Методическая разработка, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия. фестиваль народов мира

(International Day of the World’s Indigenous People), отмечаемый ежегодно, установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека» .

Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World’s Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005-2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия - не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие.

А в 2015 году был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации ООН о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств - членов ООН и коренного населения.

Сама Декларация о правах коренных народов была принята 2007 года. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 90 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране - 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности.

И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник.

Кстати, каждый год мероприятия проводимые в рамках Дня посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей» и другие.

В день коренных народов мира
Желаем радости большой,
Огромной мудрости и силы,
Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,
Не забывать язык родной,
Беречь надежно в самом сердце,
Передавать их вновь и вновь.

ООН предложила отмечать как международный день коренных народов мира, начиная с 1994 года. Важная дата установлена в честь первой встречи 1992 года рабочей группы по обширной проблематике: бедность, болезни, высокая смертность, дискриминация.

Сейчас в мире около 370 млн. представителей народов, исконно обитающих на своих землях, причем живущих в самых разных уголках планеты. Примерно 90 современных стран могут говорить о том, что на их территории есть их представители. Для общей численности населения размер невелик – всего 5%, тем значимее другие цифры. Они - носители более 5 тысяч культур и языков, что является подавляющим большинством среди общемирового количества. Поэтому так важно помочь им сохранить самобытность, культурные особенности, традиции.

Для этого необходимо, прежде всего, соблюдать территориальные права малочисленного населения. Но в эпоху индустриализации, активной добычи природных ресурсов, ставшей для многих государств приоритетным фактором, сохранить собственность и независимость очень непросто. Активное ущемление прав и свобод началось довольно давно – в эпоху расцвета колонизации 15-го века. И уже к сегодняшнему дню большинство оказалось под угрозой исчезновения.

В России существует особый единый перечень таких народов, установленный правительством, согласно которому 47 малочисленных народностей проживают на территории государства, составляя меньше процента от общей численности. Но если некоторые, такие как ненцы, которых более 40 тысяч человек, считаются довольно внушительной народностью по количеству, то вот кереки с Чукотки или води из Ленинградской области – исчезающие представители.

До 1940-х годов в России даже в официальных документах использовалось неполиткорректные именования – «туземцы» или «инородцы», а другие страны использовали название «аборигены». Так поступали США, теперь называя индейцев «коренными американцами». Но никакая замена терминов не компенсирует последствия европейской колонизации, в результате которой многие погибли или переселены в резервации, лишившись возможности традиционного образа существования.

ООН пытается помочь во многих вопросах, в частности в 2007 году была принята отдельная Декларация о коренных народах, признании их свобод и равенств, возможности жить своей политической и экономической волей, иметь свою землю. Был разработан Общесистемный план мероприятий в 2015 году, но без активной поддержки мировой общественности, особенно на местном уровне, выполнить все условия невозможно. Поэтому специальный международный день о защите прав на неприкосновенную самобытность коренных народов всего мира – один из способов совместными усилиями попытаться решить проблемы.

Ежегодно подводятся итоги с положительными результатами. Показательными являются страны Латинской Америки, такие как Эквадор, Мексика, которые предприняли реальные шаги в нужном направлении. Такие государства, как Чили, Австралия, Новая Зеландия, заявили о намерении внести специальные поправки в Конституцию о признании малых народов на своей территории. Показали пример Филиппины, приняв аналогичный закон в 2007 году.

Конкретные проекты и программы представляются вниманию общественности, причем ежегодно тематика меняется. В особую дату есть возможность обсудить проблематику всем вместе, и делегатам исконных народов, правозащитных организаций и их друзьям, на торжественном мероприятии, которое устраивает ООН.

9 августа проходит последнее время познавательно и интересно. Выставки народных промыслов, занятий, экспозиции предметов быта, фольклорные концерты, мастер-классы по прикладному творчеству, национальные виды спорта и кухни познакомят желающих с особенностями культуры, искусства, образа жизни.

Современному человеку есть чему поучиться у коренных народов – удивительному, гармоничному взаимодействию с окружающей природой. Поэтому экологические организации первыми поддержали и продолжают оказывать помощь этническим группам. Этот праздник учит как с помощью взаимного уважения обычаев и духовных традиций можно достичь добра и мира для всего населения планеты.

Сценарий национального праздника «День коренных малочисленных народов севера»

Цель : Пропаганда и сохранение ненецкой культуры, организация досуга коренного населения.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ямало-ненецкий Автономный Округ. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким? … Правильно! Живут ненцы в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. И сегодня мы отмечаем праздник день коренных малочисленных народов севера. Пусть этот праздник подарит вам радость, смех, улыбки и хорошее настроение!
Песня «Сенгакоця»
ВЕДУЩИЙ: Малые народы Севера. Если всех вместе собрать – Миллионы с миллионами, Тысячи с тысячами, они займут полземли.

