Первые признаки отставание ребенка в развитии. Что делать, если ребенок отстает в развитии и как обнаружить отклонения

Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не , некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.

Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.

Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение ( , страхи, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

  • Во-первых , это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых , к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих , не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем .
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Что делать?

Чтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции.

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему

В этой статье:

Иногда диагноз «отставание в развитии» появляется совершенно внезапно при плановой диспансеризации малыша. Он может быть поставлен по разным причинам даже в возрасте до 1 года. Врач обращает внимание на наличие или отсутствие безусловных рефлексов у крохи.

Все проблемы задержки развития можно разделить на физические и психические. Если наблюдается физическая задержка, то часто сохраняется интеллект. Самыми тяжелыми считаются органические повреждения мозга и ЦНС , которые ведут к снижению интеллекта. Если известно, что ребенок отстает в развитии, то нельзя откладывать визит к специалисту. С разными проблемами работают неврологи, психологи, дефектологи и психиатры. Они помогут создать план для развития и обучения малыша. Дальше все зависит от родителей и их помощи.

Отставание в развитии

Родители должны помнить, что диагноз «отставание в развитии» не означает, что ребенок никогда ничего не сможет. Некоторые из видов отставания легкие, и малыш сможет посещать садик, школу, продолжить обучение. Просто ему нужно больше времени и внимания. Для таких детей разработаны специальные программы, существуют садики и школы коррекционного типа. Малыша вполне можно развивать и социализировать. Отставание совершенно не означает, что он не сможет жить обычной жизнью ребенка.

Для тяжелых
форм отставания физического или психического развития все гораздо сложнее. Определиться, что делать, родителям должны помочь врачи и дефектологи. Они посоветуют развивающие программы, центры для обучения. Таких детей нельзя бросать на произвол судьбы. Их учат простым правилам поведения, личной гигиене. Тут задача обучения - дать малышу как можно больше самостоятельности.

До 1 года можно легко выявить серьезные отставания, особенно в физическом развитии. До поступления в школу (5-7 лет) выявляются нарушения психического развития. Многие наблюдения родители могут провести сами. Если по «контрольным признакам» есть сомнения, сразу же обращайтесь к врачу. Некоторые из форм отставания можно исправить адекватным педагогическим подходом.

Физическое отставание

Речь идет о значительном отставании по главным антропометрическим параметрам. Например, ребенок рождается совершенно нормального роста и веса, но с течением времени эти показатели практически не меняются. Малыш кушает хорошо, но прибавки роста и веса нет . Такая ситуация может быть обусловлена двумя причинами:


Основные проявления данной проблемы:

  • отставание в росте, весе;
  • недоразвитость конечностей;
  • недостаточное количество мышечной или жировой ткани;
  • облысение.

Часто такими проблемами страдают недоношенные дети. Тогда считается, что в 1-2 года еще нельзя говорить о степени опасности отставания. Дети лишь медленнее развиваются и набирают вес . Если же после 2-летнего возраста сохраняется проблема, то ставится диагноз «отставание в развитии».

Бывают случаи,
когда физическое и психическое развитие задерживаются одновременно. Это очень серьезная ситуация. Чаще бывает так, что у ребенка сохраняется нормальный интеллектуальный уровень. Он развивается так же, как его сверстники, может посещать садик, школу, нормально общаться. Степень физического отставания тут играет решающую роль.

Таких детей нельзя оставлять без внимания, обучения. Мозг работает нормально, а значит, у ребенка присутствует познавательный интерес. Ему необходимо учиться, иначе произойдут личностные перемены. У малыша есть потенциал, значит, нужно что-то делать для его правильного психического и эмоционального развития.

Психическое отставание

Существует очень много вариантов того, как будет проявляться отставание психического развития крохи. Три основных направления :


Поведение таких детей незрелое, очень «детское»: например, ребенку 10-12 лет, но он все еще не проявляет достаточно самостоятельности, интереса. Развитие детей с психическим отставанием соответствует возрасту 1-1,5 года, словно остановилось на нем. Они страдают от серьезных нарушений функционирования мозга. Причин может быть очень много – от неправильного внутриутробного развития до пережитых в раннем детстве инфекций.

