспоминания .

  • В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.
  • В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области).
  • В окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы ().
  • В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская .
  • -1917 годах - учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма «щекотливой» - «Кризис современной педагогики».
  • В был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.
  • В - был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького , в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом ; заведовал ею ( -), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им педагогическую систему. М.Горький интересовался педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

Почтовая марка СССР с изображением А. С. Макаренко

Происхождение Макаренко

Один из ведущих зарубежных макаренковедов проф. Гётц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко». , где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семёновича.

В то же время указывается, что по тактическим соображениям (в целях уменьшить для некоторых чиновников число поводов для разгона колонии им. М. Горького) он с определённого года перестаёт указывать в графе национальность слово «русский» (как это ещё было в Крюкове), а начинает писать «украинец» .

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано:

Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю.

Правление Союза Советских писателей БССР

Семья

  • Жена - Галина Стахиевна Макаренко (Салько - до 09.1935) .
  • Приёмная дочь - Олимпиада Витальевна Макаренко (дочь брата Виталия)
  • Приёмный сын - Лев Михайлович Салько .
  • Внучатая племянница А. С. Макаренко - Екатерина Васильева , советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

Литературное творчество

Прижизненная оценка деятельности А.С.Макаренко.

Уже при жизни А.С.Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона , А. Барбюса , Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Гали, А. Зегерс , Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Огромное значение в жизни Макаренко сыграл А.М. Горький , для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф.Э.Дзержинский занялся беспризорниками только после того, как М.Горький написал письмо В.И.Ульянову о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о "гремевшей" в конце двадцатых годов Болшевской коммуне (Подмосковье) под рук. М.С.Погребинского (Погребинский М.С. Фабрика людей), на основе опыта которой (коммуны) был снят всемирно известный фильм "Путёвка в жизнь ". В этой коммуне так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны . В этом смысле Макаренко для Горького был очередным примером передового опыта в воспитании. Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, как известнейший писатель помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы "Педагогической поэмы", а затем и выпустил всю книгу под своей редакцией.

Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук. НКВД Украины Всеволода Апполинариевича Балицкого . Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького... продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф.Э.Дзержинского) уже в составе НКВД (А.С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., т.е. в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии). Достоверно известно и то, что осенью 1936 г. по прямому указанию Балицкого фамилию Макаренко вычеркнули из списка лиц, уже оговорённых в ходе допроса по делу бывшего начальника Макаренко по отд. трудовых колоний Украины Л.С.Ахматова, как троцкистов.

В то же время Макаренко при жизни постоянно подвергался критике, в том числе весьма жёсткой.

  • Во-первых, его достижениям зачастую не верили ("мальчики в сладком сиропе" - характерный отзыв о книге "Флаги на башнях", т.е. "сказка, такого не бывает").
  • Во-вторых, его подходы воспринимались чуждыми ("Система Макаренко есть система не советская" - это уже оценка чиновников, приведённая в "Педагогической поэме").
  • В-третьих, ему приписывалось постоянное рукоприкладство и т.п. Именно на основе сообщений от подобных "доброжелателей" Н.К.Крупская выступила на съезде комсомола в мае 1928 г. с жёсткой критикой системы Макаренко (выступление было напечатано в "Комсомольской правде"), что имело целый ряд печальных, а порой и трагических, последствий не только для самого Макаренко (в самом скором времени уволенном из Колонии им. Горького), но и его последователей (например, для семьи С.А. и Г.К. Калабалиных).

Поэтому не удивительно, что произведения А.С.Макаренко появились в печати не в педагогическом издательстве, а в литературном. Об отношении официальной педагогики к Макаренко говорит и то, что на его похоронах не было высоких педагогических чиновников.