Край далекий – с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, -это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Жители больших городов России мало знают о народах, проживающих на Севере страны и бережно хранящих свою необычайную культуру и быт. Какие-то отдельные знания доходят до нас из книг и средств массовой информации, но не более того. Давайте же познакомимся с этими малыми северными народами поближе. А знакомиться мы будем через песни. Ведь именно через песни передаются чувства, настроение и характер. Я объявляю конкурс песен «Песни разные и все прекрасные» Приглашаю желающих принять участие на сцену.
Проводится конкурс песен
ВЕДУЩИЙ: Поблагодарим наших исполнительниц аплодисментами. Помимо песен, существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа. И поэтому мы сейчас поиграем в эти игры.
Игры народов севера.
ВЕДУЩИЙ : Дорогие друзья, в честь сегодняшнего праздника у нас проводились конкурсы фотоколлажа «Я и моя семья – разные народы», конкурс выставка-рецепт «Секреты национальной кухни», конкурс декоративно-прикладного искусства «Чудеса из бересты» и конечно же конкурс песен «Песни разные и все прекрасные». Результаты конкурсов известны и для награждения победителей приглашается ________________.
Награждение.
ВЕДУЩИЙ: Наш праздник подходит к своему завершению и я желаю вам не забывать свои традиции. Для вас дарят свой танец дети клубного формирования Дома культуры «Фольклор».
Танец
ВЕДУЩИЙ: До новых встреч!

Издавна считалось, что коренные народы - это самые отстающие в развитии и нуждающиеся в помощи. Россия не является исключением. Такие народы отмечены в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Их быт сравним с нашим, а свои традиции они все так же передают от отца к сыну, от матери к дочери.

Коренное население насчитывает 5% от общей мировой численности людей, и из них 15% являются беднейшими на планете. Их притесняли, а права нарушали. Но так было до 1970 года, пока ООН не начала проводить исследования в этой области. Общественное мнение было изменено. Именно этим уникальным народам и посвящен международный праздник.

Когда отмечают

Международный день коренных народов отмечается 9 августа. 23 декабря 1994 года Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 49/214 утвердила ежегодное его празднование.

Кто празднует

Дата отмечается во всем мире. 70 стран являются местом проживания 370 миллионов человек, и у каждого свой язык и культура. В России насчитывается около 50 этносов, в которых проживает 40 коренных народов. Большинство из них, чуть более 65%, обитают в сельской местности.

История и традиции праздника

В 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1992-й Международным годом Колумба, что привело к протестам и возмущению жителей Америки, особенно коренного населения. Пытаясь погасить волнения, в 1992 году она объявила о посвящении 1993-го Международному дню коренных народов мира. Заседание рабочей группы состоялось именно 9 августа.

Первое Международное десятилетие раскрыло проблему данных народов и заинтересовало глав разных стран. Резолюция № 59/174 от 20 декабря 2004 года дала основание проводить второе Международное десятилетие. 13 сентября 2007 года была ратифицирована Декларация о правах коренных народов, которая закрепила их юридическое существование и права.

Целью проведения праздника является привлечение внимания к вопросам коренных малочисленных народов не только простого населения, но и чиновников всех рангов.

В России в 2019 году это событие отмечается на неофициальном уровне и сопровождается открытием музеев, выставок, экскурсий или проведением фестивалей и конгрессов. В штаб-квартире Организации Объединенных Наций проводится мероприятие с участием представителей ООН и Генеральной Ассамблеи, которое транслируется в прямом эфире.

Северный Кавказ - родина самого малочисленного народа. Перепись населения 2010 года показала, что всего 24 человека отнесли себя к чамалалам (чамалинцам). Живут они в Дагестане и Чечне.

3 коренных народа зарегистрированы в Ленинградской области: ижорцы, вепсы и водь. Причем вепсов насчитывается 1380 человек, ижорцев - 169 и водь - 33.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Сценарий праздника «Дети разных народов»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

Задачи:

1. Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре и деятельности.

2. Воспитывать терпимое (толерантное) отношение к представителям армянской, азербайджанской и узбекской национальностям.

3. Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.

Оформление: Эмблема «Толерантности» - земной шар, вокруг которого разноцветные ладошки, плакаты о дружбе, изображение детей разных народов, воздушные шары.

Предварительная работа : Работа с картой мира, с глобусом; Рассматривание картин, иллюстраций о жизни людей разных стран; Чтение художественной литературы разных народов мира; Заучивание пословиц о дружбе (друга ищи, а найдешь береги; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а челок друзьями; сам погибай, а товарища выручай); Составление рассказов «Портрет моего друга» (использование приема «живая картина», с помощью прикладывания пустой рамки); Выставка совместных работ детей и родителей «Улица Дружбы» .

Ход мероприятия. Ведущие мальчик и девочка. Мальчик одет в русский народный костюм. Девочка одета в узбекский костюм.

Мальчик: говорит вступительное слово о предстоящем празднике, акцентируя внимания детей на новом слове – толерантность, объясняя его смысловое значение. «На нашей планете огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своем сердце хранить! Ребята, а в какой стране живем мы?» Дети: В России. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Девочка : Много нас разных: задорных, веселых, светлых и темных, красивых, здоровых! Сколько же вместе дорог будет пройдено! Край у нас общий и общая Родина! И чтобы Россия могла процветать Душою и сердцем должны мы понять, Что мир от отцов нам достался в наследство, А дружба для мира надежное средство! Все дети планеты, давайте дружить И Землю родную беречь и любить. Чтоб мир для потомков своих сохранить! Девчонки, мальчишки, Нам в будущем жить! Страна моя огромная - Россия, В сравненье с ней Канада и Китай не выглядят такой особой силой, как наша.

