Фонематическое восприятие – это умение слышать, различать и анализировать на слух фонемы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает не то, что ему сказала, а то, что он услышал. Отсюда не понимание, ошибки, стрессы. Фонематический слух можно и нужно развивать. Рассмотрим ряд игр на развитие фонематического слуха.
При планировании необходимо учитывать ряд требований:
Работу начинать с простого, постепенно усложняя,
Работать в системе,
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.
Игры на узнавание неречевых звуков .
«Где звук?»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Для этой игры нужен любой предмет издающий звук. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звук? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.
«Солнце или дождик»
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
«Узнай по звучанию».
Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
«Кто сказал «Мяу?»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
«Какой музыкальный инструмент звучит»
Цель игры: развивать слуховое внимания.
Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
Игры на различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
«Тихо-громко»
Воспитатель предлагает рассказать любое стихотворение Агнии Барто громко и тихо.
«Узнай по звуку»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Определяют какие звучат звонко, а какие глухо, тихо и громко. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
Игры на освоение навыков анализа и синтеза.
«Сколько звуков»
Цель: развитие слухового восприятия
Воспитатель предлагает определить количество звуков
АУ -2 АААА – 1 протяжный
Дети выкладывают нужное количество красных фишек.
«Найди картинку»
Цель: упражнять в выделении первого протяжного гласного звука в слове
Воспитатель показывает предметную картинку (арбуз – аааааарбуз), дети выделяют первый звук обозначают его артикуляцией (карточка – ротик),
2 вариант
Воспитатель показывает с какого звука начинается слово (картинка- ротик). Дети подбирают подходящую предметную картинку и называют слово выделяя первый звук.
«Назови слово»
Цель: упражнять в умении подбирать слова на заданный звук.
Из множества предметных картинок необходимо выбрать слова начинающие со звука [а], [о],…
Цель: научить детей правильно соотносить название и изображение предмета.
Детям раздают большие карты, а маленькие берет воспитатель и называет последовательно каждую их них. Говорит четко, повторяет 2–3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку, говорит: «У меня...» и называет предмет.
Список используемой литературы:
1.А. И. Максаков, Г.А. Тумакова. «Учите играя». Москва: Просвещение, 1983г.
2. Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Поособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г.
3. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Москва: Просвещение, 1983г.
4. Варенцова Н. С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». _- М: «Акалис», 1995г.
Наталья Любимова
Игры для развития слухового внимания
Игра"Кто что услышит?"
Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование. Ширма,разные звучащие предметы:звонок,молоток,трещотка с камешками или горохом,труба и т. д.
Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком,звонит в звонок и т. д. ,а дети должны отгадать,каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра"Узнай по звуку"
Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы,которыми можно производить шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается,чем произведен звук,он поднимает руки и говорит об этом взрослому,не оборачиваясь.
Шумы можно производить самые разные:бросать на пол ложку,мяч,бумагу;ударять предметом о предмет;перелистывать книгу;рвать или мять бумагу и т. д.
Игра"Кто летит"
Цель. Развитие слухового внимания.
Ход игры. Логопед сообщает детям,что он будет говорить слово"летит" в сочетании с другими словами (птица летит,самолет летит).Но иногда он будет ошибаться (например:собака летит).Дети должны хлопать только тогда,когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы,делает паузы между нами. В дальнейшим темп речи ускоряется.
Игра"Домашний оркестр"
Чему учиться ребенок:Продолжает развивать слуховое внимание,память,чувство ритма;обогащает словарь существительными по лексической теме"Посуда"
Оснащение:чашка,ложка,тарелка,кастрюля
Ход игры:сообщите,что сегодня будет играть на инструментах,но не на музыкальных,а"домашних",и дайте ребенку посуду.
Спросите:"Как можно назвать одним словом эти предметы?"-"Посуда"-"Мы будем играть на посуде. Ты оркестр,а я дирижер. Я буду показывать,как играть,а ты повторяй за мной".
Отстукивайте ритмы,а ребенок должен повторять за вами.
Игра «Узнай предмет по звуку»
Дидактические задачи. Рассказать детям о роли слуха в жизни человека, о том, как человек охраняет слух и помогает тем, кто плохо слышит. Развивать слуховые восприятия, ввести в словарь детей новое слово «слух». Учить детей соотносить звук с предметом или частью его, узнавать по звуку о состоянии предмета.
