Сад 15 камней в японии. Сад камней в японских традициях на даче

(17 оценок, среднее: 4,29 из 5)

Сад камней («сухие воды и горы») как культурно-эстетическое сооружение появился в Японии в середине ХIV века. Булыжник любой формы или осколок скалы для японцев символизирует нечто божественное, священное. Несколько веков назад у этого народа считалось, что в местах наибольшего скопления камней, самых совершенных природных творений, обитают боги. Возводить каменные сады монахи стали из желания стать ближе к богам. Значительно позже, помимо украшения территории возле дома, карэсансуй стал местом для уединённых размышлений и медитаций, помогая отстраниться от мирской суеты и в каменных изваяниях увидеть изящную прелесть простоты.

Карэсансуй

По японской традиции, сад камней представляет собой ровную площадку прямоугольной формы. Открытое пространство символизирует свободу, раскрепощённость, безбрежность мира. Невысокая глинобитная ограда с трёх сторон композиции создаёт ощущение закрытости, уединённости. В Японии вода - символ тёмного женского начала, а камень - светлой мужской силы. Поверхность сада камней, олицетворяющая океан, засыпается песком, мелкой галькой или гравием. Каменные глыбы, на первый взгляд хаотично разбросанные, располагаются по схеме, подчинённой традициям дзен-буддизма.

Сад 15 камней

Одним из самых известных каменных садов является сад храма Рёан-дзи, или сад 15 камней, построенный в 1499 году. По его подобию построено большинство каменных композиций при храмах Японии.

На площадке, засыпанной белым гравием, расположено 15 тёмных булыжников в первозданной форме, разделённых на пять групп. Каждая каменная группа обсажена зелёным мхом, а гравий «причесан» граблями вдоль длинной стороны сада и кругами вокруг «островов». Каменная композиция построена таким образом, что пятнадцатый элемент всегда остаётся невидимым . Увидеть все 15 камней возможно только паря в высоте.

В ХVIII веке практически все постройки храма Реандзи были уничтожены пожаром. И только каменная композиция сохранила свой первозданный вид до наших дней. Монахи считают что лицезреть весь сад способен лишь «просветлённый».

Галерея: сад камней (25 фото)













Создание японского сада

Обустройство японского сада на даче своими руками потребует колоссального терпения и максимальной кропотливости . Чтобы композиция выглядела гармонично, необходимо соблюсти некоторые принципы обустройства японских каменных садов .

  • Ощущение пустоты - это первое впечатление при созерцании японского сада камней. Открытые и заполненные участки должны гармонировать .
  • Расположение каменных групп ориентируется на определённую точку созерцания. Традиционно место наблюдения устанавливается с северной стороны садика, чтобы полуденное солнце не ослепляло смотрящего.
  • Японский каменный сад асимметричен. Не допускается размещение камней и других элементов одного размера и избегается параллельность относительно ландшафта, построек или друг друга.
  • Проектируя сад камней на даче, следует ориентироваться на основополагающий принцип размещения объектов - семиугольную геометрическую сеть линий. Все элементы устанавливаются на точках пересечения линий семиугольника. Размер выбранной под каменную композицию территории может быть любой, но чем она больше, тем вероятней вписать весь семиугольник в пространство и получить визуально более просторный сад .
  • Вся площадь японского сада засыпается песком, галькой или щебнем. Затем, имитируя водную рябь, граблями наносится волнообразный рисунок.

Основные и декоративные атрибуты

Камень

Важную роль при создании японского сада своими руками играет выбор камней . Все отобранные экспонаты должны безупречно сочетаться и подчёркивать гармоничность пейзажа.

Декоративные элементы

Использование малых архитектурных форм придаёт композиции законченность.

Дорожки

Если площадь сада позволяет, тропинки из плоского камня, бетонной плитки или кирпича станут символическим дополнением каменной композиции. Дорожка в японском каменном саду имеет смысл жизненного путешествия . Извилистая, без чётких геометрических форм, дорожка призвана провести своего посетителя через сад по всем точкам созерцания и неспешно рассмотреть все картины сада.

Укладывая элементы тропинки, необходимо избегать образования чётких квадратов и пересечения четырёх линий. Камни или кирпичи не укладываются вплотную, между ними остаётся как минимум сантиметровый зазор, в который можно посадить мох или траву. Удобная и прочная, с мягкими изгибами, тропа должна гармонировать со всеми элементами японского сада, не привлекая к себе внимание яркостью и чёткой графикой.

Процесс создания

При правильной расстановке каменных групп возникает ощущение вечности и постоянства.

