Как определить созревание жкт у ребенка. Пищеварение грудничков

Рвота является сложным рефлекторным актом с участием рвотного центра, который расположен в продолговатом мозге, вблизи него расположены дыхательный, сосудодвигательный, каш-левой и др. вегетативные центры. Все центры функционально взаимосвязаны, поэтому рвота сопровождается изменением дыхания, циркуляторными расстройствами, выделением большого количества слюны.

Срыгивание - выделение съеденной пищи без усилий, без сокращений мускулатуры передней брюшной стенки, сразу после кормления или через небольшой промежуток времени. Общее состояние ребёнка не нарушается, нет вегетативных симптомов, аппетит и настроение не изменяются.
У новорожденных и детей первых месяцев жизни отмечается склонность к срыгиванию, которая обусловлена анатомо-физиологическими особенностями желудка у новорожденных - слабость кардиального сфинктера при хорошо развитом пилорическом, горизонтальное расположение желудка и самого ребенка, высокое давление в брюшной полости, большой объем питания (1/5 массы тела в сутки). Способствуют срыгиванию перекорм и аэрофагия.

При перекорме срыгивания бывают сразу после кормления или через некоторый промежуток времени в небольшом объеме неизмененным или слегка створоженным молоком. Общее состояние ребенка не страдает, прибавляет в массе. При проведении контрольного взвешивания определяется объем молока, съедаемый новорожденным, который гораздо больше, чем необходим по норме. При перекорме рекомендуется изменить время кормления ребенка грудью или сначала сцедить часть молока, которая легко отсасывается, но менее богата пищевыми ингредиентами.

Аэрофагия - заглатывание большого количества воздуха при кормлении, встречается у гипервозбудимых, жадно сосущих детей, со 2-3-й недели жизни при небольшом количестве молока в молочной железе или бутылочке, когда ребенок не захватывает околососковую ареолу, при большом отверстии в соске, горизонтальном положении бутылочки, когда соска не полностью заполнена молоком, при общей мышечной гипотонии, связанной с незрелостью организма.

Аэрофагия чаще появляется у новорожденных с малой или очень большой массой тела при рождении. Дети бывают беспокойны после кормления, отмечается выбухание в эпигастральной области. Через 5-10 минут после кормления отмечается срыгивание неизмененным молоком. При аэрофагии необходимо провести беседу с матерью о правильной технике вскармливания. После кормления необходимо подержать ребенка вертикально в течение 15-20 минут, что способствует отхождению заглоченного во время кормления воздуха. Рекомендуется укладывать детей с возвышенным головным концом.
Срыгивание и рвота могут быть одним из важных симптомов при многих заболеваниях, связанных с патологией самого ЖКТ (первичные) и причинами, находящимися вне пищеварительного тракта (вторичные). Также выделяют функциональные и органические рвоты. Органические рвоты связаны с пороками развития ЖКТ. Выделяют 3 основные группы причин, приводящие ко вторичным рвотам:

  1. инфекционные заболевания,
  2. церебральная патология,
  3. нарушения обмена веществ.

Функциональные формы рвот

Наиболее частой функциональной патологией ЖКТ является недостаточность кардии. У новорожденных нет выраженного сфинктера в области перехода пищевода в желудок, замыкание кардии происходит клапанным аппаратом. Недостаточность кардии может быть обусловлена нарушением иннервации нижней части пищевода (часто отмечается при перинатальной энцефалопатии), повышением внутрибрюшного и внутрижелудочного давления при некоторых заболеваниях.
При недостаточности кардии срыгивания бывают сразу после кормления, в горизонтальном положении ребенка, частые, необильные. Рефлюкс-эзофагит, который развивается при этой патологии, может вызвать развитие сердечно-сосудистой недостаточности. У ребенка появляется цианоз, слабость, адинамия, тахиатритмия, одышка, увеличение печени, олигурия, появляются хрипы в легких.

Лечение. Ребенка рекомендуется укладывать на живот с приподнятым головным концом на 10°, дробное питание по 40-50 мл до 10 раз в день, профилактика аэрофагии. Из медикаментов назначают: бетанехол, домперидон (мотилиум), церукал или реглан за 30 минут до еды 3 раза в день.

Ахалазия пищевода (кардиоспазм) - стойкое сужение кардиального отдела вследствие нарушения иннервации как проявление врожденной патологии или различных заболеваний. При этом нарушается открытие кардии при глотании, отмечается атония пищевода, пища задерживается над спазмированной кардией и постепенно происходит расширение пищевода.
Основной симптом у новорожденных - рвота во время кормления только что съеденным молоком, затруднения при глотании, создается впечатление, что ребенок «давится» во время еды. В результате повторной аспирации могут возникать пневмонии.
Диагноз подтверждается при эндоскопическом и рентгенологическом исследовании.
Лечение. Рекомендуется дробное питание до 10 раз в сутки, большие дозы витамина В: внутримышечно, спазмолитики, седативные, 0,25%-ный раствор новокаина по 1 чайной ложке перед каждым кормлением, 2,5%-ный раствор аминазина и пипольфена, 0,25%-ный раствор дроперидола с новокаином - назначают по 1 ч.л. 3 раза в день за 30 минут до еды.

Пилороспазм - спазм мускулатуры привратника, приводящий к затруднению опорожнения желудка. Повышенный тонус пилорического отдела связан с гипертонусом симпатического отдела нервной системы вследствие перинатальной энцефалопатии, гипоксии. Обычно дети с пилороспазмом гипервозбудимы, непостоянные срыгивания появляются с первых дней жизни, по мере нарастания объема питания появляется рвота. Рвота ежедневная, в течение суток не одинаковое число раз, появляется рвота ближе к следующему кормлению, рвотные массы обильные, створоженным кислым содержимым без примеси желчи, объем не превышает объема съеденной пищи. Ребенок, не смотря на рвоты, прибавляет в массе, хотя недостаточно, вследствие чего развивается гипотрофия. Стул нормальный. Диагноз подтверждается рентгенологически.
Лечение. В начале кормления можно давать по 1 чайной ложке 10%-ной манной каши, что способствует механическому открытию привратника. Спазмолитическая и седативная терапия.