Игровые действия. Прислушиваться к звукам, издаваемым разными предметами, и отгадывать их по звукам. Отмечать кружочком правильные ответы.
Правила игры. Сохранять тишину, чтобы хорошо услышать звук. Поднятием руки выражать желание сказать.
Тот, кто правильно узнал, получает какой-либо значок: кружок, звездочку,цветнойбилетик и др.
Оборудование игры. Ширма, которая находится в некотором
отдалении от детей. За нею предметы, издающие звуки: барабан, колокольчик, свисток, детская погремушка, книга, молоток, какой-либо музыкальный инструмент (гармошка, музыкальная шкатулка и др.). Поднос со значками: кружочки, звездочки - для тех, кто правильно узнал предмет по звуку.
Ход игры
Воспитатель. Видеть, различать предметы, вещи нам помогали глаза - зрение. А сейчас поиграем в игру «Узнай предмет по звуку». Вот ширма, за нею спрятались разные предметы - вещи. Их мы и будем узнавать по звукам. Должно быть тихо-тихо, чтобы лучше услышать звук и догадаться о предмете. Кто услышит звук, узнает, к какому предмету он относится, должен поднять руку. У вас на столе лежат кружочки. Кто узнает предмет, один кружочек положит перед собой. Это означает, что он выиграл. У кого будет больше кружочков, тот станет победителем.
После того как дети по звуку узнают предмет, воспитатель отмечает, кто сказал правильно, и разрешает взять кружочек или какой-либо значок (какой принят по договоренности).
Иногда для проверки и усложнения задачи воспитатель вызывает нескольких детей сказать ей тихо, чей звук они услышали. Или просит подтвердить правильность ответа и тем самым привлекает к активному участию всех. После того как опробованы на звук все предметы, какие были намечены, воспитатель спрашивает, как же дети узнали, к какому предмету относится звук. Что помогло им узнать? Дети обычно говорят, что они услышали звук. Некоторыеговорят:помогло ушко. Воспитатель уточняет: «Помогает слух. Вы слушали, услышали и вам помогал слух. У нас помощником было зрение, а теперь нашли нового помощника. Какого?» Дети. Слух.
Воспитатель. Какую же пользу приносит человеку слух, где, какие звуки он помогает услышать?
Сразу дети могут и не ответить на поставленный вопрос. Педагог наводящими вопросами помогает детям найти ответ. Какие звуки дома? Тиканье часов, звонок телефона, шипение пылесоса, звон посуды, звонок в дверь и др.
Звуки города: шум машин, звук трамвая, сигнальные звуки.
Звуки в природе: крики птиц, голоса животных, плеск ручья, волн, шуршание падающих листьев, раскаты грома.
Примечание. Содержание игры довольно сложно, так как дети не видят предмета, о котором нужно сказать. Его заменяет звук. Игре следует придавать некоторую таинственность «открытия» чего-то нового, необычного для детей.
Игра«Устроимвыставку вещей»
Дидактические задачи. Закрепить представление о том, что разные вещи.имеют разное назначение. Разделить вещи по их назначению. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Игровая задача. Устроить выставку вещей.
Игровые действия. Отобрать из общего количества разных вещей предметы определенного назначения. Организовать выставку с несколькими отделами.
Правила игры. Разделиться на группы по 4-6 человек по жела-
нию (иногда по совету воспитателя). Каждой группе отбирать вещи только для своего отдела. Устраивать отдел самостоятельно, советуясь друг с другом, помогая при необходимости.
Оборудование. Игрушки или картинки, изображающие предметы обихода: мебель, посуду, одежду, обувь; хорошо, если будут какие-либо смешные игрушки, картинки (в одной «путанице» оказался настоящий детский красный сапожок, что вызвало у детей веселый смех).
Предметов каждого вида должно быть не менее 10-12. Все предметы (вещи) раскладываются на двух-трех сдвинутых столиках, но так, чтобы дети могли к ним подойти. Для организации выставки хорошо иметь полочки (складные), стенды с полочками, этажерки, стенды-полки с прорезями для картинок.
Ход игры
Воспитатель. Мы были путешественниками, ходили в «страну вещей». Все было в порядке. А ночью, как в сказке, все предметы, вещи, картинки сошли со своих мест, и получилась путаница. Что делать? Разберем вещи и устроим выставку вещей. Красивую выставку! Вещи все разные по форме, по цвету, из разных материалов. Выставку вещей покажем ребятам подготовительной группы. А как вы будетеразбиратьпутаницу вещей?
