Первая тренировка по каратэ. Основные технические приемы при изучении каратэ

Уже много сказано и написано о том, что такое каратэ киокусинкай. Некоторые ценители этого стиля даже называют его суперкаратэ. Другие именуют его королевским каратэ. Но для приверженцев философии основателя этого направления каратэ - Масутацу Оямы - это не столь важно. Для них важно то, что, облачившись в доги, они вступили на путь поиска "абсолютной истины". Этому способствовало много мифов вокруг этого стилевого направления каратэ и много легенд, которые существовали (и продолжают существовать) на грани мистики и реальности.

Философия мастера Оямы

Не секрет, что сам Масутацу Ояма немало способствовал созданию такой ауры вокруг киокусин каратэ. В 60-х годах прошлого века Ояма фактически бросил вызов всем японским мастерам каратэ, заявив, что только его каратэ - настоящее.

Потом он будто передумал и все-таки вступил со своей организацией в JKF. Затем снова вышел из нее, начал распространять каратэ киокусин в Японии и по всему миру вместе со своими учениками и последователями.

В основе идеи Оямы с самого начала лежала установка на развитие физических аспектов, а через них - и духовных возможностей бойцов, исповедующих философию киокусин: терпеть, терпеть и еще раз - терпеть!!! Терпеть боль всех ударов, которые приходят к тебе от соперника, как во время тренировок, так и во время соревнований. Через тяжелые и изнурительные тренировки, согласно философии Оямы, должен формироваться дух бойцов, решивших пойти по этому пути.

Масутацу Ояма

Отличительные особенности тренировок в киокусин-каратэ

Чем же отличаются тренировки в каратэ киокусинкай от тренировок в других стилях каратэ?

И в киокусин каратэ, и в других академических направлениях каратэ на первый взгляд существуют все основные разделы каратэ: кихон, ката, кумитэ. В основном, спортсмены точно так же готовятся к соревнованиям календарного плана. Но правила каратэ киокусин немного отличаются от правил соревнований по другим стилям каратэ. Основное отличие заключается в том, что в каратэ киокусин запрещены удары руками в голову.

Это кардинально меняет систему подготовки спортсменов. Почти все удары наносятся в корпус, очень распространены удары маваси-гери с проносом во все части тела. Фирменным признаком стиля киокусин является удар лоу-кик, который в последствии нашел применение и в других видах боевых искусств (муай-тай, кикбоксинг и др.).

Боец киокусинкай - идеальный каратист?

Тело бойца киокусин каратэ должно быть готово к "приему" множества ударов в область туловища. Руки и ноги должны быть "набиты" до такой степени чтобы могли спокойно выдерживать удар противника и в то же время сохранять способность ответного удара. Поэтому тренировки по каратэ киокусинкай во всех возрастных группах предполагают после хорошей качественной разминки набивку тела, работу на макиварах, технику разбивания предметов и, естественно, спарринги.

Некоторые из тренеров в качестве собственной инициативы в тренировочный процесс добавляют бег с препятствиями, прыжки с парашютом, заплывы на длинные дистанции в открытой воде и другие экстремальные виды подготовки. Таким образом в тренерских мечтах вот-вот появится "армия суперменов".

Всегда ли на выходе появляется прототип Рэмбо?

Не совсем так. В процессе выполнения монотонных упражнений боец забывает о том, что он имеет право ударить в голову и машинально наносит удары только в ту зону, которую он нарабатывал на постоянной основе.

К примеру, отборные бойцы-представители российской команды, проходившие в Перми подготовку к встрече с бойцами ушу-саньда, получили разрешение бить руками в область головы. На протяжении полугода наших каратистов готовили к соревнованиям по другим правилам. В итоге командной встречи в декабре 2005 года в Гуанчжоу (КНР) наши бойцы всухую проиграли китайцам, которых с самого детства учили бить во все части тела без каких-либо ограничений.

Таким образом было доказано, что нельзя ограничивать естественный ход развития боевых искусств.

Но путь выбран. Миллионы почитателей каратэ киокусин во всем мире приходят на тренировки, изучают технику каратэ киокусин. Может быть, с самого начала они и не задумываются о существующих правилах проведения соревнований в этом стиле. Их манит огромное желание стать сильными физически и духовно, с гордостью говорить об этом. Не каждый сможет пройти этот путь до конца.

Может, именно в этом и есть весь смысл данного пути?..

Обучаясь карате-до, необходимо подготовиться к освоению достаточно сложных действий - ударов, защит, бросков, приемов. Для этого вначале следует отработать ряд стандартных положений тела, или стоек.

Хейсоку-дачи

Ноги вместе, вес тела равномерно распределяется на обе ступни, корпус выпрямлен (рис. 1).

Мусуби-дачи

Пятки вместе, носки врозь под углом 90°. Вес тела распределяется равномерно на обе ступни, корпус выпрямлен (рис. 2).




Хейко-дачи

Ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги, корпус выпрямлен (рис. 3).




Дзенкуцу-дачи

Носок впереди стоящей стопы смотрит вперед на противника, стопа сзади стоящей ноги развернута наружу на 30–45°. Расстояние между правой и левой ступнями - ширина плеч, расстояние между передней и задней стопами - две ширины плеч. Стоящая впереди нога согнута в колене так, чтобы голень была перпендикулярна поверхности пола, сзади стоящая нога выпрямлена. До 60 % веса приходится на стоящую впереди ногу, около 40 % - на стоящую сзади. Корпус выпрямлен, развернут на 30–45° (рис. 4, 5, 6).





Кокутцу-дачи Рис. 7.


Носок впереди стоящей ноги смотрит на противника, стопа стоящей сзади ноги развернута наружу на 90°. Условные линии, проходящие через ступни, образуют букву Т либо Г. Расстояние между ступнями - две ширины плеч. Обе ноги согнуты в коленях. До 70 % веса тела - на стоящей сзади ноге, около 30 % - на стоящей впереди. Корпус выпрямлен, развернут на 45° (рис. 7, 8, 9).




Шико-дачи Рис. 10.


Стопы ног располагаются симметрично на одной линии, расстояние между ними - две ширины плеч, ступни развернуты на 45° соответственно каждая. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Колени согнуты и развернуты максимально наружу. Корпус выпрямлен (рис. 10, 11, 12).




Киба-дачи Рис. 13.


Аналогична стойке шико-дачи, стопы параллельны друг другу (рис. 13, 14).



Некоаши-дачи Рис. 15.


До 90 % веса тела приходится на стоящую сзади ногу около 10 % - на другую. Опорная нога максимально согнута в колене, а стопа развернута наружу в пределах 45°. Передняя стопа поднята на носок так, чтобы голень была перпендикулярна поверхности пола. В качестве стилевой особенности следует заметить, что колено опорной ноги максимально повернуто вперед. Корпус выпрямлен, плечи развернуты (рис. 15, 16, 17).






Последовательное обозначение ударов левой и правой руками вперед, в средний уровень - чу-дан-цуки (рис. 57, 58). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой. Последний удар сопровождается кяй. Рис. 57.




Последовательное обозначение защиты отбивом предплечья снизу вверх левой и правой руками - аге-уке (рис. 59, 60). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее - с кяй. Рис. 59.




Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем изнутри наружу левой и правой руками - учи-уке (рис. 61, 62, 63). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 61.





Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем снаружи внутрь левой и правой руками - сото-уке (рис. 64, 65, 66). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 64.





Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем сверху вниз левой и правой руками - гедан-барай (рис. 67, 68, 69). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 67.





После выполнения технических действий руками, подтягивая левую ногу к правой, переход в стойку хейсоку-дачи. Руки согнуты в локтях - хиките (рис. 70). Рис. 70.



Обозначение удара ногой в нижний уровень - ге-дан-гери (рис. 71, 72, 73). При выполнении технического действия производится предварительный захлест голени (рис. 74). Технические действия выполняются по 5-10 раз вначале левой, затем правой ногой. Завершающие действия и той и другой ногой сопровождаются кяй. Рис. 71.






Обозначение удара подъемом ноги - кинтеки-гери (рис. 75, 76, 77, 78). Технические действия выполняются по 5-10 раз сначала левой, затем правой ногой. Последнее действие и той и другой ногой сопровождается кяй. При выполнении технического действия производится предварительный подъем колена (рис. 75). Рис. 75.






Перед выполнением следующего технического действия необходимо перейти из стойки хейсоку-дачи в стойку миги-дзенкуцу-дачи, отшагивая левой ногой назад, последовательно исполнив защиту сначала гедан-барай, затем мороте-учи-уке (рис. 79, 80, 81, 82). Защита гедан-барай выполняется с кяй, а мороте-учи-уке - с резким выдохом. Рис. 79.






Обозначение удара ногой в средний уровень - гя-ку-мая-гери (рис. 83, 84, 85, 86). При выполнении технического действия производится предварительный захлест голени (рис. 83). Технические действия выполняются по 5-10 раз вначале левой ногой, затем, после смены стойки и выхода в хи-дари-дзенкуцу-дачи, правой (рис. 86). Последний удар правой и левой ногой сопровождается кяй. Рис. 83.






Перед выполнением следующего технического действия необходимо вернуться в стойку хейсо-ку-дачи и произвести руками хиките (рис. 87). Затем голова поворачивается в сторону выполнения удара ногой (рис. 88). Рис. 87.




Следующее техническое действие - комбинированное. Сначала выполняется защита ногой - ми-ка-цуки-гери, а затем обозначается режущий удар ребром стопы в сторону в нижний уровень - фу-микоми-еко-гери (рис. 89, 90). Технические действия выполняются сначала 5-10 раз левой ногой, затем, не меняя стойки, повернув голову вправо, правой (рис. 91). Завершающие действия и правой, и левой ноги сопровождаются кяй. Рис. 89.





Оставаясь в стойке хейсоку-дачи, руки в хиките, голову поворачивают прямо с одновременным выполнением в среднем темпе защиты мороте-ге-дан-барай, отставляя левую ногу в сторону и переходят в стойку хейко-дачи (рис. 92, 93). После совершения традиционного приветствия - выход с одновременным выполнением защиты мороте-гедан-барай в стойку хейко-дачи. Все переходы производятся за счет перемещения левой ноги (рис. 94, 95, 96). Рис. 92.







Сенчин-суги-кобо (омоте)

Из стойки готовности - хейко-дачи, при выполнении традиционного приветствия перейти в стойку хен-соку-дачи. Смена стойки осуществляется путем приставления левой ноги к правой (рис. 53, 54, 55).

Из стойки хейсоку-дачи, отставляя правую ногу назад, перейти в стойку хидари-дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты хидари-ге-дан-барай (рис 97, 98).




Передвижение вперед в стойку дзенкуцу-дачи с одновременным обозначением удара одноименной рукой в средний уровень - ой-цуки-чедан (рис. 99, 100, 101). Техническое действие производится 3–5 раз вперед, затем поворот на 180° с одновременным выполнением защиты гедан-барай, и повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 99.





После возвращения на исходное место производится разворот на 180° в стойку дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты гедан-ба-рай и силовой сменой рук (рис. 102, 103, 104). При этом занимается положение, характерное для выполнения удара гяку-цуки. Рис. 102.





Передвижение вперед, в стойке дзенкуцу-дачи, через промежуточную стойку шико-дачи с одновременным обозначением удара разноименной рукой в средний уровень - гяку-цуки-чедан (рис. 105, 106, 107). Техническое действие производится 3–5 раз вперед, затем поворот на 180° с одновременным выполнением защиты гедан-ба-рай, и повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 105.





После выполнения движений второй дорожки и возвращения на исходное место производится разворот на месте на 180° в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты аге-уке. После этого осуществляется движение вперед в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты аге-уке одноименной рукой (рис. 108, 109, 110). Техническое действие выполняется 3–5 раз вперед, после разворота на 180° повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 108.





После выполнения движений второго прохода и возвращения на исходное место производится разворот на 180° в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты гедан-барай. После этого осуществляется движение вперед в стойке шико-дачи (корпус и условная линия, проходящая через стопы, располагаются под углом в 45°) с одновременным выполнением защиты рукой гедан-барай (рис. 111, 112, 113, 114). Техническое действие выполняется 3–5 раз при движении вперед, а затем в аналогичной стойке, отходя назад. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 111.






После выполнения последнего технического действия и возвращения на исходное место производится выход в стойку хейко-дачи с одновременным выполнением защиты мороте-гедан-барай в среднем темпе. Выход осуществляется подтягиванием стоящей сзади ноги через кратковременное принятие промежуточной стойки хейсоку-дачи (рис. 115). Рис. 115.



После выполнения традиционного приветствия - выход с одновременным выполнением защиты мороте-ге-дан-барай в стойку хейко-дачи. Все переходы выполняются за счет перемещения левой ноги (см. рис. 93, 94,95,96).

Закрепление изученной техники

Изученные упражнения и приемы необходимо закрепить. Для этого применяется моделирование вероятных действий при атаке и защите. Наиболее эффективны стандартное и многократное повторения упражнений. Выполнение ударов и защит с ограничением траектории движений позволяет прочно закрепить умения действовать в реальных пространственно-временных условиях, полученные в результате отработки специальных технических комплексов - ката.

В качестве вариантов вероятных атакующих и защитных действий может быть использована техника, разученная в комплексах тей-тай-ден-хо (омоте) и сенчин-суги-кобо (омоте):

Варианты отработки атакующих действий руками (рис. 116, 117);





Варианты отработки атакующих действий ногами (рис. 118, 119, 120, 121); Рис. 118.






Варианты отработки защитных действий руками (рис. 122, 123, 124, 125); Рис. 122.






Вариант отработки защитного действия ногой (рис. 126). Рис. 126.


Защита и контратака при ударе рукой в голову

Все действия выполняются из стандартного положения (рис. 127): атакующий находится в левосторонней стойке, а защищающийся - в стойке готовности.

Атакующий выполняет удар правой рукой в голову с одновременным шагом одноименной ногой вперед.

Прием № 1

1. Исходное положение (рис. 127).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-вправо с одновременной защитой (рис. 128). Рис. 128.



3. С захватом бьющей руки и шагом левой ногой вперед-влево контратака разноименным ударом правой руки в голову атакующего (рис. 129). Рис. 130.



Прием № 2

1. Исходное положение (рис. 130).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-вправо с одновременной защитой (рис. 131). Рис. 131.



3. С захватом бьющей руки и шагом левой ногой вперед-влево контратака ударом ребром ладони правой руки сверху (рис. 132). Рис. 133.



Прием № 3

1. Исходное положение (рис. 133).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-вправо с одновременной защитой (рис. 134). Рис. 134.



3. С захватом бьющей руки и шагом левой ногой вперед-влево контратака ударами правой рукой в голову и корпус атакующего (рис. 135, 136, 137). Рис. 135.





Прием № 4

1. Исходное положение (рис. 138).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки вперед, разворачиваясь правым боком к атакующему с одновременной защитой правой рукой (рис. 139). Рис. 139.



3. Не меняя положения ног - удар правой рукой наотмашь в голову атакующего и разноименный удар левой рукой в корпус с выходом в правостороннюю стойку (рис. 140, 141). Рис. 140.




Прием № 5

1. Исходное положение (рис. 142).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит правой ногой назад в левостороннюю стойку с одновременной защитой левой рукой (рис. 143). Рис. 143.



3. Контратака правой ногой в корпус (рис. 144). Рис. 145.



Прием № 6

1. Исходное положение (рис. 145).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит левой ногой вперед, параллельно движению атакующего, с одновременной защитой левой рукой (рис. 146). Рис. 146.



3. Контратака разноименным ударом правой руки в корпус с одновременным выходом в левостороннюю стойку (рис. 147). Рис. 148.



Прием № 7

1. Исходное положение (рис. 148).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит левой ногой вперед, параллельно движению атакующего, с одновременной защитой локтем левой руки (рис. 149). Рис. 149.



3. Контратака разноименным ударом правым локтем по корпусу с одновременным выходом в левостороннюю стойку (рис. 150). Рис. 151.



Прием № 8

1. Исходное положение (рис. 151).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременным блокированием ладонью правой руки (рис. 152). Рис. 152.



3. Контратака ребром стопы правой ноги с одновременным захватом бьющей руки атакующего своей правой рукой (рис. 153). Рис. 154.



Прием № 9

1. Исходное положение (рис. 154).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременным блокированием ладонью правой руки (рис. 155). Рис. 155.



3. Захват бьющей руки атакующего своей правой рукой с одновременной контратакой круговым ударом правой ноги по корпусу (рис. 156, 157). Рис. 156.




Прием № 10

1. Исходное положение (рис. 158).



2. При атаке правой рукой в голову шаг левой ногой вперед-влево с одновременной защитой руками «накрест» (рис. 159). Рис. 159.



3. Захват бьющей руки атакующего двумя руками с одновременным резким рывком на себя, удар правым коленом в корпус (рис. 160). Рис. 161.



Прием № 11

1. Исходное положение (рис. 161).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед с одновременной защитой «квадрат» (рис. 162). Рис. 162.



3. Контратака правой рукой в голову и левой рукой в корпус (рис. 163, 164). Рис. 163.




Прием № 12

1. Исходное положение (рис. 165).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой правой рукой (рис. 166). Рис. 166.



3. Контратака в корпус тремя последовательными ударами руками (левой, правой и опять левой) (рис. 167, 168, 169). Рис. 167.





Прием № 13

1. Исходное положение (рис. 170).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременным скручиванием корпуса и защитой «квадрат» (рис. 171). Рис. 171.



3. Контратака левой ногой в корпус с одновременным шагом левой ногой вперед-влево, круговой удар ребром правой руки в голову (рис. 172, 173). Рис. 172.




Прием № 14

1. Исходное положение (рис. 174).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременной защитой левой рукой (рис. 175). Рис. 175.



3. Подтягивая левую ногу к правой и разворачиваясь правым боком к противнику, удар снизу-вверх локтем правой руки в голову (рис. 176). Рис. 177.



Прием № 15

1. Исходное положение (рис. 177).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся разворачивается на левой ноге правым боком к противнику с одновременной защитой двумя руками за счет использования вращательного момента (рис. 178). Рис. 178.



3. Контратака в голову ударом ребром ладони обеих рук с одновременным шагом правой ногой вперед-вправо (рис. 179). Рис. 180.



Прием № 16

1. Исходное положение (рис. 180).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременной защитой левой рукой (рис. 181). Рис. 181.



3. Не меняя положения ног, контратака ударом снизу-вверх локтем правой руки по корпусу (рис. 182). Рис. 183.



Прием № 17

1. Исходное положение (рис. 183).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременной защитой левой рукой (рис. 184). Рис. 184.



3. Не меняя положения ног, контратака круговым ударом локтем правой руки по корпусу (рис. 185). Рис. 187.



Прием № 18

1. Исходное положение, атака и защита аналогичны приему № 17 (рис. 183, 184).

2. Немного подтягивая левую ногу к правой, контратака круговым ударом локтем правой руки в голову (рис. 186).



Прием № 19

1. Исходное положение (рис. 187).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед с одновременной защитой двумя руками «накрест» (рис. 188). Рис. 188.



3. Разворот на месте на 180° и, захватив правой рукой бьющую руку атакующего, контратака ударом ребром ладони левой руки по шее наотмашь (рис. 189). Рис. 191.



Прием № 20

1. Исходное положение, атака и защита аналогичны приему № 19 (рис. 187, 188).

2. Разворот на месте на 180° и, захватив правой рукой бьющую руку атакующего, контратака ударом ребром ладони левой руки в пах (рис. 190).



Прием № 21

1. Исходное положение (рис. 191).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой правой рукой (рис. 192). Рис. 192.



1. Контратака в корпус двумя последовательными ударами руками левой, правой (рис. 193, 194). Рис. 193.




Прием № 22

1. Исходное положение (рис. 195).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой правой рукой (рис. 196). Рис. 196.



3. Контратака в корпус круговым ударом локтем левой руки (рис. 197). Рис. 198.



Прием № 23

1. Исходное положение (рис. 198).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед-вправо с одновременной защитой левой рукой (рис. 199). Рис. 199.



3. Контратака в корпус ударом правой руки снизу (рис. 200). Рис. 201.



Прием № 24

1. Исходное положение (рис. 201).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой локтем левой руки (рис. 202). Рис. 202.



3. Контратака в корпус ударом правой руки (рис. 203). Рис. 204.



Прием № 25

1. Исходное положение (рис. 204).



2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой предплечьем левой руки (рис. 205). Рис. 205.



3. Разворачиваясь на месте на 180°, замах левой рукой с последующей контратакой левой рукой в пах (рис. 206, 207). Рис. 206.



Защита и контратака при ударе рукой в корпус

Все действия выполняются из стандартного положения (рис. 208): атакующий находится в левосторонней стойке, а защищающийся в стойке готовности.

Атакующий выполняет однотипный удар правой рукой в корпус с одновременным шагом одноименной ногой вперед.

Прием № 26

1. Исходное положение (рис. 208).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся разворачивается на месте влево в левостороннюю стойку с одновременной защитой двумя руками (рис. 209). Рис. 209.



3. Контратака в голову ударом правой руки наотмашь (рис. 210, 211). Рис. 210.




Прием № 27

1. Исходное положение (рис. 212).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево (рис. 213). Рис. 213.



3. Контратака в корпус внутренней части ладони левой руки (рис. 214). Рис. 214.



Прием № 28

1. Исходное положение (рис. 215).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой круговым ударом левым локтем (рис. 216). Рис. 216.



3. Контратака в корпус ударом правой руки (рис. 217). Рис. 218.



Прием № 29

1. Исходное положение (рис. 218).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой ударом ребром ладони обеих рук сверху (рис. 219, 220). Рис. 219.




3. Контратака в голову ударом левой руки наотмашь (рис. 221, 222). Рис. 221.




Прием № 30

1. Исходное положение (рис. 223).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево, одновременно зафиксировав бьющую руку атакующего в локтевом сгибе правой руки, с последующим переходом на болевой прием за счет воздействия предплечьем левой руки на плечевой сустав (рис. 224, 225, 226, 227). Рис. 224.






Прием № 31

1. Исходное положение (рис. 228).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой предплечьем левой руки (рис. 229). Рис. 229.



2. Контратака в корпус ударом правой руки (рис. 230). Рис. 231.



Прием № 32

1. Исходное положение (рис. 231).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой предплечьем левой руки - ладонь открыта (рис. 232). Рис. 232.



3. Контратака правой рукой в глаза (рис. 233). Рис. 234.



Прием № 33

1. Исходное положение (рис. 234).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременной защитой ударом кулаком правой руки сверху по запястью бьющей руки атакующего (рис. 235, 236). Рис. 235.




3. Контратака правой рукой в глаза с одновременным шагом правой ногой вперед (рис. 237, 238). Рис. 237.




Прием № 34

1. Исходное положение (рис. 239).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременной защитой ударом кулаком правой руки сверху по запястью бьющей руки (рис. 240, 241). Рис. 240.




3. Контратака ударом открытой ладонью правой руки в челюсть с одновременным шагом правой ногой вперед (рис. 242, 243). Рис. 242.




Прием № 35

1. Исходное положение (рис. 244).



2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся разворачивается на месте вправо на 90°, одновременно отводя ладонью левой руки от себя бьющую руку противника (рис. 245). Рис. 245.



3. Выполнив круговое движение по часовой стрелке левой рукой и выйдя с одновременным разворотом влево на 90° в левостороннюю стойку с одновременным захватом бьющей руки снизу, удар ребром правой руки сверху по правой ключице противника (рис. 246, 247). Рис. 246.




Прием № 36

1. Исходное положение (рис. 248).



2. При атаке правой рукой в корпус шагом левой ногой назад защищающийся уходит с линии атаки назад-влево (рис. 249). Рис. 249.



3. Контратака в корпус (рис. 250). Рис. 251.



Прием № 37

1. Исходное положение (рис. 251).



2. При атаке правой рукой в корпус шагом левой ногой назад защищающийся уходит с линии атаки назад-влево (рис. 252). Рис. 252.



3. Контратака в корпус боковым ударом ребром стопы правой ноги (рис. 253). Рис. 254.



Прием № 38

1. Исходное положение (рис. 254).



2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом вперед-влево левой ногой одновременно с встречной контратакой разноименным ударом правой руки по корпусу (рис. 255). Рис. 256.



Прием № 39

1. Исходное положение (рис. 256).



2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом вперед-влево левой ногой с одновременной встречной контратакой разноименным ударом правой руки по корпусу (рис. 257). Рис. 257.



3. Не меняя положения корпуса, отвод предплечьем правой руки бьющей руки атакующего назад-вправо (рис. 258). Рис. 259.



Прием № 40

1. Исходное положение (рис. 259).



2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом вперед-влево левой ногой с одновременной встречной контратакой разноименным ударом правой руки в пах (рис. 260). Рис. 261.



Прием № 41

1. Исходное положение (рис. 261).



2. При атаке правой рукой в корпус выход правой ногой вперед с одновременной контратакой в корпус круговым ударом локтем правой руки (рис. 262, 263). Рис. 262.




Прием № 42

1. Исходное положение (рис. 264).



2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево (рис. 265). Рис. 265.



3. Продолжая движение, шаг правой ногой вперед-вправо, выходя за спину противника, с одновременной контратакой в спину ударом локтем правой руки назад (рис. 266, 267, 268). Рис. 266.





Прием № 43

1. Исходное положение (рис. 269).



2. При атаке правой рукой в корпус выход левой ногой вперед-вправо, разворачиваясь спиной к противнику (рис. 270, 271). Рис. 270.

Постоять за себя - нормальное желание каждого человека. Но как это сделать? Тут уж каждый решает сам. Кто-то вооружается газовым баллончиком или электрошокером, кто-то таскает с собой всюду нож, а многие полагаются на собственную физическую силу. Но разве есть гарантия, что противник будет вашей весовой категории? Так что грубая сила - не всегда выход из положения. А вот боевые искусства, базирующиеся на ловкости, могут выручить. К примеру, карате. Приемы боя, кстати, можно изучить дистанционно.

Что такое карате?

Приемы этого японского боевого искусства могут быть выполнены без использования особой физической силы, так что спортсменами в этой сфере бывают хрупкие девушки и даже дети. Под термином «карате» подразумевается система защиты и нападения. Изначально это была система рукопашного боя, созданная исключительно для самообороны. А вот сегодня карате стало популярным, так как появились показательные выступления. Это очень зрелищные демонстрации, во время которых мастера могут кулаком расколоть глыбу льда, деревянный брус или кровельную черепицу. Это, кстати, вовсе не показатель мастерства, но доказательство физической силы мастера. В карате непосредственный контакт между участниками схватки сводится к минимуму, но для атаки используются точные и чрезвычайно мощные удары конечностями, причём, наносимые в жизненно важные точки тела. Зато здесь нет удерживающих захватов и удушающих приемов. На соревнованиях предполагается две программы карате. Это кумитэ, то есть свободный спарринг, и ката, то есть отработанная последовательность движений по принципу ведения формального поединка с воображаемым партнером.

Немного информации

Ещё в 18-м веке появился термин «карате». Его ввёл в обращение некто Сакугава, изучавший единоборства. Именно этот человек основал частную школу и первым набрал людей для изучения основ карате. При этом этимология слова претерпела изменения и «кара» вместо «китайский» стало означать «пустой». Эта замена вполне полноценно объяснил мастер Фунакоси, который описал принципы изучения борьбы, связанные с освобождением от эгоизма и злобы. Именно он дал первое название приемов в карате.

В Японию искусство пришло с островов в конце 19-го века. Тому поспособствовали тесные торговые связи Китая и Японии. Но с ходом времени карате утрачивало черты боевого искусства и превращалось в военизированную гимнастику. Спортсмены находились в отличной форме, но при этом не всегда умели атаковать своих противников. В 20-м веке на базе карате проходила подготовка японской армии. Борьба быстро завоевала страну, а в 1936-м году начали преподавать стиль ведения боя. Этот классический стиль получил название «Сётокан». Для такого карате приемы характерны с низкими стойками, короткими и резкими ударами, а движения бёдер являются ключевыми. Оборона при этом одновременно является и атакой.

После ряда военных сражений в 1945 году американские оккупанты запретили японские боевые искусства, кроме карате, которое посчитали разновидностью гимнастики. И в 1948 году появилась ассоциация карате с Фунакоси во главе, под эгидой которого объединились все ведущие специалисты единоборства. И это была знаковая точка отсчета в развитии борьбы как вида спорта и системы самозащиты.

Сейчас о спорте

Долго рассматривался вопрос о включении борьбы в программу Олимпийских игр, но среди препятствий к этом достижению указывается высокая травмоопасность спортсменов. Также мешает огромное количество стилей и федераций карате, приемы которых сильно разнятся. То есть спортивная унификация почти невозможна. Все проблемы были ликвидированы к 2015-му году, когда карате официально признали олимпийским видом спорта. Каждый крупный стиль имеет свою федерацию, действующую на определённом участке территории. Логично можно предположить, что по принадлежности к федерации выделяют различные приемы карате. Обучение идёт по собственным проверенным методикам с индивидуальными требованиями и правилами проведения спортивных поединков.

Базовая тренировка

Итак, рассмотрим наиболее простые приемы карате. В основе тренировки лежат три кита. Это тренировка базы, тренировка в паре и формальные упражнения. Соответственно они называются "кихон", "кумитэ" и "ката".

"Кумитэ" подразделяется на обусловленный поединок или "якусоку кумитэ" и свободный бой или "дзию-кумитэ". При этом последний подразумевает удары не в полную силу, а исключительно для обозначения касания. Разумеется, удары ниже пояса запрещены. Мастер, наблюдающий за борцами, оценивает тяжесть ударов при помощи трехбальной системы оценок. Борцы делятся по весовым категориям.

"Ката" - формальный бой или так называемый "бой с тенью" напоминает танец, так как упражнения выполняются по цепочке, разделяясь на защиту и атаку. Кстати, соревнования по "ката" могут быть одиночными и групповыми. В "ката" есть четыре основных элемента - "бункай" - анализ, "оё" - применение, "хэнка" - вариации и "какуси" - скрытность.

Стойки

Как и в любом виде единоборств, в карате многое зависит от начальной стойки. Оставьте волнение, найдите собственную точку равновесие. Чуть наклонитесь вперед, чтобы принять основную атакующую стойку - "дзэнкуцу-дати". Кстати, она используется ещё и в тхэквондо, только там именуется "ап-куби". Стопа передней ноги должна быть чуть впереди. Вы можете стоять прямо либо вполоборота. Стопу задней ноги разверните во внешнюю сторону на величину острого угла. Большая часть вашего веса должна приходиться на переднюю ногу. Тут не имеет значение правша вы или левша, стойку можно видоизменять, основываясь на этом аспекте. Примите правильное исходное положение рук. Как это выглядит? Это основные приемы карате для начинающих, та база, что пригодится для дальнейшего погружения в искусство борьбы.

Руки принимают положение "гэйдан-барай", а для работы ног занимается позиция "кэри-но-ёй". Это означает, что вы встаете в боевую позицию и осуществляете блок руками или ногами. При обучении стойка "дзэнкуцу-дати" зачастую входит в базовые приемы карате для детей. Кстати, она часто дается и на экзаменах. И в простейших "ката" используется исключительно перемещение в этой стойке.

А для защиты в бою актуальна стойка "кокуцу-дати", при которой пятки фиксируются на одной линии, причем стопа передней ноги нацелена вперед, а у задней - развернута во внешнюю сторону и опирается на всю подошву. Львиная доля веса приходится на заднюю ногу. Руки занимают положение "сюто-укэ", то есть блокируют удары соперника основанием и ребром ладони. По команде к старту левая нога перемещается вперед с плавным перемещением вправо. Развороты выполняются почти в танце, так как длина и ширина стойки остаются неизменными на всем протяжении боя.

Короткой стойкой называют "нэкоаси-дати", при которой передняя нога и задняя стоят почти вплотную. Такое положение позволяет быстрее перемещать ноги. Пятки остаются на одной линии, а все тело при этом напоминает положение кошачьих лап перед прыжком. Эта стойка тоже входит в базовые приемы карате для детей, причем, малышам её легко постичь, ведь они с удовольствием наблюдают за животными и могут перенять их повадки.

В бой!

Но как научиться приемам карате? Сперва нужно определить для себя степень мотивации. Чего вы хотите добиться на тренировках? Подтянуть тело? Наработать мышцы? Или выучить пару приемов, дабы отбиваться от уличных хулиганов? Поверьте, каждая конкретная цель достигается по-своему, но карате - это не мимолетное увлечение, а привязанность на всю жизнь. Не удивляйтесь, когда начинать учебу вы будете с правильной стойки, а до драки дойдете отнюдь не скоро. Итак, основные приемы каратэ характеризуются жесткой позицией с напряжением всех мышц. К примеру, стойка "крепость", которая внешне напоминает песочные часы. Она очень закрытая - ноги на ширине плеч или даже шире, а носки повернуты внутрь. Распределить вес старайтесь равномерно, чтобы более устойчиво стоять на ногах. Колени смотрят внутрь, чтобы защитить зону паха. Такая стойка также называется "сантин-дати" и выход в неё осуществляют коротким дугообразным шагом вперед. Если вы насмотрелись фильмов о карате, то требуется уточнение: крик "киай" при выходе в эту стойку не нужен. Наоборот, выход проходит с глубоким силовым дыханием. Все ваши мышцы должны быть напряжены. Такая позиция отрабатывается весьма неприятно, так как в разные части тела ученика наносятся удары, чтобы его мышцы были в тонусе.

Некоторые названия приемов в карате перекликаются с другими видами единоборств. например, стойка сумо или "сико-дати" часто дается на экзаменах в школах карате. Она очень похожа на стойку сумоистов - колени согнуты и смотрят в стороны, спина прямая. Центр тяжести должен располагаться низко, а потому важна мышечная сила ваших ног.

Да будет схватка!

Итак, начнем бой. Для карате сочетание различных элементов боевых искусств - это норма, так как это стиль синтетический. Таким образом каждый прием может быть выполнен по-разному. Использование оружия не приветствуется, так как традиционное карате иногда называется искусством пустой руки. На зрелищности этот завет никак не сказывается.

Удары руками считаются наиболее эффективными и бою. Они разнообразны по направленности, силе удара и технике. Название приемов в карате могут показаться забавными, но они ёмкие и четкие. Например, "ой-цуки" - это прямой удар кулаком. Он применяется в бою очень часто и выглядит как резкий выпад по прямой.

А прямой удар кулаком с чередованием рук называется "гьяку-цуки". Эти удары быстрые и безжалостные. Удар локтем - "эмпи". Выполнять его без тренировки опасно, так как есть возможность повредить суставы. "Ура-кен" - это удар наотмашь. Для его реализации нужен размах. Удар идёт по диагонали вверх или вниз.

Боевые приемы каратэ конечно предполагают задействование нижних конечностей. Стоит разобрать самые популярные. Удары ногами поражают противника и без долгой подготовки, а потому они так эффективны даже в уличной потасовке. Но без нужной гибкости эффектного результата не добиться. Условно можно разделить приемы карате ногами на прямые, боковые и удары снизу. Отработка таких движений требует терпеливости и высоких нервно-мышечных усилий. Если вы бъете ногой вперед, то это удар "мая-гери". Ударить ногой в сторону легче, но сил придётся прикладывать больше. Сам удар называется "еко-гери". "Уширо-гери" - это удар ногой назад, а коварный и всегда неожиданный удар сснаружи внутрь называется "маваши-гери".

Очень зрелищно в кино выглядит обратный удар изнутри наружу - "ура маваши гери", а вот атака коленом может быть знакома и без погружения в карате. Так называемый "хиза-гери" поможет девушкам в тех ситуациях, когда нападает злоумышленник. Находясь близко от противника, резко бьем его коленом. Зоной поражения, как правило, оказывается пах.

Защищайтесь!

И все-таки карате - это искусство защищать себя, а не покалечить другого человека, так что основную важность в данном виде борьбы несет оборона. Как называются приемы карате, помогающие защитить себя и своих близких? Также можно выделить блоки руками и ногами. В любом случае нужно помнить, что блоки не дают стопроцентной защиты, особенно, если игнорировать дополнительное маневрирование. Не думайте, что фильмы дают вам святую истину и владение карате будет гарантом от неприятностей. Двигайтесь постоянно, отражайте наибольшее количество атакующих ударов и больше внимания уделяйте тому, чтобы уберечься, а не причинить вред. Ваши руки должны работать в четырех направлениях, то есть бить снизу вверх и наоборот, а также изнутри наружу и наоборот. Слабые предплечья не помогут нанести сильный удар, так что руки придётся тренировать. Девушки часто интересуются, а не станет ли в таком случае слишком заметен бицепс. Можно сказать с уверенностью, что карате - это эстетическая борьба, так как она делает тело красивым, гармоничным и грациозным. Даже сам бой выглядит прекрасно, а что уж говорить о бойце?! Итак, удар предплечьем снизу вверх называется "аге-уке", а его антипод - это "гедан-барай". Удар изнутри наружу - это "учи-уке", а снаружи внутрь - "сото-уке". Если вы отбили удар и перехватили руку нападающего, то выполнен "какете-уке".

Элемент защиты или "уке" присутствует в каждом приеме, то есть боец сначала бокирует атаку, а только потом дает контратаку. Защищаться можно и ногами, если применять подставки, отбивать удары снаружи вовнутрь или наоборот. Часто используется так называемый "мика-цуки-гери", то есть блок ногой снаружи внутрь. Если атакующий удар рубящий или проникающий, причем, идет сверху, то используйте сбивающий блок "йодан агэ уке". При нем активная рука от бедра идет вверх до кулака на уровне лба с тыльной стороной наружу. Далее кисть разворачивается наружу ладонью, а локоть выходит вверх до уха. Момент разворота и демонстрирует блок.

Для нижнего блока используется "гэдан шотей уке". Ладони при этом двигаются сверху вниз, плавно, но четко сбивая удары по нижнему уровню. Такой блок эффективен для ударов ногами противника. Но не вступайте в силовой контакт рукой с чужой ногой, иначе пострадают ваши пальцы. Лучше поймайте тот момент, когда нападение только совершается и нога идёт по заданной траектории. Вот тогда отбейте её и тем самым сбейте "прицел" на несколько сантиметров. Этого хватит, чтобы обескуражить противника и сделать его выпад бесполезным. Выигранного времени может быть достаточно для эффективной контратаки.

Похожим эффектом обладает "йодан шотей уке". Это очень зрелищные для каратэ приемы, фото которых просто заряжают энергией боя. Данный блок позволяет сбить атаку по верхнему уровню. Ладонь движется снизу вверх и может изменить направление удара. Вероятно, ваш противник к такому повороту событий будет просто не готов.

А что насчет бросков?

Говоря о карате, нельзя обойти вниманием притягательные броски, которые были известны ещё древним мастерам битвы. Физические затраты при этом минимальны, а эффект фантастический. Потрясающе, что броском даже миниатюрная девочка может уложить на лопатки огромного амбала. Но правильно ведь говорят, что чем выше шкаф, тем громче он падает. Очень популярна комбинация защитных приемов, когда сперва идёт блок, потом контрудар. Далее бросок и завершающий удар. После такого комбо сможет ли противник подняться? Кстати, удачное проведение такой серии на соревнованиях дает спортсменами дополнительное очко или "иппон". Бросок заканчивается падением противника, его дезориентацией, что весьма выгодно. За пару мгновений может быть окончен бой.

Рассмотрим основные для каратэ приемы. Фото подобных бросков подтверждают поэтичность названий. Бросок "нэдзири-таоси" или сваливание выкручиванием руки. Этот бросок начинается с тычка противника. Удар отбивается блоком и одновременно захватывается его рука. Вы отходите назад, скручивая руку вокруг оси, и опрокидываете его плашмя. Очень красиво смотрится "тани-отоси" или "сброс в долину", когда в ответ на тычковой удар правой руки вы блокируете удар и обхватываете туловище атакующего обеими руками с захватом и его рук. Потом вы резко выхватываете его вверх и швыряете, перевернув вниз головой.

А как выполнить "яридама", что в переводе "проткнуть шар копьем". Ассоциации с таким названием приходят разные, но логика в нем есть. Итак, противник атакует тычковым ударом правой руки. Он метит в лицо, а вы хватаете его за руку изнутри и в это же время просовываете руку ему между ног. Так вы его поднимаете и переворачиваете вниз головой, а потом резко бросаете вниз. Со стороны как раз и кажется, что вы проткнули шар копьем.

А если вы сваливаете противника ногой с одновременным захватом шеи, то это бросок "тимба-таоси". С захватом шеи связан и бросок "кубива", когда противник получает подножку, шейный захват и рывок головы на себя. В переводе это бросок с "кольцом вокруг шеи".

С нажимом на живот выполняется бросок "удэ-таоси", а непосредственно сдавливание горла идёт в основе броска "нодо-осаэ".

С опорой на силу

Не более четверти века назад стали популярными приемы каратэ Киокушинкай. Что же это? Да всего лишь один из сильнейших видов боевого искусства! Это очень молодой вид, сочетающий в себе силу, ловкость, скорость и ярость. Это усовершенствованная система боя максимальной эффективности. Среди других видов карате, Киокушинкай отличается зрелищностью. Кажется, что спортсмен летает или просто нарушает законы гравитации. Сверхсложные трюки разработал основатель системы Масутацу Ояма. Его ученики выполняют удар "рука-копье", пронзая подвешенную коровью тушу или пучок бамбуковых прутьев. Они раскалывают конечностями прочные предметы, как то доски, кирпичи или булыжники. Они разбивают стекло, гасят ударами огонь и даже выдергивают листы бумаги из под пресса исключительно силой удара на расстоянии. При этом Киокушинкай предназначен для боя, а не для шоу. Из-за высокой эффективности навыки боя изучают в военных структурах.

Можете тренироваться хоть весь день, можете повторять каждое упражнение хоть по 100 раз, но не забывайте - есть риск перетренировки, этого нельзя допускать. Вам нужно найти такой ритм, чтобы вы ждали следующее занятие, понимаете?

Перед каждой тренировкой сделайте разминку. Особое внимание обратите на развитие гибкости - наклоны, махи, шпагаты и обычные школьные упражнения - вращения руками, наклоны головы, приседания и т.д.

Неделя 1.

Сидя на полу - удар ногой. Ударная поверхность - подушечки пальцев

Лежа на боку - удар йоко. Ударная поверхность - ребро стопы.

Лежа на животе - удар стопой назад

Стоя на одном колене - удар передней ногой вперед. Ударная поверхность - подушечки пальцев.

Затем - боковой удар (йоко)

Из того же положения - удар ногой назад.

Затем удар через партнера (можно вместо партнера использовать табуретку). Внимательно рассмотрите рисунки.

Удар, опираясь ногой на что-нибудь, назад. Бьет нога, которой опираетесь.

Затем удар с колена в сторону (йоко). Руками упираемся о стену.

Удар назад с колена, опираясь руками о стену.

Затем - прямой удар в живот. Ударная поверхность - подушечки пальцев.

Удар йоко-гири и удар назад. Внимательно смотрим рисунки

Детей

«Дом детского творчества»

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КАРАТЭ

Составитель:

,

педагог дополнительного

образования МОУ ДОД «ДДТ»

Яшкинский район

Введение 3

1. Стойки 3

2. Передвижения в стойках 6

4. Защиты 12

5. Броски, болевые и удушающие приемы. 15

Заключение 16

Литература 16

Введение

Каратэ – это путь, по которому многие идут всю жизнь, закаляя свое тело, укрепляя дух, открывая в себе новые и новые способности и раздвигая границы своих возможностей.

Занимаясь каратэ, люди учатся не только и не столько технике нанесения ударов и постановки блоков, тактике и стратегии поединка, умению разбивать предметы, сколько образу жизни, пытаясь увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность во всем, что есть в Мире, и стремясь достичь гармонии с Природой.

Техника же каратэ – это совокупность стоек, ударов и защит, применение которых диктуется формальными упражнениями (ката), обстоятельствами кумитэ и возможностями каратэка.

Технически грамотным является тот, кто умеет точно и легко передвигаться по тотами, не суетясь и не делая ненужных мышечных усилий, в совершенстве владеет ударами и защитами, причем применяет их исключительно координировано в нужное время с необходимой силой, резкостью и быстротой.

Типовую технику каратэ составляют стойки, передвижения в стойках, удары и защиты.

1. Стойки

Стойка – это первый прием техники, которым овладевает обучающийся, начавший заниматься каратэ.

Под стойкой принято понимать исходное положение, которое позволяет каратэке постоянно быть в готовности осуществлять свои намерения.

Все приемы в каратэ можно правильно и эффективно выполнить, только имея прочную и устойчивую основу (стойку). Выбор стойки меняется в зависимости от обстоятельств, но в любом случае стойка должна быть естественной и позволять каратэке свободно перемещаться и при выполнении ката, и во время поединка (кумитэ).

Многие стойки, которые используются в современном каратэ, возникли из попыток древних мастеров подражать животным как в позах, так и в движениях. Они предназначались для обучения начинающих основам боевого искусства. Анализируя стойки, используемые в каратэ, можно заметить, что в них учтены возможные действия соперников: удары, подсечки, уходы. Кроме того, стойки позволяют скрывать свое психофизическое состояние. От правильного выбора стоек во многом зависит успех в поединке.

Поэтому изучение стоек – один из основополагающих аспектов овладения техникой каратэ. Правильное распределение веса тела, правильное расположение корпуса и ног в той или иной стойке имеет немаловажное значение при нанесении ударов, постановке блоков, уходах с линии атаки.

В ката в поединке (в зависимости от решаемых задач) могут применяться стойки защиты и стойки атаки. В стойках защиты тело больше всего закрыто от возможной атаки противника. В стойках атаки обеспечивается возможность нанесения ударов руками и/или ногами практически без изменения положения тела в пространстве.

Как правило, во всех стойках каратэ позвоночник перпендикулярен полу (земле) и любой его наклон вперед или назад – это результат неправильного обучения, итогом которого является поражение в поединке, невыполнение упражнения тамэшивари или же некачественное выполнение ката.

Существует несколько основных требований к стойкам:

1) равновесие должно сохраняться при любых атаках, контратаках или защитных действиях;

2) центр тяжести не должен выходить за контуры тела, крайними точками которого являются ступни ног;

3) любая стойка должна давать возможность наносить удары или ставить блоки;

4) переход из одной стойки в другую должен осуществляться с максимальной скоростью;

5) любая стойка должна обеспечивать защиту жизненно важных точек тела;

6) во всех стойках низ туловища должен быть напряжен, а верх – расслаблен.

Как уже отмечалось, каратэ начинается с изучения стоек, но их отработка не прекращается на протяжении всех занятий. Эффективность любого приема в каратэ зависит от стойки, в которую необходимо переместиться для нанесения удара или постановки блока, а также от скорости этого перемещения. Все это позволяет направить в заданную точку всю суммарную скорость, состоящую из скорости перемещения и скорости нанесения удара или постановки блока. Кроме того, правильная стойка обеспечивает устойчивость, необходимую для концентрации энергии при нанесении удара или постановке блока. В свою очередь, стабильная устойчивость обеспечивается за счет силы мышц ног.

Древние мастера для укрепления мышц ног стояли в той или иной стойке с грузом в руках, который иногда превышал вес самого мастера. Иногда опытные мастера становились на вершины двух столбов, вбитых в землю, воткнув вокруг них свои мечи лезвиями вверх, так, чтобы любое падение со столбов вело к смертельному исходу. Таким образом древние мастера могли стоять по несколько часов подряд, используя этот психологический метод для стимулирования мышечной и нервной системы и превращая тренировку по укреплению мышц ног в медитацию.

В настоящее время существует несколько способов укрепления мышц ног, которые делятся на статические и динамические. Один из способов – во время занятия стоять в статической стойке с грузом или без него не менее 15-20 мин. Динамические способы заключаются в приседаниях, прыжках, передвижениях в стойках с партнером на плечах и т. п.

На рисунке 1 показано несколько основных стоек (дачи) каратэ: хейсоку (поза ожидания), мусуби (непринужденная стойка), хейко (естественная стойка), некоаши (кошачья стойка), фудо (боевая стойка), киба (поза всадника), зенкуцу (поза лука и стрелы), кокуцу (поза тигра), шико (квадратная стойка).

При отработке стоек важно знать, что их классическое выполнение на занятиях далеко не всегда соответствует тем положениям, которые принимаются во время поединка. Единственно, что в них постоянно – это задача, заложенная в ту или иную стойку.

Рис.1 Стойки

1 – хейсоку; 2 – мусуби; 3 – хейко; 4 – некоаши; 5 – фудо; 6 – шико; 7 – зенкуцу;

8 – кокуцу; 9 - киба

2. Передвижения в стойках

Передвижения в стойках должны осуществляться быстро, легко и гибко. При передвижении сначала необходимо привести в движение бедра, а затем уже ноги (их движение должно быть наиболее быстрым). Следует обратить особое внимание на сохранение полного равновесия тела. Для этого центр тяжести тела должен располагаться как можно ниже, а нога опираться на всю ступню.

Различают передвижения в классических стойках при выполнении формальных упражнений (ката) и передвижения в бою (кумитэ).

При передвижениях в классических стойках обращают внимание на резкий сброс стопы перемещаемой ноги за счет мощного движения бедра, быстрое перемещение и занятие устойчивого положения. При этом особое внимание обращают на то, чтобы центр тяжести при передвижениях не изменялся, а ноги скользили по полу, причем без трения о поверхность.

В кумитэ передвигаются в основном приставными шагами. При передвижении вперед каратэка переносит вес тела на сзади стоящую ногу, освобождая при этом переднюю и слегка поднимая ее над полом, и производит толчок задней ногой. Передняя нога делает шаг вперед на заданное расстояние. Задняя нога подтягивается к передней и каратэка занимает положение, аналогичное исходному. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги.

Движение назад подобно движению вперед, только шаг назад делает задняя нога. Техника выполнения шага назад такая же, как и шага вперед.

Передвижение в сторону реализуется за счет бедер. При этом одно из бедер выполняет вращение назад, используя в качестве оси вращения другое бедро. Особое внимание при передвижениях в сторону уделяется отработке ухода с линии атаки (таи сабаки), которое можно сравнить с вращением двери относительно дверных петель и которое осуществляется за счет резкого вращения влево или вправо верхней части туловища и последующего перемещения стоп.

Как уже отмечалось, передвижения приставным шагом являются основой передвижения в кумитэ. В то же время характер передвижений в кумитэ зависит и от дистанции. Так, на дальней дистанции каратэка постоянно двигается вперед или назад, влево или вправо по кругу. В бою же на средней дистанции в основном применяются шаги в стороны. На ближней дистанции приставной шаг еще более укорачивается.

Вторым основным видом передвижения является передвижение двойным шагом со скрещиванием и без скрещивания ног, когда, для того чтобы преодолеть длинную дистанцию, задняя нога либо быстро и мягко продвигается перед передней, которая в свою очередь сразу же выдвигается вперед, либо выталкивает переднюю ногу, подбивая ее под пятку.

При преодолении значительной дистанции можно использовать скачок, основу которого составляет длинный приставной шаг. Длина скачка вперед регулируется впереди стоящей ногой, а скачка назад – сзади стоящей. При скачке возможна фаза полета.

Большое значение при передвижениях имеет умение правильно выбирать дистанцию. С одной стороны, необходимо быть ближе к противнику, для того чтобы атаковать, а с другой – быть на удалении от противника, для того чтобы обезопасить себя от его атаки. С этой целью отрабатываются как мягкое и незаметное изменение дистанции, так и резкий ее разрыв. При этом следует заметить, что оптимальная дистанция определяется в зависимости от противника и собственной манеры ведения поединка. Поэтому, совершенствуя передвижения, необходимо отрабатывать различные маневры, цель которых – создание удобных позиций для атаки или защиты с последующей контратакой.

3. Удары

По направлению движения ударной поверхности к цели в каратэ различают четыре основных вида удара: прямой, круговой, сверху вниз и снизу вверх.

В каратэ выделяют следующие основные удары:

руками (рис. 2): ой цки (удар рукой с шагом вперед одноименной ногой – удар правой рукой с шагом вперед правой ногой или удар левой ногой с шагом вперед левой ногой); гьяко цки (удар рукой с шагом вперед разноименной ногой – удар правой рукой с шагом вперед левой ногой или удар левой рукой с шагом вперед правой ногой); кизами цки (удар рукой с выводом вперед плеча бьющей руки); маитэ (удар передней рукой без смены стойки); моротэ цки (удар одновременно двумя руками); маваши цки (круговой удар рукой);

Рис. 2. Удары руками

1 – ой цки; 2 – гьяко цки; 3 – кизами цки; 4 – маитэ; 5 – моротэ цки; 6 – маваши цки

ногами (рис. 3): мае гери кекоми (прямой проникающий удар подушечкой ступни); маваши гери (удар по кругу подушечкой ступни или подъемом стопы); йоко гери кеаге (удар в сторону по восходящей траектории ребром стопы); йоко гери кекоми (проникающий удар в сторону ребром стопы); уширо гери (удар пяткой назад); йоко тоби гери (удар ребром стопы в прыжке); мае тоби гери (удар подушечкой ступни в прыжке); хиза гери (удар коленом);

https://pandia.ru/text/78/212/images/image004_13.jpg" width="350" height="448">.jpg" width="499" height="318">

Рис. 5. Ударные поверхности ног

1 – коши; 2 – какато; 3 – сокуто; 4 – хайсоку; 5 – чумасаки; 6 – хиза

Сила удара в большей степени зависит от скорости и техники удара, чем от физической силы человека. Практика каратэ убедительно показала, что если в ударе участвует большая масса, то такой удар не будет эффективным, им можно лишь отбросить противника или столкнуть его с места. Большая масса мешает увеличению скорости удара. Поэтому противник обычно успевает отразить такие удары, и они не доходят до цели. Вот почему большинство мастеров каратэ имеют относительно небольшую массу тела.

Удар в каратэ – это сложное по своему характеру движение, в основе которого лежит вращательное, поступательное или же вращательно-поступательное движение не только ударной частью тела, но и бедрами и туловищем. При этом движения ударной части тела, бедер и туловища органически связаны с передвижениями и перемещениями. Поэтому эффективность любого удара в каратэ определяется быстротой, точностью и последовательностью выполнения всей системы движений.

Например, при выполнении прямого удара кулаком левой руки в голову с шагом вперед тело посылается вперед толчком правой ноги. Поступательное движение тела создает сумму скоростей, от которых зависят сила и эффективность удара. Эту сумму помимо движения самого тела составляют последовательно рывок бедром, рывок плечом, разгибательное движение в локтевом суставе, а также вращение предплечья и кулака. Вся система движений удара заканчивается фиксацией кулака на цели.

Удары по кругу являются одними из самых сильных ударов в каратэ. В основе этих ударов лежит вращательное или вращательно-поступательное движение. В свою очередь, любое вращательное движение строится вокруг оси вращения. Угловая скорость, которую приобретает ударная часть тела при выполнении удара по кругу, во многом определяется тем, будет ли ось вращения закреплена (нога, через которую проходит ось вращения, стоит на полу) или свободна. При этом возможности для увеличения угловой скорости бокового удара при закрепленной оси вращения значительно больше. Повысить эффективность удара по кругу можно также, увеличив радиус вращения. На практике это означает, что чем дальше ударная поверхность будет находиться от оси вращения, тем эффективность удара будет выше за счет увеличения линейной скорости.

Основу скорости ударов сверху вниз и снизу вверх составляют скорость поступательного, вращательного или вращательно-поступательного движения ударной части тела. В свою очередь, эта скорость во многом определяется рывком бедра (чем быстрее движение бедра, тем сильнее и быстрее удар). Ценность этих ударов состоит в том, что ими можно относительно беспрепятственно, минуя защиту, поразить уязвимые точки противника. Эти удары можно применять с различной дистанции, при атаке и контратаке, на месте и в движении.

Помимо классификации ударов по направлению движения ударной поверхности к цели в каратэ различают также атакующие, контратакующие и встречные удары.

Атакующий удар – это удар, основанный на инициативе, когда каратэка, обостряя обстановку поединка, сочетая передвижения, финты и обманные действия, сознательно идет на разумный риск и проводит свои излюбленные приемы.

Контрудар – это удар, выполненный непосредственно после защиты от удара противника. Им обычно пользуются те, кто обладает высокой техникой защитных действий. Применяя защиту, они создают удобное исходное положение для ответного удара.

Встречный удар построен на опережении атаки противника. Этот удар является наиболее острым и результативным. Его обычно применяют те, кто обладает хорошей реакцией. Воздействие встречного удара усиливается за счет движения противника вперед во время атаки.

Максимальной силы удара можно достигнуть только оптимальной скоординированностью движений всего тела (ног, туловища и рук), а также правильной работой суставов и мышц. Большое влияние на поражающую способность удара оказывает психическое состояние: при нанесении удара по противнику надо уметь не только попасть в него, но и, что не менее важно, не терять при этом равновесие, контролировать ситуацию и мгновенно переходить к следующим техническим действиям.

4. Защиты

Одну из главных сторон мастерства в каратэ составляет защита. Только умело и своевременно используя защитные действия можно добиться победы в поединке. Целью в каратэ является не нападение, а отражение нападения. Поэтому, например, все ката в каратэ начинаются с защиты, и лишь затем следует контратака.

Защита – ключ атаки. Она готовит исходное положение для нанесения атакующих ударов и способствует быстрому и своевременному переходу от оборонительных действий к наступательным.

Мастерство в каратэ во многом определяется умением правильно выбирать оптимальный вид и способ защиты от атаки противника. С помощью защиты обезоруживается противник и готовится собственная контратака. Кроме того, умелая защита, с одной стороны, придает уверенность и непринужденность в своих действиях, а с другой – утомляет противника, принуждая его промахиваться и напрягаться, выводит его из равновесия, заставляет его усомниться в своих силах.

Защитные средства – это наиболее сложные для освоения элементы техники каратэ. Дело в том, что, применяя ту или иную защиту, необходимо вовремя подметить исходное положение противника, увидеть начало его атаки и определить путь удара к цели. Поэтому отработка навыков защитных действий занимает в каратэ много места.

В каратэ применяются следующие виды защит: подставка, блок, уклон, нырок, уход.

Подставка является наиболее простым видом защиты. Подставка ладоней и предплечья часто применяется для защиты от удара рукой или ногой по кругу в голову, реже для защиты от прямого удара кулаком в голову. Очень важно при выполнении этой защиты не отворачиваться от удара противника, не поднимать высоко голову и не закрывать глаза. Защищаясь, необходимо занять удобное исходное положение для контратаки.

Для постановки блоков используют руки или ноги, а наряду с мощью блокирующей руки (ноги) используют энергию вращения бедер. В каратэ есть два основных варианта постановки блоков: жесткий блок, когда блоком атакуют ударную ногу (руку) противника, и мягкий блок, который используется для остановки или изменения направления удара противника.

Принцип постановки блоков в каратэ такой:

если удар идет сверху – блок идет снизу;

если удар идет снизу – блок идет сверху;

если удар идет слева – блок идет справа и наоборот.

В каратэ существуют десятки эффективных блоков, позволяющих осуществить надежную защиту. Среди них есть несколько основных блоков руками и ногами, являющихся базовыми в любых школах каратэ.

К основным блокам руками относятся: аге уке (верхний блок); гедан бараи (нижний блок); отоши уке (блок предплечьем вниз); учи уке (блок предплечьем наружу); сото уке (блок предплечьем вовнутрь) (рис. 6).

https://pandia.ru/text/78/212/images/image008_7.jpg" width="337" height="421">

Рис. 7. Блоки ногами:

1 – хиза уке; 2 – аши уке; 3 – сото аши уке

Защита нырком применяется от ударов по кругу руками и ногами в верхний уровень (дзёдан). Эта защита ценна тем, что оставляет руки и ноги свободными для контратаки, а противника заставляет промахиваться и терять равновесие. В основе защиты нырком лежит уклон с одновременным приседанием – настолько глубоким, что удар противника проходит мимо цели.

Защита уходом основана на движении ног. Суть защиты уходом заключается в том, чтобы стать недосягаемым для ударов противника. При этом уход может осуществляться влево, вправо, назад, а также вперед-влево, вперед-вправо, назад-влево, назад-вправо под различным углом (45, 90) к линии атаки противника. При уходе с линии атаки от ударов противника важную роль играет умение перемещать бедра (таи сабаки), когда одно из бедер выполняет вращение назад, используя в качестве оси вращения другое бедро, которое неподвижно или испытывает небольшое перемещение. Отрабатывая защиту уходом, очень важно, применив уход, занять удобное исходное положение для контратаки, так как от нее зависит активность этой защиты.

5. Броски, болевые и удушающие приемы

В каратэ могут быть использованы все виды бросков, применяемых в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. Ситуацией, когда противник в результате броска оказался на полу, пользуются для его добивания ударом руки или ноги.

В каратэ стараются не проводить бросок непосредственно с захватом противника руками, так как это означает парализовать свои руки, что, в свою очередь, существенно повышает собственную уязвимость для ударов противника. В общем случае броски выполняют во время атаки с нанесением ударов или после блокирования атаки, пользуясь при этом благоприятной возможностью захвата противника за одежду или части тела.

Кроме того, в каратэ существует метод сутэми, который, в частности, заключается в том, что в ответ на мощную атаку противника падают на пол, преграждая путь противника своим телом и вызывая тем самым его падение.

Очень часто броски, особенно подсечки, используют не для того, чтобы бросить противника на пол, а для того, чтобы просто вывести его из равновесия с целью нанесения ему последующих ударов.

Удушающие приемы так же мало используются в каратэ, как и броски. Это обусловлено тем, что в основе каратэ лежит стремительная контратака или встречная атака в ответ на действия противника, скорость которых исчисляется долями секунды.

Для выполнения удушающего приема необходимо, чтобы противник находился очень близко, с тем чтобы можно было выполнить захват его одежды или соответствующим образом расположить ладони и предплечья на его шее. Затем следует удушающее действие путем воздействия на сонную артерию или дыхательное горло противника. Потеря сознания происходит через несколько секунд после начала удушения, а до этого необходимо обезопасить себя от возможных ударов противника.

Что касается болевых приемов, то их арсенал в каратэ по сравнению, например, с самбо небогат. Среди наиболее распространенных болевых приемов в каратэ можно выделить такие, как рычаг руки наружу или внутрь, загиб руки за спину, узел руки наверху, а также точечные удары кончиками пальцев в уязвимые точки тела. Однако отрабатываются и применяются болевые приемы, равно как и удушающие, далеко не во всех школах и стилях каратэ.

Заключение

Важнейшая проблема современного каратэ состоит в поиске оптимальных средств и методов повышения мастерства занимающихся. Повысить мастерство обучающихся можно двумя путями: индивидуализируя работу с ними и совершенствуя сами занятия. Все это требует обоснованного и своевременного применения тех методов и видов занятий, которые при решении конкретных задач могут дать максимальный эффект, а при совершенствовании личного мастерства – сформировать индивидуальный почерк ученика, развить его физические и психические способности.

Говоря о технике, тактике и стратегии каратэ, следует всегда помнить, что основу каратэ составляют не поединки, ката или тамашэвари, а укрепление духа, умение управлять своими эмоциями, умение добиваться поставленной цели, любить людей и окружающий нас Мир. Не пасовать перед трудностями и неудачами, а настойчиво идти по пути духовного и физического самосовершенствования – именно в этом ключевой смысл занятий каратэ. Основу этого пути составляет постепенное, неуклонное овладение техникой и тактикой, развитие дыхательных качеств и функциональных возможностей, а также познание и совершенствование себя. Практика показывает, что, для того чтобы добиться успехов в каратэ, нужны годы упорных занятий над собой. Дорогу осиливает только идущий.

Литература

1. Ашмарин и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1978.

2. , Сафонов бой. – М., 1994.

3. Иванов-Катанский С. Базовая техника каратэ. – М., 2000.

4. Микрюков. Учебное пособие. М., изд. Центр «Академия», 2003.