Органические формы рвот (пороки развития ЖКТ)

Атрезия пищевода - один из самых частых пороков развития пищевода, часто сочетается с нижним трахеопищеводным свищом. Клинические проявления: с первых часов жизни изо рта и носа у ребенка выделяется пенистая слизь, которая после отсасывания вновь накапливается, развивается аспирационная пневмония. Диагностировать атрезию пищевода можно с помощью зондирования, зонд не проходит в желудок (ощущается препятствие), быстро введенный воздух шприцем через зонд выходит с шумом обратно через нос или рот, а при нормальной проходимости бесшумно проходит в желудок. Лечение оперативное.

Врожденная кишечная непроходимость.
Причинами врожденной кишечной непроходимости могут быть пороки развития самой кишечной трубки (атрезии, стенозы, мембраны), пороки развития других органов, приводящие к сдавлению кишечника, закупорка густым вязким меконием.
Клинически врожденная кишечная непроходимость проявляется у новорожденных остро с первых дней или часов жизни. В зависимости от уровня препятствия делится на высокую и низкую кишечную непроходимость. При наличии препятствия в двенадцатиперстной кишке кишечная непроходимость проявляется как верхняя, а при имеющемся препятствии в тощей, подвздошной, толстой кишке - как низкая.
При высокой кишечной непроходимости содержимое, скапливающееся в желудке и двенадцатиперстной кишке, выделяется наружу с рвотой и срыгиванием. Рвота появляется в первый день или часы жизни, обильная, желудочным содержимым (иногда с примесью желчи), нечастая; если ребенка кормят, то рвота появляется после кормления, количество рвотных масс примерно соответствует количеству молока, полученному ребенком во время кормления. Обильная рвота может привести к обезвоживанию организма и развитию аспирационной пневмонии. Меконий отходит, а стула в последующем нет, отмечается длительное отхождение мекония (в течение 5-6 дней) малыми порциями. Отмечается вздутие живота в верхних отделах, которое исчезает после рвоты или опорожнения при зондировании, а затем возникает вновь. В остальных отделах живот может быть запавшим. Отмечаются симптомы эксикоза.
Диагноз подтверждается рентгенологически.
Низкая кишечная непроходимость. Почти сразу после рождения отмечается вздутие живота, не исчезающее после рвоты или искусственного опорожнения желудка. Меконий не отходит, отмечаются вместо стула комочки слизи, слегка окрашенные в зеленый цвет. Рвота появляется на 2-3-и сутки жизни, в рвотных массах может быть примесь кишечного содержимого («каловая» рвота), рвота более частая, чем при высокой непроходимости, но менее обильная. Общее состояние страдает значительно, выражены симптомы интоксикации, при поздней диагностике заболевания появляются симптомы перитонита: резко вздутый живот, не доступен глубокой пальпации, выражена подкожная венозная сеть на животе, отечность подкожной клетчатки в области передней брюшной стенки, особенно в нижних отделах, цианотичный оттенок кожных покровов на животе.
Диагноз низкой кишечной непроходимости подтверждается рентгенологически.
Предоперационная подготовка в роддоме: отмена энтерального питания, установить желудочный зонд для регулярного опорожнения желудка.

Атрезия анального отверстия и прямой кишки.

Выделяют:

  1. атрезии анального отверстия и прямой кишки без свищей;
  2. атрезии анального отверстия и прямой кишки со свищами (наружными - промежностными, внутренними - свищи с мочевой, половой системой).

При атрезии анального отверстия и прямой кишки можно увидеть отсутствие анального отверстия и отмечается отсутствие отхождения мекония.
Лечение оперативное или консервативное специализированное в хирургическом отделении.

Вторичные формы рвот (симптоматические)

Рвота может быть одним из симптомов инфекционного, церебрального заболевания, нарушения обмена веществ.

Рвоты, связанные с церебральной патологией. Наиболее частой причиной рвот и срыгиваний у новорожденных является патология ЦНС гипоксического, травматического или инфекционного генеза. Кроме рвоты у новорожденных отмечаются симптомы поражения мозга: монотонный слабый крик или пронзительный крик, стон, выбухание и напряжение большого родничка, синдромы угнетения или возбуждения ЦНС, судорожный синдром и др. Рвоты при поражении ЦНС связаны как с центральными механизмами: повышение внутричерепного давления, отек мозговых клеток, раздражение рвотного центра, так и с нарушениями вегетативной системы, регулирующей функции органов пищеварения, что приводит, в частности, к пилороспазму.
Рвота при патологии ЦНС может быть упорной «фонтаном» или проявляться срыгиваниями.
Лечение рвотного синдрома на фоне церебральной патологии - проводят лечение основного заболевания.

Алиментарные диспепсии. В виду имеющихся физиологических особенностей пищеварительной системы новорожденных любые погрешности в питании могут привести к диспепсическим расстройствам:

  1. быстрый перевод на искусственное вскармливание,
  2. кормление неадаптированными смесями,
  3. несоблюдение правил приготовления и хранения смесей,
  4. перекорм,
  5. беспорядочное вскармливание.