Гордость - наш родимый край.

Все мы - народов разных дети,

Россия наш огромный общий дом

Веками мы живем под общей крышей

Нам хорошо, уютно в доме том.

И в то же время мы народ единый,

Достичь мы сможем многого

Когда мы будем вместе – мы непобедимы,

Мы знали это правило всегда.

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… ».

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Встречайте детей разных национальностей.

(В зал под музыкальную презентацию входят дети в разных национальных костюмах, проходят по кругу).

Каких народов только нет

В стране великой нашей: Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты - Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ.

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране Кого?

Конечно, русских!

Дети танцуют «Русский народный танец».

Российский край, моя земля,

Родимые просторы! У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг – Там холода и вьюги.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Родина у всех одна.

Привет тебе и слава,

Непобедимая страна,

Российская держава!

Дети танцуют «Казачий танец».

Живут в России разные Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия, У нас у всех одна.

Язык порой разный и разная вера.

Мы стали для всех образцом и примером.

Дети России дружны с детских лет,

В этом, пожалуй, наш главный секрет.

Общие игры у нас и забавы,

Общая школа и общее право.

Общее солнце, земля, где живем,

Учимся вместе и вместе растем!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности.

Мальчик : Молодцы! Наша страна многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей.

Национальный язык у нас русский. Россия имеет свои традиции и обычаи. Давайте познакомимся с ними поближе. (Звучит музыка, в зал входит представительница России – «Матушка Русь «в русском народном костюме, выносит каравай, кланяется гостям).

Мы всегда гостей встречаем,

Круглым, пушным караваем,

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам.

Девочка : Ребята, а какие традиции и праздники вы знаете, и как отмечают, эти праздники. Дети: Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас. Все люди веселятся, угощают всех гостей, приходящих в дом, играют, проводят конкурсы, водят хороводы. Ведущий: Правильно! Вот и мы сейчас с вами вспомним замечательную традицию – водить хоровод.

Давайте все встанем, возьмемся дружно за руки, пригласим всех желающих и нашу замечательную гостью, которая напомнит нам как правильно нужно водить хоровод (хоровод «Во поле березка стояла»). Все слова сопровождаются движениями). После хоровода все рассаживаются на свои места.

Мальчик: Матушка – Русь: но не только хороводами и караваем славится Россия, но и веселыми играми. В одну из таких игр мы сейчас поиграем: игра называется «Гуси - Лебеди» (Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».- «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы)

Девочка: Спасибо тебе, Матушка Русь, за гостеприимность твою, хороводы и игры, но нам пора прощаться. Дети: До свидания! (Матушка Русь уходит)

Мальчик : В России живут не только русские люди. Наша страна много национальна.

Среди воспитанников нашего детского сада есть и другие национальности: армяне, и узбеки. Давайте теперь познакомимся с ними.

Звучит узбекская народная музыка, в зал входит представительница Узбекистана, одетая в народный костюм, здоровается с детьми на родном языке и переводит свои слова) представители разных национальностей и народностей.

Мальчик.
Узбекистан находится в Средней Азии. Это густонаселённая страна. На юге - горы, но большая часть территории - пустыни, среди которых одна из красивейших в мире - Кызыл кум.

Девочка: Узбекистан называют страной «белого золота», потому что здесь выращивают хлопчатник. Из него получают хлопок для изготовления ткани. Именно из этой ткани шьётся национальный мужской полосатый халат. Узбечку тоже нетрудно узнать по яркому шёлковому платью, а ещё по множеству заплетённых косичек. И мужчины, и женщины носят тюбетейки - шапочки, вышитые красочным узором.

Мальчик: Знаменитые города в Узбекистане - это Бухара и Самарканд. В Самарканде жил великий полководец Тамерлан. С тех пор сохранились дворцы, мечети, украшенные мозаикой и резьбой. А в Бухаре жил хитрый и остроумный Ходжа Насреддин. Народ сложил о нём много легенд.
Девочка: Если вы попали за праздничный стол к узбекам, то обязательно отведайте плов. Это древнейшее восточное блюдо из риса и баранины. Есть его принято руками. Считается, что только так можно по-настоящему ощутить вкус этого блюда. Ну а развлекать вас будут своими великолепными танцами восточные красавицы.

( Гостья исполняет народный узбекский танец). Кто-то хочет научится танцевать? (Выходят желающие девочки, показываются простые элементы танца, после чего всех угощают национальным кушаньем.

Девочка: К нам уже спешат следующие гости, встречаем их (Раздается армянская музыка, в зал входит представительница Армении в народном костюме.

Мальчик : Армения - одна из стран Закавказья. Это, в основном, горная страна. Древнее название Армении - Наири. Это значит - « страна рек». Их в Армении более двухсот.

Девочка: Столица Армении - город Ереван - был основан почти 3000 лет назад. Это город очень древний и очень красивый. Его украшают дома из природного розового камня -туфа. Это делает город похожим на цветок. В самом Ереване и его окрестностях до сих пор сохранились многие памятники старины.
Мальчик: Жемчужина Армении - высокогорное озеро Севан. Его гигантская чаша зажата со всех сторон кольцом гор. В озере изумительно чистая вода. Там водится редкий вид рыбы форели. В озеро впадают десятки рек, но вытекает только одна.
Девочка: Природа Армении мягкая и суровая. Когда в одном уголке падает снег, в другом - наливаются соком персики и виноград, растёт миндаль, инжир, хурма, гранат.

