Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему "Рождество Христово" план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Конспект НОД для детей старшей группы на тему "Рождество Христово - на душе светло!" план-конспект занятия (старшая группа

Елена Меселян
Конспект открытого занятия в старшей группе «Рождество Христово»

Программное содержание :

Обучающая : Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника; дать представление о его значении.

Закрепить знания о евангельских событиях Рождества Христова , познакомить детей с традицией празднования Рождества - главного и любимого праздника года.

Развивающая : Активизировать речь детей и обогатить словарь.

Воспитательная : Воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре. Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.

Воспитывать любовь и дружелюбие к окружающим.

Словарная работа : Вести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово , Святки, колядки, христославы , вифлеемская звезда.

Ход занятия.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Прошёл наш любимый праздник встреча Нового года, но праздники не закончились, есть у нас ещё праздник волшебный и очень добрый – Рождество ! Рождество в нашей стране празднуется 7 января, в этот день родился Иисус Христос - Спаситель Мира .

Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос . Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения ?

Ответы детей.

Благая весть.

Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей : «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами» . Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего , которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.

Однажды пришлось Иосифу и Марии отправиться в город Вифлеем. А в это время туда приехало очень много народа, и они не могли найти места для ночлега ни в одном доме. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила своего сына Иисуса Христа . В пещере не было колыбели для Младенца, и Мария положила Его в ясли – так называлась кормушка для скота. В это время на небе появилось множество Ангелов. Они пели песню : «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям» . Песню Ангела услышали пастухи. Они пришли поклониться Христу .

А перед Рождеством Христа на небе появилась особенно яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы) . Они пошли вслед за необыкновенной звездой, и она привела их в пещеру к Младенцу. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Мудрецы Востока, волхвы, по звезде нашли дорогу к пещере, в которой родился Спаситель. Они пришли поклониться Ему и принесли дары : золото, ладан и смирну.

Воспитатель : Ребята, что это за праздник, кто знает? Какой он, что несёт нам он?

(дети отвечают)

Да, этот праздник несёт нам веру в чудеса, дарит нам добро и радость.

Вот и снова Рождество -

Сил небесных торжество :

В этот день Христос пришел ,

Чтоб спасти наш мир от зол.

Воспитатель : Ребята, мы с вами узнали очень много новых слов и хочу проверить ваши знания. Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний» .

Я назову 4 слова, а одно слово к этому празднику не имеет никакого отношения. Вы должны узнать это «лишнее» слово и назвать его. Будьте внимательны.

Словесная игра «Четвертый лишний» :

Пещера, ангел, карандаш, вертеп;

Ясли, карандаш, овечка, пастух, Волхвы, звезда, солома, стол;

Золото, ладан, смирна, дерево;

Младенец, Матерь Божья, Иосиф, Карлсон;

Воспитатель : Молодцы. Вы были очень внимательные.

Много было в небе звезд

Теплой ночью ясной.

Тихо спал Иисус Христос

На соломе в яслях.

Дева-Мать, склонясь над Ним,

Нежно напевала.

Ночь мерцала золотым

Звездным покрывалом.

Пели ангелы Христу ,

Славили рожденье ,

В мир принес Он красоту,

Веру во спасенье.

Воспитатель. Ребята, кто явился к Деве Марии с благой вестью.

Ответы детей.

Воспитатель : (Показывает икону) . Правильно. Архангел Ей сказал. что у нее родится сын и дашь ему имя Иисус).

Как вы думаете, где родился младенец?

Ответы детей

Какие дары принесли мудрецы?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно. Золото они принесли Ему как Царю в виде земного подарка); ладан как Богу Небесному; смирну (благовонное масло) как простому человеку, пришедшему на страдание.

Дети, а почему именно пастухам, волхвам открылость , что Христос Спаситель мира (потому, что они были самыми благочестивами, они почитали Бога) .

В день Рождества мы празднуем исполнение этого обещания, Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир, чтобы научить людей (и меня, и каждого из вас) правильной жизни и уберечь их от зла, от греха, если человек сам этого захочет.

