1 Занятие по ознакомлению с окружающим миром
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья - это счастье!»
Образовательная область: Социум
Раздел организованной учебной деятельности : Ознакомление с окружающим миром.
Тема: Семья - это счастье.
Цель: продолжать формировать у детей представление о семье и своём месте в ней.
Образовательная задача: учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослого и ребёнка в семье.
Развивающая задача: Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитательная задача: Воспитывать у ребёнка гордость за свою семью.
Используемый материал: картинки «солнышко» и «тучка» на каждого ребёнка, фото или иллюстрация мальчика.
Словарная работа: обязанности, член семьи.
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап.
Круг радости:
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Воспит-ль: Здравствуйте, какое у вас сегодня замечательное настроение! И я с удовольствием приглашаю вас в гости к мальчику Никите. Он вместе со своей семьёй очень любит принимать гостей. Вы согласны отправиться в гости?
Дети соглашаются.
Организационно-поисковый этап.
Воспит-ль: Чтобы узнать, с кем живет Никита, нам надо отгадать загадки:
1. Перед сном надев пижаму,
2. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
3. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый… (дед)
4. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый… (папа)
5. Кто весёлый карапузик
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка-
Это младший мой… (братишка)
6. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Воспит-ль: Вот какая большая семья у Никиты.
Семья - это группа людей живущих вместе. Как вы думаете, зачем нужна семья?
Верно! Что бы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о стариках.
Никите очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята, о том, какая у вас семья.
Наводящие вопросы:
С кем ты живёшь?
Кто самый старший в вашей семье?
Кто самый младший?
Как ты заботишься о членах своей семьи?
Ты любишь своих близких? Почему?
Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.
А вы любите помогать своим близким?
Мы знаем, что у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности. А какие домашние обязанности есть у вас?
Ответы детей.
Воспит-ль: Вы, наверное, устали? Давайте отдохнём.
Физминутка «Семейная зарядка»
Д/игра «Радость и печаль»
Воспит-ль: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)
Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку?
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
Нарисовали красивую картину;
Подрались с другом;
Съели манную кашу;
Убрали игрушки на место;
Порвали книгу;
На прогулке замарали куртку.
Воспит-ль: Молодцы, ребята, вы правильно понимаете, что приносит вашим родным радость, а что огорчение.
Давайте попрощаемся с Никитой и пригласим его в гости в наш детский сад.
Дети прощаются с Никитой.
Рефлексивно-корригирующий этап.
Воспит-ль: У кого в гостях мы сегодня побывали?
Для чего нужна человеку семья? Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)
Воспит-ль хвалит детей за активность и отзывчивость.
Ожидаемый результат:
Что ребенок знает (Знать): членов своей семьи.
Как ребенок освоил материал (Иметь)/: представление о том, что у каждого в семье должны быть свои обязанности.
Как освоенный материал ребенок применяет в деятельности (Уметь)/: рассказывать о своей семье с помощью наводящих вопросов.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Тема: «Четыре стихии природы».
Цели и задачи:
образовательные:
1 [ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,
Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,
воде, земле, огне.
Способствовать расширению и углублению представлений детей о
природе, формировать у детей экологическое мировоззрение.
Продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли,
правильно строить свою речь, обогащать словарный запас, делать
умозаключения.
Учить видеть необычное в реальном и наоборот.
развивающие:
Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия,
долговременной памяти, разговорной речи, активизация
мыслительной деятельности, любознательности.
Развитие предпосылок наблюдательно исследовательской
деятельности детей, их умение анализировать, сравнивать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и
делать выводы.
Развитие познавательной активности и интересов детей,
побуждение к самостоятельному поиску ответов па возникающие
воспитательные:
проявлять заботу о нашем доме-планете Земля.
Воспитывать привычку бережно относиться и любить
окружающую среду, природу, желание интересоваться явлениями
Воспитывать усидчивость, проявлять терпение и дослушивать
ответы товарищей до конца.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: стихия, газ, гороскоп, зодиак,
астролог.
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах па
вопросы, оказывать помощь при самостоятельной постановке
Предварительная работа:
Проведение серий занятий о земле, воде, воздухе, огне, проведение
элементарных опытов с целью знакомства со свойствами земли,
огня, воды и воздуха. Проведение прогулок-наблюдений. Чтение и
заучивание стихов, загадок. Изучение энциклопедий и
рассматривание иллюстраций.
