Основной способ осознанного запоминания. Приемы запоминания информации

В современном мире ежедневно человек сталкивается с различными объемами информации, планами, задачами. Множество людей выступают перед другими людьми, в ходе которого должны красиво и правильно излагать мысли, направлять или вести людей, заниматься обучением и при этом вызывать интерес. Увы, не каждому из нас под силу моментально и качественно вносить в память необходимые данные. Но к счастью, существуют техники для запоминания любого объема и сложности информации. Данные методы называются мнемоника, что в переводе с древнегреческого означает искусство запоминать.

Так, в результате развития памяти мы имеем возможность не только плавно и обстоятельно излагать информацию, т.е. обладать навыками ораторства, но также обладать искусством профессионально ее запоминать, при этом объем и сложность данных может быть любая.

Возможно, в это трудно поверить. Но мы знаем один главный секрет для успешного – это изменение каких-либо данных в картинки (образы), а потом воспроизведение ее в памяти.

Существует множество техник, но в этой статье мы рассмотрим методику запоминания от Цицерона, а также приведем несколько простых, но действенных методов запоминания из мнемотехники.

Причины плохой памяти

Прежде, чем переходить к практической стороне, необходимо понять, что лежит в первопричине плохо развитой памяти.

Отметим, что память у каждого человека разная, и она является избирательной, т.е. для кого-то легко будет запомнить таблицу умножения, прочтя ее один раз, но при этом имя знакомого тот же человек забывает практически сразу. Другие люди эффективно применяют зрительный вид памяти, но простые правила русского языка вспоминают со скрипом. Отчего так происходит?

Существует 5 причин нарушения памяти:

  1. Сниженный или отсутствующий интерес. Это наиболее популярная причина. Сложно вспомнить то, что не интересно и не вызывает желание развиваться в этой области. Для того чтобы запомнить какую-то информацию, необходимо затратить силы и время. Если человек не любит поэзию, то упражнения по заучиванию стихов, будет равносильно подвигу.
  2. Низкая концентрация, невнимание, отсутствие навыков управления вниманием. Сегодня огромный поток информации льется каждый день на человека. Ввиду этого мы вникаем в данные поверхностно, не понимая сути и, порой, не стремясь реализовать полученную информацию на практике. И это становится привычкой. Кстати, одновременное исполнение нескольких задач также влияет на нашу продуктивность.
  3. Отсутствие навыков запоминания. Хорошая память не дается нам от рождения, это навык, который нужно развивать. Ниже будут представлены методики, которые позволят развивать эту способность.
  4. Низкий уровень кислорода, авитаминоз, неправильное питание. Вывод напрашивается сам – принимать только здоровую еду, систематически заниматься физическими нагрузками и прогулки на свежем воздухе.
  5. Депрессивное состояние. Это стало бичом современного человека. И при таком самочувствии вряд ли получится не то что запомнить новую информацию, но и воспроизвести старую. Поэтому рекомендуем приобщиться к активной жизненной позиции и уметь переживать такие состояния.

Теперь можно переходить непосредственно к упражнениям для лучшего запоминания информации. Безусловно, мы представим лишь некоторые методики, которые заработали популярность за счет их эффективности. Однако еще раз подчеркнем, что каждый человек индивидуален, поэтому нужно осознанно и внимательно отвечать на вопросы тестов и подбирать комплекс упражнений. Только при таком подходе результат будет эффективным.

Прогулка по «Римской комнате», или методика Цицерона

Известность Цицерона распространялось по древнему Риму и миру со скоростью света. Его талант ораторского искусство до сих пор ставят в пример современникам. Он обладал уникальным талантом – выступал перед огромнейшей аудиторией, не используя полсказки, записи и иные материалы. Однако был ли это дар или же кропотливый труд над развитием навыков запоминания?

Именно его методику мы рассмотрим в следующих разделах, т.к. он является самым древним методом запомнить любую информацию. Если вы овладеете им, то сможете легко удерживать даты, цифры, слова, фразы и иную информацию. Однако стоит помнить, что главным условием достижения результата – систематический труд, т.е. заниматься нужно каждый день.

Смысл методики

Методы запоминания от Цицерона обладают конкретным смыслом, заключающийся в создании матрицы образов, которые помогают запомнить большие объемы данных, а не только один фрагмент. Первое, что нужно сделать, это сформировать систему, в которой будут строиться образы.

Презентация на тему: "Основы метода ассоциаций"

Этой системой может быть что угодно:

  • помещение;
  • участок;
  • тропинка;
  • знакомая обстановка и т.п.