Дети. Можно по цвету... По форме... И еще как-нибудь.
Воспитатель. Подумайте, подумайте... Как еще можно?
Ол я. Картинки с картинками...
С е н я. На картинках может быть разное нарисовано.
Кира. Я догадалась... Вещи - какие для чего -так и надо разобрать.
Воспитатель. Кира хорошо догадалась - вещи нужно разобрать по назначению, для чего каждая вещь нужна. Например: мебель, посуда...
Олег. Одежда и обувь...
Зина.Чтонаголове носят...
Воспитатель. А как точнее сказать? Кто сможет?
Катя. Шапочки, береты, кепки...
Воспитатель. Это-головные уборы.
Костя. Вещи, которые в школу берут...
Воспитатель. А как сказать точнее? Кто скажет?
Антон. Вещи школьника.
Воспитатель. Школьные вещи или учебные. Еще говорят: школьные принадлежности. А про самые-самые свои любимые вещи забыли?
Дети (хором). Игрушки, игрушки.
Воспитатель. Вот сколько отделов будет на выставке: мебель, посуда, одежда, головные уборы, школьные вещи, игрушки. Такие будут отделы на выставке нужных человеку вещей. Подумаем, где какой будет отдел (вместе с детьми определяются места).
Вещи нужно разбирать аккуратно, не сломать, не помять. Не торопитесь! Вот тут будет стоять звоночек. Когда выставка будет готова, можно позвонить и ждать гостей - тех, кому будем показывать ее.
Примечание. Во время устройства выставки педагог незаметно помогает детям.
Сюрпризом могут быть цветные значки-кружочки на цветной ниточке «На память о выставке», которые даются устроителям и дарятся гостям. В качестве гостей-посетителей нужно приглашать группы детей (8-10 человек).
Игра «Узнаем, из чего сделаны платья и костюмы, кто их сделал, откуда они появились»
Дидактические задачи. Рассказать детям о том, что их платья и костюмы сделаны из хлопчатобумажной ткани. Хлопок растет там, где много солнца и тепла. Из хлопка прядут нити, а из нитей ткут хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин и др.
Много платьев, костюмов шьют на швейных фабриках, дома их шьет мама, бабушка.
Игровая задача. Узнать, из чего сделаны платья, костюмчики, кто и как их сделал.
Игровые действия. Путешествие туда, где растет хлопок. Путешествие в «ситцевое царство»-туда, где из хлопка изготовляются хлопчатобумажные ткани. Путешествие на фабрику одежды, где ткань превращается в платья и костюмы.
Правила игры. Слушать внимательно рассказ педагога, рассматривать картинки.
Оборудование игры. Картинки, изображающие: хлопковые поля, хлопок (цветок с коробочкой хлопка); большие машины, отвозящие хлопок на фабрики; очищающие хлопок от семян; прядильно-ткацкие фабрики, ткачих, изготовляющих полотно, художников, делающих рисунки на тканях; печатные машины, наносящие рисунки на ткани. Образцы хлопчатобумажных тканей: ситец, сатин, бязь и др. Картинки, на которых нарисована разная одежда из ситца.
Ход игры
Воспитатель. Знаете ли вы, из чего сделаны ваши платья, костюмчики? Посмотрите внимательно на платья и костюмчики. Многие из них сшиты из хлопчатобумажной ткани. Хлопок, из которого они сделаны, растет там, где много тепла и солнца.
Первое наше путешествие и будет в Узбекистан, где растет хлопок. (Дети рассматривают растения хлопчатника и плоды-коробочки с белыми пушистыми комочками хлопка.) Эти коробочки собирают и отправляют на очистительные фабрики. Там хлопок расчесывают щетками и пересылают на прядильно-ткацкие фабрики. Прядильные машины прядут нити и наматывают их на веретена. Веретен в машинах очень много, и ткань получается широкая. Художник придумывает рисунок для ткани. Печатная машина наносит рисунок на ткань. Так получается ситец или сатин (показать образцы с разными рисунками). Из этой ткани на швейной фабрике шьют разную одежду
Игра «Путешествие в лес (парк) впоискахдиковинных снежных фигурок, зверьков»
Дидактические задачи. Углубить знания детей о зиме, эстетическое восприятие красоты зимнего леса: сверкающий снег, снег на верхушках и ветвях деревьев. Научить детей наблюдать, всматриваться в снежные сугробы и находить в них сходство с разными фигурками, зверюшками. Упражнять детей в проявлении организованности, заботы друг о друге, взаимопомощи.
