Что такое дворец памяти. The Memory Palace Technique, или Чем подлатать дырявую память? Техника виртуальных дворцов памяти

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Метод Цицерона, Римская комната или метод локусов – названия одного и того же приёма, основанного на построении дворца памяти. После его создания человек может запоминать большие объёмы информации (числа, слова и т.п.) в определенной последовательности. В статье вы узнаете, как построить дворец памяти, как им пользоваться и каких ошибок следует избегать.

Зачем нужен дворец памяти и как им пользоваться?

Дворец памяти – некое пространство с определенными статичными объектами, которое человек может воссоздавать в своём воображении.

Звучит сложно, но на деле это гораздо проще, чем кажется. Попробуйте закрыть глаза и представить свою кухню или своё рабочее место. Получилось? Считайте, что основную часть работы по проектированию простейшего дворца памяти вы уже сделали.

Как подготовить дворец памяти к запоминанию

Шаг первый:

Выберите пространство, которое вы превратите в свой дворец памяти. Лучше взять одну из комнат вашей квартиры, потому что вы там часто бываете, а значит, представить это место в своём воображении не составит труда.

Шаг второй:

Выделите предметы, которые не меняют своего места. Это может быть холодильник, телевизор, картина на стене, раковина, настенные часы, аквариум или кондиционер. Постарайтесь отметить как можно больше таких объектов.

Шаг третий:

Представьте выбранное пространство. В своём воображении последовательно переходите от одного выделенного в предыдущем шаге объекта к другому. Вам нужно убедиться, что вы знаете их расположение и можете мысленно перемещаться между ними.

Шаг четвёртый:

Проработайте очертания каждого из выделенных предметов. Вам не нужно запоминать мельчайшие детали (каждый магнитик на холодильнике, точное изображение картины на стене и т.д.). Вы не должны видеть пятно или что-то совсем непохожее на ваш объект, но и излишний фанатизм только навредит.

Шаг пятый:

Вам нужно определить последовательность, с которой вы будете мысленно перемещаться между выделенными объектами. Проще говоря, создать маршрут. Не делайте его сложным: перемещайтесь слева направо или справа налево. Чем проще, тем удобнее.

Всё, ваш дворец памяти готов к использованию.

Как пользоваться дворцом памяти?

Сначала введу новое слово: локус . Локус – это те объекты, которые вы выделяли в своём дворце памяти, это одна «станция» вашего маршрута.

Важно : можно выделять для запоминания детали одного объекта, например, брать не весь холодильник, а отдельно дверцу, морозильную камеру и т.д. Тогда локусами будут дверца и морозильная камера, а не холодильник в целом.

Механизм использования дворца памяти легче всего продемонстрировать на примере. Допустим, у нас есть случайный набор слов и какой-то маршрут.

Слова: мороженое, футбольный мяч, смартфон, окунь, палитра, жёлудь, лошадь, молоко, любовь, декабрь.

Теперь идём по маршруту и оставляем на каждом локусе по одному или по два слова. Давайте на первых двух оставим по одному, а потом будем оставлять по два.

Допустим, первый локус – книжная полка. Представляем, как на ней между книг лежит тающее мороженое.

Стул. Позвольте своей фантазии положить на него огромного окуня, на которого сверху давит метровый смартфон.

Примечание :
Запоминаемые предметы и локусы должны быть примерно одного размера. Несоответствие реальности допускается. Также, поскольку мы читаем слева направо сверху вниз, то слово, которое идёт раньше, должно быть выше. Именно поэтому смартфон находится над окунем.

Батарея. Представьте, что в неё вколочен большой жёлудь, из которого сверху торчит палитра.

Люстра. За край люстры зацепился пакет молока, в который вцепилась зубами висящая лошадь.