При нарушении расщепления углеводов, что часто бывает при допаивании ребенка сладким чаем, перекармливании сладкими смесями, отмечается вздутие живота, беспокойство, срыгивание, стул жидкий, водянистый, пенистый, желтый, может быть примесь зелени, с кислым запахом, в анализе кала большое количество йодофильных бактерий.
При нарушении переваривания белка стул рыхлый, желто-коричневый, с резким неприятным запахом, отмечается вздутие живота, запоры. X новорожденных встречается редко.
Наиболее частый вид диспепсии у новорожденных - это нарушение переваривания и всасывания жиров. Стул при этом имеет блестящий вид с белыми творожистыми комочками, в анализе кала обнаруживаются нейтральный жир и жирные кислоты.
Алиментарная диспепсия у новорожденных может привести к недостаточной прибавке массы тела, но при этой форме диспепсии практически не бывает потери массы и дегидратации, не бывает симптомов интоксикации.
Лечение. В течение 8-12 часов назначают дробное питье (глюкозо-солевые растворы, вода, 5%-ный раствор глюкозы). Затем возобновляют кормление грудным молоком, начиная с S положенного объема и течение 2-3 дней доводят до полного объема. Число кормлений увеличивают до 8-10 раз. При невозможности кормить ребенка грудным молоком подбирают адаптированную молочную смесь. Назначают бифидумбактерин, панкреатин, фестал и другое.
Применяют отвары трав, обладающие вяжущим действием: корневище лапчатки, кровохлебки, змеевика, плоды черемухи, черники, соплодия ольхи; трав, обладающих противовоспалительным действием - цветы ромашки, трава зверобоя, мята; ветрогонным действием - трава укропа, плоды тмина, фенхеля, стебли золототысячелистника, цветы ромашки, мята. Запаривают по 10 г на 200 мл воды, кипятят на водяной бане в течение 30 минут, остужают и доводят объем до 200 мл кипяченой, водой. Дают детям по 5 мл 3-4 раза в день за 15 минут до кормления.

Дисбактериоз . Плод внутриутробно при физиологической беременности стерилен, начинает заселяться микроорганизмами во время родов в родовых путях, после рождения в ЖКТ ребенка попадают микроорганизмы из окружающей среды. К концу первых суток кишечник ребенка заселяется разнообразными.микроорганизмами - кокки, энтеробактерии, дрожжи, условнопатогенные и патогенные - и развивается транзиторный дисбактериоз. К 7-8-му дню жизни устанавливается микробиоценоз кишечника новорожденного: главная микрофлора - 95% бифидобактерии, сопутствующая микрофлора - лактобактерии и нормальные штаммы кишечной палочки, остаточная микрофлора - сапрофиты и условно-патогенные микробы (энтерококки, непатогенные стафилококки, протей, дрожжи и др.), эта часть не должна быть более 1%.
Процесс становления нормальной микрофлоры кишечника стал более длительным, что связано с дисбиоценозом влагалища и кишечника матери и персонала родильных домов, несоблюдение гигиенических норм при уходе за новорожденными, позднее прикладывание ребенка к груди, снижение общей иммунологической реактивности новорожденного при патологии (асфиксии, родовой травме, внутриутробной инфекции, ГБН, кровопотере и др.), антибиотикотерапия.
Дисбактериоз - это качественные и количественные изменения состава кишечной микрофлоры.
Проявляется дисбактериоз упорными диспетическими расстройствами. Отмечается вздутие живота, срыгивание, снижается аппетит, стул разжиженный, учащенный, с зеленью, непереваренными частицами, неприятным запахом, отмечается медленное восстановление массы тела, плохая прибавка массы в течение первого месяца жизни.
Лечение. Кормить ребенка лучше всего грудным молоком, при отсутствии грудного вскармливания показаны смеси с биоактивными добавками - лизоцим, бифидобактерии, иммуноглобулины; обогащенные защитными факторами молочные смеси - адаптированные с добавлением ацидофильной палочки, лакто- или бифидобактерии, лизо-цима, иммуноглобулинов («Малютка», «Бифидолакт» и др.).
Медикаментозное лечение проводится в 2 этапа:
I этап - подавление роста условно-патогенных микроорганизмов. Если отмечается преимущественный рост стафилококка, кишечной палочки или протея, то назначают соответствующий бактериофаг. Если отмечается рост нескольких видов микробов, то назначают фурадонин или фуразолидон, бактисубтил в течение 5-7 дней.
II этап - нормализация микрофлоры кишечника: бифидумбактерин, лактобактерин, бактисубтил, панкреатин, фестал и другое. Срок лечения II этапа подбирают индивидуально, в среднем 3-4 недели.

Осложнения.
Дегидратация - наиболее частое и тяжелое осложнение гастроэнтерита. Потеря воды и электролитов (натрия, хлора, калия) через кишечник при диарее. Выделяют 3 степени дегидратации соответственно потере массы: I - до 5% массы; II - 6-10%; III - более 10%.
При среднетяжелой дегидратации может быть незначительное западение большого родничка, глазных яблок, сухость во рту слизистых оболочек, снижение диуреза. АД обычно нормальное, может отмечаться вялость или возбуждение ребенка.
Может снижаться АД, пульс учащается, слабого наполнения, характерно снижение диуреза. Ребенок очень вялый, могут быть судороги, в дальнейшем - потеря сознания, кома. В крови повышен гематокрит и гемоглобин, гипонатриемия, гипокалиемия. При сильной диарее ребенок может потерять более 15% массы за несколько часов, что обычно сопровождается гиповолемическим шоком.

Другие осложнения при ОКИ встречаются реже: сепсис, ДВС-синдром, пневмония, инфекция моче-выводящих путей, отит, менингит.
В диагностике имеет решающее значение высев патогенного возбудителя из кала. При исследовании испражнений наилучшие результаты получают при посеве в ранние сроки заболевания до начала антибактериальной терапии. Для исследования выбирают наиболее измененные частицы свежих испражнений.
Специфическая диагностика вирусных диарей осуществляется путем электронной микроскопии кала и различных иммунологических методов.

Лечение ОКИ

Основные принципы лечения ОКИ у детей:

  1. Диета.
  2. Регидратационная терапия.
  3. Ферментотерапия.
  4. Симптоматическая терапия.
  5. Этиотропная терапия.
  6. Синдромальная терапия.
  7. Наблюдение и контроль.

Ну, в общем, по запросам масс, так сказать... =)

В современных рекомендациях Минздрава РФ по питанию детей первого года жизни говорится: "Оптимальные сроки введения различных продуктов определяются физиолого-биохимическими особенностями развития младенцев. Так, к 3 месяцам жизни снижается повышенная проницаемость слизистой оболочки кишечника, отмечается созревание ряда пищеварительных ферментов, в 3-4 месяца формируется достаточный уровень местного иммунитета кишечника и созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки")".