Оформив свободную часть своего приусадебного участка в традициях японского сада камней, вы получите комфортабельное место для уединения, где можно поразмышлять и очистить сознание от повседневной суеты .

На вопрос Знаменитый Сад камней. а сколько камней в нём? и где сад? , как называется? какая философия их. спасибо! заданный автором Виктор Кузненцов лучший ответ это Доброе утро!
Ко всему вышесказанному хочу добавить немного, если позволите.
В вопросе прозвучало слово "философия". Любой из японских садов можно назвать садом камней, так как японцы, в отличие от европейцев считают, что высшим творением природы является не человек, а камень. Следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире. Это философское заключение гораздо старше первых садов, появившихся в Японии, оно объясняет во многих слцучаях блогоговейное отношение к камню как к материалу. Основной принцип сбалансированных композиций основывается на выборе трех камней сюсеки, фукусеки и киакусеки (главного и двух подчиненных). Число "три" - может означать и три сокровища буддизма или буддийскую триаду. Сад Рёандзи, или сад Храма Умиротворённого дракона, о котором Вы, Виктор, задали вопрос - из всех садов для созерцания, выполненных в технике сухого ландшафта, самый выразительный и исполненный глубокого смысла. Всю композицию иногда называют "Тигрица, переводящая тигрят через бурный ручей".
Думаю, что ответила на Ваш вопрос полно. Очень люблю японскую культуру. Сама уже наметила на участке - где будет находиться мой японский сад. Придумала идею (это главный духовный элемент сада) , сочинила хокку, нарисовала, уже есть водоем, пытаюсь сделать из обычной вишни нечто вроде садового бонсаи (вот уже 5 лет). Но вот с камнем - проблема. Нет у нас поблизости ничего подходящего. Ищу и надеюсь. С уважением, Таня. Спасибо за вопрос. Татьяна
Мудрец
(18369)
Виктор, завидую Вам белой завистью. Сама бы с удовольствием побывала там, но...
Я уже всем прожужжала уши своим японским садом. Мало энтузиастов, к сожалению.
Мне очень близок их минимализм, если так можно выразиться. Собрала целую библиотеку о японских садах, символизме и т.д.
Сама пробую сочинять хокку. Тяжело - прямо расчестка для мозгов. Еще раз спасибо за вопрос. Таня.

Ответ от Приспособляемость [гуру]
Сад камней (яп. 枯山水 Карэсансуи?) - культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати (1336-1573).


Ответ от Вровень [гуру]
Садов камней в Японии существует множество. Один из известных - сад Рёандзи. 15 камней различной формы размещены таким образом, что с какой бы стороны, с какой бы позиции не смотреть, но видны будут только 14 камней. Таким образом показывая, что мир вокруг нас непознаваем полностью.
В своё время знаменитый советнский журналист-японовед Цветов написал свою книгу "Пятнадцатый камень Рёандзи" в которой попытался раскрыть тайны японской души.


Ответ от Вера [гуру]

Одним из самых известных садов камней является cад пятнадцати камней храма Рёан-дзи. Сад построен, как считается [источник не указан 250 дней] , в 1499 году мастером Соами (яп. 相阿弥,умер в 1525 году) . Подобные сады характерны для многих дзэн-буддийских и сингонских храмов Японии.
Представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад - 30 м, с юга на север - 10 м) , засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 черных необработанных камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.
С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. Иногда, однако, создаётся впечатление, что видны 15 камней, так как отдельные камни, из-за своей неправильной формы, воспринимаются как два. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления» .
Сад является частью храмового комплекса, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать - только находясь на веранде храма.
Камни
Эстетические свойства необработанного камня больше всего применяются в архитектуре сада камней. Но и в других разновидностях японского сада камни являются основным элементом. Также камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка.

А сегодня речь пойдет о Саде камней. Теперь вот ещё какая штука: по договоренности некоторые дневниковые обзоры (например этот) будут впервые опубликованы на http://razgovor.org . Для нас с вами это выглядит безобидно: в течение первых 8 дней в дневниковой заметке будет не полный текст, а только его начало и кнопка, которую надо нажать, чтобы прочесть полностью там.

Все мы с детства слышали о японском чуде - про знаменитый Сад камней. Лично мне о нем рассказывал отец, который в Японии не был, зато читал книгу то ли Гранина, то ли Цветова, то ли кого-то еще из видных советских классиков. Неудивительно, что Сад камней представлялся мне следующим образом:

1. Это огромное поле, соток на триста, усаженное аккуратной японской карликовой травой и сакурами-бонсаями. А еще там наверняка щебечут птицы-бонсаи колибри.