Все небесные ангелы и люди на земле вместе прославляют его, потому что любовь Христа к нам не имеет границ. Каждый из нас старается провести этот день не так как любой другой. Когда наступает праздник Рождества , в домах и церквях зажигают свечи. Поют песни о родившемся Младенце и его матери.

В рождество Христово

Ангел прилетел

Он летал по небу,

Людям песню пел :

Все люди, ликуйте,

Вместе торжествуйте

В день Христова Рождества !

В первый день Святок люди обязательно накрывали на стол и приглашали гостей. Добрые люди делились с бедными чем-то вкусным, чтобы в этот день никто себя не чувствовал обиженным и несчастным. Детям дарили подарки. Строили вертеп из снега. (демонстрация иллюстраций) . А еще ходили, особенно в селах и деревнях по домам друг к другу с подарками и славили Христа , Они переодевались в шуточные маски и одежды, брали звезды с зажженной свечой, брали в руки фигурки матери Христа с маленьким Иисусом и колядовали. Колядовать -значит славить Христа специальными песнями - колядками, в которых они желали людям счастья, здоровья и хорошего урожая, Людей, которые славили Христа , пели колядки, называли христославами , Особенно неутомимыми христославами бывали дети . За пение таких песен - колядок полагалось угощение. В каждом доме, куда они заходили, их обязательно чем-нибудь награждали, Не принимать христославов считалось большим грехом для хозяина дома, оскорблением для колядующих и неуважением традиций,

Давайте вспомним кто такие христославы ?

Как люди празднуют Рождество Христово ? (В Святки веселые дни от

Рождества до Крещения ).

Что делали люди? А дети?

Воспитатель : Ребята, а теперь отгадайте загадки :

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник – … (Рождество !

И, распушив зеленые иголочки,

красуются рождественские (елочки) .

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,

Все люди в храме зажигают (свечи) .

Дыхательное упражнение «Задуй свечу»

В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.

Рождество – это праздник подарков.

Подведение итога занятия .

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой

(дошкольное подразделение № 3)

Подготовила и провела:

Воспитатель старшей группы

Асаева Екатерина Сергеевна

Москва

2014-2015 уч.год

КОНСПЕКТ НОД на тему «РОЖДЕСТВО»

Для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: закрепить и обобщить представления детей о зимних месяцах; Новогодних праздниках. Рассказать подробнее о Январе, о великом православном празднике – Рождество Христово.

Познакомить с историей празднования Рождества.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме; дома беседа с родителями о Новогодних праздниках (Новый год и Рождество); чтение художественной православной литературы «Ангел».

Используемый материал: иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, рождение Христа, деревьев – маслина, ель, пальма; открытка «Вифлеемская звезда», статуэтки ангела, Девы Марии, Иосифа и младенца; стихотворение А. Хомякова «В этот светлый праздник»; мультимедийное оборудование для просмотра песни-клипа «Рождество Царя» c христианского диска для детей «В гостях у Овечки», магнитофон для прослушивания детской песни «Яркая звездочка на небе горит».

Примечание: статуэтки, Рождественские открытки можно приобрести в церковных лавках.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним название зимних месяцев.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Какой праздник отмечается в Декабре? Все с нетерпением ждут этого праздника. (Ответы детей)

Скажите пожалуйста, какой праздник отмечается в Январе? (Ответы детей)

В эти праздники происходят чудеса. Об одном чуде я расскажу вам более подробно.

Посмотрите вокруг, наша групповая комната украшена новогодними украшениями. В углу комнаты стоит нарядное дерево, какое? (Ответы детей). Вы знаете почему именно елку украшают на Новый годи Рождество? (Ответы детей)

Сегодня вы об этом узнаете, но давайте все по-порядку. Что же это за великий праздник Рождество? Может, вы расскажите?