Если работа происходит с комнатой, то следует мысленно вспомнить все предметы, которые находятся в ней. Желательно в упорядоченном характере. К примеру, по движению часовой стрелки или от одной стены до другой. Не стоит усложнять задание при создании системы для ассоциаций, выбирайте то помещение, что вами хорошо изучено, тогда следующие уровни не вызовут затруднений.

Некоторые авторы предлагают создание кардинально нового помещения, т.е. человек мысленно создает новое жилище, делает планировку и расставляет мебель. Это будет являться плодом вашей фантазии, а значит справится с задачей вам будет легче.

Работая с системой образов «тропинка» можно формировать множество образов, т.к. у такого пути нет конца. В этом случае, Вам нужно по мере движения по системе, перебирать предметы, которые будут встречаться: хижины, камни, люди, цветы, лавки, животные и др.

В качестве системы можно выбрать абсолютное любое удобное место, важное условие – корректно выполнить разбивку на отдельные образы.

Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему. Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось».

Важный момент: выберите определённую последовательность движения и задайте тем предметам, что есть в системе ключевые фрагменты речи выступления или презентации.

После того, как Вы создали систему, наполнили ее предметами и задали ключи, следует несколько раз обойти систему (комнату, дорогу…) и воспроизвести заданные критерии. Это же необходимо сделать непосредственно перед презентацией. Цицерон перед каждым выступлением также обходил комнаты и воспроизводил образы.

По истечению определенного времени, каждый кто использовал данную технику, сможет активизировать свою память в нужный момент, прибегая к удобной матрице образов.

Пример использования

Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

  1. Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
  2. Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
  3. Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

Мнемотехники для быстрого запоминания

Методы запоминания по Цицерону хороши, но существуют и другие приемы мнемотехники:

  1. Рифмуйте данные. Создание стихотворной формы позволяет легче воспринимать информацию и, соответственно, воспроизводить её.
  2. Создавайте фразы из начальных букв информации.
  3. Связка. Данная техника предполагает установление связи полученных данных с эффектным образом. К примеру, нужно запомнить имена присутствующих на собрании –представьте, что каждый из них герой какой-то сказки. Для более детальной связки, наделите персонажей каким-то прилагательным. Например, «кот в сапогах» - огромный кот в кедах.
  4. Зацепки. Суть метода в замене цифровых значений на предметы. Допустим, 0 – ручка, 2 – кот, 3 – баран и т.д.

Какой именно метод подойдет именно Вам, вы не сможете узнать, пока не попробуете. Выберите оптимальный вариант и тренируйтесь каждый день.

Невзирая на технику, которую вы выберете, важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно. Профессионала сферы мнемоники поделились секретами работы по методу Цицерона:

  • Нужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается. Используйте парадоксы, сатиру и юмор при создании собственной матрицы.
  • Применяйте эротические образы. Не секрет, что именно такие образы особенно ярко поступают в наш мозг в виде сигналов. Кстати, маркетологи уверяют, что рекламные плакаты с красивой сексуальной девушкой воспринимаются и запоминаются лучше.
  • Изменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.
  • Парадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.
  • Все ориентиры на себя: тетрадь несите в кармане, привяжите телевизор к руке.
  • Изменяйте форму и размер предметов. Как в примере со шкафом и пижамой.

В результате у вас должен получится следующий мысленный путь (повесть), как пример:

Открыв окно, я обратила внимание на ШТОРУ, застрявшую в створке окна. Далее, я заметила раскиданные ОТКРЫТКИ на диване, они были влажные. На шкафу стояла абрикосовая СМЕТАНА, в ней сидела ПТИЦА. На телевизоре лежала УПАКОВКА, а в ней сидел щенок, который разевал РОТ. К лапе его был привязан ФЕН, стоящий на БУБНЕ. На пуфе стояла маленькая КНИГА с изображением полуобнаженной эротической брюнеткой, в ногах которой стоял ДИНАМИК.

Для успешного воспроизведения по методу Цицерона, следует еще раз сделать обход выбранной системы и убрать вышеупомянутые объекты. Просто? Конечно. Однако здесь требуется вдумчивое изучение тех слов, что вы уже запомнили. Затем, проделайте самостоятельно, не используя подсказки. Мы верим, что у Вас всё получится!

Преимущества работы с памятью


Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации.

Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.

Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.

Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.