2. На этом поле стоит множество самых красивых в мире камней удивительных форм и расцветок.

3. Бродя по тропинкам сада, посетители пытаются увидеть все камни, но это невозможно: камни расставлены настолько хитро, что из любой точки пространства, хоть бегай, хоть прыгай, всегда какой-нибудь один не виден - но всякий раз другой. Как сделан этот фокус - до сих пор не могут понять современные доктора геометрических наук. От того посетители проникаются величием восточной философии и выходят через главные ворота обратно в мир сильно поумневшими.

Что-то мне подсказывает, что большинство из вас тоже представляло себе сад камней примерно таким образом. Именно поэтому действительность так разочаровывает. То, что вы видели на самом первом снимке - вовсе не Сад камней, это просто красивая фотка. Так что же на самом деле представляет из себя хваленый Сад камней? Тот самый первый Сад камней (Сад пятнадцати камней храма Реандзи в Киото), от которого пошло само понятие и многочисленные подражания? Тот самый, о котором столько говорят, пишут и слагают стихи?

1) Знаменитый древнейший Сад камней представляет собой площадочку размером с автостоянку для маленького офиса. У новорожденных отечественных стоянок нередко тоже так случается, что она уже засыпана гравием, но асфальт строители еще не положили - потому что оказалось, что строительный мусор подрядчики толком не вывезли и он кое-где выпирает из земли.

2) Сад камней - совсем не сад, а скорее театр. В этом саду ничего не растет и не щебечет, и гулять по нему нельзя. Возле него можно только сидеть. Со всех трех сторон сад надежно огорожен каменной стеной в пестрых разводах. Я думал - древнее японское граффити, но пригляделся - просто застарелые потеки воды. С четвертой стороны расположен импровизированный зрительский зал - два дощатых ряда для сидения и созерцания. На этих местах рассаживаются туристы и созерцают Сад камней. Что же они видят?

3) На покрытой гравием площадке набросаны пять кучек камней (предположительно базальт или гранит) самого заскорузлого и непрезентабельного вида. Обнаружить их всех не так просто: некоторые вовсе не выглядят камнями - они полностью вкопаны в грунт и на уровне земли видны лишь их макушки. Камней всего 15, но один из них действительно не виден. Но в этой невидимости нет никакой особой хитрости и фокуса. Проблемных камней ровно два: если ты сел в партере справа, загорожен соседями самый дальний из левой кучки, если сел в партере слева - не виден крайний правый. Вот и вся загадка.

Во всех туристических путеводителях заявлено, что именно про этот сад знаменитый японский поэт Басе писал:

То ли стихотворение посвещалось другому саду, то ли бедняга не знал, что в саду традиционно не цветут ирисы, а беседовать с друзьями в храмах не принято. Также специальные таблички запрещают выпивку с другом и ответы на его мобильные звонки...

Ну хорошо, а что видят и чувствуют посетители сада камней? Понятно, европейские туристы щелкают фотоаппаратами и думают «вот, зашибись, я в саду камней, буду рассказывать, что был здесь». А что думают японцы, китайцы и прочие восточные народы, которым близка философия буддизма и синтоизма? Вы не поверите: они точно так же щелкают фотоаппаратами и точно так же увлеченно листают свои иллюстрированные путеводители, где рассказывается, что площадка, усыпанная гравием, - это женское начало Инь, а торчащие камни - это мужское начало Янь, а борозды на гравии, сделанные граблями, это волны стихии, а пятнадцатый камень, которого невозможно увидеть, олицетворяет вечную тайну природы... О чем думали коллеги-писатели, я постеснялся спросить:

Ну а я сидел и думал о силе пиара. Картина происходящего выглядела так. В начале XVI при очередной реконструкции храма выделяется бюджет на организацию сада. Дело поручается мастеру, чье имя волшебным образом история не сохранила, и, быть может, он сам способствовал этому. Этот подрядчик получает заказ от настоятеля храма соорудить сад. И что он делает? Ничего. Не вывозит гранитный мусор, не сажает деревья. Не выращивает цветов. Не развешивает бамбуковые клетки с райскими птицами. Не организует ручей. Тем не менее, подрядчик был настоящим Мастером. Поэтому когда пришли сроки сдачи, он устроил великолепную презентацию и объяснил заказчику, какая грандиозная работа была проделана, сколько глубоких аллегорий и символов вложено в эти непритязательные куски породы. Ну а дальше классический «голый король» начинает работать сам на себя: пытаясь осознать витающую здесь гармонию, посетители замирают с вдумчивыми лицами. Ну а как только возникает благоговейная тишина и ряды посетителей с вдумчивыми лицами, становится понятно, что здесь скрыта гармония. Ну а поскольку гармония есть продукт ума, то посетители с вдумчивыми лицами исправно рождают у себя в голове самые настоящие представления о гармонии и могут рассказать о них миру, упомянув, что причиной тому стало посещение сада. Стараниями настоятелей монастыря, легенда поддерживается, и по стране, а затем по всему миру, начинают ходить слухи о волшебном месте, где сосредоточена непознаваемая тайна пятнадцатого камня и беспрецедентная аллегория великих сил природы. Информационная лавина растет, впадая в маразматические крайности: например, недавно некие «ученые Киото» объявили, что якобы они «рассчитали на компьютере» (домохозяйки от благоговения падают в обморок) расположение камней и выяснили, что оно соответствует - дереву. Зацените этот потрясающе глубокомысленный расчет:

Возникает вопрос: можно ли было достичь такого мощного информационного эффекта с традиционными средствами? Ответ: никогда. Эффект непознанной тайны возникает только при полнейшем несоответствии легенды с тем, что видят глаза. Красивое деревце, клетка с канарейкой, цветок, изящно оформленный камень - и эффект тайны недостижим, никто не поедет за тысячи километров, чтобы сесть в таком саду, сосредоточенно перебрасывая взгляд с путеводителя на пейзаж.

Поняв эту истину, я познал великую загадку пиара и тоже получил просветление в Саду камней. Нет никаких сомнений, что мое просветление было настоящим, полным и зримым, поскольку ознаменовалось неожиданным эффектом, который наверняка обнаруживают все просветленные. Этот эффект можно было даже зафиксировать при помощи фотоаппарата, что я и сделал. Суть в том, что я увидел все 15 камней сразу. Это оказалось легко, и непонятно, отчего это не пытался сделать кто-нибудь раньше. Как я уже говорил, если вы сидите слева, вы не видите дальнего правого камня, если справа - не видите дальнего левого. Если сидите посередине, вы тоже чего-то не видите. Если вы стоите, то камни, понятное дело, видны все, но по легенде положено созерцать сидя, поэтому вставать нечестно. Но если в исследовательских целях будете двигаться вдоль скамьи планомерно, вы без особого труда найдете место на зрительской скамье правее середины, где можно сесть, и вашему взгляду (и взгляду вашего фотоаппарата) открываются все камни, поскольку проблемный левый (номер 2) ещё остается виден, а проблемный правый (номер 15) уже появляется:







Братья соотечественники! Учитесь, учитесь у японцев! Учитесь красиво объяснять собственную лень, учитесь грамотному искусству презентации, учитесь достоинству и уверенности при общении с заказчиком и работодателем! Тогда мы тоже научимся создавать непознаваемые загадки, вселенские олицетворения и повальные просветления. И к нам тоже потянутся со всех стран туристы с пестрыми путеводителями и вострыми фотоаппаратами.

Япония для всего остального мира довольно часто и в наше время остается страной самураев и цветущей сакуры. В северо-западном районе древней японской столицы Киото расположен Рёандзи, так называемый «Храм покоящегося дракона». Первое упоминание об этом храме относится еще к 983 году нашей эры.

«Сад камней» Реандзи в Киото

Памятник японской культуры недалеко от Киото

При храме в начале XVI века был заложен «Сад Пятнадцати камней» - один из самых знаменитых памятников японской культуры. Изюминка этого сада в том, что недостает одного камня. Любому зрителю, пришедшему сюда, кажется, что камней только четырнадцать.

Настоятели храма утверждают, что увидеть пятнадцатый камень может лишь просветленный человек, очистивший свою душу от всего наносного.

Японцы, приехавшие из других регионов, разгадывали загадку со свойственной этому народу скрупулезностью и вниманием, неспешно переходя с одного края на другой, надеясь отыскать недостающий камушек.

Каждый ищет свой 15 камень в волшебном медитативном саду.

Посмотрев телевизионный фильм о «Саде камней», возраст которого не один век, я долго размышляла на эту тему. Меня не покидала мысль найти, в чем же заключается секрет. Если камень отсутствует физически, значит надо искать ответ в другом ключе – философском. Ответ пришел не скоро. Человеческому уму свойственно, если он над чем-то работает, рано или поздно находить решение. В русском языке существуют выражения, которые все знают и у всех на слуху.

Не знаю, есть ли они в японском языке. Если есть, то ключ к разгадке существовал. Это выражения: «Держит камень за пазухой», «Камень на душе». Опираясь на эти ключевые выражения, можно сделать вывод, что садовник-философ имел в виду.