Развивающая среда:
Виды почвы: песок, глина, чернозем; соль, сахар, мелкие камешки,
стеклянные сосуды для опытов, салфеточки на каждого ребенка,
слайд-шоу, вентилятор, глобус, кластеры, спички, презентационное
оборудование: экран, проектор, ноутбук, фонограмма.
Методы и приемы:
Вопросы к детям; использование дидактических пособий,
наглядного материала, опытов; использование стихотворных форм,
загадок; Физминутка - игра; релаксация; игровая ситуация;
сюрпризный момент; использование инновационных технологий,
использование игровых технологий.
Ход занятия:
Организационный момент:
Доброе утро! я вам говорю.
Доброе утро, я всех вас люблю.
Желаю вам хорошо заниматься,
Слушать внимательно, ума набираться.
Сегодня у пас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить.
Давайте подарим им паши улыбки, чтобы создать хорошее
настроение. Л чтобы много узнать надо быть внимательными, не
кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки.
Договорились? Вот и замечательно.
2.Основная часть:
Четыре клада, четыре стихии есть у природы: Земля и воздух, огонь и вода - вот ее основа. Вода и воздух, огонь и земля 11а пашей планете всем людям друзья (показ слайда).
Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мы
будем говорить о природных стихиях. Слово «стихия» в переводе
означает начало, основа. Стихиями называют неживые силы
природы: земля, вода, огонь, воздух, т. с. природные явления.
Паша земля - это опора, твердыня, основа, мы по ней ходим, а что еще вызнаете и можете рассказать о земле? Как вы ее себе представляете? (вид Земли из космоса)
Верно, паша земля похожа на огромный шар, она круглая. Л что вы можете сказать о предмете, который у меня в руках? (глобус)
Ребята, сегодня мы с вами говорим о земле как о планете, но вспомните занятие, когда мы говорили о земле как о почве, и какая бывает почва?
Вы помните, как мы сажали семена во все три вида почвы и сейчас мы сравним, как взошли семена в трех разных почвах? Что мы видим? Лучше всего семя проросло в черноземе, а хуже в глине и песке потому, что в песке нет никаких питательных веществ, глина- очень твердая. Значит, какой мы можем сделать вывод? Что не во всякой почве могут расти семена, самая благоприятная почва для растений чернозем, потому что она более мягкая, рыхлая и в ней содержится больше питательных веществ, которые способствуют лучшему росту растений. -А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
(воздух) -Правильно, это воздух, но мы называем его по другому - ветер. -Воздух это очень важный и нужный ветер, что вы знаете о нем? (показ слайда)
Правильно, без воздуха мы не сможем долго прожить. Давайте попробуем провести маленький эксперимент закроем поиск двумя пальчиками, а ротик иа «замочек» и посмотрим что произойдет. По только, ребята, как только вы устанете - разожмите пальчики. Вот видите, кто - то из вас раньше, а кто - то позже не выдержал и разжал пальчики. Это и подтверждает, что человек не может жить без воздуха.
Л как вы думаете, воздух можно увидеть? Нет, воздух мы увидеть не можем, но можем его почувствовать (включаю вентилятор). Физминутка игра «Четыре стихии». Воздух руки вверх, Вода - плавают,
Огонь - «метелка руками», Земля - садятся па корточки. Релаксация игра с песком
Представьте себе, что вы наклоняетесь, берете в руки песок, крепко сожмем его в кулачках, сделаем глубокий вдох, задерживаем дыхание, а теперь разожмите медленно кулачки, высыпьте песок, сделайте выдох, стряхните руки. Звучит фонограмма журчания воды. -Что вам напоминает этот звук?
Давайте вспомним все, что мы знаем о воде, в чем се сила и красота? (показ слайда)
Еще одно свойство, о котором я хочу вам сказан, вода легко растворяет в себе многие вещества соль, сахар (опыт), но есть вещества, которые вода растворить не может, например: мелкие камни, попробуйте проверить. Значит, мы можем добавить еще одно условное обозначение, которое указывает, что многие вещества в воде растворяются (добавить кластер). -Ребята, а как вы думаете па земле много воды? Давайте вернемся к глобусу. Скажите, каким цветом обозначена вода? Гак много или мало воды? -Л кому нужна вода?
Да, без воды все живое па земле погибнет, вода это жизнь и се пало беречь.
Л как вы думаете, вода может приносить вред? -11епасытсп, беспощаден,
все сметает па пути:
и строения, и деревья,-
с этим братом не шути. -О чем эти слова? (показ слайда) -Л что вы знаете об огне? Для чего он нужен?