Всем приходится периодически что-то запоминать и заучивать. Школьникам как никому известно, насколько нелегко это бывает. Особенно накануне сложных контрольных и экзаменов вроде ГИА и ЕГЭ. Кажется, надо уложить в голове все выученное за 9 или 11 лет. Задачка не из легких!

Все мы от природы наделены способностью запоминать, помнить и воспроизводить информацию в нужный момент. Но не все реализуют этот потенциал в полной мере. Кто-то легко держит в памяти телефонные номера всех родственников и таблицу Менделеева в придачу. А у кого-то нужные формулы после контрольной сразу улетучиваются из памяти.

У меня для вас хорошие новости: память можно и нужно тренировать. Как мышцы нарастают после регулярных упражнений, так и человеческий мозг поддается тренировкам. Способы, которые помогут вам запоминать эффективно, вы и найдете в этой статье.

Что такое память и какой она бывает

Не будем углубляться в дебри нейробиологии и то, как там в мозгу нейроны обмениваются «рукопожатиями» с помощью синапсов и как наши впечатления передаются с помощью нервных импульсов и «записываются» в коре головного мозга.

Лучше скажем о том, что ученые вычислили: на самом деле человеческий мозг ничего не забывает. Просто не все из полученных за жизнь впечатлений он может выудить с пыльных антресолей памяти, чтобы внимательно изучить в нужный момент и по первому требованию.

Еще скажем про то, что память бывает краткосрочной (вот прямо сейчас вы читаете и какое-то время помните все, что написано в этом абзаце) и долгосрочной (вы всю жизнь помните свое имя). Какая-то информация, например, впечатления о самом счастливом дне в вашей жизни, без всякого труда проходит цепочку сложных преобразований и как будто сама собой оседает в долгосрочной памяти. Но многое из того, что должно быть в ней сохранено, приходится запоминать долго и мучительно. Как стихи и отрывки из поэм учили помните? Вот то-то же.

Еще память можно подразделить на такие виды:

  • наглядно-образная;
  • словесно-логическая;
  • двигательная (она же кинестетическая и моторная);
  • эмоциональная.
  1. Чтобы запомнилось легче, должно быть интересно.
  2. Осмысливать эффективнее, чем зубрить.
  3. Если дать себе установку на запоминание, запомнишь больше и легче.
  4. Закрепление на практике сильно улучшает запоминание.
  5. Контекст важен (связывайте узнанное новое с уже известным старым через ассоциации).
  6. Новая информация «перекрывает» похожую старую.
  7. Учить лучше порциями, сравнимыми с объемом кратковременной памяти (небольшими, в общем).
  8. Лучше запоминается информация из конца и начала текста/сообщения и т.п.
  9. Повторение улучшает запоминание.
  10. Незаконченное и незавершенное запоминается лучше. Прове…

Касательно последнего пункта у меня такое соображение: наш внутренний компьютер подвисает на незавершенных процессах. Вроде как задача не завершена и поэтому пока не может быть закрыта.

Способы запоминания – делаем это эффективно

Кто смотрит американские юмористические сериалы, тот наверняка вспомнит чудаковатого Шелдона Купера из «Теории большого взрыва» и его эйдетическую память. В разной мере ею обладают все люди. И если применять приемы эйдетизма, можно на самом деле запоминать больше и проще.

Как это сделать? Можно задействовать образную память и запоминать с помощью ассоциаций. К примеру, так можно учить стихи: стараться во всех деталях, в том числе в цвете и звуке, представлять себе каждую строфу. С помощью метода аналогий (ассоциаций) можно повысить эффективность запоминания на 40-50%. Находите ассоциации, не обязательно логичные, в своем прошлом опыте. Обычно такие вещи происходят бессознательно и тогда мы говорим, мол, «все это напоминает мне о…». Но использовать такой механизм запоминания и сознательно под силу каждому.

У людей по-разному настроены механизмы восприятия: сходив в кино, визуалы лучше запомнили лица актеров и как герои одеты, аудиалы – главную тему саундтрека, а кинестетики – были поручни у кресел гладкие или шершавые. Поэтому и акценты на способы запоминания надо делать разные.

Аудиалам легче запомнить то, что они услышат. Используйте диктофон (в своем телефоне или отдельный), чтобы записать на уроке объяснения учителя. Или начитайте их дома сами. Используйте аудиокурсы и подкасты. Все это можно слушать в промежутке между остальными занятиями и с пользой потратить время на дорогу до школы.