Разгадка «Сада камней» в том, что человек приходит со своим «камнем», который есть у всех грешных на душе.

Камень гордыни, злости, алчности, зависти, трусости, предательства, равнодушия, наглости, хамства, наушничества, злословия, прелюбодеяния, легкомыслия, чревоугодия…

Скрупулезный медитативный уход за садом

Садовник-философ предлагает, находящимся в саду, прибавить свой, находящийся в душе и на сердце. Таким образом, восстанавливается счет камней, задуманный им. А взамен приобрести покаяние, душевную свободу, очиститься от груза, находившегося в тебе и давившего на тебя. Каяться, молиться, обретая себя заново, переродившимся духовно.

«Сад камней» — это Мекка всех людей, у которых сердце и душа обременены тяжелой ношей, которая тянет, сковывает, не дает раскрыться талантам, жить счастливо, радоваться жизни, радовать окружающих. Люди живут в отчаянии. А отчаяние в переводе с арабского означает Иблис – Сатана. Мы живем с Сатаной в душе и сердце.

К несчастью, и творим подобное. Человек за века не изменился по своему генетическому складу. Его можно воспитать только религией, образованием, культурой. Как пророк Магомет, давший учение Корана. Как Конфуций, давший Китаю правила общежития, человеколюбия. Такова ли суть «Сада камней» не знаю. А что думал сам философ-садовник? Или пошутил, чтобы мы поломали головы? Или выпил слишком много сакэ?

Каждый видит в картине художника что-то свое, способный мыслить – также и в музыкальных произведениях. Существует высказывание: «Сколько людей читают Коран, столько же Коранов существует». В наш век люди все чаще растрачивают духовные человеческие качества в обмен на материальные ценности.

Но все оказалось намного прозаичнее…

Подобные сады часто создавались при буддистских храмах. Самый знаменитый из них – сад монастыря Рёандзи, более похожий древний японский театр. В саду растет только мох. С трех сторон сад огорожен, а с четвертой, находятся два ряда лавочек, с которых и нужно рассматривать камни, погрузившись в философскую задумчивость, что для европейцев сделать довольно трудно. Их часто посещает разочарование. И только извечное, присущее туристам «Я там был» немного примиряет их с действительностью.

Только свои 14 камней.

Пройдя через храм, вы спускаетесь на дощатую галерею. Здесь положено сидеть и поэтому с любого места вы видите только четырнадцать камней. Но если задуматься, то философия и заключается в том, что вы видите СВОИ 14 камней. А человек на противоположной стороне скамьи видит СВОИ.

Вероятно, мудрый Соами, легендарный устроитель «Сада Пятнадцати камней», хотел таким образом сказать человеку, что каждый воспринимает действительность тоже по-разному, по-своему. И нельзя утверждать, что именно он видит правильно.

Возможно, сад был задуман как иллюстрация к конституции принца Сётоку, правившего в VII веке. В одной из статей этой конституции было написано: «У каждого человека есть сердце и свои наклонности. Но я не обязательно мудрец, а он не всегда глуп. Мы обычные люди».

Не считайте напрасным посещение этого наполненного буддистской философией места. И если когда-нибудь, вы посчитаете своего собеседника неправым, вспомните о «Саде камней», где каждому видны только свои 14 камней.

Японский сад камней - это одно из самых загадочных для европейцев явлений. Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку, засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней , они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий "расчесан" граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

Не все 15 камней , уложенных на ровную площадку у буддистского храма Рёандзи в японском городе Киото, удается сразу охватить взглядом. Где бы ты ни расположился, видишь максимум 14 камней. Стоит переместиться немного в сторону – выглядывает из-за одного камня другой, поменьше. Зато теряется из виду один из тех, что только что видел. Сколько ни пытайся – результат всегда одинаковый.

Что хотел сказать своим философским посланием древний монах? Разгадку его наставления ищут до сих пор: от готовых медитировать сутки напролёт паломников до вездесущих туристов, знающих о Будде лишь то, что этот вечно молодой Бог умеет улыбаться.

Группа ученых из Университета Киото заявила о своей разгадке мистической природы сада камней Рёандзи . Они провели компьютерный топографический анализ сада и обнаружили, что расположение камней, казавшееся совершенно беспорядочным, на самом деле формирует невидимый глазу рисунок древесной кроны.
Ученые провели серию экспериментов, чтобы выяснить, какие еще расположения камней могут создавать этот эффект, но не нашли больше ни одного. Малейшие изменения в топологии компьютерной модели сада разрушали дерево.