Приглашаются дети для чтения стихотворения

А. Хомякова «В этот светлый праздник»

В этот светлый праздник
(А. Хомяков)

В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Воспитатель: молодцы ребята, очень красиво рассказали Рождественское стихотворение. Кто же родился в этот светлый праздник? (Ответы детей)

Правильно, родился Иисус Христос. Произошло это давным-давно.

Дева Мария и ее муж Иосиф шли в город Вифлием, который находится в далекой стране – Израиле. Когда они дошли до города, то обнаружили, что нет ни одного свободного места в городских гостиницах. (При этом сообщении воспитатель показывает иллюстрации с изображением Вифлиема, статуэтки Девы Марии, Иосифа и младенца). Тогда они остановились на ночлег в пещере, предназначенной для стойла (место для кормления и сна домашнего скота). Среди сена и соломы родился – Богочеловек, Иисус Христос, спаситель мира.

Среди полной тишины, когда все спали, весть о Рождестве Спасителя мира, услышали пастухи, которые стерегли ночное стадо. Им предстал Ангел Господень и объявили радостную весть.

В тот же миг над пещерой загорелась самая яркая звезда, ее назвали – Вифлеемской звездой, указывающая место где родился Иисус Христос. Теперь вы знаете как появился Иисус Христос.

Минутная пауза.

Детям предлагается послушать и потанцевать под детскую христианскую песню «Яркая звездочка на небе горит»

Воспитатель: ребята, вы знаете, почему именно елку, а не другое дерево наряжают в Новогодние праздники?

В народе рассказывают об этом обычае красивую легенду. Хотите узнать? (Ответы детей)

У входа в пещеру, где родился Христос росло три дерева: пальма, маслина и елка. (В этот момент воспитатель показывает иллюстрации с изображением этих деревьев). Они как и другие растения торжествовали появлению на свет Христа. Эти три дерева очень хорошо видели Деву Марию с младенцем и находились совсем рядом с пещерой.

Все радостней, все оживленнее становился шелест их ветвей, и вдруг в этом шелесте явственно слышались слова:

Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, - говорила, обращаясь к маслине, пальма.

Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.

Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.

И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? – прибавила маслина. – Что у тебя есть? Только колючие иглы и противная липкая смола?

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру. Но Ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.

Пусть он навевает Тебе прохладу в жаркий день, - сказала пальма. А маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем.

С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. «Они правы, - думала она, - где мне с ними сравниться! Я такая бедная, достойна ли я приблизиться к Божественному Младенцу!»

Но Ангел сказал ей:

«В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!» И Ангел взглянул на небо. А темное небо было усеяно сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки ели, и скоро вся она засияла блестящими огоньками.

И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а СИЯЮЩАЯ ЕЛКА. На нее взглянул Он, и улыбнулся ей, и протянул к ней ручки. Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром и Ангел видел это и сказал:

Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. С этих пор, когда люди будут вспоминать Рождество Христово, и ты не будешь забыта. Каждый год в это время, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. Будут радоваться и взрослые. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься символом веселого праздника!

Воспитатель: Ребята, в конце нашей беседы, я предлагаю вам посмотреть и послушать очень красивую Рождественскую песню «Рождество Царя»

Дети смотрят песню-клип с христианского диска для детей «В гостях у Овечки» «Рождение Царя», автор слов и музыки Наталия Лансере.


Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение №16

Министерства обороны Российской Федерации

г. Вольск-18

Утверждаю

Заведующий ФГК ДОУ №16 МО РФ

«___» _________2013 года

Конспект занятия

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы

Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»

воспитатель

Образовательные задачи:

Дать понятие о духовно – нравственном воспитании

Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.

Формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении.

Воспитательные задачи:

Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.

Воспитывать доброжелательное отношение не только к себе, но и ко всему окружающему миру.

