Рисование с малышами. Первые шаги в рисовании: учим ребенка творчеству Что рисовать с ребенком 3 4 лет

Техника обучения ребенка рисованию. Картинки, помогающие научиться рисовать предметы, животных и человека.

  • Каждой маме хочется вырастить из своего малыша, как минимум талантливого и успешного человека. На пути к этой мечте женщины стремятся всесторонне развивать своих крох, вкладывать в них максимум знаний и обучать их как можно большему количеству навыков и умений
  • Одним из таких навыков является умение рисовать. Многие малыши из-за отсутствия в них таланта художника довольно сильно расстраиваются
  • В данной статье мы попытаемся выяснить, как научить кроху рисовать те или иные вещи и одушевленные предметы

Как поэтапно научить ребенка рисовать в 3-4 года?

Поэтапное обучение рисования малыша карандашом или ручкой:

  1. В возрасте 3-4 лет кроха еще не может достаточно сильно давить на карандаш, потому подбираем для него мягкие карандаши. Такие карандаши способны оставлять за собой следы даже после совсем слабого нажатия
  2. Демонстрируем ребенку, как нужно правильно держать карандаш в руке. Если у малыша не получается самостоятельно так взять в руки карандаш, помогаем ему в этом. Впоследствии постоянно следим за тем, чтобы кроха правильно держал ручку или карандаш в руке
  3. Первым этапом обучения будет прививание навыка прорисовывания ровной и четкой линии. В таком возрасте малыши еще достаточно неуверенно держат карандаш в руке. Потому их линии получаются неровными и прерывистыми. Учим кроху прорисовывать линию уверенно и ровно
  4. Желательно приобрести ребенку специальную тетрадь для обведения картинок. В таких тетрадях все рисунки изображены с помощью многочисленных точек. Крохе нужно всего лишь соединить все точки одной линией. В результате получается красивый рисунок
  5. На первых порах помогаем малышу обводить картинки, направляя его кисть своей рукой. Позже даем крохе самостоятельно соединять все точки на листке
  6. На следующем этапе учим малыша рисовать простейшие геометрические фигуры — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапецию
  7. Когда малыш научится изображать простые фигуры, учим его создавать из них рисунки. К примеру, с помощью квадрата и треугольника рисуем домик, с помощью круга и прямых линий — солнце, с помощью прямоугольника и кругов — автобус и т.д
  8. Можно приобрести или распечатать из интернета детские пособия для рисования. В таких пособиях поэтапно изображены разные, знакомые детишкам животные и предметы, созданные из простых фигур. Впоследствии малыш сам научиться разбивать все предметы на фигуры и создавать с помощью этой техники целые картины



  • Если к пятилетнему возрасту малыш уже прошел обучение владением карандашом, описанное выше, можно приниматься за следующие этапы развития навыков рисования
  • Теперь можно расширить возможности творчества крохи с помощью цветных карандашей, фломастеров и красок. Нужно объяснить ребенку, что сделав эскиз рисунка карандашом, он может разукрасить его
  • На большом листе бумаге малыш теперь может создавать целые композиции и взаимосвязанные сюжеты
  • Прекрасным подспорьем для развития фантазии ребенка может стать обычная прогулка на улице. Нужно попросту попросить кроху запечатлеть в памяти интересные ему картины для последующего отображения их на листе бумаге. Малыш тогда будет очень внимательно и пристально рассматривать окружающие его предметы с целью их запоминания. Родители могут давать своему чаду некоторые подсказки. Для этого можно задавать ему наводящие вопросы по типу: «Какого цвета тот или иной предмет? Каковые его размеры? Каково соотношение размеров нескольких предметов, приглянувшихся малышу? Каковы наощупь, по мнению крохи, предметы?»
  • Все это поможет ребенку, как можно лучше отпечатать в его памяти интересные моменты, а затем выразить их на бумаге


  • По приходу домой с прогулки желательно без лишних отлагательств выдать крохе все необходимые для рисования предметы и предоставить ему удобное для творчества место
  • Если у малыша вдруг будут какие-то вопросы, нужно обязательно помочь ему найти на них ответы
  • Родителям можно и самим задавать крохе вопросы по поводу того, что он намеревается изобразить. Можно поинтересоваться, какие ощущения испытывает ребенок, стараясь нарисовать увиденное им ранее
  • На подобных занятиях можно давать малышу право выражать свои эмоции и проявлять их через рисунок. К примеру, можно попросить кроху нарисовать его любимое животное в разных настроениях. То есть задание ребенка заключается в том, чтобы показать, как собачка смеется, как она злиться, как она чего-то боится. Такие уроки будут развивать фантазию малыша и заодно выражать состояние его психики

Как научить рисовать дерево?



Как научиться рисовать дерево?
  • Любое дерево всегда состоит из ствола, веток и зелени
  • Начинать рисунок дерева необходимо со ствола. Стоит отметить, что ствол дерева расширяется сверху вниз. Другими словами, внизу основание дерева толще, а к верху оно сужается
  • То же касается и веток дерева — у основания они толще, а к своему окончанию становятся уже
  • Толщина ствола зависит от породы дерева. Если вы хотите нарисовать березу, то ствол должен быть тонким с изгибами, если рисуется дуб, то ствол должен быть толстым и массивным


  • После того, как ствол нарисован, необходимо укрыть его ветками. Как правило, ветки у дерева начинаются не от корня, а с четверти его высоты. Нижние ветки обычно изображаются шире, нежели верхние
  • Направление веток всегда вверх — они как бы тянутся к солнцу
  • На крупных ветках можно дорисовывать более мелкие ветки
  • Крону можно нарисовать сплошной массой с помощью красок, а можно прорисовать карандашом в виде отдельных листочков
  • Когда все элементы дерева нарисованы, остается лишь его закрасить. Для изображения дерева потребуются как минимум два цвета: ствол и ветки — коричневый или черный, крона — зеленый

Как рисовать животных?