Основные причины

Рассмотрим подробнее основные причины отставания в психическом развитии у детей. Большинство из них влияет на работу нервной системы. Обычно нарушения выявляются еще до достижения ребенком 1 года. Другие будут более заметны после 3-4 лет.

Неправильный подход к обучению

К сожалению, неправильный педагогический подход встречается достаточно часто. Это касается не только воспитателей и учителей, но и родителей ребенка. Никто не занимался его обучением, не использовал развивающие методики . Бывает так, что малыш даже не умеет играть, ведь его никто не научил это делать.

Ребенок остается без внимания взрослых, с ним мало гуляют или он вообще все время находится в квартире. Тогда нет стимула для появления познавательного интереса. Психика начала нормальное развитие , но в важный период времени (до 1 года) впала в стагнацию. Развитие психики и интеллекта уже не может идти по правильному пути.

Если вовремя начать заниматься с малышом, психика снова перейдет в активную фазу. Конечно, если нет других предпосылок к отставанию в психическом развитии . Подобные проблемы выявляет психолог, анализируя поведенческие реакции малыша, его историю и среду жизни.

Социальная среда

Тут причинами отставания становятся травмирующие для психики факторы. Так, родители могут слишком сильно опекать ребенка, не давая ему проявлять свою личность, ограничивая самостоятельность. Наступает инфантилизм. В 5-6 лет малыш все еще не может самостоятельно есть, заниматься личной гигиеной.

Возможны психические реакции на агрессивное поведение. Ребенок запуган, замыкается, прекращает общение с внешним миром. Так может происходить из года в год – ребенку необходима помощь специалиста для решения проблемы.

Биологические факторы

Многие дети с психологическим отставанием уже родились с дефектами развития мозга. Они сильно повлияли на интеллект и реакции малыша. Причины могут быть разными.

  • Нервно-церебрального характера (неправильная закладка органов при формировании эмбриона)

Это сильные отклонения работы нервной системы, неправильное развитие мозга. Такой тип самый тяжелый для дальнейшей работы. Все мыслительные и поведенческие процессы проходят по иному пути.

  • Патологии во время беременности

Здесь причины как зависящие от матери, так и независящие. Например, наследственные патологии. Женщина может не знать, что является носителем патологического гена. Или же знает, но сознательно идет на риск.

Другие причины патологического развития плода во время беременности:

  • употребление матерью алкоголя и наркотиков;
  • перенесенные инфекции;
  • прием лекарств, антибиотиков, сильных успокоительных (есть огромный список лекарств, которые нельзя принимать во время беременности);
  • травмы беременной, падения;
  • сильный токсикоз.

Закладка органов в таком случае происходит неправильно. Мозг и нервная система сильнее всего страдают от химических веществ (наркотики, алкоголь, лекарства).


Сюда относятся:

  • тяжелые роды;
  • травмы головы;
  • гипоксия.

Иногда изначально здоровый ребенок может получить при родах серьезное повреждение (как психического, так и физического характера). Оно станет причиной отставания в развитии.

Как выявить отставание развития

Существует множество показателей отставания, которые могут заметить сами родители. А может
быть, воспитатель детского сада выявит проблему. Обычно самые яркие проявления начинаются после 2 лет. Что делать в такой ситуации, родителям подскажет педиатр.

Некоторые проявления будут заметны еще в возрасте нескольких месяцев. На них вам укажет педиатр или медсестра , которые будут проверять рефлексы ребенка.

Наличие сразу нескольких (от 3 признаков) говорит о серьезном нарушении психической деятельности и отставании в интеллектуальном развитии.

Как помочь ребенку

Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту. Только он сможет составить индивидуальный план лечение для ребенка. Иногда отставание в развитии можно «смягчить» и частично нагнать школьную программу.

Сходите к специалисту

С отставаниями в развитии работают разные врачи. Все зависит от рода проблемы , наличия органических изменений. Очень опасно откладывать визит к специалисту, ведь проще всего поддаются коррекции или лечению отставания на начальной стадии.

  • Детский психолог

Соматический инфантилизм. Это задержка в развитии,
которая не носит органический характер – с точки зрения физиологии малыш здоров. Возможно, ребенка неправильно воспитывали, не уделяли достаточно внимания его воспитанию. Это делает его несамостоятельным, у него отсутствует интерес к учебе, жизни. Такие диагнозы ставятся не раньше 3-4 года жизни.