Да, верно, это огонь, который служит на благо человеку, а есть еще другой огонь: посмотрите, я зажгла спичку, она горит. Скажите быстро или долго она горела? -Можно детям играть со спичками?
I lei, вы правы. Это опасно для здоровья и даже для жизни человека. Вы не успеете заметить как маленькая искорка от спички может перекинутся на другой предмет и может возникнуть страшный пожар, который разрушит все. Такой огонь беспощадный
и с ним лучше не шутить. И есть специальная служба 01, которая
борется с пожарами.
Ребята, давайте теперь мы посмотрим па доску и скажем кому
какая стихия нужна? (кластеры)
Ребята, если вы помните, мы писали телеграмму астрологу и
приглашали его к нам в гости. Л помните кто такой астролог? (
появляется астролог)
Здравствуйте! Я астролог. Я слышал, что вы сегодня говорите о
стихиях. Л вы знаете, что астрологи тоже изучают стихии. Каждый
из вас родился в определенном месяце, а каждый месяц имеет свою
стихию, а значит и у вас есть своя стихия. Я приготовил для вас
карму стихий, и каждому из вас я подарю па память о сегодняшней
встрече такую карту (показ слайда)
3.Заключительная часть.
Есть па Земле огромный дом под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
1 природою родной земли зовется этот дом.
Так будем же беречь, любить и охранять свой дом!
Да, ребята, паша природа очень богата и красива, и мы должны ее
беречь, охранять и делать все, чтобы она становилась только
красивее.
4. Подведение итога занятия.
Что больше всего вам поправилось па сегодняшнем занятии?
Что было для вас полезным?
Какая стихия вам больше по душе и почему?
Какое пожелание вы хотели бы сказать?
Будьте здоровыми, будьте счастливыми,
Будьте как ясное солнце красивыми!
Будьте веселыми как ручеек!
Теплыми, яркими, как огонек! -Спасибо за пожелание. Па этом занятие закончилось. Спасибо вам за активную работу.
Программное содержание:
- Закреплять знания детей о домашней птице и их детенышах.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы предложениями, состоящими из 2-3х слов.
- Обогащать речь прилагательными, глаголами.
- Закреплять правильное произношение звуков “з”, “зь”.
- Развивать внимание, воспитывать доброжелательное отношение к другим.
Материал: картина “Куры”, игрушки: кукла, заяц, плоскостные изображения петуха, курицы, цыплят, дом- ширма; пластилин, дощечки.
Ход занятия
В: Ребята, посмотрите на зайку, давайте к нему подойдем.
(Подходит к зайке)
Здравствуй, зайка! Что с тобой случилось, почему ты весь дрожишь?
З: Я потерялся, мне страшно.
В: Зайка, а где ты живешь?
З: Я живу на птичьем дворе у девочки Зины.
В: Ребята, поможем зайке найти его дорогу домой?
В (пальчиковая гимнастика): А сейчас давайте поиграем с зайчиком.
Игра “Зайкины ушки”
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
В: Тогда в путь.
(Подходит к картине).
Зайка, на этом птичьем дворе ты живешь?
В: Ребята, посмотрите кто это? (показывает петуха)
В: Что это у петуха?
Д: Гребешок, хвост.
В: Какого цвета гребешок?
Д: Красный.
В: А хвост какой?
Д: Красный, зеленый, желтый (красивый).
В: Вам нравится петушок?
В: Кто мне расскажет про петушка?
(Спрашивает несколько детей).
Ребята, а это кто?
Д: Цыплята.
В: Какие они?
Д: Маленькие.
В: Какого они цвета?
Д: Желтые, желтенькие.
В: А что цыплята едят?
В: (мелкая моторика):
Цып-цып мои цыплятки
Цып-цып мои ребятки
Мои желтые комочки, мои будущие квочки.
В: Цыплята пушистые, расскажите мне про цыплят.
Дети отвечают.
В: С кем гуляют цыплята?
Д: С мамой курицей.
В: Что делают эти куры?
Д: Пьют воду.
В: Мамы охраняют своих цыплят-малышей: “Ко-ко-ко, не ходите далеко”.
З: Где живет Зина, там тоже есть петушок, курочка и цыплята,
З: Да, а вот и Зина, она завет цыплят: “Цып-цып-цып”.
В: Ребята, как зовут девочку?
З: Зина любит цыплят, ухаживает за ними. Хотите поиграть с Зиной?
Кукла: Ребята, вы будете цыплятами, а я буду за вами присматривать.