Примечание: У многих существительных воображаемый образ очевиден: нужно запомнить кота – представляем кота, ручку – ручку. Но существуют и абстрактные понятия, образ которых не всегда очевиден (чувства, эмоции, названия городов и стран, имена и т.д.). Тогда нужно использовать ассоциативное мышление. Любовь у меня ассоциируется с сердцем, а декабрь с подарком, потому что у меня в декабре день рождения и Новый год вдобавок. И да, ассоциации могут быть сугубо индивидуальными, нелогичными и странными. Критерий один: вы должны их понимать.

Представляем вешалку, на которую насадили сердце, к которому снизу привязан подарок.

Всё. Мы запомнили эти слова.

Теперь самое интересное: мы мысленно проходим по маршруту и видим на локусах те слова, которые запоминали. Возьмите те же слова или какие-нибудь другие и попробуйте разместить их в своём дворце памяти. Это работает!

Дворец памяти универсален. Пример со словами я взял потому, что он самый простой и повторить это сможет любой новичок. Но вы можете оставлять на своих локусах также и , или даже размещать в своих дворцах памяти целые учебники.

Ошибки, которые часто допускают при создании дворца памяти:

  1. Использование одинаковых локусов. То есть, если у вас на маршруте будет два одинаковых объекта (две абсолютно одинаковые тумбочки, например), вы будете их путать. Это приведёт к ошибкам. Можно использовать однотипные локусы, вроде люстр разного вида или аквариумов разной формы, но одинаковые использовать нельзя.
  2. Ошибки, связанные с передвижением по дворцу памяти. Лучше всего будет выбрать одно общее правило для всех маршрутов и придерживаться его. Тогда вы точно будете знать, что за чем идёт.
  3. Забывание локусов. Вы должны хорошо знать свой дворец памяти. Непозволительно иногда пропускать некоторые из локусов. Регулярно тренируйтесь запоминать или хотя бы просто прогуливайтесь по своему дворцу памяти.

О том, как расширить свой дворец памяти и запоминать больше и быстрее, вы можете прочитать в .

Как это правильно сделать?

Общий принцип создания дворцов памяти

Первый шаг — выберите место его «постройки» . Пространство для создания дворцов памяти вы можете придумать (например, составить план некоего небольшого городка или представить дом/квартиру/комнату своей мечты) или же представить хорошо вам знакомую территорию (свою квартиру, дачный участок или что-либо похожее).

Второй метод надежнее, так как в данном случае на этом этапе вам ничего не надо запоминать — только представить уже что-то давно знакомое. Тем, кто только учится создавать дворцы памяти, специалисты советуют начинать именно с этого варианта.

Далее для каждого объекта, который вам надо запомнить, выделите область в вашем «дворце»/«квартире»/«городе» памяти и продумываете ассоциацию с ним. Эти области принято называть опорными пунктами. Ассоциации всегда очень индивидуальны, и подчас вы можете сами себе удивиться, почему так? В данном случае не обращайте на это внимание — выбирайте то, что вам легче всего запомнить . Например, вы студент, который хочет выучить к завтрашнему 20 билетов по географии. В таком случае разбейте выделенное под «дворец памяти» пространство (предположим, гостиную) на 20 условных зон — по одной на билет. И дальше выстраивайте ассоциативные цепочки для каждой зоны.

Предположим, билет «Реки Европы» — это буфет. В буфете стоят голубые вазы (символизирующие реки). Самую большую вазу мы купили, когда плыли по Волге на пароходе (Волга — самая длинная река Европы). Мы плыли 35 дней, а на пароходе ночевали только 30 ночей (3530 км — длина Волги). (Далее вы придумываете историю про объекты в билете и раскручиваете цепочку).

А вот телевизор — это будет билет «Животные Австралии». В комнате работает телевизор, идет передача про животных Австралии. Здесь много очень забавных эндемиков. Сначала показали утконоса, а затем — броненосца. А вот книжная полка. На книжной полке стоит атлас, а в атласе — большая политическая карта. Атлас довольно толстый, в нем около 240 страниц (примерное количество стран).