Как говорилось выше, для простоты рисования животных их тело необходимо визуально разбить на простые геометрические фигуры. Поочередно прорисовав каждую из фигур, нужно соединить их плавными линиями. Вот так и получаются животные.







Рисунок машины





Как научить ребенка рисовать человека?

Казалось бы, рисовать человека очень сложно. Однако, если придерживаться определенной схемы, то справиться с этим заданием сможет даже малыш дошкольного возраста. Итак, поэтапное рисование человека:

  1. Рисуем овал. Овал впоследствии станет человеческой головой
  2. Под овалом рисуем прямоугольник, который будет выступать в роли верхней части человеческого тела (до пояса)
  3. Овал и прямоугольник соединяем двумя плавными линиями. Таким образом прорисовываем шею
  4. Впритык к прямоугольнику пририсовываем второй прямоугольник. Ширина его должна ровняться ширине первого прямоугольника, а вот по длине он будет несколько более продолговатым
  5. Второй прямоугольник разбиваем пополам линией, проходящей ровно по центру сверху вниз. Эта линия поможет создать нам некое подобие ног
  6. Вдоль первого прямоугольника рисуем еще по одному тонкому прямоугольнику. Таким образом мы прорисовываем руки
  7. Верхнюю часть прямоугольников сглаживаем плавной линией — это будут плечи
  8. Теперь изображаем горловину свитера, треугольник на штанах, обувь и кисти рук. Все лишние линии нужно стереть ластиком
  9. Видео: Как научить ребенка рисовать?

Уроки рисования красками для детей 3-4 лет.
Рисуем картошкой!
КАМЕШКИ. Разрежьте картофелину пополам. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Окуните картофель в краску и сделайте отпечаток.
РЫБКИ. Подушечкой большого пальца напечатайте тело, а кончиком указательного пальца - хвост. Фломастером дорисуйте глаза и рот.
ПУЗЫРЬКИ. Отпечатайте концом пластмассовой соломинки.
РАСТЕНИЯ. Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток.

Кляксография
Суть заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Итак, лист белой бумаги согните и разогните пополам. Вместе с малышом поставьте на линии сгиба 2-3 разноцветных пятна гуаши (чернил). Сложите лист пополам и с волшебными словами «крекс, фекс, пекс» проведите пальцем от центра к краям. Откройте лист - и получите бабочку или цветочек! После высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали.

Ниткография
Согните и разогните лист белого картона примерно 20х20 см. Возьмите толстую шерстяную нитку длиной около 30 см и окуните ее конец на 8-10 см в густую краску и положите ее между двумя половинками листа. Слегка надавив на лист, водите ниткой. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисуем по мокрому
Смочите водой бумагу и сразу . Когда подсохнет - снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.

Волшебная свеча
Восковой свечой (или кусочком хозяйственного мыла) втайне от ребенка нарисуйте на плотной бумаге елочку или домик. Затем вместе с ним с помощью поролона начинайте наносить на всю поверхность бумаги краску. Так как домик, нарисованный свечой, будет жирным, краска на него не ляжет, и рисунок внезапно проявится перед ребенком. Такой же эффект можно получить, вначале рисуя канцелярским клеем.

Старое золото
С детьми более старшего возраста можно сделать картину, рисуя клеем ПВА, который оставляет выпуклую линию. Затем этот рисунок нужно покрыть золотой краской и слегка протереть черным кремом для обуви, создав эффект «старого золота».

Выдуваем рисунки
Разводим водой до очень жидкого состояния краски двух цветов. Оба цвета вплотную друг к другу наливаем на лист плотной бумаги. В центр опускаем соломинку для коктейлей и, направляя ее в разные стороны, начинаем сильно дуть. Получаются разноцветные ветвистые отростки. Если в средине рисунка круговыми движениями мокрой тряпочки создать «лицо», а после высыхания нанести на него глаза, рот, нос и уши, то получится веселый человечек.

Акварель с солью
Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости.

Потрескавшийся воск
Простой рисунок можно превратить в полотно художника прошлых веков. Для этого необходимо рисовать восковыми карандашами. Главное - сильно нажимать на карандаш и покрыть рисунком и фоном всю поверхность бумаги, не оставив просветов. Затем аккуратно сминаем рисунок, начиная с краев. Разворачиваем и повторяем еще раз, чтобы получилось побольше трещин. Берем темную жидкую краску и заливаем ее во все трещинки, а затем промываем рисунок с обеих сторон под краном и даем высохнуть. Если ваша картина получилась слишком измятой, ее можно прогладить, положив между двух газетных листов.

Точечный рисунок
Попробуйте порисовать фломастером или карандашом, делая множество точек, быстро-быстро ударяя инструментом по листу бумаги. А лучше всего получаются точечные рисунки красками. Можно использовать жесткую кисточку, а можно — спичку, очищенную от серы и туго замотанную небольшим кусочком ваты. Ее окунают в краску и начинают творить.

Ксерокопия без ксерокса
Для развития мелкой моторики рук очень полезно рисование вслепую через лист копировальной бумаги. Положите его красящей стороной на лист бумаги и прямо по копирке начинайте рисовать пальцами, карандашом или тупой палочкой. Когда рисунок будет закончен, уберите копирку и вместе с ребенком посмотрите, нет ли деталей, которые вы забыли изобразить.

Коллаж
В доме всегда найдутся ненужные открытки, фотографии, цветные вырезки из журналов, которые можно соединить в большой коллаж. Когда с помощью клея и ножниц вы создадите свое полотно, можете подкрасить фон или части картины краской. Должно получиться что-то очень интересное.
Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

А вот — МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ, — предложенные Галиной Галициной:

РИСУЕМ ВМЕСТЕ
Длинная полоска бумаги поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился общий сюжет.

