Темы воспитания детей в детском саду. Воспитание в детском саду и его роль в гармоничном развитии ребенка

Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы.

Эта статья призвана помочь родителям сделать правильный выбор, взвесив все «за» и «против» детского сада и домашнего воспитания.

Преимущества домашнего воспитания

В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому?

  • Комфортная обстановка или естественная среда. На протяжении первых лет жизни малыш растет в домашней обстановке. Родители максимально подстроили ее к нуждам и потребностям маленького человечка. Знакомые предметы, любимые игрушки, близкие люди создают уют и безопасную среду. Домашнее окружение естественным образом подходит под физиологические потребности дошкольника, создавая психологический комфорт.
  • Домашний уход. Никакой детский сад не заменит маму: атмосферу любви, заботы и тепла. Даже мелочь не ускользнет от ее зорких глаз. Мама переоденет, если испачкалась одежда, почистит ушки, помоет личико. Туалет, прогулки и сон не по расписанию, а по требованию дитя. Малыш ударился - мама пожалеет, расплакался - обнимет, загрустил - поиграет. Она всегда рядом!
  • Нет стресса. Каждый родитель знает, как тяжело дается детям . Оторванность от привычной обстановки и мамы - это сильный стресс, который негативно сказывается на психическом состоянии ребенка. Домашние дети ограждены от нервного расстройства. Они не испытывают дискомфорта, понятие «адаптация» им не знакомо.
  • 100% индивидуальный подход. Этот аспект можно рассматривать разносторонне. Это и воспитательный процесс, и режим дня, и физиологические особенности, и развитие способностей, и акцент на интересы и нужды дошкольника. Каким бы не был педагог профессионалом, учесть интересы 15 — 20 детей нереально. Подстроиться под одного «сорванца» гораздо легче. А учитывая, что мама его знает с пеленок, она интуитивно чувствует нужды и настроение родного человечка.
  • Воспитание под наблюдением. Когда отдаете ребенка в садик, нет гарантии, что попадется тактичный и грамотный педагог. А если не повезет? Какие убеждения, нормы и моральные ценности он заложит в сознание маленького человека? Какую модель поведения продемонстрирует? Если учесть, что основа личности формируется до 5 -7 лет, это большая ответственность. Воспитание в семье - гарантия, что малыша никто не обидит, не сломит его волю и не травмирует детскую психику. Антиморальные уставы, недопустимые примеры и недостойные поступки остаются вне досягаемости дошкольника. Он перенимает образцовое поведение и ценности семьи.
  • Нет уравниловки. В детском саду групповое воспитание, где детей подстраивают под нужды коллектива. С одной стороны это хорошо - учитывать мнение других людей, с другой - нет. Присутствует стадное чувство - делать как все. А если не как все, то мешаешь группе. Обучение и развитие на дому дает почувствовать маленькому человеку собственную уникальную личность с широкими возможностями. Проявить индивидуальность. Здесь нет давления, и не присутствует чувство, что ты винтик некой системы. Ребенок сам система, цельный механизм.
  • Подходит каждому. Все дети со своими особенностями характера и иммунитетом. Есть замкнутые, шумные, шустрые. Есть болезненные, тревожные. Детский сад подходит не каждому. Застенчивому и скромному малышу тяжело «раскрыться» среди активных и шумных. Шустрых тормозят и подстраивают под «удобные стандарты». Часто болеющим детям садик - лишняя нагрузка на иммунитет.

Воспитание на дому - это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.

Недостатки домашнего воспитания

Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом.

Недостаточная социализация. Детский сад максимально адаптирует дошкольника под социальное окружение. Здесь широкий круг общения, где малыш взаимодействует с различными типами характеров. Познает, что такое справедливость, дружба, сопереживание. Учится:

  • находить способы общения с группой,
  • играть по правилам, конкурировать, договариваться,
  • учитывать мнение других,
  • подбирать друзей по интересам,
  • примерять социальные роли,
  • отстаивать свое мнение.