Некоторые нюансы строительства дворцов памяти

Если вам надо запомнить сведения о людях , то им тоже надо отвести в вашем «дворце памяти» определенные зоны — привязать к опорным пунктам. Самими простыми ассоциации станут вроде «Игорь любит вкусно поесть — поэтому он холодильник», «Таня постоянно жалуется, что мало спит, — она кофеварка» и «Вася не вылезает из онлайн-игр — он компьютер». Здесь главное, чтобы вы сами могли быстро вспомнить, кто с чем у вас ассоциируется.

При запоминании последовательности важно быстро придумать историю, связанную с уже расставленными по зонам дворца памяти персонажами или объектами. Например, сначала я решил позавтракать и пришел к холодильнику (один объект). Я взял сыр, а потом подумал, что бутерброд с сыром еще лучше и подошел к хлебнице (второй объект). Но бутерброд надо чем-то запить, а что может быть лучше с утра, чем чашечка свежезаваренного кофе, и поэтому я пошел к кофеварке (третий объект). Более подробно про то, как запомнить последовательность , читайте в соответствующей статье.

Практический совет по запоминанию последовательностей во «дворце памяти»: чем необычнее будет ассоциация и чем большие эмоций она у вас вызывает, тем лучше (при этом не важно, хорошие или плохие, в принципе плохие считаются даже более надежными). Запомнить что-то экстраординарное проще, чем обыденное. В ход хорошо идут нелепости и абсурдности.

Еще один совет относится со всем «дворцам памяти», вне зависимости от цели их «постройки». «Первый блин комом» — эта поговорка применима и к данной мнемотехнике, поэтому прежде чем запоминать действительно важные и объемные данные, потренируйтесь на чем-либо менее важном и простом . Если вы хотите запомнить что-то надолго (а не в режиме «сдал — забыл»), по «дворцу» придется периодически «гулять».

Если вы не уверены, что у вас получится освоить данную мнемотехнику или что результаты могут оказаться не такими высокими, ознакомьтесь с выступлением Джошуа Фора «Трюки памяти, на которые способен каждый» (Joshua Foer «Feats of memory anyone can do»).

Поделиться статьей:

Многие поклонники знаменитого сыщика знают: как в повседневной жизни, так и для раскрытия преступлений он любил использовать технику запоминания дворец памяти. Что это такое, в чем его преимущество и можно ли этому научиться самостоятельно?

Как это работает?

Дворец памяти называют еще фотографическим методом запоминания информации, а также Чертогами разума. Это метод, позволяющий легко замечать и сохранять в памяти большое количество самой различной информации, при этом не прилагая особых усилий.

Человеческая память состоит из ячеек для информации. Во время обычного учебного процесса наступает переполнение ячеек, после чего мы понимаем, что больше запоминать и анализировать адекватно уже не можем. Приходит усталость и хочется отдохнуть. Метод мнемоника позволяет раскладывать информацию по ячейкам памяти малыми порциями, связывая их воображаемыми логическими нитями таким образом, что перенасыщения ячеек не происходит. Это очень хороший метод, если ваша основная деятельность связана с запоминанием и анализом множества разных мелочей. В процессе восприятия информации мыслитель должен представить и логически привязать кусок информации к определённому месту в своем воображаемом пространстве.

Вы представляете все имеющиеся факты воочию, будто они лежат перед вами все вместе на столе – это удобно. А чтобы информация не забылась и не потерялась, следует периодически наведываться в свои чертоги-дворец-комнату, а ещё лучше – пошагово, не спеша расширять границы.

Как построить Дворец памяти

Для создания Дворца используются несколько видов памяти: тактильная, зрительная, слуховая и эмоциональная. Если слажено работают эти участки мозга, а также вы не жалуетесь на чересчур зажатое воображение - то у вас есть все шансы научиться пользоваться этой техникой.

Прежде всего Дворец – это пространство, вам удобное и понятное. Начинать можно с одной воображаемой комнаты, раскладывая в ней всю важную информацию. Затем можно расширять пространство, добавляя другие комнаты.