ПРОДОЛЖИ РИСУНОК
Когда вашему ребенку исполнится 4 года, настоятельно советуем прибегать к следующему методу. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок — и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

ПОРОЛОНОВЫЕ РИСУНКИ
Для рисования на помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

МЕТОД ВОЛШЕБНОГО РИСУНКА
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

МЕТОД ПАЛЬЦЕГРАФИИ
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы — это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились — а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
Ход занятия:
Сейчас мы будем рисовать не кисточкой, а пальчиками. Для работы нам понадобятся бумага, разведенная гуашь в плоской тарелочке.
— Обмакни подушки пальцев в краски и сделай отпечатки на бумаге. Так можно нарисовать ягодки, разноцветные огоньки, одуванчики.
— Сожми руку в кулак и поводи им по тарелке с краской из стороны в сторону, чтобы краска хорошо распределилась по руке.
— Подними кулак и приложи его к бумаге. Получатся крупные отпечатки. Их можно превратить в птицы, цветы, облака.
— Окуни в краску ладонь с раскрытыми пальцами и приложи её к бумаге. Рассмотри, что получилось и дорисуй недостающие детали. Так можно нарисовать динозавриков, елочки и даже создать композицию «Весёлое лето».

МЕТОД МОНОТОПИИ
Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

РИСОВАНИЕ НА МОКРОЙ БУМАГЕ
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

ТКАНЕВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

РИСУЕМ С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТОК
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ФОН
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Изобразительная деятельность "Приключения пингвинёнка Лулу" для детей 3-4 лет поэтапно с фото

Мастер-класс для детей 3-4 лет "Пингвин на льдине". Сказки королевы Радуги

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми 3-4 лет. Материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям.
Назначение: первые творческие выставки, украшение интерьера, подарок.
Цель: создание изображения пингвина в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
-расширить и уточнить знания детей о пингвинах(внешний вид, образ жизни, особенности поведения, питания);
-развивать любознательность, общую и мелкую моторику руки, совершенствовать ранее полученные навыки лепки;
-научить создавать изображение пингвинов в разных видах изобразительной деятельности(лепка, рисование);
-познакомить детей с предварительным рисунком изображения простым карандашом, учить аккуратно обводить рисунок по нарисованным контурам, равномерно закрашивать изображение, познакомить с техникой рисования восковыми мелками(ребром);
-развивать умение красиво располагать рисунок по центу листа, тренировать в умение рисовать различные прямые и волнистые линии;
-воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Здравствуйте, дорогие гости! Рада приветствовать всех в Радужном государстве!!!
Сегодня у меня для вас сюрприз, как вы думаете, что здесь?
Он живет где жуткий холод,
Средь снегов живет и льдин.
В черно-белом фраке ходит,
Птица гордая... (пингвин)
Г. Волочёк


Это пингвинёнок Лулу. Он очень грустный и расстроенный, потому что не послушался маму с папой и отправился покататься на огромной льдине, которую он по ошибки принял за большое мороженое.
Айсберг по морю плывет,
Как огромный пароход
Или стоэтажный дом,
Весь покрытый сверху льдом.
Он плывёт, блестя на солнце
Этот остров ледяной,
Он большой, и не качнётся
Даже сильною волной.
Так случилось, что он потерялся. Ему очень бы хотелось вернуться, но он не знает где его дом, где живёт его большая и дружная семья. Ему так одиноко без друзей.


Любимые помощницы Королевы Радуги, феечки, привели пингвинёнка Лулу в королевство, чтобы помочь ему вернуться назад.
На синих облаках, за фиолетовыми тучами в голубом дворце живёт...
Мудрейшая птица на свете-сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит-
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает.
Добрым советом всегда помогает...
У неё то мы и спросим совета как помочь нашему новому другу. Узнаем где живут пингвины, и как Лулу встретиться со своей семьёй.


Чудес на свете всех не счесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Наша планета-это огромный шар. Нужно много очень много времени чтобы объехать его вокруг. Прежде всего, на Земле есть два полюса.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен.
Два полюса, два братика –
Антарктика и Арктика!


Вот полюс Северный друзья.
И там живут медведи,
Но никогда не встретишь ты
Пингвинов, милых этих.
А Южный полюс, мой дружок,
Зовут его- Антарктика,
Вот это райский уголок
Пингвинам-мореплавателям!
Далеко на самом юге,
Где лишь лёд, мороз и вьюги,
По льду вся пингвинья огромная стая!


Пингвины являются птицами, но летать не умеют. Зато пингвины очень хорошо умеют плавать. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень ловкими и быстрыми. Из-за коротких ног пингвины ходят вразвалочку, балансируя крыльями(имитация передвижения пингвина).
У них есть подкожный жир, который помогает им не замерзнуть. Если становится очень холодно, пингвины собираются большой группой и прижимаются друг к другу, чтобы согреть себя и других. Пингвины все время двигаются и меняются местами, таким образом всем удается побыть в середине, где теплее всего. Пингвины очень дружная большая семья, питаются они рыбой, кальмарами, крабами.
Целый день идёт потеха:
На морозе, среди снега
В чёрном фраке господин
Вниз ныряет в море с льдин.
Там гоняет рыб он лихо.
Крылья есть, но вот пока
Не взлетал он в облака!
Не грустит о том он страшно,
Ходит чинно, гордо, важно.
Ведь такой он не один
Удивительный пингвин!


Мудрейшая птица на свете-сова,
Искала ответы, листала буклеты,
Как же пингвину помочь, и нашла..
Рецепт очень прост-доброта!
Помочь может каждый,

Кто любит природу.
Немного уменья и мастерства,
Мы слепим пингвинов-друзей, и тогда-
Добраться до дома-дело простое
На дрейфующей льдине к родным берегам.