  • Психиатр

Нарушения в психической деятельности, асоциальное поведение. Малыш с большим трудом социализируется, не может находиться в обществе. Такие дети часто агрессивны, не поддаются обычным методам воспитания. Часто нуждаются в медикаментозном лечении и терапии.

  • Дефектолог

Легкие формы отставания в развитии. Например, задержка речевого развития, памяти, концентрации. Эти проблемы можно исправить полностью или частично. Также он работает с неправильными социально-поведенческими реакциями у детей .

  • Невролог

Этот специалист занимается проблемами неврологического характера. Он назначает комплексное лечение,
поддерживающую терапию
. Неврологические проблемы являются наиболее серьезными в этом списке. Нивелировать их воздействие практически нельзя. Чаще всего малыш с проблемами попадает к неврологу еще до 1 года, через несколько месяцев после рождения. Такие детишки будут нуждаться в особой терапии, лекарствах, лечебной физкультуре .

Коррекционный детский сад

Родители часто не знают, что им делать после постановки диагноза «отставание в развитии». Любой из специалистов может посоветовать дальнейшее направление действий. Если есть возможность, малыша предлагают обучать по специальной программе . Если отклонение выявлено рано, то это детский садик с дефектологическим или коррекционным уклоном.

Класс коррекции
помогает детям нагнать программу – им показывают, как учиться. Если наблюдается легкое отставание, то вполне возможно, что после 2-4 лет коррекционного садика малыш сможет пойти в школу вместе с другими детьми.

Здесь занятия проходят не так, как в обычном саду. Группы формируются маленькие, а воспитателей больше. Так, в обычном садике всего 1 воспитатель и 2 нянечки на 10-15 человек . Здесь же каждому малышу нужно уделять внимание. Штат сотрудников гораздо шире: это воспитатели, дефектологи, нянечки и медсестры.

Специальные школы для детей с проблемным развитием

Если выявлены серьезные дефекты развития, после детского сада ребенка направляют в специальные учебные заведения. Основные направления работы с детьми:

  • попытки социализации;
  • обучение уходу за собой.

Многие из детей с серьезными неврологическими и церебральными нарушениями не смогут учиться . Им даются основы знаний о мире, но больший упор делается на социализацию, ведь такие дети вполне могут играть вместе, находиться в обществе. Детишкам с серьезными психиатрическими проблемами это важно, иначе они будут относиться к людям неадекватно.

Ребят обучают правилам личной гигиены, чтобы они были способны хотя бы минимально заботиться о себе. К сожалению, они нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослых. Обычная школа не может обеспечить им такую возможность.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, по мере возможностей изучая окружающий его мир. Но к моменту поступления в детский сад или школу у малышей, как правило, уже должен быть багаж знаний, умений и навыков, адекватных возрасту. И пополнение этого багажа четко отслеживается в определенные периоды. Если же этого не происходит, вашему малышу могут диагностировать задержку. Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Причины отставания

Исследуя проблему задержки психического развития, ученые разных стран определили много предпосылок, приводящих к этому состоянию. Условно их можно поделить на биологические и социальные.

К биологическим относят факторы, вызывающие органическое поражение головного мозга:

  • патологии беременности и родов;
  • психологические, неврологические и психосоматические заболевания в семейном анамнезе;
  • нейроинфекции, перенесенные в раннем возрасте;
  • микротравмы головы, перенесенные в период до 3-4 лет.

Кроме того, к биологическим факторам можно отнести нарушения слуха и зрения, которые мешают адекватному восприятию окружающего мира.

Задержке развития могут способствовать и социальные причины:

  • гиперопека со стороны родителей;
  • агрессивное или равнодушное отношение к ребенку в семье;
  • психические травмы, перенесенные в раннем детстве.

Чтобы понять, что делать, если ребенок отстает в развитии, нужно диагностировать причину, вызвавшую подобное состояние. А это может быть как один фактор, так и сочетание нескольких.