Всемирная Организация Здравоохранения формулирует рекомендации по срокам введения прикорма следующим образом: "Продукты для прикорма следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев. Некоторым детям на грудном вскармливании продукты для прикорма могут понадобиться и раньше, но не ранее 4-месячного возраста" .

Давайте разберемся, что же такое готовность к прикорму, в каком возрасте она наступает и насколько физиологичны такие сроки и схема прикорма с точки зрения работы формирующейся пищеварительной системы.

С точки зрения биологии, человеческий детёныш готов к знакомству с взрослой пищей, когда:
1) у него созревают механизмы для ее усвоения (физиологическая готовность);
2) он способен пережевывать и проглатывать еду кусочками (физиологическая готовность);
3) в состоянии удержать кусок в руке и донести до рта (физическая готовность);
4) у него появился т.н. "пищевой интерес" — социальное поведение, которое выражается в желании подражать взрослым и есть то же, что и они (психологическая готовность).

Рассмотрим эти пункты подробнее.

1) Физиологическая готовность к прикорму. Созревание желудочно-кишечного тракта и ферментативной системы.

Как работает пищевательная система младенца, не получающего никакой другой пищи и жидкости, кроме грудного молока?

Активность ферментов у ребенка, получающего только грудное молоко, остается низкой на протяжении всего первого полугодия жизни. Кстати говоря, именно незрелостью ферментативной системы нормального здорового ребенка на грудном вскармливании объяняется белый налет на его языке, который педиатры очень часто принимают за молочницу — грибковое заболевание полости рта.

На исключительно грудном вскармливании желудок и поджелудочная железа работают не "в полную силу", большая часть процессов усвоения происходит в кишечнике. Это становится возможным за счет особых свойств грудного молока, которое содержит ферменты в своем составе. То есть с грудным молоком ребенок одновременно получает и вещества, помогающие его перевариванию.

Что происходит, если ребенок на ГВ начинает получать смесь или другие продукты в качестве докорма или прикорма до того, как его пищеварительный тракт будет к этому готов? Уже описанные выше механизмы усвоения иной пищи всё равно запустятся, ибо способность человеческого организма к адаптации очень высока. Но запустятся эти процессы вынужденно и раньше, чем предусмотрено генетической программой конкретно этого ребенка. Такой ребенок раньше своих сверстников начинает усваивать определённые виды взрослой пищи и извлекать из нее вещества, необходимые для роста и развития. Но является ли это достижением и способствует ли укреплению здоровья?

Существует достаточно данных, чтобы в этом усомниться. Вот что пишет об этом врач-педиатр, кандидат медицинских наук,сотрудник ГУ Научный центр здоровья детей РАМН: "Достаточно часто раннее введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма ребенка. Наиболее часто наблюдаются дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. <...>...бывают ситуации, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы <..>. Другим частым осложнением раннего введения прикорма является возникновение аллергии. Ее развитию способствуют высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. <...>иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению аллергических заболеваний, например, атопического дерматита - хронического воспаления кожи аллергической природы, бронхиальной астмы и др. <...> Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты). Таким образом, первый прикорм нужно вводить в благоприятные для этого сроки" .

По данным ВОЗ , минимальный возраст, в котором ребенок может получать прикорм без явного вреда для здоровья — это "примерно 4 месяца". К этому возрасту у части детей формируется достаточная нервно-мышечная координация, чтобы "сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить". До 4 месяцев "у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации для того, Еще не развиты управление движениями головы и опора позвоночника, и поэтому грудным детям трудно сохранять положение для успешного поглощения и проглатывания полутвердой пищи". Так же "примерно к 4 месяцам желудочная кислота помогает желудочному пепсину полностью переваривать белок" и "почечная функция становится значительно более зрелой, и грудные дети способны лучше сохранять воду и справляться с более высокими концентрациями растворенных веществ".

Таким образом, можно говорить о том, что организм здорового ребенка на грудном вскармливании начинает постепенно созревать для получения иной пищи, кроме грудного молока, примерно с 4 месяцев. Однако, во-первых, точный возраст готовности ЖКТ для каждого конкретного ребенка установить невозможно. Во-вторых, помимо готовности пищеварительной системы, существуют и другие факторы, которые необходимо учитывать. О них речь пойдет ниже.

2) Физиологическая готовность к прикорму. Отмирание рефлекса выталкивания твердой пищи и прорезывание зубов.

До 5-6 месяцев у младенцев сохраняется так называемый рефлекс выталкивания твердой пищи твердой пищи — природный механизм, сформировавшийся именно для того, чтобы в организм ребенка ничего, кроме грудного молока, не попадало. Однако человек придумал, как обмануть природу — научился перемалывать или перетирать пищу в гомогенизированную массу и "вливать" в ребенка ранний прикорм либо таким образом, либо в виде соков. И не только вливать, но и подводить под это теоретическую базу. В уже упомянутых рекомендациях Минздрава утверждается, что "в 3-4 месяца <…> созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки")" . Довольно смелое утверждение, которое никак не подтверждается практикой. Большинство детей этого возраста действительно физиологически способны есть с ложки полужидкую или тщательно протертую еду, но это вовсе не равно угасанию рефлекса выталкивания твердой пищи. На практике дети матерей, начинающих прикорм ранее 5-6 месяцев, давятся при обнаружении малейшего комочка в каше или пюре. Кроме того, сложности с проглатыванием кусков могут сохраняться у них и после 6 месяцев.

Однако даже если допустить, что у отдельных детей рефлекс выталкивания твердой пищи отмирает уже в 3-4 месяца, говорить о готовности ребенка к прикорму на основе одного этого признака некорректно.