Словарь: ангел, Рождество, «колядки», колядовать, Вифлиемская звезда, волхвы.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации «Добрый мир», Киещенко «Колядки», чтение А. Мень «Свет миру гл. Рождество», рабочая тетрадь «Добрый мир», О. Ефремова «Рождество Христово», разучивание стихотворений книга №4 «Добрый мир»

Материал: «Ясли», маски, кукла, русские - народные костюмы, открытки, диск «Добрый мир», музыкальный центр, книга №4 «Добрый мир».

Ход занятия.

Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание детей на нарядную группу, и в чём одеты сами дети.

Вос-ль: Дети когда у нас нарядная, красивая группа и вы все радостные, весёлые, значит у нас сегодня….

Дети: Праздник!

Вос-ль: Верно, ребята, праздник!

А что такое праздник?

Примерные ответы детей

Дети: Это радостный день, в который люди поздравляют друг друга. Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу.

Дети садятся на стульчики вокруг воспитателя.

Вос-ль: Дети сегодня у нас с вами не простое занятие.

День сегодня не простой,

День сегодня святой.

В группу заходит ребёнок «Ангел».

Ангел: Я пришла вам сообщить, что на Востоке засияла новая звезда. Она указывает путь, где родился Младенец, это радость и торжество всему миру.

Вос-ль: Ребята, а вы хотите узнать, кто же этот Младенец?

Дети: Очень хотим!.

В давние времена в далёкой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при храме. За Её доброе сердце Бог избрал её стать Матерью Божьей. Он послал своего вестника – Ангела сообщить Марии эту радостную весть, что родился Младенец – Спаситель мира. Произошло это величайшее чудо в городе Вифлиеме, Мама Мария, укутав его, положила в «ясли» - так называлась кормушка для скота.

Воспитатель показывает детям «ясли» с младенцем.

Дева – мать, склоняясь над ним,

Нежно напевала.

Ночь мерцала золотым,

Звёздным покрывалом.

Вот тогда и зажглась особенно яркая звезда, которая указывала путь к пещере волхвам и пастухам. И она привела их к Младенцу, которого назвали Иисусом

Помню я как в детстве первый раз

Слушала о Рождестве рассказ

Я была взволнована до слёз

Ведь родился маленький Христос.

Не в богатом именитом доме

И лежал не в пышной колыбели

А в глухой пещере на соломе.

Дети встают и поют песню «Вифлиемская звезда»

Садятся на стульчики

Выходит Ангел читает стихотворение «В Вифлиеме»

Я умом ходила в город Вифлиеем,

И была в вертепе и видала в нём,

Что Христос Спаситель, Царь, Творец и Бог

Родился во хлеве и лежит убог.

И тогда я Деве задала вопрос,

Отчего так плачет Маленький Христос?

Дева мне сказала: «Плачет Он о том,

Что Адам и Ева взяты в плен врагом.

И что образ Божий, данный их душам,

Отдан в поруганье злобнейшим врагам….

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел:

«Христос народился

С нами Христос».

Все: Радуйтесь! Радуйтесь! Радуйтесь!

Вос-ль: Чудесные события этой ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.

День рождения Иисуса, т. е. Рождество – это праздник детей и взрослых: с песнями, стихами, играми, с сиянием свечей и запахом ёлки.

Мы собрались на Святое Торжество,

Будем славить в стихах Рождество.

Стихи (читают дети).

Рождество наступит скоро.

Рождество наступит скоро -

Прочь обиды все и ссоры.

Светлый праздник наступает –

Вся земля его встречает!

А как рады ребятишки

И девчонки и мальчишки:

На Рождественские святки

Будут петь одни колядки!

Праздновать всегда готовы

Праздник Рождества Христова!

Он весёлый, добрый, славный,

Он один из самых главных!

Скоро Рождество

Скоро Рождество. Ждёт хороших дел,

Ёлочку зажгут. Добрых, честных глаз,

И волхвы дары Ждёт любви к родным,

Богу принесут. Жалости к больным,

Ну, а что же вы Состраданья к бедным,

Припасли Ему? Слабым, пожилым.

Что могли бы вы Ангелы над злыми

Подарить Ему? Горько слёзы льют,

Приходите – Он А над миротворцами

Ждёт в вертепе вас, Ласково поют.