Чтобы вам хотелось посещать свои чертоги разума почаще, придумайте пространство – комнату, дворец – своей мечты. Можно просто представить место, где вам приятно находиться – библиотека, комната, домик в деревне бабушки и др. Второй вариант хорошо подходит для тех, кто только начинает осваивать методику запоминания.

Дальше в игру вступает воображение и так называемые опорные пункты. В воображаемом месте к определенным предметам следует привязать ассоциации, которые должны быть связаны с ощущениями. Например, вам нужно запомнить компанию лиц и их пристрастия. Допустим, для запоминания мы выбрали однокомнатную квартиру. Теперь предметам в комнате следует присвоить привычки людей. Допустим, Рита любит сосиски, значит Рита будет миской. Миша – писатель, Миша – ноутбук на столе. Оля – юрист, значит она – весы на книжной полке. С такими ассоциациями нужная информация не только легко уложится в голове, но и надолго запомнится.

Упражнения для развития фотографической памяти

Попросите товарища выбрать и разложить на столе несколько разных предметов. Потратьте немного времени на их запоминание. Затем отвернитесь и попытайтесь составить точный список на бумаге. На все следует уделять минимум времени.

Чтобы усложнить задание – попросите товарища, пока вы не видите, поменять предметы местами, убрать какой-нибудь предмет, а вместо него положить незнакомый. Если вам становится легко выполнять задание – добавьте предметов!

Для тренировки этого метода также поможет родной город. Проложите нестандартный для себя маршрут: представьте в подробностях и как можно скорее, по каким местам вы будете проходить, соединяя две точки – начала и конца пути.

Можно воспользоваться способом, указанным в видео:

Тренируйте мозг регулярно, постепенно увеличивайте нагрузку. Приучите себя смотреть на мир другими глазами, подмечая мелочи, на которые, казалось, никто больше не обращает внимания. Сосед на третьем этаже убрал цветок с окна, соседка выгуливает собаку мало, зато часто, у коллеги появились новые очки и так далее.

Старайтесь подбирать наиболее яркую, можно нелепую ассоциацию – чем необычнее, тем лучше она запоминается.

Прежде чем запоминать ценные данные в большом количестве, вначале потренируйтесь на чем-то менее важном.

Если не получается с первого раза - пробуйте ещё! Мозг – это та же мышца, только по-особому работающая. Относитесь к этим тренировкам так же терпеливо, как и в любимой спортивной секции.

Сегодняшний темп жизни и скорость обновления научных и практических знаний, используемых современным человеком в работе, да и в повседневной жизни, ставит перед многим вопрос о том, как запоминать больше и помнить дольше значимые объемы разнообразной информации.

К сожалению, в большинстве учебных заведений не преподают такую дисциплину, как мнемоника, обучающую различным техникам, способам и методам запоминания и хранения знаний. «Дворец памяти» — одна из древнейших мнемотехник. В этой статье мы расскажем о ее истории, различных модификациях и возможностях практического применения.

Как работает память?

Не углубляясь в научные изыскания, напомним, что же это за процесс - память. Информация, попадающая в наш мозг, проходит четыре основных этапа:

Запоминание;

Сохранение;

Извлечение;

Забывание.

В процесс запоминания вовлекаются все органы чувств, фиксирующие поступающую информацию: глаза, отмечают цвет и яркость шрифта, нос улавливает запах библиотеки или свежей типографской краски, уши слышат шуршание страниц, а руки «помнят» тяжесть книги и фактуру ее обложки.

После получения всей информации мозг посредством нервных импульсов передает все сведения в гиппокамп - особый парный участок коры головного мозга, выполняющий функцию контроля за качеством сохраняемой информации. Согласно исследованиям, именно этот участок мозга некоторое время удерживает выделенные в потоке нервных импульсов важные данные, а затем перенаправляет их в кору полушарий, где и находится основное хранилище. Таким образом, гиппокамп отвечает за кратковременную, а кора мозга - за долговременную память.