Хотите стать маленькими волшебниками и помочь найти пингвину Лулу своих друзей? (Да.) Тогда давайте рассмотрим пингвинов. Взрослые пингвины выглядят иначе, чем малыши пингвинята. Как вы думаете чем покрыто туловище пингвина?(ответы детей).Весь пингвин покрыт перьями. Что есть у пингвина?(Дети перечисляют.) Правильно.
Ростом пингвины не выше вас. Спина и голова у пингвинов черного цвета, а грудь и живот белого. Хотя пингвины и не умеют летать, у них есть небольшие крылья. Крылья нужны пингвину не для полета, а для плавания. Есть у пингвина и хвост в нижней части спины, лапы.


Материал:
-пластилин
-стека
-доска для лепки
Давайте научимся лепить пингвинов, наш пингвин подрос за время своего путешествия, и выглядит уже как взрослый. Поэтому возьмём для лепки его фигурки чёрный пластилин. Разделим его на две части-большую и маленькую. Теперь разомнём большой кусочек, с вылепим форму похожую на грушу. Из оставшегося чёрного пластилина слепим морковки: маленькую для хвостика, и две побольше для крыльев.
От оранжевого пластилина отщипнём маленький кусочек и слепим морковку для клюва.
От красного пластилина возьмём кусочек побольше, разделим его на две части и скатаем две морковки для лапок.
От белого пластилина отделяем такой же кусочек как и от красного, из него скатаем овальный столбик-для животика.


Овал для животика расплющиваем в пальчиках и прилепляем на своё место. Делаем личико пингвина-прикрепляем клюв, а из маленьких шариков белого пластилина сделаем глазки.
Прилепливаем два крыла пингвину, хвост в нижней части спины. Затем прилепим лапки-ласты(расплющенные морковки, на них стекой рисуем перепонки). (Показ выполнения работы).


Это-сказке не конец,
Но кто слушал молодец!
Кто трудился, не ленился-
Витаминный супер-приз!


Я с пингвинами дружу -
На прогулку их вожу,
Кто есть кто я вам, ребята,
По порядку расскажу:
Вот под номером один
Самый маленький пингвин,
Я ему с собой в дорогу
Покупаю апельсин.
Номер два - большой ловкач,
Хорошо играет в мяч,
У него в родне пингвиней
Был известнейший циркач.
Очень умный номер три -
Говорит мне, посмотри -
Видишь птичек с красной грудкой?
Это птички-снегири!
А четвертый - озорник,
Быть послушным не привык,
Стоит только отвернуться,
Убегает в тот же миг.
Номер пятый - весельчак,
Любит танец краковяк,
Даже если спать ложится,
Не снимает черный фрак.
Я с пингвинами дружу -
На прогулку их вожу,
Этой дружбой я, ребята,
Очень сильно дорожу.
Ра-два-три-четыре-пять!
Мы опять идем гулять,
Будем мы с высокой горки
Вниз на саночках съезжать!
(Автор неизвестен)
Так у нашего пингвина Лулу появились новые друзья, с которыми не страшно отправиться в дальнее плавание к родным берегам. Мои маленькие волшебники славно потрудились и устали, можно и отдохнуть. А вся дружная стая пингвинов пока погостит у Королевы Радуги и Совушки.


Умственное развитие детей 3 лет требует усложненных заданий и как можно больше доступной возрасту информации. Развитие детей 3 лет сопровождается упражнениями на совершенствование мелкой и крупной моторики. Идеальным примером упражнений является лепка. Обучив ребенка делать шарики и колбаски, можно создавать множество различных предметов на любые темы. Техники лепки и рисования усложняются, детей можно научить рисовать фигуры, обводить по контуру картинки, работать с трафаретом.
Каждому уроку по рисованию предшествует аппликация или лепка, где тети усваивают форму, цвет предмета, его отличительные особенности. Поэтому лепка пингвинов являлась предварительной работой перед изобразительной деятельностью по теме "Приключения пингвинёнка Лулу".
Материалы и инструменты:
-лист формата А3
-простой карандаш, ластик
-восковые мелки
-акварель, кисти
-баночка для воды
-тряпочка для рук и кистей

Ход мастер-класса:

Пора нашим гостям оправляться в дорогу, а мы нарисуем им в подарок о нашей встрече портреты пингвинов.
На полюсе южном, средь множества льдин
Живёт неуклюжий пернатый – пингвин.
Он - птица, действительно, очень смешная:
Ныряет и плавает, но не летает!
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
Не вьют они гнёзд – слишком холодно - льдины!
Но как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто -
Морозы там градусов под девяносто!
Они ухитрились! Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!
(И. Родионов)
На данном возрастном этапе для детей очень необходим пример для подражания, помимо готового образца. Поэтому всегда рисую вместе с детьми, рисуем все вместе одновременно, соблюдая по этапность построения рисунка.
Начинаем рисовать на середине листа-две прямые вертикальные линии.


Соединяем палочки вертикальной линией, как будто рисуем прямоугольник. Затем рисуем вторую вертикальную линию, над первой.


Разделяем линию пополам.


И строим треугольник-как крыша у домика.


Это будет шапочка пингвина. Соединяем дужками горизонтальные линии и рисуем кружок вверху.


Два круглых глаза, треугольный клювик и овальные ножки.


Незабываем про крылья, затем начинаем рисовать льдину-овал.


Завершаем рисунок льдины вертикальными линиями в разных направлениях.


Приступаем к работе с фиолетовым цветом. Рисуем море, приложив мелок боковой стороной(ребро) к листу бумаги.
Фиолетовое море,
фиолетовые волны,
фиолетовая даль.
Будто море всё укрыла
фиолетовым платочком
и сидит, вздыхая, тучка
-Где же дождик, вот печаль.