Макаренковедение

Первая советская канд. диссертация по макаренковедению на тему: «Педагогический опыт А. С. Макаренко» была защищена в Москве 21 июня 1941 г. в Учёном совете института им. К Либкнехта Иваном Фёдоровичем Козловым. Впоследствии им же были предприняты усилия по изданию сначала избранных произведений Антона Семёновича Макаренко, а затем и полного собрания сочинений и подготовлена книга (Козлов И.Ф. Педагогическая система А.С.Макаренко. М.: Просвещение, 1987 г. 159 с.)

Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» - исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета . Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено. Признание и известность как среди российских, так и зарубежных макаренковедов, получили, в частности, труды проф. Гётца Хиллига (ФРГ), иностр. члена РАО РФ и АПН Украины, президента (до 2002 г.) Международной макаренковской ассоциации (ММА). С 2002 г. ММА возглавляет к.ф.н. Кораблёва Т.Ф.

Цитаты Макаренко

«Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». Пояснение. При этом Макаренко всячески стремился к тому, чтобы (1) у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и т.д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по которым он(а) занимался с удовольствием. (2) добивался освоения посильных для данного человека уровней освоения каждого учебного «предмета» (они могли быть как выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы), т. е. безделье также не поощрялось.

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

«Отказаться от риска - значит отказаться от творчества».

«Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

«Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство»

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно - не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»

«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

«С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое» .

«Книги - это переплетённые люди».

Последователи

Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей.

Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903-1972) и его супругу Галину Константиновну (1908-1999, в «Педагогической поэме» - Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и А. Г. Явлинского (1915-1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).

Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди таких деятелей наиболее известен Л. В. Конисевич , более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника.

Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина (1928-2002, начал с успешного внедрения системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан), И. А. Зязюна (Украина), а также А.А. Католикова, А.А. Захаренко, А.С. Гуревича, В.М. Макарченкова и др.

Идеи организации коллектива А. С. Макаренко (опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление и др.) развивал советский педагог Фёдор Фёдорович Брюховецкий . Создавая на принципах гуманизма творческий коллектив детей и взрослых Ф. Ф. Брюховецкий творчески применил эти идеи в практике массовой школы и дополнил оригинальным содержанием с учётом социальных условий воспитания в послевоенные годы.

Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с "трудными" подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин , вполне сознательно использовали опыт и подходы А.С.Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта.

Воспитанники Макаренко - орденоносцы и герои ВОВ

  • Цымбал, Василий Тимофеевич [янв. 1916 - 1.11.1943] - герой Советского Союза.
  • и другие...

События, связанные с именем А. С. Макаренко

Произведения

  • «Мажор» (1932; пьеса)
  • «ФД-1» (1932; очерк)
  • «Педагогическая поэма» (1925-1935).
  • «Педагогическая поэма» (с испр. замеч. опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление)
  • «Педагогическая поэма» (первое полное издание от 2003 г., науч. ред., сост. и прим. С. С. Невская, обнародовано в сети в 2010 г. по решению рук. ЦВР им. А. С. Макаренко (pdf))
  • «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение)
  • «Честь» (1937-1938; повесть)
  • «Флаги на башнях» (по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.)

Фильмография

  • Флаги на башнях (1958)
  • Фильмография на сайте, посвящённом жизни и творчеству А. С. Макаренко

Память

Могила А. С. Макаренко на Новодевичьем кладбище

Медаль А. С. Макаренко

Учебные заведения

  • Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване , р. Куба)
  • Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» Нижегородского ГПУ
  • Лаборатория "Педагогика А.С. Макаренко"
  • Киевский профессионально-педагогический колледж им. А. С. Макаренко (г. Киев , Украина)
  • Новосибирский педагогический колледж №1 им. А. С. Макаренко
  • Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с гуманитарным профилем им А. С. Макаренко (Баку , Азербайджан)
  • Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, (г. Сумы , Украина)
  • УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко (г. Симферополь)
  • Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка Волгоградской область)
  • Школа № 3 им. А. С. Макаренко (г. Фролово , Волгоградская область)
  • Школа № 1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, р.Киргизия)
  • Школа № 1 им. А. С. Макаренко (г. Ханка Хорезмской области Узбекистан)
  • Арзамас , Нижегородская область)
  • Школа № 22 им. А. С. Макаренко, (г. Воткинск , респ. Удмуртия)
  • Школа № 6 им. А. С. Макаренко, (г. Талдыкорган , Казахстан)
  • Школа № 100 им. А. С. Макаренко, (г. Харьков , Украина)
  • Никитовская школа им. А. С. Макаренко (с. Никитиовка, Белгородская область)
  • Schule mit Ausgleichsklassen A.S. Makarenko (г. Магдебург , Германия)