Для визуалов эффективным будет задействовать зрительную память : запомните, как выглядела страница в учебнике, заломан ли у нее уголок, в каком абзаце написана нужная информация. В нужный момент постарайтесь начать именно с этих воспоминаний и сам текст всплывет в памяти следом.

На 60% повысить эффективность запоминания информации может способ, который условно назовем «метод Симонида» : стараясь запомнить что-то, «привяжите» это к внешним обстоятельствам. В каких условиях и в каком месте вы запоминаете, что находится вокруг, что происходит в этот момент. Постарайтесь сосредоточиться на мысленном образе своего класса, где учитель объяснял вам урок, например. Или включите легкую и не отвлекающую музыку дома, когда что-то учите. Чувственные образы и эмоции помогут запоминанию и, главное, последующему воспроизведению.

Еще один способ немного похож на предыдущий, только профит от него выше – до 80%. Назовем его так – «раскладываем по полкам ». Суть в том, чтобы привязать информацию (например, иностранные слова или даты к экзамену по истории) к окружающим предметам или воображаемому интерьеру.

Например, оглянитесь на свою комнату и мысленно представьте ее: дата крещения Руси пускай «хранится» под настольной лампой, новое английское слово – под ковриком для мышки и т.д. Бросая взгляд на эти предметы, делайте контрольное упражнение – вспоминайте, что где «лежит». Для каждой последующей темы вам понадобится новая картинка. Кстати, так и таблицу Менделеева можно заучить. Расположите элементы с привязкой к объектам на пути из дома до школы и каждый день проверяйте, все ли на месте.

Упрощает запоминание информации ее пересказ . Не зубрите параграф, лучше прочитайте и выделите для себя основное, ключевые моменты. И перескажите все своими словами. Пускай будет не так складно. Но то, что вы осмыслили, вы запомните гораздо вернее чем то, что мучительно зубрили, не понимая смысла.

Задействуйте моторную память . Проще говоря, пишите и рисуйте, а не только читайте. Вот вам несколько вариантов:

  • составляйте конспекты – самое основное, что сможете потом пересказать;
  • составляйте структурные схемы (блок-схемы, схемы порядка слов в предложении на иностранном языке, схематическое изображение человеческого мозга или строения клетки для биологии и т.п.);
  • рисуйте таблицы для сравнения и классификации;
  • составляйте краткий план ответа на вопрос с тезисами;
  • пишите карточки с терминами, датами и именами исторических личностей, иностранными словами;
  • подготовьте литературный дневник к экзамену по литературе (можно выписать цитаты, имена ключевых персонажей);
  • пишите новые иностранные слова на самоклейках и развешивайте по дому – везде, где они будут часто попадаться на глаза;
  • выписывайте математические, физические и химические формулы на отдельные карточки.

В этом плане шпаргалки тоже хороши. При условии, что вы готовите их сами. В это время вам приходится структурировать и обобщать информацию. Все это благотворно складывается на запоминании. Кстати, готовые шпаргалки лучше оставить дома.

А еще так можно учить стихи – перепишите стихотворение от руки и учите по своему варианту. Так запоминается лучше, чем из книги.

Повторение – мать учения

Известная народная мудрость имеет вполне научное обоснование: чем больше повторяешь, тем лучше запоминаешь. Только повторять нужно правильно. Для начала бегло просмотрите материал, просто прочитайте и уловите суть. Например, с поверхностного ознакомления можно начать изучение грамматики иностранного языка. Так у вас будет каркас, на который потом будут надстраиваться детали и подробности.

Чем легче материал, тем больший его объем можно запомнить за раз. Более сложным вещам нужно время, чтобы «улечься». Поэтому повторение так эффективно. Причем если вы начнете повторять без перерыва, толку будет мало. Зато можно добиться качественного и количественного скачка, если повторять спустя время. И делать это хорошо по определенному графику.

Так, можете использовать следующий алгоритм:

  • учите что-то;
  • спустя примерно 20 минут повторяете;
  • в тот же день через 6-8 часов повторяете снова;
  • и еще раз повторяете на следующий день;
  • в дальнейшем можно возвращаться к беглому повторению спустя несколько дней, неделю и т.д.

Для повторения материал стоит разбить на удобные для воспроизведения без перенапряжения фрагменты. Например, на параграфы, строфы. А повторять в тот же день последний раз лучше незадолго до того, как соберетесь ложиться спать. Дело в том, что даже когда мы не занимаемся активным запоминанием, суперкомпьютер в нашей черепной коробке все равно ведет обработку данных. И пока вы спите, его ничего не отвлекает.