Теперь небо-так же растираем мелок по бумаге.
На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно -...(голубой).


Так как наши пингвины отплывают из Радужного государства, то и небо всё переливается всеми цветами радуги. Растираем по небу мелки зелёного, жёлтого и красного цветов.


Омыв, на время, свод небесный,
Умчался дождь за горизонт,
Наполнив, свежестью чудесной,
Открыл в сини, радужный зонт.
Мерцая, в переливах цвета,
Горят все краски в небе синем
Возникшие в пространстве, вдруг..


Теперь разукрашиваем шапочку, клювик и глазки.
У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий - ...(красный)
Апельсинчик трогал Леша,
Ласково поглаживал:
- Ты красивый и хороший,
Круглый и...(оранжевый)
Затем обводим фигурку пингвина по контуру чёрным цветом.


И аккуратно в одном направление разукрашиваем пингвина.
Он из всех неяркий самый,
Только веришь или нет -
Можно видеть этот цвет
И с закрытыми глазами!
(чёрный цвет)


Такого цвета море, иней,
И небо тоже. Это... (синий)
Синем мелком обводим контуры льдины. Рисуем фиолетовые волнистые линии на море-волны.


Между фиолетовых волн рисуем синие. Льдину украшаем растиранием синего мелка по бумаге(рисуем ребром). И наш портрет пингвина на льдине завершён.



Нарисовать пингвина можно и акварельными красками. Техника рисования акварелью весьма сложная, и новая для деток, но нужная.
Также как и в варианте с восковыми мелками строим карандашный рисунок, затем приступаем к работе над фоном.
Перед работой красками нужно напомнить детям о свойствах акварели-звонкая, прозрачная. О, том что нужно смочить краски капельками чистой воды перед рисованием.
Для фона выбираем большую кисть(№ 8-10), сначала обводим по контурам пингвина, затем закрашиваем всё небо в одном направление.

Многие думают, что рисование — это художественная «наука», подвластная не каждому. На самом деле тяга к искусству пробуждается у человека еще в раннем детстве, однако без определенного развития способностей ослабевает с годами.

Так можно ли научить ребенка рисовать, особенно, если его родили этого не умеют? Когда начинать учебный процесс и с чего именно? Наконец, нужно ли отдавать малыша в художественную школу или в кружок рисования в будущем?

В каком возрасте дети начинают рисовать?

Дети начинают интересоваться рисованием довольно рано, беря пример со своих родителей, братьев и сестер, пишущих что-то на бумаге. Однако в общем смысле тяга к рисованию проявляется у малышей в возрасте от 1 года до 1,5 лет.

И если сначала рисунки ребенка больше похожи на каляку-маляку, то ближе к 5 годам (и до 15 лет) активно развивающаяся фантазия помогает малышам создавать на бумаге самые настоящие шедевры.

Польза рисования для развития ребенка

Оценить все положительные стороны рисования в детстве практически невозможно — его влияние на малышей настолько огромно, что под «прицел» попадает развитие всей личности ребенка.

В общем же смысле рисование:

  • формирует в малыше истовое чувство прекрасного и желание создавать что-то красивое;
  • развивает ум и воображение малыша и помогает осваивать новые «инструменты» познания мира: фломастеры, кисточки, карандаши;
  • ребенок учится передавать своими картинами окружающие предметы и при этом занимается полезным делом.

С чего начинать?

Первые уроки рисования могут проходить уже тогда, когда малыш научится держать в руках предметы. В этот момент мама может вручить ему карандаши и помочь провести ими на бумаге простую линию.

Пусть она будет не совсем ровная и даже «съедет» с альбома на стол. Гораздо важнее, чтобы ребенок понял: его «манипуляции» впоследствии способны превратиться во что-то действительно красивое!

Карандаши или фломастеры?

Давать малышам карандаши без контроля взрослых не стоит, чтобы они случайным образом ими не поранились. Однако под бдительным надзором дети могут рисовать фломастерами и кисточкой - тем более, что первые пробы «пера» они делают при помощи раскрасок.

Кто откажется нарисовать героя любимой книжки, готовое изображение которого лежит перед тобой на бумаге? Тут сложно ошибиться и сделать что-то не так!

А какие именно?

Некоторые считают, что карандаши или тонкие фломастеры не очень удобны в использовании. По-крайней мере, для малышей двух лет: у них часто ломается грифель, а стержень вдавливается внутрь.

Однако, только предоставляя ребенку возможность выбирать из многообразия вариантов что-то свое, вы поможете ему найти любимый «инструмент» для рисования.

Краски или мелки?

Двухлетний малыш может рисовать практически всем: пальчиковыми красками и жирными фломастерами - на бумаге, яркими мелками - прямо на асфальте или доске. Рисовать последними вообще удобнее всего, поскольку они мягкие, а линии после себя оставляют четкие.

Освоить гуашь и краски будет немного сложнее, потому что они предполагают под собой не только желание что-либо ваять, но и определенную технику творчества.

Чудо техники!

В последнее время в магазинах стали продавать и вовсе удивительные вещи для рисования: набор для творчества блеском по бумаге из бархата или удивительные фломастеры, в которые малыш может дуть. И это поистине прекрасно!

Уроки рисования для малышей от 2 до 4 лет

Учить рисовать ребенка, которому исполнилось 2-3 года, нужно с освоения простейших техник. При этом очень важно быть внимательным к потребностям малыша творить и не высмеивать его старательные чирканья карандашом по бумаге.

Снисходительное отношение взрослых к детским рисункам приводит к тому, что ребенок может посчитать рисование пустым занятием и отказаться от него.

Что потребуется?

Возьмите яркие краски, бумагу (чем большего размера будут листы, тем лучше), хорошие кисточки, мягкую губку и стакан воды. Лучше всего при этом одеться в то, что не жалко испачкать — даже купленный фартучек для рисования не спасет вас от пятен, когда юному художнику всего 3-4 года!

Сколько времени уделять занятиям?

Учить малыша рисовать нужно по 10-20 минут 2-3 раза в неделю, чтобы ему не надоело, но и тяга к изобразительности в итоге не потерялась.

Техники для развития навыков рисования

Свобода действий

Для проведения этого урока берется глянцевая бумага белого цвета и акварельные краски. Пусть малыш макает кисть в банку с краской и капает ей прямо на бумагу! Причудливые узоры, которыми она растекается, будут похожи на волшебные картинки!

Губка, но не Боб

Для этого урока берется гуашь и большой лист бумаги. Пусть ребенок обмакнет свою ручку в краску и немного отожмет ее. Пусть он оставит «подпись» на листе своей рукой, а губкой, скатанной в рулончик, сделает рядом завершающие художественные «штрихи».

Подобным образом можно рисовать на бумаге и пальчиками: разведите гуашь водой, чтобы она превратилась в «сметану», и вылейте ее на тарелку. При помощи широкой кисти нанесите краску на пальцы малыша и попросите оставить на листе свой автограф.

Мокрый стиль

Плотный и большой лист бумаги нужно намочить под водой в течение пары секунд. Теперь положите его на поднос и предложите ребенку покалякать на нем акварелью. Учитывая состояние поверхности, краска станет на ней растекаться, смешиваться и создавать удивительные «мокрые» рисунки.

Цветочек аленький

Чтобы научить ребенка рисовать что-то действительно запоминающееся, можно сделать так: обмакнуть палец ребенка в зеленый цвет и, придерживая его руку, провести вместе с ним на бумаге стебелек. В роли бутона выступит отпечаток ладошки, а в итоге получится замечательный цветочек!

Эту технику можно с успехом использовать и для изображения других объектов. Попробуйте изобразить с ее помощью с малышом дерево или веселого жирафа.

Уроки рисования с детьми старше 4 лет

Четырехлетний возраст — это благодатное время для осваивания более сложных техник рисования. Уже в этот период стоит отдавать малыша в художественную школу, но если сделать это по каким-то причинам не получается, можно научить его рисовать и самим.

Вдвоем веселее

Приготовьтесь к тому, что делать это придется вдвоем, так как именно с ваших рисунков он станет брать правильный пример. Старайтесь рисовать ярко, конкретно и не отвлекаться на слишком мелкие детали.

Рассказывайте обо всем

Сопровождайте процесс рисования увлекательным рассказом, чтобы ребенок понимал, что вы делаете.

Осваивайте фигуры

Самое главное — это научить малыша рисовать геометрические фигуры, которые станут основами нужных изображений, независимо от того, будет ли это животное или человек.

Как нарисовать дерево?

В 4 года начинать надо с простого: с обычной зеленой елочки, которой холодно зимой.

Ниже мы прилагаем пошаговую инструкцию для создания «художественного» дерева и картинку - чтобы ребенок понимал принцип работы.

  1. Рисуем на листе линию, ведущую сверху вниз. Проводим от нее немного изогнутые линии, которые будут ветками нашей елки.
  2. Теперь постараемся «обрисовать» эти линии иголочками: так, как показано на рисунке. Когда все ветки станут пушистыми, закрасьте елочку зеленым цветом.

Аналогичным образом можно изобразить березу и другие виды деревьев.

Учимся рисовать животных

Рисуем ежика

  1. Нарисуйте на бумаге иголки ежика с помощью зигзага, а затем добавьте ему уши.
  1. Соедините их с овалом, чтобы получилась голова.

  1. Нарисуйте ежу нос, глаза и рот и наградите ежа животом.

  1. Нарисуйте ему ножки и ручки.

  1. Остается прорисовать иголки так, как показано на картинке. Ежик готов!

Рисуем ослика

Изобразить на бумаге ослика тоже гораздо проще, чем вы думали.

Поэтапно выполняем следующие действия:

  1. Рисуем на бумаге простой овал, затем делим его линией на две части, в верхней из которых рисуем глаз ослика, а в нижней — ноздри и рот.
  2. Теперь прикрепляем ослику ушки, прорисовывая на листе два «огурца». Чуть ниже головы изображаем еще один овал — это будет туловище ослика, которое мы соединим с головой двумя «шейными» линиями.
  3. Теперь нужно добавить животному ноги, пририсовав их внизу туловища, и самый настоящий хвост, расположив его сбоку.

Ослик готов! Остается раскрасить его так, как подскажет фантазия!

Рисуем кошку и собаку

Тем же способом можно нарисовать и кошку с собакой. Пошаговая техника изображения кошки показана на следующем рисунке:

Главное: дать понять малышу, что рисовать животных — это не трудно, если брать за основу геометрические фигуры (в данном случае это круги и полукруги) и проявить толику фантазии.

Точно так же можно нарисовать и собачку:

Как нарисовать человека?

Как научить ребенка рисовать человечка? Не так просто, как хочется, но и не так трудно, как кажется. Начинаем!

Схема изображения человечка в полный рост

1. Рисуем на листе овал и прямоугольник (как показано на картинке), а потом присоединяем их линией друг с другом. Дорисовываем человечку ножки и ручки с пальцами.

2. Затем добавим к рукам по две линии, чтобы они казались толще. Так же поступим и с ногами. Теперь нарисуем человеку уши (два полукруга по бокам) и сделаем прическу.

3. Лицо человека заслуживает отдельного внимания, однако прорисовывать его черты — рот, нос и брови, будет просто, если перед этим взглянуть на рисунок. Добавляем человеку шею и дорисовываем рубашку с воротником.

5. Рисуем ему брюки и ботинки, прорисовываем ладошки. Остается всего ничего: стереть вспомогательные линии, обвести контуры и разукрасить человека.

Рисуем человеческую фигуру в движении и лицо

Аналогичным образом можно изобразить человека в движении или нарисовать его портрет. Пошаговый процесс подробно указан на следующей картинке:

Кружок рисования: когда и почему?

К 6 годам дошкольник, активно занимающийся рисованием, уже знает, как надо творить при помощи красок и карандашей. Если его рисунки существенно отличаются от творчества сверстников (в лучшую сторону), отдайте дошкольника в кружок, чтобы с ним продолжил заниматься опытный преподаватель.

Чтобы выбрать хороший кружок, достаточно узнать, нет ли в вашем районе частной школы или Дома творчества. Очень часто обычные учителя рисования ведут подобные занятия прямо в школах (без ограничения по возрасту).

Индивидуальные уроки

Если вам хочется, чтобы ребенок в 6 лет творил профессионально, отдайте его на индивидуальные уроки. Их преимущества заключаются в том, что:

  • учитель посещает вас в удобное время;
  • вы выбираете программу, по которой ребенок будет обучаться (например, рисование портретов);
  • уроки оплачиваются по факту занятия.

Минусы у индивидуальных занятий тоже есть: стоят они недешево, а найти хорошего преподавателя бывает нелегко.

Подводя итоги

Любой способ обучения ребенка рисованию хорош - как в 1 год, так и в 5 лет, поскольку развивает воображение и позволяет проводить с малышом чуть больше времени.

При этом не так важно, станете ли вы четко следовать какой-то методике или самостоятельно разработаете индивидуальную художественную программу. Важно то, чтобы эти занятия заинтересовали ребенка и были разнообразными.

И даже если из вашего малыша в будущем и не вырастет настоящий художник, уроки рисования все равно благостно скажутся на его развитии и правильном восприятии окружающего мира.

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение - в лепке, силуэтное - в аппликации, графическое - в рисовании). Он передает образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Ребенок 3-4 лет умеет очень многое: мыть руки, чистить зубы, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом. У малыша появляются простые речевые рассуждения. Он с удовольствием отвечает на вопросы взрослых, тянется к общению с другими детьми; развиваются его игровые навыки и произвольное поведение. У ребенка появляется интерес к рисованию, лепке и аппликации. Сначала ему интересен сам процесс рисования, но постепенно малыша начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии.
В данном пособии предлагаются конспекты увлекательных занятий по рисованию цветными карандашами, гуашью и акварельными красками традиционными и нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 3-4 лет проводится один раз в неделю и длится 15 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).
Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Лучше проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и выполняли аппликацию на эту тему.
Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.
Если ребенок бросает свое занятие , как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Ребенок поймет, что из любой ситуации есть выход. Например, если малышу не удается нарисовать снеговика, предложите ему вместе с вами сделать снеговика из пластилина.
Если ребенок быстро теряет интерес к занятию , возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, ребенку нужно нарисовать большую картофелину. Если для него это слишком просто, предложите нарисовать репку с ботвой. Если же задание слишком сложное, малыш может нарисовать пальчиками много точек, изображая картофелины в мешке.
Если ребенок быстро устает , не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения; на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.
Для того чтобы ребенок понимал задание и выполнял его , необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с ним в игру «Что изменилось?» Положите перед ребенком 3-4 игрушки, а потом незаметно для него спрячьте одну игрушку или поменяйте игрушки местами. Старайтесь привлечь ребенка к логическому завершению задания («Давай нарисуем ежику дорожку, по которой он сможет попасть домой», «Давай нарисуем для рыбок побольше воды в аквариуме, а то им негде плавать»).
Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану:
создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);
изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приемов изображения);
доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства - правильно подобранные нужные цвета, интересные детали);
рассматривание полученной работы (детским рисункам дается только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
Интересные сюжетно-игровые задания вызывают у детей желание выполнить свою работу как можно лучше.
Перечислим способы рисования, используемые в работе с детьми 3-4 лет.
Рисование пальчиками . Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки.
Рисование поролоновым тампоном . Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.
Рисование ладошкой . Ребенок опускает всю ладонь в мисочку с гуашью, разведенной водой, и делает отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони.
Оттиски печатками картофеля . Ребенок берет печатку из картофеля за кончик, опускает другой ее конец в гуашь и прижимает к бумаге для получения отпечатка, потом берет другую печатку и делает новые оттиски другого цвета.
Рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными) . Ребенок держит кисть тремя пальцами чуть выше железного наконечника, опускает в воду кончик кисти и набирает краску только на ворс; проводит всем ворсом кисти широкие линии или старается аккуратно и ровно закрашивать поверхность, не выходя за линии контура.
Рисование цветными карандашами . Ребенок держит карандаш в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении, без просветов.
Тычки жесткой полусухой кистью . Ребенок набирает на сухую кисть совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает «тычки» («стучит каблучком туфельки»), заполняя нужное пространство.
Рисование восковыми мелками . Ребенок держит мелок в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении.
Для занятий по рисованию вам понадобятся: цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, мягкая и жесткая кисточки, поролоновый тампон, стакан с водой, клей ПВА, клеенка-подкладка и тряпочка.
Предполагаемые навыки и умения ребенка к 4-м годам:
имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
знает и называет материалы, которыми можно рисовать, и умеет ими правильно пользоваться (держит кисть и карандаш тремя пальцами, не слишком близко к рисующему концу; добивается свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования; набирает краску только на ворс; перед тем как набрать краску другого цвета, хорошо промывает ворс в банке с водой; неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, накладывает штрихи в одном направлении);
знает и называет цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, белый) и умеет правильно подбирать их для изображения предметов;
умеет передавать различие предметов по величине;
умеет ритмично наносить штрихи и пятна (трава, узоры на платье);
умеет украшать изделие разными способами (узоры на сарафане, чашке, пасхальных яйцах);
умеет рисовать линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие с дерева листья);
умеет рисовать предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор, железная дорога);
умеет создавать изображение отдельного предмета округлой, овальной, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
умеет создавать простые по композиции и несложные по содержанию сюжеты (хвойный лес, ежик бежит по дорожке);
знаком с нетрадиционными техниками рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, оттисками печатками из картофеля.
Желаем успеха!

Годовое тематическое планирование занятий по рисованию


Конспекты занятий

Тема недели «Игрушки»

Занятие 1. Мячики для котят
(Рисование поролоновым тампоном. Гуашь)

Цель. Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Демонстрационный материал. Две мягкие игрушки - котята.
Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы два котенка; поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Котенок»:


Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
Попросите малышей угадать, кто сейчас придет к ним в гости. Если они угадают правильно, скажите: «Правильно, ребята! Сегодня к нам в гости пришли два маленьких котенка. Котята очень грустные. Давайте спросим, что у них случилось. Оказывается, котятам скучно, им не во что поиграть. Во что любят играть котята?» (Мячики, клубки ниток, веревочки.)
Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы два котенка, и предложите нарисовать мячики для котят. Покажите детям, как нужно держать поролон за кончик правой рукой, а другой кончик опускать в гуашь и набирать на него краску. Сначала предложите малышам потренироваться - рисовать мячики сухим поролоновым тампоном в воздухе и на листе бумаги, а потом уже рисовать мячи поролоном с краской. На первом занятии лучше использовать краску одного цвета.
В конце занятия скажите детям: «Теперь наши котята стали веселыми - у них много круглых мячиков!».

Тема недели «Овощи»

Занятие 2. Картошка и свекла
(Рисование кистью. Гуашь)

Цель. Развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы; закреплять умение набирать краску на кисть. Развивать речь и мышление.
Демонстрационный материал. Разрезанная на две части картинка с изображением картофеля и разрезанная на четыре части картинка с изображением свеклы; натуральные картофель, морковь и свекла.
Раздаточный материал. Альбомный лист, гуашь, кисть, стакан с водой.

Ход занятия

Покажите детям овощи - картофель, морковь и свеклу - и попросите назвать их. Расскажите ребятам, как выращивают овощи (когда распахивают землю, как и куда сажают семена, как ухаживают за растущими овощами, как и когда собирают урожай). Вместе с детьми соберите разрезанную на части картинку с картофелем, потом картинку со свеклой.
Покажите ребятам, как нужно держать кисть тремя пальцами и набирать на ворс краску. Рассмотрите с ними картофель и дайте малышам возможность самим нарисовать его сначала сухой кистью, а затем краской на листе в виде круга и закрасить.
Рассмотрите с детьми свеклу. Определите, что у нее есть хвостик и корень.
Свеклу рисовать сложнее, чем картофель, поэтому в случае необходимости подойдите к ребенку и направьте его руку или нарисуйте простым карандашом контур рисунка.

Тема недели «Фрукты»

Занятие 3. Апельсин и мандарин
(Рисование кистью. Гуашь)

Цель. Учить детей рисовать и закрашивать кистью округлые формы большого и маленького размера; учить правильно держать кисть, набирать краску на ворс, тщательно промывать кисть. Развивать речь и мышление. Учить осознанно переключать внимание.
Демонстрационный материал. Два игрушечных зайца (большой и маленький), натуральные фрукты - апельсин и мандарин.
Раздаточный материал. Альбомный лист (его нужно согнуть пополам, а затем разогнуть), гуашь, кисть, стакан с водой.

Ход занятия

Покажите детям двух игрушечных зайцев и спросите: «Чем отличаются эти зайчики?». (Один большой, другой маленький.)
Проведите подвижную игру. Посадите зайцев в разных местах комнаты. По вашей команде: «Бежим к большому зайцу!» дети должны подбежать к большому зайцу, по команде: «Бежим к маленькому зайцу!» - подбежать к маленькому зайцу.
Проведите физкультминутку. По вашей команде: «Большой!» дети поднимают руки и встают на носочки, по команде: «Маленький!» - приседают.
Покажите детям фрукты - апельсин и мандарин, сравните их по размеру (большой и маленький) и форме (оба фрукта круглые). Положите перед каждым ребенком согнутый пополам, а затем разогнутый альбомный лист и предложите изобразить большой апельсин на правой половине листа, а маленький мандарин на левой половине сначала сухой кистью, потом кистью с краской.

Тема недели «Ягоды»

Занятие 4. Виноград
(Рисование пальчиками. Гуашь)

Цель. Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость.
Демонстрационный материал. Игрушечная ворона (или другая птица), картинки с ягодами (земляника, красная рябина, виноград, вишни).
Раздаточный материал. Половинка альбомного листа, гуашь, кисть, мисочка с водой, тряпочка.

Ход занятия

Покажите детям игрушечную ворону и скажите: «Ребята, сегодня к нам в гости прилетела ворона. Поздоровайтесь с ней и послушайте, о чем она вас просит».
Ворона . Я очень голодная. Накормите меня, пожалуйста.
Спросите у вороны: «А что ты любишь кушать?».
Ворона . Я очень люблю кушать ягодки. Только я не помню, как называются мои любимые ягоды.
Помогите вороне вспомнить названия ягод: покажите ей и детям картинки с разными ягодами и назовите их.
Ворона . Я вспомнила! Я люблю виноград! Нарисуйте мне, пожалуйста, виноград.
Еще раз внимательно рассмотрите с детьми картинку, на которой изображен виноград, определите форму и цвет виноградин. Обратите внимание малышей на то, что виноградины плотно прижаты друг к другу.

Нравится