Рождество Христово.

Рождество Христово-

Светлый праздник, чудный.

Спит давно природа, спит сном беспробудным.

Вся земля в снежинках

Ярких и искристых, веточки деревьев

В пухе серебристом.

Звонкие синички

По ветрам порхают,

Христа Бога славят,

Звонко распевают.

Снег голубоватый,

Розовый, лиловый

Все: нынче праздник чудный-

Рождество Христово!

Вос-ль: Молодцы, очень красивые стихи. Ребята, а вы хотите поиграть?

Дети: Да, хотим.

Вос-ль: Тогда поехали на «карусели»

Игра «Карусели» дети встают вокруг петушка берутся за цветные ленточки. Садятся на стульчики.

Вос-ль: Славянские народы сочиняют красивые песни о Рождестве. Эти песни называются «Колядками». Колядки поют, заходя в каждый дом: славят Христа, рассказывают о его рождении.

Христославов щедро одаривали сладостями.

Давайте споём вместе: дети встают и идут на встречу гостям.

Коляда, коляда зашла к нам в ворота –

А за ней мороз, через тын пророс.

Мороз не велик, да стоять не велит,

Не велит мороз стоять,

Нам пора «Колядовать».

Колядование детей в масках.

Дети одаривают гостей. (фигурными печеньями)

Анализ и итог занятия.

Цель:

Закрепить у детей знание о народных традициях празднования Рождества.

Задачи:

1. Познакомить детей с народными традициями.

2. Поощрять заинтересованность детей в контексте взросло-детских отношений.

3. Воспитывать у детей умение применять игровые навыки в повседневной жизни.

Интегрирование: Познавательно - речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое.

Использованные технологии : ифромационно –коммуникационная, игровая, здоровьесберегающая.

Оборудование и материалы : Антураж русской избы, печка, посуда, ширма – домик, лавки, половики, текстиль. Изготовленный (совместно с родителями) вертеп. Картинки с изображением ряженых, рождественских гуляний, празднования Рождества, костюмы воспитателя и детей, атрибуты для колядования, маски, шапочки, грим. звезды на палочках и др. подборка музыкальных произведений, «Скоморошина», «Как на тоненький ледок», «Колядки» Русская народная музыка, проектор, ноутбук. Презентация о традиции празднования Рождества на Руси.

Предварительная работа : беседы по теме Рождество, коляда, традиции празднования Рождества на Руси. Чтение художественных произведений: «Светлый Ангел Рождества» О Першина, «Рождественский дедушка» А Смирнова; заучивание стихов: «Рождество» Н. Орлова, «Сочельник» И. Преображенская. изготовление совместно с родителями книжек – малышек о Рождестве, разучивание колядок, поговорок.

Ход занятия:

Дети входят под песню о Рождестве, останавливаются у вертепа.

Воспитатель: О каком празднике эта песенка?

Дети : (о «Рождестве Христовом»)

(открывают Вертеп)

Воспитатель:

Ясная ночь, тихо кругом

Ярко горит звезда над пещерой

Ангелов хор смолк за холмом

Свет голубой тихо льётся из щелей

В яслях младенец Спаситель лежит

Тысячи лет его ждали прихода

Счастье тому, кто к нему поспешит

Счастливы люди, ликует природа.

Воспитатель : Великое чудо, рождение Иисуса Христа. Ребята, а вы бы хотели узнать, как это произошло? (Отвечают). Тогда давайте с вами перенесемся в далекие, далекие времена и послушаем одну чудесную историю.

Просмотр презентации о Рождестве.

Воспитатель: А теперь вы, ребята, узнали, где родился Богомладенец? Кто ему пришел поклониться? (ответы) Как они узнали в далёкой стране о его рождении?

Дети: (ответы)

Ребята, как же люди празднуют «Рождество Христово».