Дополнительным физическим признаком является прорезывание зубов. Однако, как и отмирание рефлекса взрослой пищи, сам по себе факт прорезывания зубов ранее 6 месяцев не говорит о готовности ребенка к прикорму. Рассматривать, готов ли тот или иной ребенок к знакомству с твердой пищей, нужно индивидуально, учитывая всю совокупность признаков. Успешно пережёвывать пищу ребенок способен и до появления первых зубов.

3) Созревание моторики и появление пищевого интереса. Физическая и психическая готовность к прикорму .

Человеческий детёныш рождается незрелым и полностью зависимым от матери. В возрасте до 6 месяцев младенец постепенно, в соответствии с заложенной в него генетической программой, обучается удерживать предметы в руках, доносить их до рта, сидеть и, наконец, самостоятельно передвигаться (ползать и ходить). В этом же возрасте он путем наблюдения за взрослыми начинает формировать первые навыки социальной адаптации. Степень развития психики и моторных функций напрямую связана с готовностью к прикорму. Ребенок готов знакомиться с взрослой пищей тогда, когда у него появляется возможность и желание эту пищу попробовать.

Прикорм, начатый "по инициативе матери", то есть до того момента, как ребенок проявил интерес к другой еде и может физически ее добыть (например, находясь на руках у матери, схватить со стола кусок и засунуть в рот), всегда будет для этого ребенка "ранним", а следовательно, чреватым рисками для здоровья.

Исходя из всего вышеизложенного, для каждого ребенка возраст начала прикорма будет индивидуальным, основанным на совокупности всех признаков созревания именно его организма. Но в среднем у большинства детей на полном грудном вскармливании все признаки готовности к прикорму появляются не ранее 5,5 месяцев.

Теперь давайте разберемся, каким детям, по мнению ВОЗ "продукты для прикорма могут понадобиться и раньше (6 месяцев), но не ранее 4-месячного возраста" .

Ранний прикорм по медицинским показаниям: да или нет.

Как утверждается всё в тех же современных рекомендациях Минздрава РФ, "необходимость расширения питания ребенка и дополнения материнского молока другими продуктами питания обусловлена <...> необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком, на определенном этапе развития младенцев (с 4-6 месяцев), становится недостаточным" .

Исходя из этого утверждения делается вывод о том, что дети на исключительном грудном вскармливании до 6 месяцев больше подвержены риску развития железодефицитной анемии, пищевой аллергии и гипотрофии (недобору веса).

Однако это утверждение противоречит современным научным данным.

Исследованиями доказано, что белки, и жиры, и углеводы, а так же витамины и минеральные вещества, находятся в грудном молоке в максимально биодоступной форме. Это значит, что на протяжении всего срока вскармливания (и даже у взрослого человека) эти вещества из грудного молока усваиваются лучше, чем из других продуктов.

Кроме того, исследованиями давно подтвержден и другой факт - энергетическая ценность грудного молока с возрастом ребенка не только не уменьшается, но, напротив, повышается. Такие данные, в частности, были получены в ходе лабораторного мониторинга состава грудного молока, проведенного группой специалистов Уральского государственного медицинского института.

О том же пишет и ВОЗ : "Данные, приведенные в таблице 11, свидетельствуют о том, что грудным детям в промышленно развитых странах, потребляющим среднее количество грудного молока, не требуются никакие прикормы для удовлетворения их потребностей в энергии вплоть до возраста 6-8 месяцев" .

Таким образом, если у ребенка действительно наблюдается анемия или недобор веса ДАЖЕ на полноценном грудном вскармливании, это значит, что функционирование его пищеварительной системы уже нарушено. А раз так, из других продуктов он питательные вещества и микроэлементы тем более не усвоит. Более того, увеличение объемов прикорма за счёт уменьшения количества дневных прикладываний к груди может стать причиной снижения прибавок в весе, запоров и других нарушений работы ЖКТ, а так же возникновения анемии и аллергии (поскольку создают неоправданную нагрузку на незрелый пищеварительный тракт и ферментативную систему).

Другими словами, ранний прикорм не только не решает проблем со здоровьем ребенка, но может привести к ухудшению его состояния. Стратегия помощи ребенку в случае установленных проблем с усвоением питательных веществ и микроэлементов из материнского молока должна строиться не на вводе прикорма, а на поиске и устранении причины заболевания и его лекарственной или иной терапии с обязательным сохранением полноценного ГВ. Если же необходимость в стимуляции ферментативной системы существует, до 5,5 месяцев лучше вводить ребенку не прикорм взрослой едой, а докорм небольшим количеством адаптированной смеси. Риск от докорма смесью в возрасте 3-5 месяцев значительно ниже, чем от получения в этом возрасте взрослой пищи.

Несколько слов о пищевой аллергии. Это состояние ВСЕГДА связано с патологиями работы ЖКТ. Аллергия возникает вследствие высокой проницаемости стенок кишечника, неспособных противостоять проникновению антигенов. Факторы развития аллергии у грудных детей, связанные с организацией питания — отсутствие молозивного вскармливания, докорм смесью в первые дни жизни, смешанное вскармливание. Введение раннего прикорма детям с аллергиями не может быть обосновано медицинской необходимостью, ибо ранний прикорм обязательно означает повышение нагрузки на и без того слабый и проницаемый ЖКТ ребенка. Детям с аллергией можно вводить прикорм только при всех признаках готовности к нему и очень постепенно. Грудное молоко наиболее мягко воздействует на пищеварительную систему ребенка, а ферменты, содержащиеся в нем, помогают усваивать пищу, что для ребенка-аллергика еще более актуально, чем для здорового ребенка.

Гипердиагностика анемии и гипотрофии у детей на исключительном грудном вскармливании.

В случае обнаружения у ребенка недобора веса прежде всего необходимо уточнить, какими нормамы прибавок пользуется педиатр и насколько набор веса отклоняется от графиков ВОЗ для детей на грудном вскармливании. Возможно, ребенок прибавляет абсолютно нормально, просто делает это иначе, чем ребенок на ИВ.