Классификация

Согласно отечественной классификации, дети с задержкой психического развития делятся на четыре группы

Первая группа – дети, задержка в развитии которых вызвана причинами конституционального происхождения. Такие малыши выглядят младше, обладают меньшим ростом. Параллельно с физической сферой у них наблюдается и отставание в развитии сферы эмоций, речи. А игровые интересы всегда преобладают над обучением даже в школьном возрасте. Как правило, это явление – наследственное.

Вторая группа – дети с тяжелыми соматическим заболеваниями, перенесенными в раннем возрасте. Например, бронхиальная астма, заболевания пищеварительной, сердечнососудистой систем, заболевания почек и т.д. Плохое соматическое состояние задерживает созревание центральной нервной системы, чему способствует и тот факт, что дети месяцами находятся в больнице, лишенные социального контакта.

Третья группа – дети с задержкой развития психогенного происхождения. Такое состояние, как правило, наблюдается при неблагоприятных условиях воспитания, которые нарушают формирование личности ребенка. Жестокость родителей, гиперопека, безнадзорность в раннем детстве – главные причины таких нарушений.

Четвертая группа – дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Иными словами, к задержке приводят травмы и заболевания центральной нервной системы во внутриутробном периоде, а также в раннем возрасте, особенно до двух лет.

Коррекция

Что делать, если вашему ребенку диагностировали одну из форм задержки психического развития? Решение о лечении принимает педиатр. Он может назначить такие меры как медикаментозная терапия, оздоровительные мероприятия общего характера, а также специальные занятия по коррекции тех или иных навыков.

Медикаментозное лечение обычно назначается в комплексе с педагогическими и логопедическими занятиями, кроме того, к лечению могут быть привлечены невропатолог, психиатр, ортопед, окулист, логопед, дефектолог.

Общеоздоровительные мероприятия включают в себя соблюдение режима сна и бодрствования, кормления и занятий. Малыши с задержкой психического развития отличаются низкой работоспособностью и нуждаются в более продолжительном сне. Кроме того, промежутки между кормлениями, сном, лечебными процедурами и занятиями должны быть заполнены интересной деятельностью.

Коррекционные занятия – как правило, это упражнения, направленные на развитие координации движений, равновесия, прямостояния, ходьбы, ритма, ориентации в пространстве. Поскольку у малышей с задержкой развития физические качества обычно тоже страдают, то им рекомендуются гимнастические упражнения вроде ходьбы, бега, прыжков, лазания, а также активное взаимодействие с игрушками и предметами. Иными словами, все, что тренирует ловкость, скорость реакций, силу и выносливость.

Если ребенок вялый и малоподвижный, его нужно специально заинтересовывать и стимулировать к игре. В случае, если ребенок проявляет невнимательность и рассеянность, ему предлагают задания, требующие выдержки и организованности. Кроме того, проводится коррекция неправильной установки стоп и плоскостопия, свойственных таким деткам, выполняются упражнения на развитие моторики рук. Детям назначаются занятия по стимуляции психического развития, которые включают наблюдение за миром окружающих людей и явлений и активное взаимодействие с предметами, с которыми ребенка знакомят взрослые.

Постоянно наблюдая за поведением своего малыша и сравнивая его со сверстниками, родители иногда считают, что ребенок отстает в развитии. Не нужно сразу паниковать, ведь все дети развиваются по-разному. Следует определить степень и причины этой неприятности и как постараться изменить ситуацию.

Почему ребенок отстает в развитии

Если малыш позже сделает первые шаги или долго не начинает говорить, это еще не означает появления проблемы. Но если уже все сроки истекли, а новые навыки у ребенка все еще не появляются, нужно принимать меры.

Если ребенок отстает в развитии, нужно постараться определить причину

Причины отставания могут быть физиологические и психологические. Чаще всего на нарушение развития влияют следующие факторы:

  • Недостатки воспитания вызывают у ребенка трудности восприятия мира. С рождения малышом нужно заниматься, помогать ему учиться, поощрять к усвоению новой информации. Если этого не происходит, совершенно здоровые дети кажутся умственно и физически слабыми.
  • Причиной сбоев в психическом развитии не обязательно являются нарушения работы мозга. Скорее незрелое поведение ребенка и не соответствующие возрасту реакции являются следствием патологий при беременности и родах или перенесенного заболевания.
  • Отношения в семье влияют на развитие малыша. Задержку вызывает агрессивное отношение или чрезмерная строгость родителей.
  • Может сказаться полученная в детстве психологическая травма.