Кстати, есть такой научный термин, как реминисценция . Суть в том, что спустя время удается вспомнить и воспроизвести больше, чем удавалось сразу после заучивания. Но это не сработает, если только зубрить, не вникая в смысл. Наоборот, вызубренное со временем помнится все хуже и хуже.

Заключение

Используйте разные техники запоминания, подходите к делу творчески и комбинируйте приемы. Например, пишите конспекты под легкую, приятную музыку, рисуйте схемы и обклейте дом записками на самоклейках. Или используйте технику с размещением полезных сведений в воображаемом интерьере и одновременно старайтесь делать картинку как можно более живой и осязаемой.

Каждый может использовать свою память эффективно, если приложит немного усилий. Память можно тренировать так же, как тренируют мышцы. Например, изучение иностранных языков этому очень способствует.

Ешьте полезные для памяти продукты: чеснок, орехи, морскую капусту, лимоны, виноград и т.д.

И не забывайте писать нам комментарии: какие способы запоминания вы обычно используете? Может быть, мы забыли про что-нибудь рассказать? Конструктивная критика приветствуется.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

За последний год я прочитала около 40 книг самых разных жанров - от триллеров до исторических романов - и не запомнила практически ничего: герои и события если и остались в памяти, то перемешались между собой. Согласитесь, смысла в таком чтении мало, ведь настоящее удовольствие от хорошей книги состоит в том, что ты можешь мысленно к ней вернуться и вновь пережить те же эмоции, которые испытывал во время чтения. Поэтому я решила опробовать на себе различные техники запоминания, найденные на просторах интернета. Скажу сразу: если отнестись к ним серьезно, они работают.

Специально для читателей сайт я расскажу о том, какие техники «прокачки» памяти сработали в моем случае.

То, что я назвала «техникой радуги» для запоминания слов

Еще в школе, чтобы запомнить порядок расположения планет (Плутон тогда еще считали планетой), я придумала так называемую считалку по принципу всем известной «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Выглядела она так:

М ишка - М еркурий
В ымазал - В енера
З еленкой - З емля
М орду - М арс
Ю жной - Ю питер
С тороной - С атурн
У пав - У ран
Н а - Н ептун
П узо - П лутон

Несмотря на то, что предложение в общем-то не имело смысла, запомнить правильный порядок расположения небесных тел удалось с первого раза. Конечно, можно было воспользоваться готовой схемой , однако гораздо проще запомнить что-то, что придумал ты сам.

Эту технику можно использовать в любом случае, когда вам необходимо запомнить какую-либо последовательность. Например, на тот момент, когда я начала пробовать мнемотехники, мне нужно было запомнить «порядок» жен Генриха VIII:

  1. Екатерина Арагонская
  2. Анна Болейн
  3. Джейн Сеймур
  4. Анна Клевская
  5. Екатерина Говард
  6. Екатерина Парр

Чтобы облегчить задачу, отбросим имена, тем более что трех из них звали Екатеринами, и можно запомнить, что так звали первую и двух последних жен Генриха. Кстати, оказалось, что если запомнить фамилии, то имена автоматически к ним «прикрепятся». Осталось только придумать считалку. И раз уж мы говорим о короле, придумаем что-то относящееся к аристократам:

А рагонская - А патичный
Б олейн - Б арон
С еймур - С казал
К левская - К упить
Г овард - Г олубой
П арр - П арик

Несовершенство подобного способа состоит в том, что приходится запоминать и слово, и ассоциацию на него. Но если вам необходимо запомнить порядок, он подходит как нельзя лучше. С того момента, как я заучивала жен, прошел месяц, однако я и сейчас прекрасно их помню. И фамилии, и имена.

Запоминание цифр

Этот способ, основанный на методе заучивания последовательности цифр в числе пи , подойдет для запоминания не очень длинных рядов чисел, например номеров телефонов и банковских карт, паспорта, ИНН и других документов. Суть его в том, что нужно придумать предложение, в словах которого число букв соответствует цифре. Например, вам нужно запомнить номер банковской карты, который выглядит так:

8576 - 2596 - 1735 - 4628

Предложение должно быть не просто набором слов, иначе вы его не запомните. Кроме того, оно должно быть близко лично вам. Например, вы увлекаетесь рисованием, значит, вы можете придумать такое предложение:

Художник вчера написал пейзаж, но пошел мощнейший ливень и размыло все цвета. Было обидно, он заплакал.