Дети : (ответы)

Дети : (празднуют всей семьёй, славят Христа, колядуют, верующие идут в церковь, дарят подарки родным и близким, наряжают ёлку)

Воспитатель: Но она совсем не нарядная

(Звучит фонограмма) Входит девочка в костюме елочки.

Ёлочка:

Я скромная, лесная ёлка

Вся в колючках здесь стою

Я отсюда за Младенца только

Помолюсь тихонько и уйду.

Воспитатель : Как скромна ты, милая ёлочка. Мы скоро будем праздновать «Рождество Христово», оставайся с нами в детском саду.

Ёлочка:

Но нет у меня обновы

Не в чем встретить «Рождество Христово»

И нет у меня подарков

Для Христа, блестящих, ярких.

Воспитатель: Не переживай, милая ёлочка! Ребята тебе в этом помогут. Они украсят тебя и приготовят подарки для маленького Христа. Ребята поможем ёлочке? А где берут подарки?

Дети : (ответы)

Воспитатель : Какой подарок дороже купленный или сделанный своими руками?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Какие можно сделать подарки?

Дети: (ответы)

Воспитатель : Хотите сегодня украсить ёлочку и сделать подарок для Христа своими руками?

Дети: (ответы)

Давайте же сделаем их поскорее, нарядим нашу елку.

(Звучит тихая музыка. Дети создают свои украшения).

В конце выходят с поделками, представляют их и дарят ёлочке.

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте с вами поиграем возле нашей нарядной елочки.

Я возьму бубен в руки и кому его вручу, тот нам спляшет и споет!

Игра «Веселый бубен»

«Ты катись, веселый бубен быстро, быстро по рукам

У кого остался бубен, тот споет и спляшет нам.»

Воспитатель: А, еще на Руси празднование Рождества неразрывно было связано с колядованием.

Ребята, а вы знаете что такое Коляда?

Я вам расскажу и про колядку спою.

Коляда, коляда

Золотая борода,

Золотой усок

По рублю волосок.

Это слово «Коляда» произошло от греческого слова «коленда» - это дни, когда выполнялись различные обряды, которые должны были принести семье благополучие. Отсюда потом возникло слово календарь, а от слова календарь произошло выражение «круглый год». Да еще говорили, что «коляда» ходила по русским деревням и труженикам – земледельцам хотелось верить, что она обещает впереди снежную зиму, теплую весну, обильный урожай. Коляда символизирует богатство. Вот и мы попросим у нашей коляды благополучия и достатка.

Мы с вами возьмем сейчас в руки наши атрибуты для колядования, оденем свои шапочки, маски станем у елочки и споем колядки, которые вы разучивали.

Дети проходят к елке.

Воспитатель.

Праздник нынче, балаган,

Радость без оглядки.

Собралась здесь детвора,

Будем петь колядки.

Коляда, коляда, выходи со двора!

1. Наступило Рождество

Долго ждали мы его

Святки празднует народ: Веселится и поет.

2.Собирайся, народ, разевай пошире рот.

В нашей горнице веселье – нынче Святок прославленье!

Дети.
Коляда, Коляда, отворяй- ка ворота.

3.Коляда, коляда!

Ты подай нам пирога,

Или хлеба ломтину,

Или курочку с хохом,

Петушка с гребешком!

4.Коляда-моляда

Зашла в новы ворота!

А за ней и мороз

Через тын перерос!

Принес он холод,

Так, что дед Архип

Стал молод!

Мороз не велик,

Да стоять не велит!

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать.

Воспитатель : Молодцы ребята! Понравилось вам петь?

Традиция праздновать Рождество дошла до наших дней из далеких времен и мы с вами тоже будем стараться ее сохранять.

Рефлексия : Сегодня ребята мы с вами узнали, как люди праздновали Рождество, попробовали петь колядки. Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? А, чтобы вы запомнили этот день я хочу угостить вас,(раздает петушки на палочке)


Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы, посвященный празднику Рождества Христова. Цель предлагаемого занятия - познакомить детей с историей возникновения праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект НОД для детей 5 - 6 лет по познавательному и

художественно - эстетическому развитию

Тема: «Рождество Христово - на душе светло!»