Нужно обдумать все вероятные причины возникшей проблемы и подробно и честно рассказать о своих подозрениях специалисту, обратившись за врачебной помощью.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Чем раньше начать бороться с проблемой, тем больше вероятность положительного результата. Прежде всего, необходимо посетить педиатра или детского невропатолога и следовать его рекомендациям. Но и от действий мамы во многом зависит коррекция поведения ребенка:

  • В зависимости от типа отставания в развитии малыша следует водить на консультацию к логопеду, психиатру, ортопеду.
  • Следить за режимом, обеспечивать полноценный сон и отдых, выделять постоянное время для занятий.
  • Нужно выполнять с ребенком корректирующие упражнения и посещать группы лечебной физкультуры.

Каждый ребёнок индивидуален. Соответственно и скорость развития у каждого своя. Кто-то в 9 месяцев уже ходит самостоятельно, а кто-то только в год. Нет шаблонов, по которым можно судить о развитии ребёнка. Но что делать, если ребёнок отстаёт в развитии. Почему это происходит и какие признаки бывают.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Ребенок отстает в развитии

Перед тем, как начинать паниковать, бегать по врачам, выясните, что стало причиной, вызвавшей задержку развития ребенка.

Отставание в развитии ребенка происходит по следующим причинам:

  • Некорректный подход в воспитании. В данном случае речь идёт о неусвоенном материале. Или при недостатке информации, с отсутствием поощрения к её восполнению со стороны взрослых. Ребёнок перестаёт развиваться умственно, снижается способность мозга к запоминанию и усвоению материала.
  • Задержка психического развития ребёнка проявляется в наличии у детей определённого поведения - оно становится более детским, работоспособность снижена, повышена утомляемость. Начатые дела такие детки обычно не завершают.

Причиной задержки психического развития у малыша могут стать патологические роды. Наличие у беременной:

  • нарушений в беременность;
  • частых заболеваний;
  • патологических родов;
  • употребление алкоголя сверх меры, курение, злоупотребление препаратами.

Причины задержки развития могут быть также и социальными. К ним относят:

  • слишком сильный контроль со стороны родителей;
  • в семье к малышу относятся агрессивно;
  • наличие психических травм, полученных в раннем детстве.

Для постановки диагноза мало знать, почему ребенок отстает в развитии. Необходимо пройти комплексное обследование у педиатра, невропатолога, детского психолога.

Признаки отставания в развитии ребенка

Выявить те или иные отклонения от нормы в развитии ребёнка можно уже с самого рождения. И как только крохе исполняется 3-4 года, диагноз ставится безошибочно на основании клинических признаков, сбора анамнеза, осмотра. Чаще всего у таких детей слабо развиты или отсутствуют безусловные рефлексы.

Выделяют следующие признаки отставания в развитии ребенка:

  • грудной ребёнок не может сконцентрироваться на предмете;
  • наличие острой реакции или её отсутствие на резкие звуки;
  • новорожденный не фокусирует взгляд, и не следит за предметом;
  • к 3 месяцам кроха не умеет улыбаться;
  • нечленораздельная речь (словно «каша во рту»);
  • ребёнок не запоминает буквы, процесс чтения затруднён.

Это всего лишь небольшой список признаков почему ребенок отстает в развитии. При постановке такого диагноза лечение начинается сразу же.

Что делать если ребенок отстает в развитии

На вопрос что делать, если ребенок отстает в развитии точный ответ дать затруднительно. Это связано с индивидуальными особенностями ребёнка, стадии задержки и выбранном лечении врачами. Чаще всего это:

  • Занятия с педагогами, логопедами, врачами (невропатолог, психолог, психиатр).
  • Соблюдение режима дня
Так как кроха с задержкой развития отличается быстрой утомляемость, в его распорядок дня стоит включить продолжительный сон.
  • Проведение и посещение коррекционных занятий.

Если родители вовремя заметят проблему и приложат максимум усилий для её устранения, то положительный результат не заставит себя долго ждать.