Домашнее воспитание не компенсирует социальную адаптацию, оно значительно сужает круг общения дошкольника. Есть , не общительного ребенка, «белую ворону». В школе могут возникнуть трудности общения с детьми и педагогами.

Неквалифицированная подготовка к школе. Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать - достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму.

Воспитатели работают по специальной программе, где расписано, что должен знать и уметь дошкольник определенного возраста. Если мама взяла на себя ответственность воспитать малыша, то хорошо бы ей ознакомиться с программой дошкольного образования. Немаловажное значение имеет и методика обучения. Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики.

Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной - будет отставать в учебе. Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение - эти навыки оттачиваются в дошкольных группах. На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Недостаточное разнообразие игровой деятельности. В дошкольных учреждениях дети играют в сюжетно-ролевые и подвижные игры, участвуют в эстафетах и конкурсах. Для них устраивают физкультурные и тематические праздники, новогодние утренники. Это море позитива и заряд энергии. Домашний ребенок лишен таких возможностей. Ему остается довольствоваться лишь дидактическими играми с мамой.

Риск избаловать малыша. Дети лучше слушаются посторонних людей, нежели родителей. Они . Знают слабые места близких. Поэтому воспитывать своих малышей тяжелее. Велика вероятность пойти на поводу у собственного чада.

Капризы, истерики и скандалы… На какие только хитрости не идут, ради достижения цели. Чтобы не поддаться на детские провокации, родителям нужно быть грамотными психологами и иметь твердый характер.

Не хватает времени. Дома у мамы много дел: сбегать в магазин, приготовить кушать, убраться в комнате, постирать и погладить белье. А еще хочется почитать и посмотреть телевизор. Мама не робот. Где найти время на игры и занятия с малышом? Что он будет делать, пока мама занята домашними делами? Как организовать досуг и отдых дошкольника?

В детском саду эта проблема решается просто: воспитатель пришла на работу, и кроме занятий с детьми она больше ничем не занимается.

Скучно. После 5 — 6 лет детям хочется общения со сверстниками. Сидеть дома с мамой и дидактические игры надоедают. Но с кем общаться? Днем все дети в саду, а вечером родители ведут их домой. Ведь нужно приготовить кушать, да и отдохнуть не мешало бы после работы. Летом дети разъезжаются кто на юг, кто к бабушке в деревню. Вот и получается, что даже поиграть не с кем.

Как компенсировать недостатки домашнего воспитания. Альтернатива

  1. Оставить малыша дома, значит взять на себя ответственность. С ним нужно заниматься. Если родители хотят подготовить ребенка к школе, им придется осваивать азы педагогики или воспользоваться услугами частных специалистов.
  2. Частный или домашний детский сад. Частично решает проблему индивидуального подхода. Детей в таких садиках меньше, значит внимание и досмотр лучше. Стоит он дорого, но и спрос с него больше. Правда, .
  3. Домашнее воспитание + посещение центра развития. На платной основе. Частично решает проблему общения в группах и квалифицированного подхода к развитию и обучению. К сожалению, времяпровождение в таких местах краткосрочно и всего несколько раз в неделю.
  4. Гувернантка или репетитор по подготовке к школе. Это квалифицированный специалист для занятий с детьми на дому. обойдется дороже репетиторства. Решает проблему развития, обучения и подготовки ребенка к школе. Вопрос социальной адаптации останется.
  5. Домашнее воспитание + детский сад. Другими словами, короткий день пребывания в садике. Можно договориться с руководством дошкольного учреждения приводить ребенка на несколько часов в день, полдня. Оплачивать придется полную стоимость. Решает проблему с дисциплиной, подготовку к школе, общение со сверстниками.

Ольга Смирнова
О воспитании в семье и в детском саду

«О воспитании в семье и в детском саду » .

«Дети – живые цветы жизни»

М. Горький.

Семья- источник любви , уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей . Именно они вместе с детским садом помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к дальнейшей ступени жизни и к труду. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Родители для своих детей являются главными представителями своей страны. Они приобщают их к родному языку, к родной природе, к традициям своего народа.