Однако всегда перед человеком остро стояла проблема нахождения необходимой информации в нужное время в «закоулках» своей памяти.

Немного истории

В процессе повествования об искусстве памяти и используемых мнемонистами техниках и приемах постоянно вспоминается крылатая фраза о том, что все новое - это хорошо забытое старое. Большинство мнемотехник, успешно применяемых сегодня, были описаны еще в 82 году до н. э. в кратком пособии по риторике Rhetorica ad Herennium. Изложенные в этом фолианте мнемонические способы, техники и тренировки памяти довольно широко использовались как в древние, так и в Средние века.

Юрист Питер Равенна, живший в XV веке, использовал такую технику, как дворцы памяти, для запоминания слов и цитат. Причем количество дворцов в его случае исчислялось не десятками, а тысячами, и в них в алфавитном порядке хранились ключевые фразы и цитаты по важным для него темам. Об этом методе он рассказал в своей книге «Феникс», вышедшей в конце XV столетия.

Наравне с логикой, грамматикой и риторикой, методики являлись основой классического европейского гуманитарного образования. Студентов не только заставляли заучивать материал, но и объясняли, каким образом это делать.

Современные политики и бизнесмены прекрасно знают, как построить дворец памяти и использовать эту мнемотехнику для достижения собственных целей.

Кто автор?

Сегодня невозможно точно определить, кто же первым создал и использовал методику запоминания огромного количества имен, исторических дат, цитат и фактов - древнегреческий поэт Симонид или римский оратор Цицерон. Суть используемой ими техники состояла в том, что необходимую информацию они располагали в хорошо знакомом им здании. В воображении они наполняли комнаты этого строения образами, ключевыми словами - в общем, всем тем, что хотели запомнить. В дальнейшем в любое время можно было воспроизвести в воображении само здание, пройтись по нему и вспомнить все, что необходимо. Позднее эту методику стали называть дворец памяти, метод Цицерона, техника дорог.

Римские комнаты, или дорога Цицерона

Если учесть, насколько давно жил древнеримский оратор и философ не придется удивляться тому, что ему приписывают несколько вариантов использования мнемотехники. Согласно одной из версий, готовясь к публичным выступлениям, он ходил по многочисленным комнатам собственного дома и располагал в них различные тезисы, цитаты и даты. Выступая, он мысленно повторял свой путь и выдавал необходимые сведения. Другая версия гласит, что для запоминания этот римский ритор использовал дорогу, по которой ежедневно ему приходилось ходить. Конечно, будучи наблюдательным и внимательным человеком, Цицерон знал все ее особенности, к которым и «привязывал» нужные ему предметы, факты и т. д.

Религиозная история

В Средние века, особенно во времена инквизиции, перед служителями церкви особо остро вставала проблема запоминания больших объемов различной информации. Религиозным деятелям того времени нужно было не только знать Священное Писание и молитвы, но также помнить все типы, виды прелюбодеяний, грехов, да еще и признаки ведьм... Именно в это время мнемоника становится тайной областью знаний. Человек, способный обучить других помнить все самое важное, очень высоко ценился в то время. Вряд ли той эпохи читали или слышали о таких мнемотехниках, как дворец памяти или дорога Цицерона. Они придумали и использовали схожую методику, называемую театрами памяти. В воображении создавали помещение с четырьмя стенами, на каждой из которых располагалось по несколько ярусов со множеством мест. Заполняя подобные «театры», священнослужители запоминали всю необходимую им религиозную информацию.

Джулио Камилло пошел дальше и создал реальный театр памяти, выстроенный из дерева, который был подарен французскому монарху. Туда могли входить два человека: сам Камилло и король, где правителю объясняли, как запомнить все, что угодно.

Чем прославился Маттео Риччи?