В Армении вас обязательно угостят лавашем, голубцами из виноградных листьев и, конечно же, шашлыком. А также вас не оставит равнодушными прекрасный кавказский танец.

Исполняется кавказский танец.

Мальчик: Как и в России, в Армении много замечательных игр, давайте поиграем в одну из них. (Армянская подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» или «Хох, джур, крак, от»). Играющие встают в круг, в центре ведущий. Он бросает мяч одному из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит: «Земля!», тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-нибудь животное; если «Вода!», то название рыбы; если «Воздух!», в этом случае птицы; а если же «Огонь!», все дружно должны повернуться кругом и помахать руками. Ошибающиеся выбывают).

Девочка: Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду и мы не можем угадать где и когда. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день.

Стихи детей :

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда,

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты!

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой не даром зовем.

Мальчик:

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, в доброту,

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им навсегда

И будь ещё галантен!

Встают в хоровод все: и дети, и родители и гости.

Есть белые дети,

Есть черные дети,

Есть желтые дети

На нашей планете.

Но дело не в цвете,

А в том, что на свете

Друг другу всегда

Улыбаются дети!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Хочу я чтоб общими были на веке –

И небо, и море, и горы, и реки,

И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.

(Все вместе) Пусть будут все дети на веке друзьями!

Все поднимают руки вверх и хлопают.

Хоровод дружбы «От улыбки станет всем светлей»

Подружки и товарищи
У нас повсюду есть
Подружек и товарищей
По всей земле не счесть!
Пусть весело и дружно
Ребята все живут
И песенку о друге
О друге все поют

Исполняется песня о друге.

Участники праздника становятся в «хоровод дружбы».

Праздник

дружная семья

Цель : Развивать у детей этнокультурные представления.

Воспитывать чувство патриотизма к своей стране, ее обычаям, традициям; дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей.

Задачи: Углубить представления детей о культуре народов России.

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ.

Оборудование :Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Ход мероприятия.

Что прекрасней и милее

Этой ласковой земли?

Всюду яблони белеют.

И река течет вдали …

Исполнение песни «Шире круг»

Пускай совсем я маленький,

Но родину люблю

Свой дом на тихой улице

И всю страну мою!

Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над родиной моей!

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы родиной светлой,

Мы родиной милой,

Мы родиной нашей зовем!

Учитель: Согласитесь как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. Но чтобы роду не было переводу,он должен жить много-много лет, даже столетий. На Руси в старину говорили, что дом и всё ,что в нем есть; и песни, и вышивка, и доброе слово- делают семью богатой.А наша классная семья действительно богата на национальности. Есть здесь и русские корни, и армянские, и украинские, и туркские корни. А восток, как известно дело тонкое.

Танец « Восточный»

Армения, трудись и пой!

В работе, в песне – мы с тобой,

Чтобы сады твои цвели,

И соки были хороши.

Учитель : Вековая страна. Страна камней… Столица Армении –Ереван. Больше трех тысячелетий существует армянский народ. У армян были знаменитые цари, полководцы, писатели, поэты, актеры и драматурги. Много раз терпела Армения иноземные нашествия. Не раз казалось, что само имя Армении стерто с карты. Но армянский народ выстоял, отстояв своё существование ыв тяжелейшей борьбе.

Слушание « Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна.

Учитель : Во главе родовой общины стоял старший в доме мужщина - тан-тер. Он пользовался неограниченной властью, при его появлении все вставали, его указания выслушивали стоя, в его присутствии нельзя было громко разговаривать и курить. Для армян всегда были характерные родственные связи. В традиционном быту армян было обязательным строгое соблюдение широко распространенного на Кавказе обычая гостеприимства.

« Гость от Бога»- говорили в народе, поэтому каждому путнику,постучавшемуся в дом всегда были готовы и кров, и пища. При этом считалось приличным, в случае необходимости, попросить постель и еду для гостя у соседа, поскольку гость считался как бы общим.

Армянская кухня – одна из древнейших кухонь Азии и самая древняя в Закавказье.

Слушание стихотворений на армянском языке в исполнении родителей класса.

Учитель: Республика Татарстан расположена на Восточно- Европейской равнине. Площадь этой республики 68 тыс.куб. км. Столица Татарстана – Казань. В республике изготавливают автомобили «Камаз», фотоплёнку, лаки, краски, медицинские препараты. В Татарстане много талантливых людей. Один из знаменитых поэтов Татарстана –МусаДжамиль.

Исполнение татарской народной песни в исполнении родителя

Учитель: В XIX веке она входила в состав Киевской Руси. Древняя русская народность была единым корнем трех братских народов. Поверхность равнинная, с небольшими возвышенностями. Климат –переходный между мягким и влажным.Зоны – лес, лесостепь, степь. О каком государстве идет речь?

Украина песнями славится, городами светлыми, новыми. А какие сады вишнёвые! А пшеница в поле - красавица! Украинская кухня- это такое же наследство украинского народа, как язык, литература, музыка, им важно всерьёз гордиться и не нужно забывать. Украинская кухня в основном использует приёмы варения, тушения, и печения. Среди растительной пищи первое место занимает хлеб.

