Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики

Юлия Фесенко
Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики

Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики .

Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата и моторики рук , должны носить подражательный характер.

Предложите своему ребёнку немного «пообезьянничать» . Взрослый будет показывать движения, а ребёнок должен повторить движения за вами.

Показать как воет волк, (вытянуть губы вперёд и произнести звук у-у-у-у) . Следует ребёнка научить вытягивать губы трубочкой.

Научить ребёнка надувать щёки и резко «разрывать» смычку губ.

Попросить ребёнка «полакать» , как котёнок, быстро выбрасывая и втягивая язык.

Пощёлкать язычком, поцокать, как лошадки (подготовка для артикуляции звука –р- ) .

Закроем – откроем домик.

Научить ребёнка смыкать и размыкать обнажённые губы (подготовительные упражнения для артикуляции звуков с , з, ц, ш, ч, щ).

Чтобы было интересно выполнять все эти упражнения , можно превратить занятия в рассказывание занимательной сказки. Можно использовать небольшие стихотворения.

Мы в лес пойдём,

Грибов наберём.

Папу громко позовём,

Ау – ау – ау – ау.

Ай ду – ду – ду – ду – ду – ду – ду,

Сидит ворон на дубу.

Ай качи – качи – качи,

Под подушкой калачи.

Встань малыш ещё разок. Ещё разок.

Сделай маленький шажок. Топ, топ, топ, топ.

Гуси, гуси га –га –га. Пить хотите? Да – да – да.

Гуси, гуси! Вот вода. Га, га, га, га, га, га.

Чики, чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке, а Дуня на тележке, щёлкает орешки.

Ку – ка – ре – ку! Кур стерегу.

Куд – кудах, снеслась в кустах.

Наши уточки с утра, кря – кря – кря – кря.

Наши гуси у пруда, га –га –га.

А индюк среди двора, бал – бал – бал – бал.

Наши курочки в окно, ко –ко –ко –ко.

А как Петя – петушок, ранним утром поутру.

Нам споёт, ку – ка – ке – ку!

Так – же необходимо развивать у детей голосо – дыхательные упражнения .

Такие упражнения помогают детям на подготовительном этапе для формирования у него шипящих и свистящих звуков. Существует много игр по развитию дыхания . Вот некоторые из них :

Дуть на одуванчик, вату, пушинку, мелкие бумажки.

Налить тазик с водой и научить ребёнка дуть на мелкие предметы которые могут плавать в тазу (кораблики, рыбки, уточки) .

Пускание мыльных пузырей.

Игра на музыкальных инструментах.

Надувание воздушных шариков.

Наряду с играми по развитию дыхания необходимо учить ребёнка правильно пользоваться голосом и интонацией :

Протягивать различные гласные звуки, а – у – е – о – ю – я, разматывая при этом верёвочку. Верёвочка может быть при этом длинная или короткая в зависимости от того, какой ритм речевого выдоха у ребёнка. При длительном выдохе голос звучит долго и верёвочка получится длинной. При коротком – голос быстро обрывается, и получается короткой.

Эту игру с ребёнком можно продолжить в сочетании с гласными звуками. Игра «Кто больше скажет» , га – га – га – га, кис – кис – кис – кис, ду – ду – ду –ду, му –му – му – му, и т. д.

Развитие у детей подражательной стороны хорошо сочетается с наглядностью. Такие игры как, «Кто как говорит» , ребёнок не только учится говорить, как животные, но и запоминает их внешний вид, названия, а в дальнейшем их разновидность (домашние или дикие) .повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребёнок укрепляет свой артикуляционный аппарат .

Эти занятия необходимы для детей маленького возраста , у которых развивают не только понимание речи, но и произносительные возможности. Со временем ваш ребёнок научится правильно произносить не только слоги, короткие слова, но и сложные, которые включают в себя в себя два, и более слогов, и тем самым, вы поможете своим детям воспроизводить правильно слоговую структуру слова, исключая укорачивание слов, пропуски звуков в словах. Если нарушения в речи до определённого возраста не исправятся, то необходимо в таких случаях получить консультацию у логопеда.

Речевые игры

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Результаты исследования Л.В. Антаковой-Фоминой показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, но с уровнем развития общей моторики совпадает не всегда/ Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и.рядом других учебных и трудовых навыков.

В настоящее время растет число де тей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа) , которые проя вляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики . Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры боль ших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения выполнять, постепенно увеличивая время и сложность.

КОМПЛЕКС № 1

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».

6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.

8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

КОМПЛЕКС № 2

1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки - выдох.

2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.

8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.

10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

КОМПЛЕКС № 3

1. Задержка дыхания . Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

2. Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

3. Внутри-снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.

4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

5. Делайте движения челюстью в разных направлениях.

6. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в. каждой ладони, а затем между пальцами

8. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

9. Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.

10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.

КОМПЛЕКС № 4

1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.

2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.

3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.

4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет Следите за предметом глазами, не двигая головой.

5. Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистыванье. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистыванья и т.д.

6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

8. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.

9. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.

10. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».