Понаблюдать повадки птиц (воробья, синички, снегиря). Вызвать у детей желание угостить воробьев крошками хлеба, синичек - семечками, белку - морковкой, орешками и др.
Игровые действия определяютсясодержанием путешествия.
Оборудование путешествия. Блокнот (тетрадь) для записей и необходимых зарисовок, пакетики с кормом для птиц, лопаточки.
Правила игры. Путешественникидолжныслушать указания
старшего путешественника - воспитателя. Помогать друг другу. Не разбегаться далеко. Интересные наблюдения сообщать воспитателю для записи в журнал путешествия (блокнот). Не шуметь во время наблюдений, не пугать птиц, зверюшек.
Организация детей. Путешествие проводится после чтения книги Н. И. Сладкова «Солнцеворот - январь месяц».
Воспитатель привлекает детей к обсуждению вопросов: какое время выбрать для путешествия; что нужно приготовить и взять с собой; кто будет помощниками старшего путешественника. (Роль помощников привлекает детей и побуждает к организованности, охотному подчинению указаниям воспитателя.)
Ход игры
Воспитатель напоминает слова писателя: «Красив лес или парк зимой. Лес полон диковинок. Хочешь увидеть - поторопись» и предлагает детям провести игру-путешествие в лес (парк).
Во время путешествия воспитатель обращает внимание детей на следы птиц, зверьков на снегу и загадывает детям загадки:
В сосне дупло, В дупле тепло.
А кто в дупле ж и нет в тепле?
Кто рисует па снегу длинные цепочки, Кто расставил на бегу крестики и точки?
Далее воспитатель читает стихотворение Н. А. Некрасова «Мороз-воевода» (три абзаца) и тем самым углубляет поэтическое восприятие леса в зимнее время. Она предлагает путешественникам посмотреть «Хорошо ли метели лесные тропы занесли, и нет ли где... голой земли...».
«А что сделали бы вы, если бы заметили, что ветер сдул снег с корней молодого деревца? И почему нужно так сделать?» - спрашивает воспитатель.
(Этим вопросом воспитатель подводит детей к пониманию того, что снег сохраняет тепло для корней дерева.) Дети засыпают оголенные корниснегом,помогают деревцу.
Воспитатель готовится к игре-общению как к празднику поэзии/ Такие праздники нужно дарить детям, согревать их чувством радости, хорошего волнения, удивления, восторга. Итогом игры является общее переживание радости открытия новой страницы жизни.
Картотека дидактических игр на развитие фонематических процессов.
Узнавание неречевых звуков.
Цель: развитие навыков слухового восприятия на материале неречевых звуков.Задачи: научиться узнавать звучание игрушек, музыкальных инструментов, голосов животных и птиц, звуков окружающей действительности.
«Что звучало?»
Взрослый за ширмой играет на музыкальном инструменте. Ребенок угадывает его и называет.
«Чей голос?»
Ребенок слушает аудиозапись голосов животных и определяет кому принадлежат голоса.
«Найди пару»
Для игры нужны одинаковые коробочки с различным наполнением: крупы, зерна, макароны, мелкие металлические и пластмассовые предметы. Ребенок ищет одинаково звучащие коробочки не открывая их; по звучанию.
«Волшебная палочка»
Взрослый стучит «волшебной палочкой» по разным предметам: деревянным, стеклянным, пластмассовым, металлическим. Ребенок запоминает звучание, а затем угадывает без зрительной опоры по чему стучала палочка.
«Волшебный сундучок»
Определить на слух что спрятано в сундучке.
«Узнай по звуку»
Ребенок отворачивается, взрослый роняет какие – нибудь предметы. Нужно узнать, что упало.Цель: учить различать на слух направление звука, долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм на разнообразном речевом материале.
Задачи: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; развивать слуховое и зрительное внимание, память, чувство ритма, умение изменять голос по высоте, силе, длительности.
«Песенка дождя»
Взрослый за ширмой играет на металлофоне «песенку дождя». Ребенок определяет, какой дождь пел песенку – начинающийся или проливной и выбирает подходящую схему. В качестве усложнения можно предложить ребенку самому сыграть «песенку дождя» по схемам.
«Ветер»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, сильный или слабый ветер дует и показывает соответствующую картинку.