Правильное воспитание формирует культуру поведения, умение выполнять элементарные правила.

Ясное представление цели и задач воспитания подрастающего поколения, глубокое значение возрастных и индивидуальных способностей детей- важное, но не достаточные условия успешного формирования личности растущего человека. Напряду с этим родители должны владеть методикой воспитания , то есть более или менее хорошо знать основные средства, пути и способы воспитательного воздействия , обладать соответствующими умениями, навыками и приёмами.

Детство- это «великая пора жизни» , когда кладется основание всему будущему нравственному человеку, подготавливается из него гражданин, член семьи и общества . Главные основы воспитания закладываются до пяти лет. Обязательное условие успешного влияние родителей на ребенка- это искренняя любовь к нему. Конечно все родители, как правило, любят своих детей. Но родительская любовь, только в том случае помогает воспитывать , если она не слепая, а разумная, сочетающая уважение с требовательностью.

Действенную помощь в воспитании детей оказывают добрые семейные традиции. Передающиеся из поколения в поколение. Среди них- уважение к старшим, забота о младших, самообслуживание, взаимопомощь, коллективный труд.

Огромную роль в воспитании играет непосредственное духовное общение родителей с ребенком. Это и коллективные трудовые занятия. И совместные игры, развлечения, прогулки, и семейное чтение, и задушевные беседы по различным вопросам, представляющим взаимный интерес. Такие контакты помогают развивать и укреплять дружеские отношения родителей и детей, лучше узнавать друг друга; старшим они позволяют влиять на младших в нужном направлении.

Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают некоторые родители. Само определение «воспитанность » говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания . Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к самоконтролю.

Следует обратить особое внимание на роль личного примера родителей в формировании личности ребенка.

Если родители серьёзно намерены воспитать детей хорошими , высоконравственными людьми, то их повседневный личный пример отвечать этим намерениям :

Родительское требование к себе

Родительское уважение к своей семье

Родительский контроль над каждым своим шагом

Вот первый и самый главный метод воспитания !

Воспитать настоящего человека- непростое дело; оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности.

В своих усилиях по формированию личности ребенка родителю отнють не одиноки. Их воспитательная деятельность , когда дети становятся воспитанниками детских садов дополняется целенаправленным влиянием воспитателей . В связи с этим важное значение приобретает тесное сотрудничество семьи и детского сада .

Формирование личности наиболее успешно осуществляется в коллективе.

В детском саду дети , постоянно общаясь, упражняются в культуре поведения, умении действовать согласованно, проявляя вежливость, доброжелательность, товарищество, взаимопомощь.

Задача педагогов и родителей- формировать у детей нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения. Организованности, дисциплинированности, трудолюбии, культуре деятельности. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребенку выглядеть опрятно и подтянуто.

Формирование нравственного поведения дошкольника должно проходить под руководством взрослого. Основная задача- воспитывать у него организационное поведение в соответствии с общепринятыми правилами,

руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями.

Сотрудничество, взаимопомощь семьи и детского сада , принося пользу и родителям и педагогам, в конечном счете служат интересам успешного воспитания подрастающего поколения.

Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи , что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи , воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать чувство привязанности к семье и дому .

Подготовила : Смирнова О. И (воспитатель )

Список используемой литературы :

-«Умом и сердцем» . М. Издательство 1986г

- «Родина и сердце» В. А Сухомлинский

- «О дошкольном воспитании » .М. Просвещение

Публикации по теме:

Консультация «Нравственное воспитание в детском саду и семье» Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка. Общение ребенка с родителями происходит.

Доклад «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Доклад (из опыта работы) «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Для маленького ребенка каждый.

Батик – это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик дает уникальные и широчайшие возможности для творчества.

Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций, как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду. Семья.