Старшая группа

Предварительная работа:

1. Чтение библейских повествований из книги «Библия для детей»: «Благовещение о рождении Иисуса», «Рождество Иисуса Христа», «Ангелы возвещают пастухам о рождении Иисуса Христа», «Пастухи у Иисуса», «Поклонение волхвов», «Дары волхвов».

2. Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве.

3. Изготовление елочных игрушек.

4. Чтение книги о рождественской елке.

Материал и оборудование:

Снежинка, вырезанная из бумаги, рождественская елка, иллюстрации к библейским историям, бумага белая, цветная, ножницы, клей, кисти, салфетки, елочка из цветной бумаги, альбомный лист, игрушечное детское колечко, угощения для чаепития.

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова; расширить духовный мир детей; учить слушать художественное произведение с рождественскими сюжетами.

Ход занятия

Воспитатель: Чем чаще в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?

Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу, праздновали Новый год, отмечали Рождество.

Воспитатель: Мы с вами тоже отмечаем в детском саду великий святой праздник Рождества Христова. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Хотите узнать об этом? А поможет мне в этом… снежинка. Она непростая. Эту снежинку занесло в открытое окно во время Нового года к нам на елку. Снежинка что-то шепчет мне на ушко! Ребята, вы хотите узнать, что она мне шепнула? Когда она была на елочке в музыкальном зале, елочка рассказала этой снежинке свою тайну – очень интересную, почти сказочную историю о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром почти две тысячи лет назад, когда впервые на земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинка хочет поведать эту историю вам. А снежинка пусть посидит на нашей елочке, тоже послушает и посмотрит на нас.

…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.

В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.

Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось? Как вы считаете, чего не хватает на рисунках?

Дети: Елочки!

Воспитатель: Конечно же, самой елочки! Давайте с вами сделаем не просто рисунок, а аппликацию. Я вам помогу вырезать елочку и наклеить ее на лист, а вы вырежете из цветной бумаги любое украшение и приклеите его на елочку. А чем можно украшать рождественскую елку? Давайте немного поиграем.

Физминутка с мячом «Да – нет»

Воспитатель: Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч, отвечайте коротко: «да» или «нет».

Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.

Воспитатель: Бывают на елке игрушки… (да)

Веселые Петрушки… (да)

Большая хлопушка… (да)

Сушеная лягушка… (нет)

Разноцветные флажки… (да)

Мясные пирожки… (нет)

Яркие картинки… (да)

Рваные ботинки… (нет)

Рыбки золоченые… (да)

Колбаса копченая… (нет)

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Справились на славу. Теперь приступим к работе.

Воспитатель с детьми выполняют коллективную аппликацию «Елка Рождественская»

Воспитатель: Ну, вот. Теперь у Рождественской истории все картинки на месте.

Воспитатель: Когда-то давно было время, когда Рождество было не семейным праздником, а находилось в числе праздников всенародных. На центральной площади устанавливали сцену, где проводили пышные постановки, то есть спектакли о том, как появился Иисус Христос. Со временем праздник Рождества стал семейным. Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество, собиралась у семейного очага, где трещали в огне смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник, или за столом, который был заставлен вкусными вещами. Зажигалась наряженная елка, сияющая цветными фонариками.

В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтобы у бедных людей тоже был праздник. Бедных приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощением.

А еще на Рождество проводилось много игр. Давайте поиграем в одну из них! Называется игра «Колечко, колечко». Садитесь на стулья поудобнее, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!».Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги!». Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку.

Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?

Ответы детей

Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

Воспитатель: А вы не забыли о нашей гостье, Снежинке? Давайте вырежем из бумаги еще снежинки и подарим тем, кого любим.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились! Ну, а какой же праздник без чаепития? В старину очень любили чаевничать. Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить – не дрова рубить». Вот и я вас приглашаю за стол!