(Дети изображают цыплят, имитируя, что клюют зернышки, пьют воду).
“Не ходите далеко. Черный кот появился! Скорее бегите ко мне!”
(Дети подбегают) И так 2-3 раза.
В: Ребята, какими игрушками вы любите играть?
(Выслушивают ответы)
И у Зины есть любимая игрушка (показывает зайца). Как зовут этого зайку?
Дети называют.
В: Нет, вы не отгадали. Этого зайку зовут Незнайка. Как зовут зайку?
Дети отвечают.
В: Давайте скажем громко, все вместе: “У Зины зайка. Зайку зовут Незнайка”
Дети повторяют.
В: А теперь скажем тихо (предлагает 3-4 детям повторить). Ребята, вот мы помогли зайчику найти хозяйку, побывали в гостях у куклы Зины. Видели, что Зина любит ухаживать за своими цыплятами. А теперь давайте угостим Зину конфетами, а зайку морковкой. (Предлагает детям пройти и сесть за столы). Перед вами лежит комочек пластилина, он оранжевого цвета. (Показывает способ лепки конфеты и морковки).
Дети выполняют.
В конце занятия дети угощают куклу и зайку конфетой и морковкой, прощаются.
Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий
Введение
Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.
Распределение материала на учебный год
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Примерные конспекты занятий
Сентябрь
1. Предметы, облегчающие труд человека в быту
Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?
Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.
Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.
Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.
2. Моя семья
Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Ход занятия
Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:
Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.
Физкультминутка
У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
План-конспект занятия
« Помоги Зайке сберечь здоровье »
Программное содержание:
Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;
На основе ситуационных моментов формировать умения детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности;
Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на то, как они подросли за лето, стали быстрыми, ловкими, и предлагает поговорить о здоровье, выясняет, как дети понимают слово «здоровье», приводит по словицы:
Здоровье - лучшее богатство.
Здоровому все здорово.
Здоровье - всему голова.
Раз даётся сту к в дверь, появляю тся два мальчика , одетые в костюмы Знайки и Зайки. Зайка одет небрежно: пальто расстегнуто , шнурки развязаны, шарф размотан.
Они здоровают ся с детьми. Зайка зовет детей гулять. Знайка предлагает остаться на занятии и послушать. Он обращает внимание детей на внешний вид Зайки и говорит, что, одеваясь таким образ ом, Зайка вредит своему здоровью. Знайка предлагает детям объяснить Зайке, что он, торопясь, сделал неправильно и почему, предлагает помочь Зайке.
Воспитатель хвалит детей за помощь Зайке, уточняет ответы детей: развязаны шнурки - можно наступить на них и упасть; рас стегнуто пальто - можно простудиться; не завязан шарф - он может зацепиться за что- нибудь, и ребенок упадёт .
Как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться;
- как спускаться по лестнице;
Как одеваться, собираясь на прогулку.
Зайка предлагает неправильные варианты, воспитатель побуждает детей объяснить ему правила, затем предлагает детям показать все это, собираясь на прогулку.
Сказочные герои читают стихотворение-совет и провожают детей на прогулку.
Надеваете пальто, Неприятностей не ждите.
Нужно сразу сделать что? Лучше в зеркало смотрите!
Пуговицы застегнуть, И тогда не упадёте,
А потом уже
и в путь
.
Ничего не разорвёте.
Вы надели
башмаки -
Завяжите все шнурки!
Чтоб в дороге не упаст ь
Чтобы
в
лужу
не попасть.
Можно использовать персонажи
кукольного театра
.
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Доктор Айболит »
Программное содержание:
Через игру познакомить детей с профессией врача и инструментами, необходимыми ему для работы, уточнить представления детей о личной гигиене;
Формировать навыки здорового образа жизни;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
Развивать речь, воображение.
Оборудование:
игрушечное медицинское оборудование (термометр, микстура, бинт, шпатель), ширма, набор «Кукольный доктор», костюм врача, картинки с изображением продуктов,
шапочки с изображением животных.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)
Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем. Я придумала игру-шутку. Называется она «И я тоже». Если я буду говорить , что делаю что-то хорошее, вы добавляйте: «И я тоже»: если плохое - молчите, ничего не говорите, ладно? Запомнили. Начинаем. Только будьте внимательны!
Игра «И я тоже»
Я умею аккуратно ее есть.
Я не слушаю старших.
Я с ребятами дружу.
Хорошо себя веду!
Я на улице гуляю!
Я ребят всех обижаю!