Улицы

  • Улица Макаренко (город Белгород)
  • Улица Макаренко (Богородицк)
  • Улица Макаренко город Братск
  • Улица Макаренко (Дубна)
  • Улица Макаренко (Жирновск)
  • Улица Макаренко (Киев)
  • Проезд Макаренко (г. Королёв Московской области)
  • Улица Макаренко (в г. Находка , Приморский край)
  • Улица Макаренко (Новочеркасск)
  • Улица Макаренко (Одесса , Украина)
  • Улица Макаренко (Пермь)
  • Улица Макаренко (Северодвинск)
  • Микрорайон Макаренко (г. Старый Оскол Белгородской области)
  • Проезд Макаренко (г. Сургут Тюменской области)
  • Улица Макаренко (Тула)

Прочее

  • Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко
  • Педагогический музей А. С. Макаренко , Москва.
  • Медаль А. С. Макаренко (Украина) «За достижения в области просвещения и педагогической науки»

(учреждена в 1964 году)

  • Музей А. С. Макаренко в с. Подворки (Куряж) Харьковской обл.
  • Заповедник-музей А.Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Ковалевка
  • Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. [email protected]
  • Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге Полтавской обл.
  • Музей А.С. Макаренко в Москве http://cvr-makarenko.mskzapad.ru/about/tour/
  • Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде
  • Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, Новосибирск
  • Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол)
  • Воспитательная колония для несовершеннолетних им. А. С. Макаренко (быв. Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки Дергачёвского р-на
  • Библиотека им. А. С. Макаренко Евпатория

См. также

Примечания

  1. цит. по Кораблёва Т. Ф. Философско-этические аспекты теории коллектива А. С. Макаренко. Автореф. канд. дис. … канд. филос. наук. М., 2000 г. С. 3.
  2. Макаренко В. С. Мой брат Антон Семёнович", Марбург, 1985 г., с. 79
  3. Гётц Хиллиг . К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко
  4. Конисевич Л. В. Нас воспитал Макаренко . Челябинск, 1994 г.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А С Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”.

Воспитание в коллективе и через коллектив

Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко - организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива.

А. С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремленной личности.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма и грандиозного опыта массового перевоспитания людей в условиях строительства социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.

* «Мажор» (1932; пьеса)

* «Марш 30 года» (1932)

* «ФД-1» (1932; очерк)

* «Педагогическая поэма» (1925-1935).

* «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение)

* «Честь» (1937-1938; повесть), * «Флаги на башнях» (1938),* «Методика организации воспитательного процесса»,* «Лекции о воспитании детей»

Макаренко Антон Семёнович (1888-1939) - известный советский педагог, основоположник теории коллективного воспитания. После окончания Кременчугского городского училища и высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного училища на Украине. События 1905-1907 гг. оказали огромное влияние на Макаренко. Он участвовал в съездах учителей, увлекался творчеством Горького. В 1914 г., имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1917/18 учебном году был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в г. Крюков и с увлечением отдался работе. Октябрьскую революцию встретил с восторгом.