Второй способ, который в моем случае оказался действенным, похож на первый, но тут каждая цифра ассоциируется с предметом, который начинается на ту же букву, что и цифра. Например, 4 будет буквой «Ч», 8 - буквой «В» и т. д. Возьмем тот же цифровой ряд:

8576 - 2596 - 1735 - 4628

Здесь придумать предложение гораздо проще, ведь мы не привязаны к количеству букв. Темой «сочинения» пусть будет осень (потому что я люблю осень, в отличие от лета).

В чера п рохожий с казал ш епотом д ругому п рохожему д еловито (ш утя о бхватив с вою т реуголку п ятерней), ч то ш елестящий д ождь в оодушевляет.

Несмотря на некоторую абсурдность предложения, запомнила я его (а значит, и номер карты) очень легко.

А вот способ запоминания цифр через ассоциации (например, 2 похожа на лебедя, 8 - на бесконечность, 4 - на стул и т. д.) в моем случае почему-то не сработал. Но я читала, что многим он помогал, так что попробовать стоит.

Дорога Цицерона

Этот способ незаменим в тех случаях, когда вам нужно запомнить перечень вещей в произвольном порядке, например список продуктов. Названием техника обязана легенде, согласно которой знаменитый римский оратор Цицерон в течение какого-то времени запоминал малейшие детали на дороге, по которой ходил в течение долгого времени, и выучил ее и все, что встречается на пути, в малейших подробностях.

Нам же нужно найти такую хорошо знакомую дорогу. Это может быть дорога не в прямом смысле, а стандартные утренние действия. Например:

Вы встаете с кровати, надеваете тапочки, идете в ванную комнату, наступая на ковер или ламинат, берете щетку, зубную пасту, выдавливаете пасту на щетку, чистите зубы, умываете лицо водой и т. д. Количество действий может быть любым в зависимости от того, сколько информации вам нужно запомнить.

Итак, допустим, вам нужно купить в магазине:

  • Молоко
  • Брокколи
  • Апельсиновый сок
  • Ветчину

Теперь нам нужно заменить привычные действия списком продуктов.

"Я встала с упаковки яиц и надела на ноги сыр. Подошла полипкому от меда полук рыбе, которая открыла дверь в ванную. Взяла брокколи, полила ее апельсиновым соком, почистила этим зубы. Затем умылась молоком и вытерла лицо куском ветчины.

Конечно, выглядит это как полный бред, но здесь важно соблюсти 2 правила. Рассказ должен вызывать эмоции и не быть вымученным: запоминайте то, что первым пришло вам в голову. Если список большой, вы можете расписать все действия от момента пробуждения до прихода на место учебы или работы.

Как это отразилось на моей памяти?

Конечно, в жизни мнемоника требуется довольно редко, однако она приносит гораздо большую пользу, чем просто запоминание информации на короткое время. Все эти дороги Цицерона, радуги и ассоциации отлично тренируют память. После того как я начала ежедневно практиковать мнемонические техники, запоминая списки не связанных между собой вещей и длинные ряды цифр, память значительно улучшилась, хотя с момента первой тренировки прошло чуть больше месяца.

Неделю назад я закончила читать «Приглашение на казнь» Набокова, и, несмотря на не самый простой стиль изложения и довольно запутанный сюжет, я хорошо помню подробности 20 последних дней жизни Цинцинната Ц. и имена основных героев. Теперь я рискну перечитать «Сто лет одиночества», возможно, в этот раз мне удастся не запутаться в историях жителей Макондо.

Для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. О сновная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. В нимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. О бзор . Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Д оводка . Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. О риентировка . При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Ч тение . При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. О бзор . При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Г лавное . Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест .

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак . В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Данная техника - один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма - это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» - слезу или антиулыбку, для «размышления» - лампочку и т.д.


Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.


Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение : нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.


Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы .

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.


Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.
Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации. Достаточно обратиться за помощью к людям , которые сделают это за вас.

А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

Полезные советы

Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией , причем, чем больше ее будет, тем лучше!

Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.


1. Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил "кривую забывания", демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

2. Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

3. Эффект края

Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.

Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!

Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

4. Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком , облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем "пробелы" в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа "белые пятна", которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

5. Метод массированного запоминания

Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.

Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.

Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.

6. Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

7. Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

  1. Выберите место "строительства" замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может "строить" в своем воображении настоящие дворцы.
  2. Прикрепите новые образы к предметам интерьера , которые принято называть "опорными пунктами". Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
  3. Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш "дворец памяти", вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.

8. Использование мнемотехник



Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".
  2. Рифмуйте информацию , которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой "ABC song". И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.