Средневековый католицизм прославился стремлением «привести» к своей «истинной» вере народы, исповедовавшие другие религии. Одним из католических миссионеров в Китае XVI века был иезуит Маттео Риччи. Это был образованнейший человек своего времени: математик и картограф, переводчик, сумевший впервые установить постоянные культурные взаимоотношения между китайским обществом и христианской Европой. Кроме того, в истории его имя сохранилось и из-за блестящих мнемонических способностей, благодаря которым он стал первым, и на долгие годы единственным европейцем, сумевшим выдержать в Китае экзамен на получение высокой государственной должности.

Иезуитская мнемотехника

За десять лет Риччи, взявший в Китае имя Ли Ма-доу, не только сумел выучить китайский язык и несколько региональных диалектов, но и прослыть весьма мудрым и ученым человеком. В этом ему помогло не только блестящее образование, но и владение иезуитской мнемотехникой, которой он обучал китайцев. Дворец памяти Маттео Риччи строил исходя из объема материала, необходимого для запоминания. В самых сложных случаях могло состоять из множества различных по высоте и размерам сооружений, соединенных между собой. Риччи считал, что для лучшего запоминания можно использовать не только дворцы, но и различные бюрократические учреждения и храмы, декоративные беседки и Именно в такой «составной» дворец памяти он предлагал своим китайским ученикам помещать образы и понятия, необходимые для запоминания. Китайцы воспользовались предложенной им методикой, но в католическую веру не перешли. Следует отметить, что современные буддисты почитают Маттео Риччи как бога-покровителя всех часовщиков — Ли Ма-доу.

В чем суть метода?

Независимо от того, как называют эту мнемотехнику - техникой опорных образов или локаций, методом матриц или геометрических мест, дворец памяти или чертоги разума, основа ее эффективности всегда одна. Человек создает в своем воображении образ хорошо знакомого и эмоционально близкого пространства, неважно, комната ли это в студенческом общежитии или Рыцарский зал Эрмитажа, рабочий офис или любимый уровень компьютерной игры DooM или Heroes of Might and Magic.

Фактическая информация, которую необходимо запомнить, превращается в яркие ассоциативные образы, размещаемые в воссозданном в воображении человека, хорошо знакомом и эмоционально приятном пространстве. Когда возникнет необходимость вспомнить тот или иной факт, припоминаете, куда вы его поместили, и оправляетесь в мысленное путешествие по дворцу памяти, своей комнате или уровню компьютерной игры.

Психологические механизмы

Такие мнемонические техники, как дворец памяти или метод локуса, используют превращение запоминаемой информации и фактов в яркие визуальные картинки, помещаемые и связываемые с определенными точками эмоционально значимого и знакомого пространства. В результате таких интеллектуальных манипуляций мозг создает новые нейронные связи и ассоциации между сведениями, которые необходимо запомнить и в дальнейшем воспроизвести, и образом того или иного места. Благодаря чему в результате образной визуализации и проработке развивается человеческая память.

В самом начале, только осваивая эту технику, лучше ограничиться небольшим и очень хорошо знакомым помещением, к примеру, собственной комнатой. Итак, что же нужно сделать, чтобы «возвести» собственный дворец памяти? Методика проста, вот основные шаги:

1. Определиться со своим дворцом памяти. На первых порах, для того чтобы разложить воспоминания, может хватить письменного стола и Если не хватает, то можно использовать и остальные предметы мебели и пространство. Вместо комнаты можно «выстроить» факты вдоль вашей дороги на занятия или работу. Дворец памяти или метод локуса лучше всего работает, позволяя размещать большее количество запоминаемой информации, когда воспроизводимое в воображении пространство реалистично и детализировано.

2. Прокладываем маршрут. Создав собственный «ментальный» дворец, важно продумать пути вашего передвижения по нему. Если нужно запомнить информацию в строго определенном порядке, то и маршрут передвижения должен быть очень четким и желательно простым. Проще всего использовать в воображении тот же путь, что существует в реальности. Например, войдя в комнату в первую очередь вы видите телевизор, затем диван, а только потом - рабочее место.