«Повтори ритм»
Взрослый за ширмой хлопает какой – нибудь ритм, ребенок повторяет его. Усложненный вариант – ребенок прохлапывает ритм, записанный символами. Например: !! !!! !! , где! – хлопок, пробел – пауза.
«Три медведя»
Взрослый за ширмой произносит любую фразу из сказки «Три медведя» низким или высоким голосом Ребенок должен угадать, голос какого персонажа он слышал.
«Звучащее солнышко»
Для игры потребуется листок бумаги и желтый карандаш. В середине листочка нужно нарисовать круг – солнце. Педагог за ширмой произносит какой – нибудь звук или играет на музыкальном инструменте. Если звучание было длительным, ребенок рисует длинный солнечный лучик, если коротким – короткий.
«Гудок парохода»
Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, какой пароходик гудит большой или маленький.
«Медведь»
Ребенок - водящий встает спиной к остальным. Дети говорят фразу: «Медведь, Медведь, мы к тебе пришли, меда принесли». Затем по очереди произносят: «Мишка, я здесь!» Водящий должен угадать говорящего не поворачиваясь.
Различение слов, близких по звуковому составу.
Цель: развитие фонематического восприятия.Задачи: формировать умение различать слова, сходные по звучанию.
«Гонки»
Взрослый предлагает устроить гонки. Дети встают в шеренгу на расстоянии от логопеда, по команде начинают движение вперед. Услышав слово «стоп», все должны замереть. Произносятся слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, который был самым внимательным.
«Найди себе пару»
Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: мишка - миска. Как усложнение задания - подобрать рифму самостоятельно.
«Чем отличаются слова?»
Ребенок определяет чем отличаются слова. Например, кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.
«Лишнее слово»
Ребенок определяет лишнее слово в ряду и объясняет свой выбор. Например: канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.
«Найди букву»
Дети ищут «заблудившуюся» букву и заменяют ее нужной. Игра проводится с опорой на картинки.
Лужи- лыжи
Корова-корона
Папка- палка
Белка- булка
Кит- кот
Корка-кошка
Дифференциация слогов.
Цель: формирование умения дифференцировать слоги.Задачи: учить дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.
«Глухие телефоны»
Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов на ухо первому ребенку. Он шепотом передает следующему и т.д., последний ребенок произносит вслух то, что услышал. Если была допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяется, кто ошибся.
«Какой отличается?»
Взрослый произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
«Живые слоги»
Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
Дифференциация фонем.
Цель: развитие фонематического слуха.Задачи: учить выделять звук из ряда других звуков, слогов, слов.
«Кто лучше слушает?»
Два ребенка встают спиной друг к другу. Взрослый произносит ряд звуков. Первый поднимает руку, если услышит звук, например, [ж], второй – [ш].
«Звуковая мозаика»
На листе бумаги нарисована сетка. Если ребенок слышит звук [а] (как «малыш плачет»), закрашивает клеточку красным цветом, если нет заданного звука - желтым (любым другим). Можно использовать фишки указанного цвета.
«Поймай звук»
Взрослый называет слова, ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово с заданным звуком.
«Клубки»
Помогите бабушке собрать клубки. В отдельную корзину складывайте клубки с рисунками, в названии которых есть заданный звук.
«Логопедическая ромашка»
Ребенок должен составить ромашку из лепестков, выбирая только лепестки с картинками, в названии которых есть заданный звук.
«Наряди елочку»
Для украшения новогодней елки Ребенок должен выбрать определить есть ли заданный звук в названии картинки, нарисованной на елочном шарике.
«День рождения звука»
На День рождения придут друзья звука - те слова, в которых есть этот звук. Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них.
«Лабиринт»
Проведи героя по лабиринту так, чтобы по дороге ему встречались только предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Рассади по вагонам»
Взрослый говорит, что в вагоне слева поедут животные, в назва¬нии которых есть звук «Ж» (»песенка жука»), а в вагоне справа поедут животные, в названии ко¬торых есть звук «Ш» («песенка ветра»). Ребенок определяет наличие в словах заданных звуков и рассаживает животных по местам.
«Звуковое лото»
Оборудование: игровые поля по количеству человек, карточки с картинками. Играют четыре человека. Каждый должен собрать только слова с определенным звуком. Например: [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все свое игровое поле.
«Собери бусы»
Лора и Лиля рассыпали бусы. Если на бусинке нарисована картинка в названии которой мягкий [ЛЬ], ребенок отдает бусинку Лиле, если твердый [Л] – Лоре.