Консультация для педагогов «Правовое воспитание в семье и детском саду» Современные психолого - педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Всем, наверное, известна следующая поговорка: «Ребенка нужно воспитывать, когда он лежит поперек, а не вдоль кровати». Это говорит о том, что с малышом надо начинать заниматься с самого рождения. В данной статье пойдет речь о дошкольном воспитании ребенка.

Суть процесса

Дошкольное воспитание - что же это такое? Одной фразой ответить на данный вопрос просто невозможно. Это целый комплекс действий людей, которые окружают малыша, способствующих его становлению как личности. Заниматься воспитанием крохи должны не только специалисты (например, воспитатели детского сада), но и в первую очередь родители. Мамам и папам важно помнить о том, что малыши - они как губки, буквально впитывают все то, что видят и слышат. Поэтому главная задача взрослых - создать все условия для того, чтобы вырастить умного и счастливого ребенка.

Временные рамки

Когда же должно стартовать дошкольное воспитание детей? Когда наступает подходящее время? Данный этап развития включает период от трех- до семилетнего возраста крохи. Напомним о том, что указанный период очень важен в жизни ребенка, ведь именно в это время закладываются основы сильной личности. Главная задача родителей на данном этапе - обеспечить всестороннее развитие малыша.

Особенности

Чем же характеризуется дошкольное воспитание в семье? Все дело в том, что маленькие дети стремятся все повторять за взрослыми, видя в них идеал поведения. Именно поэтому все люди, окружающие кроху, должны подавать исключительно правильный пример. Как минимум надо внимательно следить не только за своим поведением, но и за речью. В домашних условиях также важно найти золотую средину: нельзя быть слишком строгим к ребенку (ведь часто подобное поведение просто ломает личность малыша), но и не допускать вседозволенности (это чаще всего присуще ленивым родителям, которые не хотят заниматься с ребенком, объясняя свое поведение отсутствием времени).

ФГОС

На чем базируется дошкольное воспитание? ФГОС, т. е. федеральные государственные образовательные стандарты - вот те основы, на которых строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

Основные направления

Важно также сказать о том, что домашнее дошкольное воспитание ребенка в основном подразделяется на две большие подгруппы:

1. Подготовка чада к школе - обучение, всестороннее развитие.

2. Формирование нужных для жизни в обществе личностных качеств малыша.

Гораздо легче приходится тем родителям, которые как можно раньше отдают малышей в детский сад. Там воспитанием ребят занимаются профессионалы. Однако даже в таком случае мамы и папы не должны расслабляться, работая с ребенком все время, когда он не находится в стенах детского дошкольного учреждения.

Основные методы

Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:

1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае - слово. Очень важен также личный пример родителей.

2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.

3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.

4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.

Умственное развитие

Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них - умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка - результаты будут просто поражающими.

Физическое воспитание

Очень важным также является физическое воспитание ребенка. Малыша с самого раннего возраста надо приучать к умеренным нагрузкам. Начинать хорошо с утренней зарядки. Ребенок в возрасте от трех лет с удовольствием будет повторять простые движения за родителями. Также можно закалять чадо - это пойдет ему на пользу. Ну и, конечно же, надо приучать ребенка к спорту. Его рекомендуется знакомить с различными спортивными секциями, отдавая предпочтение тем видам спорта, в которых у малыша есть определенные успехи (а также желание к занятиям). Физическое воспитание на данном этапе жизни и развития играет очень важную роль, так как именно в это время у ребенка закладываются основы здоровой личности.

Эстетическое воспитание

Родителям важно помнить о том, что следует делать акцент на эстетике. Нужно учить ребенка слушать музыку, наслаждаться звуками природы, всматриваться в краски на картинах художников, анализировать поведение сказочных героев и мультперсонажей. В это время очень важно давать максимальные разъяснения ребенку по тем вопросам, которые ему еще не понятны. И не нужно думать, что крохе в этом возрасте еще рано посещать художественную галерею или кукольный театр. Как раз самое время. Только так можно развить хороший вкус и правильные манеры.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание детей - не менее важный элемент, чем все вышеописанные. Недаром существует такая поговорка: «Труд облагораживает». Делая что-то своими руками, ребенок начинает осознавать, насколько это нелегко. Также в это время приходит понимание ценности человеческого труда. Необходимо поощрять самые первые попытки ребенка помочь родителям. Пусть, к примеру, мытье посуды при этом и займет на час больше времени, однако кроха быстрее освоит полезные навыки. И у малыша при этом не пропадет желание помогать родителям (противоположная ситуация: ребенок желает помочь, но мать отмахивается, ссылаясь на недостаток времени).