3. Выбираем хранилища. Очень важный шаг, так как при использовании методики (дворец памяти/разума) вам предстоит расставить по этим местам все необходимые цифры, факты и имена. Стоит помнить о том, что на один предмет можно накладывать одну мысль, иначе возможна путаница, и метод окажется бесполезным. Желательно, чтобы предметы заметно отличались друг от друга, так будет проще вспоминать.

4. Помните: дворец памяти - техника, эффективно работающая только в том случае, если вы знаете созданный вами дворец, как свои пять пальцев, и помните наизусть все его детали. Те, кто практикует это метод, рекомендуют нарисовать чертеж ментального хранилища и обозначить на нем места, где хранится информация. Сверяя виртуальный образ с нарисованной вами схемой, вы сможете проверить, насколько точно вы привязали его к предмету.

Как его использовать?

Но вот все подготовительные этапы пройдены, и, наконец, к запоминанию готов ваш дворец памяти.

Методика его наполнения довольно проста: нужно заполнить небольшим количеством информации каждый предмет. Чем больше характеристик - тем лучше. Представляйте запах, цвет, фактуру и текстуру каждого предмета, наделите его той или иной эмоциональной окраской. Если предстоит запомнить большой объем связной информации, то разместите ассоциативные предметы последовательно, связав их между собой. Чем более экстравагантными и даже абсурдными будут использованные вами ключи и образы - тем лучше. Например, Белый Медведь в Валенке размера 6 Максимум поможет вам легко вспомнить марку и модель нового суперавтомобиля от известного концерна.

Вместо заключения

Не стоит надеяться, что дворцы памяти - это легкий и быстрый способ подготовиться к экзамену или публичному выступлению. На самом деле это доступная методика, благодаря которой действительно можно улучшить память. Вот только заниматься придется регулярно, постоянно тренируя собственное воображение и различные виды памяти. Начать можно с малого - со своего рабочего места или комнаты. Главное, чтобы каждое воспоминание «лежало» на своем месте, ведь тогда его будет легко отыскать. Древние говорили о том, что дорогу осилит идущий, так, может, пора в путь?

В прошлом люди придавали совсем иное значение памяти. Запоминание было возведено в ранг науки и искусства. Прежде чем быть записанными, многие учения передавались из уст в уста на протяжении веков. Да и обычное для нас чтение про себя вошло в привычку не так давно. Раньше люди проговаривали то, что читали и это было единственным нормальным способом читать. В наш век избытка информации, заменой памяти стали компьютеры, гаджеты и другие внешние носители информации. Действительно, зачем нам память, когда есть ?

Но бывало ли с вами, что вы не могли вспомнить имена главных героев только что прочитанной книги?

Или вас поражала своей глубиной какая-то цитата, но воспроизвести ее по памяти не было никакой возможности? Оставалось только сокрушаться, как бы она пришлась к месту на вчерашней встрече.

Как не опозориться на конференции и вспомнить свою речь?

А как насчет подготовки к экзаменам? Неприятное занятие, не правда ли? Есть ли способ сделать его легче?

А что вы делали в прошлую среду?

Что позавчера ели на завтрак?

Как вы себя чувствуете когда вас просят рассказать о достопримечательностях того места, куда вы в последний раз ездили?

Конечно нет надобности помнить все — большинство окружающей нас информации — мусор. Но как отличить мусор от того, что важно, если память не работает? О чем говорить с друзьями? Как заинтересовать понравившегося человека?

Вот несколько простых методик для улучшения памяти.

1. Дворец памяти.

Этот метод задействует основной принцип мнемоники — вдумчивое кодирование. Каждый из нас до мелочей помнит хотя бы несколько близких его сердцу мест. Это может быть дом, в котором мы живем сейчас или жили в детстве, дом бабушки и дедушки, городская улица, парк, дорога до работы, любимый музей и т.д. Мы можем воспроизвести по памяти все уголки этих мест, поэтому эти места идеально подходят для того, чтобы быть так называемыми дворцами памяти. Суть метода — сначала мысленно воссоздать пространство, которое вы хорошо знаете, а затем начинить его тем, что вы хотите запомнить, расположив каждую вещь на определенном месте. Когда потребуется извлечь эту информацию, нужно просто прогуляться по дворцу памяти, встречая на своем пути помещенные туда предметы и образы.