Педагогическая деятельность Макаренко

В 1920 г. Полтавский губернский отдел народного образования поручил Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Задача была трудной. Подростки и юноши, с которыми Антону Семёновичу пришлось иметь дело, были недисциплинированными, не привыкшими к труду, с уголовным прошлым. Однако в течение 3-4 лет Макаренко создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени A.M. Горького». Число ее воспитанников в 1926 г. составило 120 человек. В этом же году колония переселилась в поселок Куря ж вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семёнович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. Посетив колонию в 1928 г., A.M. Горький писал в очерках «По Союзу Советов»: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А.С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его». Далее Горький указывает, что Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера».
С 1927 г. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. 15 конце1 1928 Г. педагог ушел из колонии и в течение нескольких последующих лет отдавал все свои силы руководству коммуной, где использовались новые методы трудового воспитания. Если в колонии имени A.M. Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), то в коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла (для этой цели были построены два первоклассных завода по производству фотоаппаратов и электрического инструмента). Это производство имело не только экономическое, но и педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе при коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы многие из них успешно выдерживали экзамены в вузы. За 15 лет работы (1920-1935) через коллективы, созданные Макаренко, прошло около 3000 правонарушителей и беспризорных, ставших впоследствии достойными людьми, квалифицированными специалистами.
В 1937 г. Макаренко оставил педагогическую деятельность, переехал в Москву и целиком посвятил себя литературной работе, в которой обобщил опыт педагогической деятельности в колонии имени A.M. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского. В 1933-1939 гг. он написал несколько крупных произведений, ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики. В его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях отразилась система его педагогических взглядов. Широкую известность педагогу при несли книги «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Флаги на башнях» (1938), «Книга для родителей» (1937).
Центральное место в педагогической системе Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе. Педагог сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма его жизни, остановка — форма его смерти -- и выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
По мнению Макаренко, процесс формирования коллектива проходит через ряд этапов. На первом этане в качестве средства сплочения детей выступает единолично с требование педагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно в младших возрастных группах, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, на основании которых можно судить о превращении диффузной группы в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы.
На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к нему должен быть актив. Педагогу необходимо отказаться от прямых требований, направленных к отдельным воспитанникам. Здесь вступает в силу метод параллельного действия: на каждого воспитанника воздействует и воспитатель, и актив, и коллектив в целом. Педагог может опереться в своих требованиях на группу учащихся, обращаясь к нему через актив. Однако актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к нему, а через него и к отдельным воспитанникам.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», — писал Макаренко. Положение, когда требует коллектив, говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.
Педагогический опыт Макаренко уникален, как, впрочем, уникален и сам педагог. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками. При жизни Макаренко его педагогическая деятельность получила неоднозначную оценку. Официальная педагогика настороженно относилась к «рядовому», «провинциальному практику», чьи идеи шли вразрез с общепринятыми. Он подвергался нападкам в центральной педагогической прессе, на съездах и совещаниях педагогических работников. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, творчески подходил к решению вопросов воспитания и обучения в новых социальных условиях. Он имел свою позицию по ряду вопросов, которую последовательно защищал. С критикой Макаренко выступали Крупская, Луначарский и другие известные деятели образования того времени. Его обвиняли в демократизме, чрезмерном увлечении самоуправлением, нарушении принципов трудового воспитания в советской педагогике, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности. Ни при жизни Макаренко, ни после его смерти власти, предписывая изучение его педагогической системы, отнюдь не спешили с ее внедрением, хотя и колоний, и соответствующего «человеческого материала» было в избытке. К опыту Макаренко прибегали лишь отдельные педагоги, многие из них в свое время были его воспитанниками. После смерти Макаренко был канонизирован как классик марксистско-ленинской педагогики. Трактовка его работ в советский период носила ярко выраженный односторонний характер, публикация трудов проводилась с купюрами и исправлениями, идеологическими штампами. Идеи Макаренко получили большую популярность за рубежом (Германия, Япония), где действовали Макаренко-центры и лаборатории, скрупулезно изучавшие и анализировавшие его педагогическое наследие. Открытие в СССР доступа к документам и архивам в середине 80-х гг. XX в. позволило российским исследователям дать объективную оценку педагогическому творчеству Макаренко.