О мелкой моторике

Уже на этом этапе большинству родителей предельно ясно, насколько важным является дошкольное воспитание. Занятия с крохой - вот о чем еще надо подумать мамам и папам. И самые первые домашние уроки должны быть направлены именно на развитие мелкой моторики крохи (развивать ее надо уже с полугодичного возраста). Почему это так важно? Все просто: на подушечках пальцев у людей находится множество рецепторов, которые напрямую связаны с мозговой активностью. Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на речь крохи. Что можно применять:

1. Пальчиковая гимнастика. Отлично при этом выучить несколько стишков, каждый раз их проговаривая. Так малыш будет еще тренировать память.

2. Игры с мелкими предметами. Под наблюдением взрослых ребенок может перебирать различные небольшие вещи, игрушки.

3. Сортировка. Отличное занятие: насыпать ребенку в миску манку и смешать ее с горохом. Далее дать задание крохе найти все горошинки. Помимо того, что процесс надолго увлечет ребенка, так он еще будет тренировать мелкую моторику.

4. Тактильные игры. Ребенку нужно давать пробовать на ощупь как можно больше предметов различных фактур. Подойдут пластиковые фигурки, металлические детали, различные тряпочки. Кроха при этом не только выучит цвета, но еще и будет познавать мир на ощупь.

Популярные направления

Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:

1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.

2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.

3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.

4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению - при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике - не привычное всем слово, а слог - пары гласных и согласных.

5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить - все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.

6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.

Табу

Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать:

1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа - вот что поможет родителю вырастить адекватного человека.

2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)».

3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его.

Особенности психологии малышей

Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться.

1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.

2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки. Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя.

3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться - вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.

В каждой семье, в которой есть ребенок, рано или поздно встает вопрос о детском саде. Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад? Что дает ребенку посещение детского сада? Принимая решение, каждый из родителей рассматривает все за и против.

Примерно в три-четыре года малыш начинает испытывать потребность в общении с детьми. Играя с ровесниками, дети учатся считаться с мнениями других детей, соблюдать правила, побеждать и проигрывать, чего в общении с взрослыми не наблюдается, поскольку все родители и бабушки с дедушками чаще всего в играх с малышом «поддаются» ему, что «не есть хорошо». Ребенок привыкает к легким победам, что в будущем чревато тяжелыми переживаниями, если этого вдруг не случится. Однако необходимо помнить, что учить ребенка общаться со сверстниками необходимо, чем раньше, тем лучше, то есть в то время, когда все дети только учатся общаться, иначе ребенок может просто оказаться «лишним» в сформированном детском коллективе. Но с детьми одного возраста можно познакомиться и на детской площадке, и на занятиях в школе раннего развития и в других местах, куда приводят «домашних» детей. В данном случае, естественно, общения ребенка с детьми будет гораздо меньше, но родители тогда смогут подобрать подходящую компанию для своего ребенка.

Несомненным плюсом детского сада является отсутствие мамы, что является полезным для избалованных детей, а также единственных и поздних в семье, поскольку они должны понять как можно раньше, что не все будут исполнять их прихоти и желания, не все будут ими восхищаться. Это позволит воспитать в ребенке чувство самостоятельности. Однако, посмотрев с другой стороны, разлука на целый день с мамой является большим стрессом для детского организма. Когда малыши проводят детство в стенах родного дома они вырастают с особым чувством уверенности и защищенности, а между мамой и ребенком возникает и остается на всю жизнь чувство душевной близости.