Кроме того, важно помнить, что диагноз "гипотрофия" ставится только по совокупности признаков, включающих состояние мышечного тонуса ребенка, его кожных покровов, оценки физического и психического развития, а никак не на основании абсолютных показателей веса.

Если же факт недостаточных прибавок в весе установлен, следующим шагом является оценка организации ГВ и устранение факторов риска недобора веса, если они имеют место. В возрасте 3-6 месяцев такими факторами являются:

1) отсутствие длительных кормлений в течение дня, в частности, на засыпание, во сне и на просыпание; бодрствующий ребенок этого возраста может отвлекаться от груди, сосать мало и получать меньше молока, чем необходимо. Например, недобор веса случается, если ребенок все сны проводит на улице или на балконе либо засыпает не с грудью, а с пустышкой.
2) профессиональный массаж;
3) любое изменение привычного распорядка дня и условий жизни ребенка (гости, поездки, переезды, приучение к сну в собственной кровати и пр);
4) плавание и ныряние в большой ванной или в бассейне (особенно если эти процедуры начали практиковать после 3 месяцев);
5) вакцинация.

Железодефицитная анемия - диагноз, который ставится по совокупности клинических признаков и всегда означает нарушение обмена веществ и работы ЖКТ. На основании одних анализов на гемоглобин постановка такого диагноза некорректна. Кроме того:
- нормы гемоглобина у детей отличаются от норм взрослых;
- примерно в 3 месяца у детей наблюдается физиологическое снижение уровня гемоглобина , не требующее лечения;
- какой уровень гемоглобина нормален для ребенка на ГВ и отличаются ли эти показатели от показателей детей на искусственном вскармливании, не исследовалось. Однако, по данным ВОЗ, у 30% детей на грудном вскармливании в возрасте 1 года гемоглобин ниже, чем у их сверстников, не получающих грудное молоко. Такое количество "отклонений от нормы" может свидетельствовать не о распространенности патологии, а о том, что для детей на ГВ более низкие показатели гемоглобина в возрасте 1 года являются физиологической нормой. В прошлом ВОЗ уже корректировала нормы прибавок в весе для детей на ГВ (в сторону уменьшения), не исключено, что в пересмотре нуждаются и другие параметры оценки детского здоровья в зависимости от наличия или отсутствия грудного вскармливания.

В любом случае, при постановке диагноза железодефицитной анемии необходимо учитывать не только цифры в анализах, но общее состояние ребенка, наличие или отсутствие у него клинических признаков заболевания.

Объемы прикорма в возрасте 6-12 месяцев и старше. Пищевая ценность грудного молока в этом возрасте.

Получение первого прикорма стимулирует активность ферментативной системы грудного ребенка. Желудок и поджелудочная железа включаются в процесс переваривания пищи. Однако это происходит не мгновенно, организму требуется время, чтобы "научиться" полноценно усваивать питательные вещества и витамины из других продуктов. А до тех пор, пока этого не произошло, ребенок получает все необходимое из грудного молока.

В первые месяцы после начала прикорма его основная задача — не накормить ребенка и не восполнить возникший у него на ГВ недостаток питательных веществ и витаминов (поскольку за счет взрослой еды моментально сделать это все равно невозможно). Прикорм в этом возрасте нужен для того, чтобы:
- познакомить ребенка со взрослой едой;
- стимулировать работу ферментативной системы;
- обучить жеванию и глотанию;
- поддержать пищевой интерес ребенка;
- сформировать нормальное пищевое поведение.

Решением всех этих задач способствует так называемый педагогический прикорм, то есть кормление ребенка небольшими кусочками (микродозами) продуктов, входящих в рацион семьи.

Согласно современным рекомендациям ВОЗ, в рационе ребенка в возрасте 1 года грудное молоко (или его заменители) должно составлять не менее 70-75%. Есть и другие данные, говорящие о том, что грудное молоко вполне способно удовлетворять все потребности ребенка 6-12 месяцев. Так, питерский профессор-педиатр И. М. Воронцов на основе своих исследований утверждает, что если мать здорова и нормально питается, ребенок может находиться на ГВ без прикорма до 9-12 месяцев без всякого вреда для себя.

Существует теория (ее выдвигают этологи), что на заре эволюции, когда человек питался в основном грубой растительной клечаткой, грудное молоко было основной пищей ребенка как минимум до 3-4 лет (только к этому возрасту ребенок может полноценно такую клетчатку усваивать), в противном случае, без материнского молока либо молока кормилицы, ребенок не выживал.

Эта теория подтверждается положением дел в современной Африке, где в условиях недостатка белковой пищи срок продолжительности кормления грудью действительно может стать вопросом выживания ребенка. Учеными описано заболевание "квашиоркор" - тяжелая форма нарушения питания вследствие дефицита белка, часто сопровождающегося недостатком витаминов и присоединением инфекции, которая обычно развивается после отнятия ребенка от груди. "Болезнь обычно возникает у детей 1-4 лет. <...> Когда ребенка отлучают от груди, в случае, когда продукты, заменяющие материнское молоко, содержат много крахмалов и сахаров и мало белков <..>, у ребенка может начаться квашиоркор. Это название произошло от одного из языков побережья Ганы, его буквальный смысл - "первый-второй", а означает оно "отвергнутый", отражая, что состояние начинается у старшего ребенка после отлучения от груди, часто из-за того, что в семье родился еще один ребенок".

На практике, исходя из опыта матерей, живущих в современных цивилизованных странах, грудного молока для удовлетворения потребности в питании вполне хватает ребенку как минимум до 1,5 лет. Когда организму перестает хватать калорий или каких-то микроэлементов из грудного молока, ребенок этого возраста сам увеличивает объемы взрослой пищи либо каких-то конкретных продуктов в своем рационе — главное не испоритить ему пищевого поведения насильным кормлением и дать доступ к семейным "ресурсам", то есть брать с собой за стол и предлагать разнообразную еду.