«Весёлый язычок»

Развитие артикуляционной моторики

Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Точность, сила и дифференцированность дви­жений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

· проведение работы по борьбе с солевацией;

· проведение артикуляционной гимнастики .

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гим­настике. На первых порах движения будут выполнять­ся не в полном, не в точном объеме, затем закрепляют­ся в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хо­боток», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.« Непослушные губки». Покусывание и почесыва­ние сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы тру­бочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.« Рыбка »:

· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);

· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя паль­цами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;

· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «по­целуя».

5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все осталь­ные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как мож­но сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воз­духа легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.

7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.

8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

· удерживать губами карандаш, пластмассовую тру­бочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);

· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом наду­вать щеки поочередно.

3. «Худышка». Втянуть щеки.

4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по наду­тым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнас­тики рекомендуются следующие упражнения:

· помещение кончика языка к внутренней поверхнос­ти нижних резцов;

· вытягивание языка вперед и убирание его назад;

· стимуляция мышц корня языка. Сначала произволь­но, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движе­ния закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференци­рованных движений языка. С этой целью целенаправ­ленно подбираются движения, направленные на выра­ботку нужного артикуляционного уклада, с учетом нор­мальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ре­бенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спо­койном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, поло­жить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боко­вые края языка касаются углов рта. В спокойном, рас­слабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко поку­сывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высу­нуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигае­мому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.

5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы че­люсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного угол­ка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до угол­ков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.

8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же по­вторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести язы­ком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пе­ресчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упира­ется то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке пе­ремещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугор­ки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык вы­сунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кон­чика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Бо­ковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кон­чиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыст­ряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двига­лась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхае­мая струя воздуха.

18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контро­ля можно поднести ко рту полоску бумаги. При пра­вильном выполнении она будет отклоняться.

19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы по­глаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляет­ся звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.

20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Ши­рокий кончик языка упирается в нижнюю десну, спин­ка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттяги­вался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а за­тем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфе­ту — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыб­ке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удержи­вать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Сле­дить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, бо­ковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плос­костью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закры­вать и открывать рот, растягивая подъязычную уздеч­ку. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сто­рон языка.

26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается на­ружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряже­ние в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:

1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух паль­цев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высо­вывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — че­люсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомк­нуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и от­крытым ртом.

4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с макси­мальным вытягиванием языка к подбородку.

5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с мак­симальным вытягиванием языка к подбородку и мыс­ленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой ата­ке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на под­бородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ла­дони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони.Расслабиться.

8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолени­ем сопротивления (взрослый держит руку под челюс­тью ребенка).

9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием голо­вы назад с преодолением сопротивления руки взросло­го, лежащей на затылке ребенка.

10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.« Спатьхочется»:

· позевывать с открытым и закрытым ртом;

· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2 .«Горлышкоболит»:

· произвольнопокашливать;

· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

· покашливать с высунутым языком;

· имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

· глотать капли воды, сока.

3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

· стону;

· мычанию;

· свисту.

6. «Силач»:

· запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

· запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;

ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА (тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Ёж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА (тренировка артикуляционного аппарата)

Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз — и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)

ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ
(материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных)
1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).
2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.
– «Му-Му –у» – кто это мычит?
– «Мяу – мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что?
И так далее.
Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ
(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д.)

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.
Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

Упражнения на развитие речевого дыхания

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

«ОДУВАНЧИК»
(материал: цветок одуванчика)
На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

«СНЕЖИНКИ»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)
Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

1. "Рожицы".

Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.

2. Щелканье языком с широко открытым ртом.

Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.

3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке.

Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.

4. Гимнастика для языка:

движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.

5. Повтори.

Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.

Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.

Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

Скороговорки для занятий:

Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор
С топором чинить забор.

Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Две Дашки у кашки
Питаются,
Две Ульки в люльке,
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.

Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.

Вот телеграмма от гиппопотама.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

По вторникам над мостовой
Летал воздушный шар пустой.

У храпуна - хоромы дома.
Храпит храпун в своих хоромах.

В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать,
Лежа на диване.

Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику - по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!

Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала -
А рогалик ела Алла.

Дали Маше сыворотку из-под простокваши.

Сшит колпак, связан колпак,
Да не по-колпаковски.

6. Жираф и мышонок.

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход игры:

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").

Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка - маленький.

(Повторить 6-8 раз.)

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru :

7. Игра "Лиса-Патрикеевна".

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около-ротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки или печенье.

Ход игры:

"Мостик"-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

8. Игра "Веселый попугайчик".

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Ход игры:

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: "Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен".

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые - ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

9. Игра "Водичка".

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры:

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.

10. Игра "Капитаны".

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.

Материал: таз с водой и бумажные кораблики.

Ход игры:

На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.

Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.

Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном "ветре" двигается плавно и уверенно плывет к цели.

"Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.

Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки!

11. Игра "Отбойный молоток".

Ход игры:

Ведущий говорит: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.

Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

12. Игра "Часики".

Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.

Ход игры:

Ведущий говорит: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро.

Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот".

Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее".

Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Другие публикации по теме данной статьи: