Мужские татуировки в японском стиле. Японские тату Тату в стиле япония

Зарождение и развитие искусства татуировок в Японии

По самой популярной версии татуировка пришла в Японию в 5 в. до н.э. из Китая, где это искусство развивалось уже в течение 6 веков. В 3 веке н.э. путешественники из Поднебесной, прибывшие в Японию, отмечали, что представителей знатных родов можно отличить от простых людей тем, что у них на лицах имеются рисунки. По другой версии тату-традиции пришли в Японии с самых древних временем благодаря народу Айны, который жил рядом с японцами с 7000 по 250 года до н.э. В весьма известной среди жителей Японии легенде рассказывается о том, что мифологический властитель Страны Восходящего солнца Джимму (660-585 д.н.э.) обладал настолько красивыми татуировками, что поразил знаменитую красавицу-царицу Сенойататару, которая сложила в их честь поэму. По этой причине в Японии до 6 веке до н.э. украшать свои тела тату-рисунками могли только императоры, и лишь некоторое время спустя татуировки начали появляться и на представителях других социальных групп. Нужно сказать, что первые японские тату-работы делались не иглами, а колючками растений.

К мастерам тату в Японии всегда было особенное отношение, так как их считали настоящими художниками. Одна из версий гласит, что первоначально татуировщики трудились совместно с гравюристами, которыми делались на теле наброски, а тату-мастера их забивали. Из другой можно узнать, что татуировщики являлись теми же гравюристами, поменявшими вид деятельности. Но как бы то ни было, процедура обучения была весьма похожа: на протяжении 5 лет ученик трудился в качестве подмастерья, занимался мытьем полов, смешиваем чернил и, самое важное, учебой классическому рисунку.

В Кодзики, одном из первых письменных памятников Японии, рассказывается о двух типах тату. Первый вид являлся знаком представителей знати , а татуировками второго вида отмечали преступников . В начале эпохи Кофун (4-6 в. н.э.) татуировки не находили общественного порицания. Но в середине этого периода отношение к ним сильно поменялось. Ряд исследований сообщает о том, что тату-рисунки являлись признаками изгоев общества. Предателям на лбу рисовали иероглиф «собака», и такой человек воспринимался обществом как совершенный изгой.

К концу 17 века татуировками в Японии начали украшать свои тела жрецы и гейши . Одним из знаковых нововведений в 1720 году стала практика нанесения тату в качестве наказания , что заменило отрубание носа и ушей. При этом самураи были свободны от этого наказания. Татуировки наносились таким преступникам, как вымогатели, мошенники, а также людям, занимавшимся подделкой документов и денежных купюр. Злоумышленникам делали тату на руке в виде черного кольца за каждое злодеяние. Такая практика применялась на протяжении полутора столетия – до 1870 года.

В 18 веке нанесение красивого тату становится одним из способов привлечения клиентов у куртизанок . Ойран и таю с помощью татуировок могли обходить закон, который запрещал демонстрировать нагое тело. Красивые тату-рисунки выступали в качестве заменителя одежды, а девушка при этом становилась еще более желанной. Свободными от татуировок в данном случае являлись лишь лицо, ступни и ладони. Иногда между куртизанкой и ее клиентом вспыхивало чувство, и тогда они делали совместные татуировки. К примеру, как доказательство верности делались тату на руках в виде родинок. Любовники так же наносили имена друг друга вместе с иероглифом, обозначающим слово «судьба».

Распространялось искусство татуировки также благодаря и знаменитым театральным актерам, видевшим в нем необычный метод достижения экспрессии в процессе представления. Во второй половине 18 века одной из самых роскошных татуировок обладал культовый актер Накамура Утаэмон IV. Со временем пример с актеров начали брать и некоторые представители знати.

Время на границе 18 и 19 века является эпохой расцвета японского стиля в татуировке . Работы мастеров уже не просто являлись украшением, а несли с собой глубокий смысл.
Самураи наносили тату в виде сакуры и хризантемы, демонстрируя этим, что они готовы умереть во время битвы в любой момент, так как они обладают достаточной решимостью. Вишня и ее непродолжительная жизнь символизировали быстротечность человеческого существования. А жизненный путь самурая был сравним с цветением сакуры.

И как раз самураи первыми начали наносить тату во все тело. А родилась такая традиция благодаря их наряду – дзимбаори – военному безрукавному кителю. Поэтому вместо рукавов делались татуировки, символизировавшие геройство, доблесть и борьбу с врагами.

Татуировки якудза

Первые якудза использовали тату для демонстрации статуса . Якудза воспринимали нанесение татуировки как проверку силы духа, так как эта процедура в те времена был весьма длительной и достаточно болезненной. Кроме того, якудза в эпоху Эдо начали относиться к тату как к элементу своего наряда. Ставший обладателем татуировки якудза подвергался ритуалу исключения из числа членов гражданского социума и автоматического вступления в обособленное сообщество. После чего якудза уже не мог вступать в брак с девушкой из «нормальной» семьи, его не брали на работу в учреждение, конечно, если его не контролировала преступная группировка.
Самыми популярными среди якудза являлись следующие татуировки:

«Кинтаро» - рисунок мифического персонажа, соача, сражающегося с огромнейшим карпом.

«Кюморю шишин» - татуированный герой в китайском наряде, который символизирует боевые способности.

«Тёу Дзюн» - рисунок героя с ножом в зубах, символизирующий силу духу и совершенное владение холодным оружием.

«Фудомёо» – буддийское мифическое существо, охраняющее сокровища. Такую татуировку получали якудза, занимавшиеся контрабандой.

Основные мотивы

Дракон

Если говорить об общей тематике японских татуировок, то самое широкое распространение получили рисунки, изображающие драконов . Это мифологическое существо символизирует силу и благородство. Подобные татуировки, благодаря их яркости, больше всего любят молодые японцы. Обычно татуировки с драконами делаются в традиционном стиле нукибори, в котором изображение всегда выделяется контуром без переходов.

Тигр

В качестве еще одного популярного героя японских татуировок выступает тигр . В Стране Восходящего солнца тигры никогда не водились, но японцы очень любят это животное. Такое тату символизирует силу, смелость и власть.

Карп кои

У жителей Японии всегда была популярна морская тематика, по этой причине одним из главных персонажей тату-рисунков является карп , который символизирует мужественность и непоколебимость. Подробнее про карпа читайте .

Сакура

Известно, что японки украшали себя тату наравне с мужчинами. Это позволяло им подчеркнуть красоту, изящество, кротость, женственность. Любимой тематикой женских татуировок являлись различные цветочные мотивы, а также сакура, символизировавшая ценность каждого жизненного мгновения. Кроме того, рисунок сакуры позволял представительнице прекрасного пола подчеркнуть свою хрупкость и, одновременно с этим, женскую мудрость.

Собака Фу, которая получила известность так же как «Лев Будды», действительно более напоминает собой льва, чем собаку. Это существо считается храбрым и стойким защитником. Фу дог обладает устрашающим видом, словно готовится своего противника атаковать в прыжке. Данная татуировка означает смелость, справедливость и бескорыстность.

Фу дог призван защищать семейное и домашнее благополучие. Подобное изображение убережет от встречи с нехорошими людьми и уведет от попадания в неприятные ситуации. Фу дог обладает тонким нюхом, и с этой татуировкой удача всегда будет на вашей стороне.

Маска ханья

Ханья в легендах Японии - это страшный демон с клыками и рогами, под чьей оболочкой скрывается мстительная девушка. Одно из популярнейших тату-изображений, но, несмотря на свой вид, ничего негативного с собой не несет. Распространена версия, что этот персонаж пришел в Японию из тибетской культуры, как многие другие мифические существа Страны восходящего солнца. Первоначально это был хранитель буддизма, а «ханья» является синонимом слова «прана» и означает «мудрость». Нередко рядом с маской ханья делают изображения цветов сакуры, змеи и колокола.

Демон Они считается одним из самых популярных мифологических персонажей в космологии Японии и обычно имеет пугающий и жестокий вид. Чаще всего это рогатое существо, но при этом Они может обладать самыми различными физиономическими выражениями. По легенде демон может принимать человеческий облик. Интересно, что становиться этим существом могут и сами люди, если они будут часто впадать в гнев. Несмотря на свою жестокость, демон Они иногда становится защитником людей. И его тату-изображение также играет роль оберега, которое способно принести своему обладателю много здоровья и физической силы.

Черепаха

Черепаха в Восточно-Азиатском регионе в целом, и в Японии в частности, является поистине легендарным существом. По своей сути, мудрая черепаха, которая также обладает даром исцеления, - это благородный и положительный талисман. К тому же черепаха символизирует собой долголетие, что повышает ее ценность как тату-изображения. Длительность жизни этих существ может достигать сотню лет. Это качество особо почитается в Стране восходящего солнца, где черепаха воспринимается как повелительница морей и океанов.

Феникс

Данная птица своим вешним видом символизирует факт того, что все явления и существа в мире после смерти не исчезают, а перерождается. То есть события носят циклический характер и постоянно повторяются. Поэтому нужно понимать, что все на свете взаимозаменяется. Наступит момент и человек исчезнет, чтобы переродиться вновь. Может быть, он вернется на эту землю в виде своих потомков, а может – он реинкарнируется. Этот талисман был подарен людям солнцем.

Тату-изображение феникса позволяет нашему духу обрести спокойствие и избавиться от страха смерти. Японцами феникс рассматривается как духовный символ и используется как своеобразный оберег.

Пионы

Эти цветы были привезены в Японии из Китая, где они на протяжении долгих веков символизировали благополучие, богатство и успешность. Поэтому нет ничего странного, что и среди японцев пион является символом достатка и преуспевания, которые будут сопутствовать хозяину данного тату. Но, если окунуться в историю, нетрудно узнать, что пион так же символизировал женскую красоту и эмоциональность, а также умение держать под контролем свои чувства. Обладателями этой татуировки могли быть не только представительницы прекрасного пола, но и мужчины. Это тату позволяло подавлять агрессивность и злобу, которые в битвах лишь мешали.

Инструменты выполнения

Что касается инструмента работы, то японские мастера используют бамбуковые палочки с иглами на конце. Для нанесения изображения может понадобиться до 4-х иголок, а чтобы заполнить его поверхность – набор из 30-ти связанных иголок, который называется «хари».

Как дела обстоят сейчас

Нужно сказать, что современная Япония является одной из немногочисленных государств, в которых тема тату на сегодняшний день табуирована. Это объясняется тем, что продолжительный срок татуировки являлись привилегией японских мафиозных кругов, и власти до сих пор это искусство продолжают считать околокриминальным.
Но, несмотря ни на что, японские татуировщики продолжают делать свою работу, передавая свои навыки и знания из поколения в поколение. Получили всемирную известность как отдельные мастера, так и салоны и даже семейные кланы. Татуировщики из других стран постепенно совершенствуют качество своих работ, но подлинно классическим способом нанесения японского тату владеют лишь мастера из Японии в пределах кланов.

В последнее время все большую популярность получают татуировки, сделанные в неояпонском стиле . «Неояпонцы» работают в рамках традиционных японских мотивов, но под достаточно сильным влиянием западной культуры. Среди тату-сообществ термин «неояпонский стиль» не является общепринятым. Его начали использовать, в первую очередь, в целях разделения японского стиля в татуировке до Второй мировой войны и после. Сегодня все еще живы стили и приемы тату-искусства, бывшие в ходу до Второй мировой войны. Однако после декриминализации татуировки в 1948 году японская тату-культура начала развиваться под влиянием западных тенденций. Что позволило японскому стилю получить распространение по всему миру.

Видео: процесс создания неояпонской татуировки

Видео: разработка эскиза - Маска Ханья

Примеры татуировок и эскизов в неояпонском стиле от студии Bloody wave

Error

Японский стиль в татуировке: фото, эскизы, значение.

Доказано, что татуировки в японском стиле возникли тысячи лет назад, но за это время ни капли не растратили свою популярность. Кроме того, такие тату считались особенно влиятельными, их носили высокопоставленные люди, такие как король Дании, Фридрих IX и, по неофициальным данным, Николай II.

К слову говоря, в настоящее время на татуировки в Японии существует неписаный запрет. По крайней мере, власти не принимают тату, как искусство. Все дело в стереотипах, по которым человек с татуировкой считается участником мафии, промышляющий грязными делами.

Япония – страна с необычными традициями и символикой, совершенно непохожая на то, к чему мы привыкли. Местная культура завораживает нас, именно поэтому, раскрашивая свое тело в этом стиле, мы стараемся частично дотронуться до ее загадок.

Японский стиль нельзя не заметить, только один взгляд на потрясающие эскизы завораживает. Больше всего пользуются популярностью татуировки японского дракона, расписанного яркими цветами. По поверью, тату мифологического существа способно защищать человека от огня. Часто в этом стиле можно увидеть необычные комбинации, объединяющие в рисунке агрессивность животных и безмятежность цветов. Это показывает человеку, что все на свете должно быть сбалансировано.

Изображение сакуры на теле, тоже, весьма символично. Это дает понимание, что жизнь коротка, словно расцветающий и вмиг опадающий цветок сакуры.

Мастера японской татуировки – это настоящие специалисты своего дела. Прежде, чем взять в руки иглу, необходимо изучить каждую деталь эскиза, углубиться в бездонную историю этой культуры.

FURFUR продолжает рассказывать своим читателям о современном положении дел в тату-культуре. На этот раз речь пойдет об одной из наиболее древних традиций - японской татуировке.

Японская традиция в татуировке считается одной из самых старых и влиятельных. Ее история насчитывает тысячи лет, а о ее влиянии говорит хотя бы тот факт, что татуировки от японских мастеров носили монаршие особы - король Дании Фридрих IX, английский Эдуард VII и, по преданиям, даже Николая II.


Прежде всего, учиться к мастерам шли, чтобы разобраться со всеми элементами традиционного дизайна, их значением и правилами их сочетания. В традиционной японской татуировке некоторые элементы часто располагаются вместе. Так, например, пионы традиционно идут в паре с японским львом. Все эти нюансы и являются главной сложностью японской татуировки: чтобы нарисовать дракона, нужно четко знать, что это за вид дракона, ведь это будет определять не только его форму и цвет, но и его расположение на спине. Японцы считают, что как раз этот аспект недоступен для иностранцев - изучить все нюансы и правила по одним лишь книгам невозможно. А наиболее ортодоксальные тату-мастера считают, что сегодня и среди японских татуировщиков нет ни одного татуировщика, который бы понимал это искусство полностью.

Традиции японской татуировки сохранялись не только в строгих правилах рисунка, но и в вопросах техники. Многие старые мастера продолжают использовать вместо машинки специальные бамбуковые палочки тебори и утверждают, что с машинкой результат получается совсем другим - машинка прокрашивает кожу более плотно, а палочки позволяют достичь другого уровня градации тонов.

С другой стороны, машинка позволяет значительно сэкономить время - традиционные татуировки-тебори набивались вручную, и на классическую форму татуировки - «костюм», закрывающий все тело от плеч до бедер, - уходит немало времени, порой порядка 200 часов. Хотя для некоторых в этом и заключается своя специфика - легендарный мастер Хориоши III, например, говорит, что на Западе люди делают татуировки слишком быстро и необдуманно, и продолжает удивляться тому, что можно начать и закончить татуировку в один день.


Нужно делать поправку на то, что строгий канон в японской татуировке понемногу сдает позиции: великие мастера доживают свой век. Тот же Хориоши заменил бамбуковые палочки на металлические спицы, и за ним последовали его почитатели, а с 1990-х годов многие и вовсе поменяли спицы на машинку. Традиционное обучение все чаще пасует перед стажировкой в лучших мировых тату-салонах, а наступивший постмодернизм позволяет некоторые вольности в интерпретации классических сюжетов.

В Европе и Америке пытаются делать собственный вид ориентала, который в поисках индивидуальности доводит до курьезов вроде кубической гейши. Татуировщик-ориенталист Оливер Пек так говорит об этом феномене: «Раньше все было по-разному: у Америки, Европы и Японии был свой собственный стиль. Теперь везде все примерно одно и то же, а в Америке делается больше татуировок в японском стиле, чем в самой Японии».

Что происходит сейчас

История про японскую татуировку будет неполной без рассказа о том, как в Японии к этой татуировке относятся. Дело в том, что Япония - одна из немногих стран, в которых сегодня татуировка до сих пор табуирована. Причины этого, в общем-то, понятны: долгое время татуировка сильно ассоциировалась с японской мафией и, к сожалению, продолжает считаться символом мафии, по крайней мере со стороны властей.