«Собери букву»
Для игры нужно изготовить картонные буквы и разрезать их на несколько частей. На каждую частичку приклеить картинку, название которой начинается на звук, который эта буква обозначает. Ребенок должен определить первый звук в слове, собрать из частей букву.
«Помоги Маше и Мишке»
Маша и Мишка хотят украсить дом к празднику флажками. Помоги им выбрать только флажки с теми рисунками, в названии которых есть заданный звук.
«Собери чемодан»
Взрослый говорит: "Мы отправляемся в путешествие. Возьмем с собой только те предметы, названия которых начинаются на определенную букву ". Игра может проводиться как с опорой на картинки, так и без них.
Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза.Задачи: формирование умения определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком, составлять слова из отдельных звуков, дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости, выполнять фонематический анализ слов; определять последовательность и количество звуков в слове; местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
«Кто больше?»
Взрослый и ребенок по очереди придумывают слова с заданным звуком. Выигрывает тот, кто называет слово последним.
«Цепочка слов» (аналог игры «города»)
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, при этом каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.
«Собери слово»
Взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.
«Отгадай имя»
Для игры нужно подобрать картинки или игрушки таким образом, чтобы первые буквы их названий составили имя. Инструкция: «Вот кукла. Чтобы догадаться, как ее зовут, нужно назвать первые звуки в словах и составить из них имя». Например: машина (М), автобус (А), Шрек (Ш), Арбуз (А)- МАША. Можно усложнять условия - составлять слово, например, по вторым или по последним звукам слов.
«Слова рассыпались»
Игра предназначена для детей, знакомых с буквами. Из отдельных букв нужно составить «рассыпавшееся» слово.
«Четвертый лишний»
Взрослый называет четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Ребенок определяет первые звуки в словах и говорит, какое слово лишнее. Аналогично четвертый лишний определяется по последнему звуку – тогда названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.
«Начало, середина, конец»
Взрослый произносит слова с определенным звуком, а ребенок в зависимости от положения звука в слове говорит: «начало» (если заданный звук в начале слова), «середина» (если заданный звук в середине слова), «конец» (если заданный звук в конце слова).
«Какой звук (слог) съел Буквоед?»
Буквоед съел первый звук (слог) в словах. Нужно догадаться, какого звука (слога) не хватает и назвать исходное слово.
«Найди все предметы, начинающиеся на звук …»
Взрослый предлагает ребенку назвать все окружающие предметы, названия которых начинаются на определенный звук (например на К).
«Рассели по домикам»
Игрушки или картинки нужно расселить по трем домикам. В первый дом селим те игрушки, в названии которых заданный звук стоит в начале, во второй – те игрушки, в названии которых заданный звук в середине, в третий – в конце.
«Общий звук»
Нужно догадаться какой звук есть во всех данных словах. Например: ваза, зуб, стрекоза, медуза, заяц - общий звук [з].
«Подскажи Петрушке звук»
Петрушка называет предметы (картинки), но не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.
«Незнайкины загадки»
Незнайка прислал письмо: «Посылаю листок со словами. Угадайте, какие слова я задумал». В письме – слова с пропущенными буквами. Нужно догадаться какие буквы пропустил Незнайка и какие слова он загадал.
«Морской бой»
В каждой клеточке игрового поля записывается по одному слогу. Взрослый называет координаты, ребенок записывает слоги, а затем читает получившиеся слова.
«Заправка»
Для игры нужна игрушечная машинка и три кубика. Кубики будут выполнять роль колонок на заправке. Взрослый называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, ребенок ставит машинку около первой бензоколонки, в середине – около второй, в конце – около третьей.
Во втором варианте взрослый, размещает машинку около средней бензоколонки (первой или последней), а ребенок придумывает слово, в котором заданный звук будет находиться в середине слова (начале или конце).
«Заколдованное слово»
Злой волшебник заколдовал слова так, что остались только первые и последние буквы. Расколдуйте их. В качестве подсказки можно предложить предметные картинки.
«Привяжи шары»
Для игры нужно изображение шариков с рисунками. Ребенок определяет твердость/ мягкость заданного звука в названиях картинок. Если звук в слове твердый – нужно нарисовать к шарику ниточку синего цвета, если мягкий – зеленого.
«Жук»
Жук заболел и все пятнышки с его крылышек исчезли. Вспомните слова со звуком [ж], и тогда на его спинке снова появятся точки.