В любом детском саду есть воспитатели, которых ребенок должен научиться слушать и уважать. Детский сад учит ребенка понимать и принимать требования не только родителей, но и других взрослых людей, что является хорошей подготовкой к школе. Однако, если вы хотите, чтобы ваш ребенок перенял ваши взгляды на жизнь, ваши ценности, манеры и речь, а не считал образцом «чужую тетю», тогда не спешите отдавать ребенка в детский сад.

Детский сад является хорошей подготовкой к школе, поскольку весь персонал представлен высококвалифицированными специалистами. Музыкальный работник занимается с детьми пением и танцами, проводятся в специально отведенное время занятия лепки и рисования. Согласитесь, в домашних условиях не у каждой мамочки есть время на пение и рисование с малышом, да и не каждая это умеет. Кроме того, в большинстве детских садов есть логопед, а детей старшей группы учат читать и считать. С другой же стороны, жизнь показывает, что «домашние» дети обычно лучше считают и читают, поскольку именно на это делают упор родители во время занятий с ними, у них хорошо поставлена речь, намного богаче словарный запас. А для других занятий, например, живописью и музыкой, существуют разного рода кружки и студии.

Какой вариант дошкольного воспитания вам подходит – решайте сами. Главное помнить, что сейчас у родителей есть выбор: ребенка можно отправить в сад и в три года, и в пять лет, садик может быть частным, а может и муниципальный. Вне детского сада есть множество других коллективов, где ваш ребенок сможет найти друзей и развиваться.

Причины, по которым стоит повременить с детским садом.

  • Если ребенок подвержен аллергическим реакциям на самые распространенные продукты питания. Отдельно для вашего ребенка готовить никто не будет. Кроме того, во время простуды организм аллергиков вырабатывает меньше «хороших» антител, а вырабатываются антитела, которые только усиливают аллергические реакции.
  • Если ребенок очень часто болеет. В данном случае необходимо выяснить причины его постоянных простуд.
  • Если ребенок чрезмерно тревожен, боится чужих людей, темноты, боится находиться один в комнате. В таком случае необходимо проконсультироваться с психологом.
  • Если ребенок имел негативный опыт разлуки с мамой, например, лежал в больнице, смерть кого-то из близких и т.п.
Преимущества детского сада.
  • Соблюдение режима. «Садовские» дети в положенные часы едят, гуляют, днем спят, тогда как дома очень редко кто из родителей соблюдает режим для ребенка.
  • Сбалансированное питание, соответствующее возрасту.
  • Своевременное прививание детей.
  • В саду дети часто болеют, и это очень хорошо. Чем раньше ребенок познакомиться разнообразными вирусами, тем меньше он будет болеть в школе.

Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. С одной стороны – это формирование общечеловеческих ценностей, необходимых для того, чтобы ребенок вырос толерантным, уверенным в себе и коммуникабельным. С другой стороны – это время, когда необходимо его подготовить к обучению в школе, заложить основные навыки и понятия.

Основные принципы дошкольного воспитания детей

С переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы. Именно поэтому психологи и прогрессивные педагоги считают, что основные принципы воспитания детей дошкольного возраста должны быть пересмотрены с учетом произошедших в обществе перемен.

В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы.

Можно выделить основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей:

  • Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
  • Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;
  • Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
  • Объяснение своих требований и поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;
  • Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
  • Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;
  • Проявление чувств по отношению к ребенку. Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что его любят. Однако это не соответствует действительности, и малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением.

Воспитание и дошкольное образование детей

Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний.

Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.

Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.

Систематичность обучения включает в себя следующие понятия:

  • Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;
  • Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;
  • Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, развитие дедуктивных форм мышления;
  • Конечной целью занятия должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.

Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность.

Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.

Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.

Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.

Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.

Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен:

Одной из задач воспитания и дошкольного образования детей является правильное построение познавательной деятельности, что будет стимулировать развитие логического и образного мышления. Поэтому педагог должен уметь объяснить процессы с различных точек зрения и сформировать у ребенка первоначальные научные понятия.