Учитель: Любимым и наиболее распространенным и употребляемым продуктом является свиное сало во всех видах: сырое соленое копченое жареное вареное тушеное.Уникально то, что сало невозможно пересолить, и чем это обусловлено – неизвестно.

Исполнение произведения «Украинская – плясовая»

Учитель: Якутия расположена на северо- востоке Сибири. Площадь 3103 Т км 2. Якутия находится за полярным кругом. Климат суровый. На территории Якутии находится свыше 700 озер. В Якутии добывают алмазы золото олово уголь газ и другие полезные ископаемые. Население Якутии занимается оленеводством.

Учитель: Ребята вы сейчас узнали о многих народах. У каждого народа свои традиции свои обычаи свой язык. В наших классах учатся дети разных национальностей. Но мы понимаем друг друга. Что нам помогает общаться и понимать друг друга?

Я русский человек

И русская природа

Любима мне

И я её пою

Я русский человек

Сын своего народа

Я с гордостью гляжу

На Родину свою!

Россия… Как из песни слово _

Березы юная листва,

Гуденье цеха заводского,

Любимый город наш –Москва

Своих друзей могу понять я –

Всех,кто отсюда вдалеке,

Ведь разговор народы - братья

Ведут на русском языке.

Исполнение песни «Во поле береза стояла»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Это ты, моя Русь державная,

Моя родина православная!

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью.

Стихотворение «Россия»

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою –рекою,

С могучим, быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом: «Русь».

Учитель: «Хлеб да соль!» - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом.

«Хлеба кушать!»- непременно отвечали ему.

Хлебом и солью встречают и провожают русские люди всякого гостя. Эта традиция уходит своими корнями в далекое прошлое.

Угощение хлебом и солью гостей праздника.

Хлеб в старину ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

Во время приема пищи, трапезы в прошлые времена сидели чинно, о пустяках не говорили. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали не спеша есть.

На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Ели деревянными ложками. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начинать есть.

Древнеславянской пищей являлось – толокно – толченая и молотая овсяная мука с водой ил квасом и солью. Кушанье скорое – замесил да в рот положил.

Выручала славян тюря – кусочки черного хлеба, размоченные в квасе или в воде. Картошки не знали, ее заменяла репа.. Из напитков пили березовый и кленовый сок, квас, хмельным питьем считался вареный мед.

Песня «Калинка»

Учитель: Было время, когда праздники отошли в сторону, затем их потихоньку запретили…Однако совсем истребить старые праздники, обряды и игры невозможно.

На Руси была пословица «Зима за морозы, мужик за праздники». Древнерусский земледельческий новый год начинался торжественно и весело. Двухнедельные зимние святки проходили празднично. По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью и детьми.

Есть в народе поверье, что новогодние гаданья обязательно сбываются. 7 января в православной Руси отмечается большой религиозный праздник – Рождество Христово. В ночь под Рождество и начинаются основные гадания.

Родители рассказывают о разных способах гадания в Рождество.

Учитель: Политики, которые в одночасье разделили великую страну, совсем не думали о народах, населяющих ее. И теперь жители отрезанных от России стран все равно приезжают по разным причинам в нее на проживание.

Ученик 10:

Я – русский человек,

И счастлив потому я,

Что много есть сестер

У Родины моей.

Что Грузия в цвету,

Армения богата,

Что хорошо в Крыму

И радостно в Баку.

Учитель: Дорогие взрослые! Не должно быть разницы в том, какой у ребенка разрез глаз, цвет кожи.

Песня «Нас много на шаре земном»

Ученик 11:

Я – русский человек,

Но как родного брата

Украинца пойму, узбека обниму.

Так говорит поэт,

И так его устами

Великий, древний говорит народ.

Нам, русским, братья все,

Кто вместе с нами

Дорогой мира и добра идет!

Грузины, белорусы, украинцы,

Узбек, казах, киргиз или якут

Мы – русские! Недаром за границей

Нас всех сегодня русскими зовут!

Ученик 12:

Что значит:Родина моя?-

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края

Все это – Родина моя,

Земля моя родная

Учитель : Родина много значит для каждого из нас. Это прежде всего, город или село, где ты родился. Родным краем мы называем место, где прошло наше детство. Родиной россияне называют Россию – страну, в которой мы все живем.

Исполнение песни « С чего начинается Родина»

Сценарий национального праздника народа Ханты

«Вороний день»

для детей подготовительных групп.

Главная задача в современной системе образования приобщение детей к народному творчеству, искусству. Непосредственное участие в национальных праздниках воспитывает в них нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус и чувства патриотизма к своей малой Родине. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и эстетического отношения к тому миру который нас окружает. У каждого народа - свои обычаи, песни, сказки, предания, традиции. И очень важно их ценить понимать изучать. Передавать из поколения в поколение. Возрождение календарных праздников тесно связано с восстановлением развития традиционного образа жизни народов Севера. Вот уже несколько лет вновь отмечают народный праздник “Вороний день” – день прихода весны, день прилёта ворон. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день ходили, друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы - изображавшие весеннее поведение птиц.