Важно отметить, что чем необычнее будет образ, тем легче он запомнится. Любую скучную вещь, которую нужно запомнить, нужно превратить в нечто яркое, удивительное и непохожее на все виденное ранее, так что ее просто невозможно будет забыть.

Данный метод идеально подходит для запоминания хронологии событий, представителей исторических династий, разного рода списков, новых знакомых на многолюдной вечеринке.

2. Эффективное запоминание стихотворений и дословное запоминание текстов.

К сожалению, запоминание слов - это именно то, к чему наш мозг плохо приспособлен. И в данном случае использование только одного метода дворца памяти не будет эффективным, так как крайне сложно подобрать устойчивые образы для таких абстрактных понятий, как, скажем, эмпатия. Также сложно визуализировать предлоги, местоимения и знаки препинания. Но чтобы выучить стихотворение, нужно запомнить каждое слово, которое оно содержит. Выход — выработать систему изображений для предлогов, местоимений и знаков препинания, а абстрактные незапоминающиеся слова разбивать на слога, каждый из которых будет иметь свой символ. Например, слово эмпатия можно представить как Эмму Томпсон (эм), танцующую на вечеринке (пати).

3. «Главная система» для запоминания цифр.

Система изобретена еще в 17 веке искусствоведом Иоганном Винкельманом , однако мнемоники ее используют и по сей день, запоминая числовые ряды, состоящие из сотен, а то и тысячи цифр. Суть — трансформировать цифры в фонетические звуки, а звуки — превратить в слова, получив образы для своего дворца памяти. Например, число 3 похоже на перевёрнутую букву М, 8 — на Ф и так далее на ваше усмотрение (главное, запомнить соответствия). Тогда, например, число 3826 (МФНБ) можно представить как «МатФея, смотрящего на НеБо». Суть та же и для более сложных числовых последовательностей.

4. Интеллект-карты.

Данное направление активно продвигает мнемоник и, по совместительству, успешный коммерсант Тони Бьюзен . Для создания собственной карты вам понадобится лист бумаги и цветные фломастеры. Суть системы — человек создает мысленную карту, рисуя линии от главных идей к второстепенным, далее разветвляясь к третьестепенным и т. д. Идеи формулируются несколькими словами и по возможности иллюстрируются образами. Получается нечто похожее на цветную паутину ассоциаций. И поскольку эта схема наполнена цветными образами, расположенными по порядку на одной странице, она функционирует как дворец памяти, перенесенный на бумагу.

Данный метод особенно хорошо подходит для конспектирования лекций, разбора сложных запутанных вопросов, так как требует осознанного подхода к информации.

Человеческий мозг эволюционировал в процессе естественного отбора в условиях, совершенно отличных от тех, в которых мы живем сегодня. Потребности наших древних предков — охотников и собирателей сформировали тот мозг, которым мы пользуемся в нашу информационную эру. Вот почему всем нам легче дается запоминание зрительных образов и пространств, чем цифр и абстрактных категорий.

По сути, все техники запоминания основываются на том факте, что наш мозг не всю информацию запоминает одинаково хорошо. Преобразовывая ту информацию, которую наш мозг сохраняет с трудом, в ту, для хранения которой он был предназначен, можно значительно улучшить свою память.

С другой стороны, возникает вопрос — зачем же развивать свою память в век гаджетов, способных хранить ? Ответ — хотя бы для того, чтобы быть более внимательным к миру вокруг и не потерять себя в нем, связывать понятия, генерировать новые идеи и создавать произведения искусства. Ведь наши воспоминания делают нас теми, кто мы есть.

По материалам книги «Эйнштейн гуляет по Луне «. Автор Джошуа Фоер

Купить книгу у наших партнеров —>