«Шифровальщики»
Ребенок становится шифровальщиком, он должен зашифровать слова – заменить все звуки в них на символы, т.е. произвести фонематический анализ.
«Собери мячики»
Для игры нужны карточки, на одной стороне которых нарисованы мячи, а на другой разные предметы. Ребенку нужно разложить мячики по коробочкам. Если название картинки начинается на гласный звук, ее нужно положить в красную коробочку, если на твердый согласный звук – в синюю, если на мягкий согласный – в зеленую. Во втором варианте вместо мячиков можно использовать круги трех цветов. Ребенок достает из коробочки по одному «мячику» и придумывает слова. Если мяч красный - нужно придумать слово на гласный звук, синий – на твердый согласный, зеленый – на мягкий согласный.
«Мозаика»
Цель: дифференциация гласных-согласных, твердых - мягких звуков.
Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок выстраивает мозаику, выкладывая квадрат нужного цвета (если звук гласный – красного, если звук твердый согласный – синего, если звук мягкий согласный – зеленого). Второй вариант: ребенок получает готовую мозаику. Нужно разгадать, какие звуки «построили» эту мозаику.
Дидактические задачи. Рассказать детям о роли слуха в жизни человека, о том, как человек охраняет слух и помогает тем, кто плохо слышит. Развивать слуховые восприятия, ввести в словарь детей новое слово «слух». Учить детей соотносить звук с предметом или частью его, узнавать по звуку о состоянии предмета.
Игровые действия. Прислушиваться к звукам, издаваемым разными предметами, и отгадывать их по звукам. Отмечать кружочком правильные ответы.
Правила игры . Сохранять тишину, чтобы хорошо услышать звук. Поднятием руки выражать желание сказать.
Тот, кто правильно узнал, получает какой-либо значок: кружок, звездочку,цветнойбилетик и др.
Оборудование игры . Ширма, которая находится в некотором отдалении от детей. За нею предметы, издающие звуки: барабан, колокольчик, свисток, детская погремушка, книга, молоток, какой-либо музыкальный инструмент (гармошка, музыкальная шкатулка и др.). Поднос со значками: кружочки, звездочки - для тех, кто правильно узнал предмет по звуку.
Ход игры
Воспитатель. Видеть, различать предметы, вещи нам помогали глаза - зрение. А сейчас поиграем в игру «Узнай предмет по звуку». Вот ширма, за нею спрятались разные предметы - вещи. Их мы и будем узнавать по звукам. Должно быть тихо-тихо, чтобы лучше услышать звук и догадаться о предмете. Кто услышит звук, узнает, к какому предмету он относится, должен поднять руку. У вас на столе лежат кружочки. Кто узнает предмет, один кружочек положит перед собой. Это означает, что он выиграл. У кого будет больше кружочков, тот станет победителем.
После того как дети по звуку узнают предмет, воспитатель отмечает, кто сказал правильно, и разрешает взять кружочек или какой-ли-бо"значок (какой принят по договоренности).
Иногда для проверки и усложнения задачи воспитатель вызывает нескольких детей сказать ей тихо, чей звук они услышали. Или просит подтвердить правильность ответа и тем самым привлекает к активному участию всех. После того как опробованы на звук все предметы, какие были намечены, воспитатель спрашивает, как же дети узнали, к какому предмету относится звук. Что помогло им узнать? Дети обычно говорят, что они услышали звук. Некоторыеговорят:помоглоушко,
И. Воспитатель уточняет: «Помогает слух. Вы слушали, услышали и вам помогал слух. У нас помощником было зрение, а теперь нашли нового помощника. Какого?» Дети. Слух.
Воспитатель. Какую же пользу приносит человеку слух, где, какие звуки он помогает услышать?
Сразу дети могут и не ответить на поставленный вопрос. Педагог наводящими вопросами помогает детям найти ответ. Какие звуки дома? Тиканье часов, звонок телефона, шипение пылесоса, звон посуды, звонок в дверь и др.
Звуки города: шум машин, звук трамвая, сигнальные звуки.
Звуки в природе: крики птиц, голоса животных, плеск ручья, волн, шуршание падающих листьев, раскаты грома.
Примечание. Содержание игры довольно сложно, так как дети не видят предмета, о котором нужно сказать. Его заменяет звук. Игре следует придавать некоторую таинственность «открытия» чего-то нового, необычного для детей.