Форма организации коллективной деятельности: совместно-взаимодействующая (работа в малых группах).

Цель: познакомить с историей возрождения традиционных национальных праздников народов ханты и манси "Вороний день".

Задачи урока.

Образовательные.

    Познакомить детей с обычаями и традициями народов

    сочетание цветов и оттенков.

Развивающие.

    Развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов. Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам.

    В процессе коллективной работы совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью, формировать умения подбирать красивое

Воспитывающие.

    Формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

    Воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям.

Предварительная работа с детьми:

    внеклассное чтение сказок и рассказов народов Севера.

Музыкальный ряд: музыкальное произведение “Северные мелодии”.

Литературный ряд : легенды, сказки, северный фольклор.

Действующие лица: Бабушка (Щащи)

Женщины и дети в национальных костюмах.

Оборудования и материал:

Чум, костер, береза- дерево, ленточки, игрушки, сушки для обряда, колокольчики.

Ход праздника:

На сцене стоит чум. Возле чума горит огонь костра. Возле него сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращается дети.

Дети: Бабушка, откуда появился костер?

Бабушка: От искорки. Б ез огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.

Дети: Бабушка, а снег откуда?

Бабушка: «белая снежинка – маленькая льдинка». Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.

Дети: А правда, что снег тает весной и прилетают птицы?

Бабушка: Правда, а в день прилёта ворон, ханты устраивали весенний праздник!

Дети: Ой, бабушка расскажи, как ворона, прилетая на север, приносит весну!

Бабушка: Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.

«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и какрнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты.

Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения и игрушки.

Исполняется песня «Колыбельная»

(дети засыпают под пеню колыбельной, женщина в национальном костюме проходит по сцене и показывает игрушки, затем развешивает на ветках дерева)

Бабушка: Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.

Танец «Яклув» общий с детьми.

Бабушка: По поведению птиц судили о том, какая будет весна: Если ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое- затяжной.

(Ворона показывает движения по тексту)

Бабушка: В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки. Ворон задабривали, строили им гнезда.

Посмотрите, вот и ворона к нам пожаловала. Видимо ей гнезда понравились! Приветствуем вестницу весны. Бегите дети и поиграйте с вороной.

(дети подходят к дереву играют игру с вороной)

Игра «Порни- порни, нёв-нёв»

(дети- птенцы выстраиваются за птицей – мамой, кладут руки на пояс друг другу. Большая птица старается поймать птенца, стоящего последним, а птица- мам бегает по залу и защищает своих птенцов, прикрывая их руками. Роль большой птицы и птицы- мамы исполняют взрослые.

Бабушка: Есть у народа ханты ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

(Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки, затем дети выходят и рассказывают стихи)

Дети:

На березу села стая,

Не свистит, не напевает.

Знает каждый, млад и стар,

Не поётся слово «кар»!

Нынче праздник, древний праздник.

В гости еду, еду я.

Каждый чтит Вороний праздник.

Люди как одна семья!

Носят серенький жилет,

А у крыльев – чёрный цвет.

Кружат сразу двадцать пар.

Все кричат: «Кар! Кар!Кар!.

Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р!

Ставь, соседка, самовар-р!

Не жалей завар-рки!

Пр-ринимай подарки!

Женщины исполняют национальную пеню под звуки шумовых интсрументов.

(дети разносят по залу сушки)