Пищеварительная система ребенка в основном формируется к 2 годам. До этого возраста грудное молоко поддерживает работу пищеварительной системы ребенка, помогает усвоению необходимых питательных веществ, снижает риски заболеваний органов пищеварения, способствует более мягкому перенесению инфекционных и воспалительных заболеваний ЖКТ.

На 3-4 недели жизни малыша родители встречаются с такой проблемой, как колики у новорожденных . Малыши пронзительно плачут в течение длительного времени, животик вздут и при этом очень напряжен. По истечении некоторого времени малыш успокаивается и засыпает. Но после того как проснется, все это может повториться. И у мамы не остается сомнений – это колики.

Особенности работы желудочно-кишечного тракта у новорожденных

Чтобы понять природу колик у новорожденного, необходимо разобраться в работе желудочно-кишечного тракта младенцев. При рождении кишечник малыша стерилен и постепенно он начинает заселяться микрофлорой, которая попадает с молоком матери, от окружающих людей и т.д. Но заселение кишечника не происходит моментально, это довольно длительный процесс. Именно это свойство объясняет различный стул у детей.

Когда микрофлора полностью сформировалась, она начинает активно размножаться, и в процессе своего размножения и жизнедеятельности выделяет газ. Он начинает давить на стенки кишечника, малыш испытывает неприятные ощущения и начинает плакать, показывая родителям неблагополучие в своем организме.

Симптомы колик у новорожденных - это беспокойство ребенка и необоснованный плач который длится более 3 часов. Такая картина может наблюдаться в течение нескольких месяцев, но затем частота и интенсивность колик снижается. Так, у 3-х недельного малыша колики могут быть 2-3 раза в неделю, а у малыша 3 месяцев - раз в несколько недель. К 3-4 месячному возрасту колики у ребенка проходят и больше его не беспокоят.

Как возникают колики у новорожденных?

Основной причиной возникновения колик у новорожденных становится нарушение регуляции пищеварения малыша. Пищеварение регулируется эндокринной и нервной системой. Нервная система густо оплетает кишечник, и в момент, когда стенки кишечника раздражаются (например, когда происходит вздутие), она посылает в мозг ребенка специальный сигнал. Мозг воспринимает его как болевой, и посылает ответ в виде команды для сокращения стенок кишечника – спазму.

Эндокринная система регулирует действие желудочно-кишечного тракта посредством гормоноподобных веществ (в первую очередь это холецистокинин). Дефицит этого компонента нарушает работу желчного пузыря, что непосредственно связано с коликами у малышей.

В первые месяцы жизни малыши начинают получать новое питание, желудок увеличивается в размерах и происходит формирование нормальной микрофлоры кишечника. Именно поэтому новорожденные входят в группу наибольшего риска.

Получается, что колики у новорожденных - это не заболевание, а физиологическое состояние, которое связано с вышеперечисленными обстоятельствами. Это понимание очень важно для родителей, особенно для мам. С этими причинами связано и вся специфика «лечения» ребенка, а точнее сказать помощь малышу, для облегчения его состояния.

Причины возникновения колик у новорожденных

Одной из главных причин возникновения колик становится неправильное вскармливание ребенка, а именно заглатывание воздуха. Такая проблема может возникнуть и на грудном, и на искусственном вскармливании. Маме важно после каждого кормления подержать ребенка вертикально, чтобы отошел воздух. Это отличная профилактика колик у малышей.

В том случае, если колики связанны именно с питанием ребенка, нет необходимости переводить ребенка на искусственное вскармливание. В лучшем случае это не даст никаких результатов, а лишь временное облегчение, а вот ухудшить лактацию или полностью ее прекратить такие эксперименты могут.

Если у малыша непереносимость коровьего белка, развивается пищевая аллергия. Белки молока очень маленькие по размеру и могут попадать в грудное молоко. Такая аллергия также приводит к образованию колик.

Особенно остро такая проблема стоит у малышей, которые находятся на искусственном вскармливании, так как большая часть смесей сделана на основе коровьего молока. Если у малыша аллергия на белок коровьего молока, то по совету с доктором малыша необходимо перевести на специальную смесь, либо на смеси на основе козьего молока.

Кроме того, причиной колик может стать лактазная недостаточность, которая может быть истинной и ложной. Лактаза - это фермент, который расщепляет молочный сахар. Формируется лактазная недостаточность из-за того, что малыш получает больше переднего молока, чем заднего. Как известно, в переднем молоке содержится больше сахара, а в заднее молоко - более жирное. Молочный сахар быстро выходит из желудка и стремится в кишечник. Лактаза не может справиться с таким большим количеством сахара, и часть его остается в кишечнике на радость микроорганизмам. Сахар является отличной питательной средой, и начинается активное размножение микробов, как следствие, выделяется газ и раздувает петли кишечника.

Признаки кишечных колик у новорожденных

Колики возникают практически у 70% детей, и трудностей в их диагностировании не возникает даже у родителей. Малыши громко надрывно плачут без видимых на то причин, плач ребенка продолжается в течение нескольких часов. Во время плача детки могут изгибаться дугой, при этом прижимая ножки к животику. Как только отходят газы и кал, малыш сразу успокаивается и снова становится жизнерадостным. У детей с кишечными коликами нередко бывает задержка стула и частые срыгивания.

Обычно колики начинаются в вечерне время у малышей 3-4 недель жизни. Несмотря на видимые страдания, малыши набирают в весе, а физическое развитие при этом никак не нарушено. Но наряду с этим колики у новорожденных могут стать симптомом более грозного заболевания желудочно-кишечного тракта. По этой причине для подтверждения точного диагноза и для исключения более серьезной патологии малыша должен осмотреть доктор.

Диагностирование кишечных колик

При осмотре доктор задает родителям ряд вопросов, и уже по их ответам врач будет выстраивать свое предположение на предмет колики это или заболевание желудочно-кишечного тракта. Кроме того, доктор должен назначить ряд лабораторных анализов – крови, кала, мочи. Эти анализы помогут убедиться и полностью исключить какое-либо заболевание. Так, например, анализ крови исключит воспаление, аллергию или хирургическую патологию. Чтобы исключить заболевание мочеполовой системы, которая тоже может давать боль в области живота, необходимо проведение общего анализа мочи.