В случае если кт о-нибудь ошибся и сказал: «И я тоже», воспитатель говорит: "Кто это там сказал «И я тоже»? Дайте-ка
я посмотрю на детей, которые обижают своих товарищей!.. Что?..
Не обижаете, просто ошиблись? Это хорошо, надо быть дружными!».
Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, заигралась с вами... Ведь к нам пришел гость. Подождите здесь, а я посмотрю, пришёл ли он к нам.
Воспитатель уходит за ширму и переодевается : Нет, лучше сами отгадайте, кто к вам пришел... Добрый - добрый, в белом халате, в очках... Догадал ис ь? Всех излечит, исцелит, добрый доктор... (Айболит). Прав ильно, а вот и он! (Появляется доктор Айболит.)
Айболит : Након ец-то, я к вам добралс я. Трудно было идти: и ветер, и с нег на пути. Где наши зверята больные? А вот они.
Воспитатель (Доктор Айболит) одевает детям шапочки с изобра-жением животных: зайки, мишки, бегемота, волка и т.д.
Айболит обращается к ребёнку в шапочке с изображением зайки: З айчонок, что у тебя болит ? (Наклоняется к зай чику, слушает его трубкой) Вот оно что! Простудился зайка! Ну-ка зайка расс кажи, как ты мог так прос-тудиться.
Ребёнок рассказывает: Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался з айка!
Со скамейки слезть не мог.
Весь до нит оч к и про мок! (А.Барто)
Айболит
:
Ай-я-яй! Нехорошо бросать
свои
игрушки. Ложись-ка, заинька, в постель, поставим тебе градусник. А ребята тебе принесут и покажут картинки с изображением полезных продуктов, в них много витаминов, которые тебе помогут выздороветь и больше не заболеть.
Игра «Полезное – неполезное»
Айболит: Вот, ребята – молодцы: вы помогли выздороветь зайке.
Айболит: А у тебя, мишенька, что болит?
Ребёнок читает: Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший. (А.Барто)
Айболит: Лапка? Мы ее сейчас перевяжем. А вот игрушки свои нельзя так обижать (открывает чемоданчик, а он пустой) Какой я забывчивый! Я забыл свои инструменты. Вижу у вас имеются предметы, необходимые мне для работы (под-ходит к столу, где размещены предметы, которые необходимы для работы врачу, повару, продавцу) . Выберите мне из всех предметов те, которые нужны мне для работы.
Игра «Кому что нужно»
Айболит: Молодцы! Теперь можно лечить мишеньку. Возьмем бинт и забинтуем ему лапку. Все, мишенька! Есть еще больные.
Айболит: Ой, бегемотики! Они схватились за животики, у бедных бегемотиков животики болят. И почему же у них животики могли заболеть? (ответы детей)
Айболит: Они плохо руки мыли. Ребята, давайте расскажем им, как надо руки мыть.
Надо, надо нам помыться! шагаем
Где тут чистая водица? разводят руками
Кран откроем – ш-ш-ш, вращение кистями рук
Руки моем – ш-ш-ш, имитируем мытьё рук
Щёчки, шейку мы потрём и водичкой обольём.
имитируем мытьё щёк, шейки
Буль – буль – буль – журчит водица, надуваем щёки
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли, имитируем мытьё рук
Нос и щёки не забыли. показываем на щёки и нос
Не ленились вымыть уши показываем уши
И вытерли всё посуше.
Айболит: Какие вы молодцы, научили бегемотиков мыть руки. Ребята, вы очень добрые и заботливые. А мне пора идти других деток и зверюшек лечить. До свидания, ребята ! (собирается уходить, но вдруг что-то вспоминает)
Айболит: Какой же я забывчивый ! Ведь я вам хотел сделать подарок, отдать вам свой чемоданчик. Вы рассмотрите всё и будете сами лечить. Надеюсь, он вам очень поможет. Вот теперь до свидания! (Отдает чемоданчик и уходит за ширму, снимает костюм и выходит)
Воспитатель : Ну, ребята, расскажите, что за гость к вам приходил? (ответы детей) И что доктор Айболит вас лечил? (ответы детей, обращает внимание на подарок). Вы доктору Айболиту спасибо сказали? Молодцы, какие вы хорошие!
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Чтобы быть здоровым »
Программное содержание:
Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Оборудование:
Иллюстрации с изображениями: мальчик, чистящий зубы, и грязный мальчик, книга со
стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр»
Ход занятия
:
Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения
В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последователь-но демонстрируя иллюстрации:
Этот мальчик любит мыло и зубной порошок.
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.