Звучат фанфары. Раздвигается занавес. Выходят ведущие.
Надя. Добрый день, дамы и господа!
Ираклий. Мы вновь рады приветствовать вас на шестом юбилейном Фестивале культур народов мира.
(Аплодисменты)
Надя. Сегодня на этой сцене мы говорим слова приветствия всем гостям и участникам фестиваля.
Ираклий. Этот праздник стал по-настоящему визитной карточкой нашей школы, приобрёл популярность среди всех, без исключения, учащихся, их родителей, учителей и гостей.
Надя. Фестиваль доказал, что творческий потенциал наших детей, их учителей и родителей очень велик и поистине неисчерпаем.
Ираклий. Нынешний фестиваль собрал 12 команд, представлявших 12 стран.
Надя. Сегодня, в заключительный день Фестиваля, ребятам предстоит выступление в рамках конкурса «Возьмёмся за руки, друзья!».
Ираклий. Они представят на суд публики и жюри презентацию культуры страны, расскажут об её особенностях, возможно, откроют какие-то тайны!
Надя. Обожаю тайны!
Ираклий. Уверяю тебя, тайны любят все собравшиеся в этом зале, а особенно те, кто сидит в первом ряду.
Надя. Встречаем наше опытное многоуважаемое беспристрастное жюри.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ираклий. Это те, кто должен будет сегодня нести нелёгкую вахту: им предстоит оценить творческий труд нескольких месяцев детских коллективов, задачей которых стало представление европейских, латиноамериканских, африканских и азиатских стран.
Надя. Именно поэтому жюри сегодня будет особенно трудно. Давайте поддержим членов жюри аплодисментами.
(Аплодисменты).
Ираклий. Кроме того, каждому из вас, уважаемые гости и зрители, тоже предстоит стать тем, кто определит судьбу победителя.
Надя. Победителя конкурса зрительских симпатий.
Ираклий. При входе в зал мы раздали представителям команд и гостям разноцветные карточки, на обороте которых приведён перечень команд, за одну из которых вы можете отдать свой голос.
Надя. Голосовать можно только за одну команду. За своих голосовать нельзя.
Ираклий. Таким образом, по окончании сегодняшнего конкурса жюри подведёт итоги не только всей конкурсной программы, но и огласит победителя в номинации «Приз зрительских симпатий».
(Аплодисменты)
Надя. Итак, участники готовы, зрители в нетерпении, жюри полно внимания.
Ираклий. Мы начинаем конкурс «Возьмёмся за руки, друзья!»
Надя. Скажи мне, Ярослав, сколько в нашем зале детей?
Ираклий. Затрудняюсь ответить точно, но что-то мне подсказывает, что детей здесь гораздо больше взрослых.
АНЯ. А вот учащиеся 2 «А» класса утверждают, что каждый из нас в душе ребёнок и никто из собравшихся здесь не спешит покидать страну детства.
ЯРОСЛАВ. Ну что ж, вполне вероятно. Давайте встречать команду Страны Детства.
(Выступление 2 «А»).
АНЯ. Кто никогда не слышал прибоев двух океанов, кто никогда не видел соединение двух материков, кто не наслаждался голубизной неба…
ЯРОСЛАВ. Кто не вдыхал ароматы настоящего кофе, кто не испытывал восхищения от настоящей латиноамериканской кухни, кто не наблюдал зажигательных танцев под аккомпанемент национальных мелодий,
ВЕДУЩИЕ ВМЕСТЕ. Тот не был в Панаме.
АНЯ. У вас есть уникальная возможность прямо сейчас перенестись в эту благословенную страну под руководством 4 «А» класса.
(Выступление 4 «А»).
АНЯ. Как ты тиха – ночь Украины…
Бескрайни все твои равнины…
Твоя прохлада так приятна…
Ты беспредельна, необъятна…

ЯРОСЛАВ. Твоих прекрасных звёзд мигание
Приводит сердце в трепетание…
Сверчков таинственная песня –
Так вдохновенна и прелестна…

АНЯ. Какие проникновенные строки о стране!
ЯРОСЛАВ. А ещё больше хвалебных слов мы услышим в представлении 11 «А» класса, которые расскажут про Украину!
(Выступление 11 «А»).

АНЯ. Природа удивительно прекрасна,
Всё сразу: горы, море, небеса!
И запахи к себе манили страстно,
Лаванда, розы, хвойные леса…

ЯРОСЛАВ. Нам повезло: светило солнце ярко,
И грела Адриатика теплом.
Дул ветерок и не было так жарко,
Хотя ни облачка на небе голубом!
АНЯ. Такие слова мы могли бы услышать из уст любого представителя 7 «А» класса, веди именно им повезло целых 3 месяца быть хорватами.
ЯРОСЛАВ. Предоставим им слово. Пусть отчитаются о проведённом не напрасно времени.
АНЯ. 7 «А» и Хорватия!
(Выступление 7 «А»).
ЯРОСЛАВ. Аня! Как ты относишься к идее путешествия в Южную Африку?
АНЯ. В целом положительно, но…
ЯРОСЛАВ. Что тебя пугает?
АНЯ. Ну, например, неизвестность.
ЯРОСЛАВ. Я бы на твоём месте неизвестности не боялся, ведь ученики 6 «А» класса могут ответить на любой вопрос, связанный с ЮАР.
АНЯ. Пусть ответят! На сцене 6 «А» и Южная Африка.
(Выступление 6 «А»).

ЯРОСЛАВ. Удивляет, изумляет
Эта дивная страна:
Короли, дворцы, костелы…
Величава, хоть мала!
АНЯ. Каждый камень – как легенда,
Здесь история во всем,
Древних вечные заветы,
Дышит прошлым каждый дом.
ЯРОСЛАВ. 9 «А» класс представляет Венгрию.
(Выступление 9 «А»).