В большинство спортзалов и бассейнов не пускают людей даже с крошечными татуировками на внутренней стороне предплечья, а за более широкие татуировки, которые видны на руках и ногах, могут попросить покинуть даже бар или магазин. Одной из последних нашумевших историй была кампания мэра Осаки Тору Хашимото, который под угрозой увольнения заставил всех госслужащих в городе отчитаться о своих татуировках: где они находятся и что изображают.


Трудно сказать, изменится ли со временем ситуация сама собой. С одной стороны, с каждым годом людей, покрытых татуировками, становится все больше, с другой - татуированные японцы продолжают скрывать свои татуировки. Татуировщик Джон Мэк считает, что большинство японцев думают, что у их соседей нет татуировок, а правда в том, что они их просто не показывают.

Джон приехал в Японию делать татуировку у Хориоши и любил вечером пропустить в местном пабе по стаканчику. Когда речь заходила о татуировках, он хвастался своей работой от Хориоши - и каждый раз его просили эту работу показать. Если ситуация располагала, Джон снимал футболку, и дальше иногда происходило удивительное: вслед за ним футболки снимали остальные посетители паба, как мужчины, так и женщины. И оказывалось, что все они были татуированы.

Мастера японской татуировки

Поговаривают, что в прошлом Хориоши был настоящим гангстером. Хориоши III набивает татуировки уже более 40 лет, а в свое время учился в соответствии со всеми традициями у мастера Хориоши II. Записаться к нему уже невозможно - новых татуировок он не начинает, только лишь доделывает старые.

В свои 65 он остается одним из лучших специалистов по «костюмам» и одной из центральных фигур направления, которая повлияла на всю культуру. На этот момент он является автором 11-ти книг и основателем музея татуировки в порту Йокогамы.

Шиге





Один из лучших молодых японских татуировщиков. Шиге известен собственным стилем. Конечно, он опирается на японскую традицию, но дает ей собственную интерпретацию, примешивая западные влияния - это работы Пола Роджерса, Эда Харди и моряка Джерри.

В татуировке Шиге долгое время оставался самоучкой, пока в одном из путешествий не встретил Филиппа Лью, у которого решил сделать себе костюм. Несмотря на откровенный неотрадиционализм, высокую оценку работам Шиге дает и сам Хориоши, который даже согласился написать вступление к его книге и отметил в нем, что работы Шиге выходят за рамки традиционной татуировки и уже стали искусством.

Еще один современный японский татуировщик, который внимательно относится к традициям, однако вместе с тем имеет собственных почерк и очень необычный стиль. И, хотя Миязо прошел классическое обучение у мастера Хоритсуне II из Осаки, он довольно прогрессивен - например, десять лет назад начал использовать машинку.

Миязо - один из самых влиятельнейших японских татуировщиков сегодняшнего дня, повлиявший, например, на Криса Бренда и Дрю Флорс. О значении Миязо говорит хотя бы тот факт, что вместе с Шиге он будет представлять Японию в документальном сериале Gipsy Gentleman, посвященном миру татуировок.

Нью-йоркский татуировщик, к которому нужно записываться за год. Майк славится своим уважением к японскому стилю и тем, что делает татуировки для татуировщиков. А однажды он и вовсе делал татуировку трупу (деталей этого события Майк не уточнял). Начинал работать с реализма и ориентала, включая тибетский и китайский, а пришел к традиционному японскому стилю. Еще Майк знатный морализатор: во всех своих интервью советует татуировщикам, которые связываются с ориенталом, читать больше книжек и делать все по правилам.

Художник в третьем поколении, Филипп Лью любит японский стиль и отличается редкой свободой мысли. Так, он считает, что использование того или иного стиля не должно делать татуировщика конформистом.

Филипп татуировал с тех пор, как был ребенком. Его отец родился в Японии и вместе с женой (а потом и детьми) путешествовал почти 30 лет по всему миру - Индии, Африке, Полинезии, Америке, чтобы выучиться национальным стилям татуировки. Филипп же славится своей интерпретацией костюмной японской татуровки - он поднял ее на другой уровень, и трудно представить, каким был бы неотрадиционализм без него.