АНЯ. Восточная сказка таинственной ночи,
О, сколько историй ты мне напророчишь.
О, сколько мгновений и странствий души,
Что оказалась с тобою в тиши.
ЯРОСЛАВ. О Сирия, древний цветок нераскрытый,
В тебе сколько тайны, что временем скрыта!
АНЯ. Снова тайна!
ЯРОСЛАВ. Восток – это всегда тайна.
АНЯ. 9 «Б» класс представляет Сирию.
(Выступление 9 «Б»)
ЯРОСЛАВ. Мне с детства снится полуостров,
Он словно свет в моей душе.
Там нет того, что ненавижу.
Там только то, что по душе.
Там словно чудо происходит:
Стоит Венеция в воде,
Там сказки вновь все оживают
На карнавале в феврале.
АНЯ. Италия, тебя люблю я!
Ты, всех на свете мне милей
И не на что не променяю,
Твой Форум Римский, Колизей.
ЯРОСЛАВ. Я словно слышу голоса ребят из команды 10 «А» класса
АНЯ. Предоставим сцену им, чтобы они рассказали нам об Италии!
(Выступление 10 «А»)
ЯРОСЛАВ. При слове Вена сердце вдохновенно
Ликует, задыхаясь от любви.
При слове Вена – музыка Шопена,
И Моцарта, и Штрауса, и, и…
АНЯ. И сразу вальс, цветущих яблонь пена,
Шампанское, кофейный аромат,
И оперы сияющая сцена,
И на Соборной площади набат!
ЯРОСЛАВ. Какие проникновенные строки из стихотворения Неизвестного австрийского поэта!
АНЯ. А мы приглашаем продолжить разговор о прелести Австрии учащихся 5 «Б» класса.
(Выступление 5 «Б»).
АНЯ. Варшава, я тебя люблю легко, печально и навеки.
Хоть в арсенале слов, наверно, слова есть тоньше и верней,
Но та, что с левой стороны, святая мышца в человеке,
Как бьется, как она тоскует!..
И ничего не сделать с ней.
ЯРОСЛАВ. Слово о Польше предоставляется ученикам 7 «Б» класса.
(Выступление 7 «Б»)
АНЯ. Стокгольм прекрасен круглый год,
Капелью талых быстрых вод,
Сырой дождливою погодой,
И здешней северной природой.
ЯРОСЛАВ. Действительно, в Швеции всё правильно, всё красиво.
АНЯ. Слово предоставляется команде 6 «Б» класса.
(Выступление 6 «Б»)
ЯРОСЛАВ. Рио де Жанейро в ритме
Самбы и накатах волн.
В эти пляжи, пальмы, рифы
Остап Бендер был влюблён.

АНЯ. Рио – радужные платья
Оттеняет смуглота.
Рио распахнул объятья
На ладонях у Христа.
Там банан желтей и слаще,
Там тебе прохожий рад,
Там поют и любят чаще
В оголтелый треск цикад.

ЯРОСЛАВ. 8 «Б» класс представляет Бразилию.
(Выступление 8 «Б»)
АНЯ. Ну вот мы и добрались до Ирландии.
ЯРОСЛАВ. А что ты о ней знаешь?
АНЯ. Это страна, находящаяся в северном полушарии, с интересным растительным и животным миром.
ЯРОСЛАВ. А ещё это страна, богатая национальными традициями.
АНЯ. Встречаем команду 8 «А» класса, настоящих ирландцев.
(Выступление 8 «А»).
ЯРОСЛАВ. Вот и подошла к концу наша конкурсная программа.
АНЯ. Но ведь всегда и всему наступает конец.
ЯРОСЛАВ. Но не в нашем случае, ведь пройдёт всего лишь один год и мы снова встретимся в этом зале.
АНЯ. В знак прощания с Фестивалем звучит наша песня.
(Все участники финальной песни поют)
ЯРОСЛАВ. Спасибо всем участникам Фестиваля!
АНЯ. Давайте проводим их в зал продолжительными аплодисментами.
(Все уходят, кроме ведущих, под музыку финальной песни)
ЯРОСЛАВ. Это настоящие герои, мужественно преодолевшие препятствия на пути к участию и победе в фестивале.
АНЯ. Настала пора подвести итоги конкурсной программы.
ЯРОСЛАВ. Жюри может посовещаться и сдать протоколы в счётную комиссию.
АНЯ. Уважаемые зрители! Отдайте свой голос за команду, которая стала, по-вашему мнению, самой достойной получить приз зрительских симпатий.
ЯРОСЛАВ. А пока работает счётная комиссия, мы дадим возможность нашим членам жюри выразить своё отношение к тому, что происходило сегодня и всю фестивальную неделю.
(Ведущие идут к жюри и гостям в зал и задают вопросы. В это время готовится оглашение результатов).
ЕГОР. Скажите, вы не пожалели, что пришли сегодня на конкурс?
АНЯ. Считаете ли вы, что Фестиваль удался или надо было бы что-то изменить?
ЕГОР. Какое из выступлений, по вашему мнению, было особенно запомнившимся сегодня?
АНЯ. Достойны ли наши артисты дружных аплодисментов?
ЕГОР. В какую страну вам захотелось поехать?
АНЯ. Считаете ли вы конкурсную программу познавательной?
ЕГОР. Скажите, костюмы музыкальные фрагменты способствуют более наглядному представлению страны?
АНЯ. Можем ли мы рассчитывать, что вы и на следующий год придёте к нам на Фестиваль?
ЯРОСЛАВ. А может быть, предложить и команде учителей представить страну на следующем Фестивале культур народов мира?
(Звучат фанфары)
Ведущие поднимаются.
АНЯ. Итак, мы можем объявить результаты сегодняшнего конкурсного дня.
ЯРОСЛАВ. Для оглашения результатов на сцену приглашается директор школы 403 Макаров Родион Владимирович.
(Слово директора школы).
АНЯ. Внимание на экран. На нём будут появляться результаты конкурсной программы Фестиваля.

ЯРОСЛАВ. А теперь о результатах конкурса «Приз зрительских симпатий».
АНЯ. Мы рады представить вам команду, ставшую, по мнению зрителей лучшей и завоевавшей расположение большинства в зале.
(Фанфары)
ЯРОСЛАВ. Это команда_____________________
(Вручается приз).
АНЯ. Огромное спасибо всем, кто принимал участие в Фестивале.
ЯРОСЛАВ. Мы говорим всем
Вместе ведущие: «До новых встреч в следующем году!»

погодой,
И здешней северной природой.