Некоторые из многих полезных свойств грудного вскармливания — это легкость кормления. Каждая часть пищеварительного тракта имеет специфические функции, которые работают при транспортировке и переваривании пищевых продуктов, важных для роста вашего ребенка. Переваривание грудного молока играет важные функции, начиная от поглощения защитных антител, которые борются с бактериями и вирусами, для создания здоровых бактерий кишечника.

Анатомия и физиология детского пищеварительного тракта

Начнем с изучения анатомии детского пищеварения с момента, когда пища входит в рот, пока она не перейдет в подгузник вашего ребенка, и функции, которые происходят по пути. Вспомогательные органы чрезвычайно важны для правильного пищеварения и будут обсуждаться ниже.

  • Рот. Рот детей играет роль приема пищи, а также место, где начинается переваривание некоторых питательных веществ. Некоторые новорожденные могут испытывать трудности с фиксацией или проблемами, связанными с такими состояниями, как заячья губа или расщелины неба.
  • Пищевод. Он представляет собой трубку, которая соединяет рот с желудком и имеет две основные задачи — подталкивать пищу или жидкость из рта в желудок и останавливать обратный поток содержимого желудка.
  • Желудок. Он отвечает за хранение проглоченной пищи, комбинирование и разложение пищи, а также регулирование выделения содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку, первую часть тонкой кишки. Пищеварение происходит в трех фазах — головной (инициируется блуждающим нервом, когда что-то видит и пахнет какой-либо пищей), желудочной (вызванного потреблением пищи и контролируемой гастрином) и кишечной (регулируется гормонами, выделяющимися в тонком кишечнике).
  • Тонкий кишечник. Он представляет собой трубчатый орган, разделенный на три части — двенадцатиперстную кишку, тонкую кишку и подвздошную кишку. Он делает огромную работу, поскольку отвечает за переваривание и поглощение питательных веществ, витаминов, микроэлементов, жидкостей и электролитов. По сути, кислая частично переваренная пища из желудка сочетается с основными выделениями из поджелудочной железы, печени и кишечных желез. Пищеварительные ферменты из этих секретов отвечают за большую часть процесса пищеварения в тонком кишечнике — они разрушают белки грудного молока в аминокислоты; углеводы грудного молока в глюкозу и другие моносахариды; и жиры грудного молока в глицерин и жирные кислоты. Кишечная стенка должна быть очень сильной, чтобы справляться с работой, которую она выполняет. Его сила исходит из того факта, что он имеет четыре различных слоя — серозную, мышечную, подслизистую и мышечную. Поверхность кишечника значительно увеличивается благодаря наличию ворсинок и микроворсинок, с помощью которых поглощаются конечные продукты пищеварения.
  • Толстая кишка. Она изгибается вверх от конца тонкой кишки, через брюшную полость и до прямой кишки. В основном отвечает за поглощение воды и электролитов.
  • Прямая. «Сфинктер О’Бейрна» регулирует поток отходов из сигмовидной кишки в прямую кишку, которая является зоной для хранения отходов пищеварения. Внутренние и внешние анальные сфинктеры регулируют поток фекального вещества из прямой кишки.

Вспомогательные органы детского пищеварительного тракта

В дополнение к самому тракту пищеварения есть несколько вспомогательных органов, которые важны при переваривании пищи. К ним относятся:

  • Слюнные железы. Слюнные железы во рту вырабатывают слюнные ферменты. Подчелюстные, подъязычные и околоушные железы производят слюну, которая содержит амилазу, фермент, ответственный за начало переваривания углеводов.
  • Печень. Печень фактически самый большой орган в организме. Он отвечает за белковый и углеводный обмен и хранение гликогена и витаминов. Он также помогает в формировании, хранении и устранении желчи и играет роль в метаболизме жиров. Печень — место, где захватываются токсины и иногда хранятся для защиты остальной части тела.
  • Желчный пузырь. Желчный пузырь — это крошечный мешочек, который опирается на нижнюю область печени. Здесь собирается желчь (которая состоит из солей, необходимых для пищеварения и всасывания жиров) из печени. «Сфинктер Одди» регулирует поток желчи в двенадцатиперстную кишку. Подобно печени, желчный пузырь помогает в составе, хранении и удалении желчи и играет роль в переваривании жира.
  • Поджелудочная железа. Поджелудочная железа создает щелочные (или нейтральные) выделения, которые принимают участие в смещении кислой частично переваренной пищи (также называемой химусом) из желудка. Эти выделения содержат ферменты, которые необходимы для поглощения жиров, белков и углеводов. Хотя эти пищеварительные ферменты производятся в «экзокринной» поджелудочной железе, многие люди более знакомы с гормональным инсулином, который производится в «эндокринных» частях поджелудочной железы.

Грудное молоко также содержит ферменты, которые помогают в пищеварении, такие как амилаза, липаза и протеаза. Это важно для младенцев, поскольку пищеварительные ферменты отсутствуют на уровне взрослых, до тех пор, пока младенцы не достигнут шестимесячного возраста.

В целом, части пищеварительной системы работают вместе, чтобы принимать в пищу, транспортировать ее дальше в систему пищеварительного тракта, механически и химически разрушать ее и поглощать питательные вещества, а затем уничтожать лишний материал как отходы.

Различия между желудочно-кишечной системой младенцев и взрослых

Существует несколько анатомических, а также функциональных различий между пищеварительным трактом младенцев и взрослых.

  • Различия в голове и шее. У младенца язык больше по отношению к полости рта, и на боках языка имеются дополнительные жировые подушечки, которые помогают сосать. Кроме того, гортань или голосовой ящик находится выше у младенцев, чем у взрослых, а надгортанник лежит над мягким небом для обеспечения дополнительной защиты дыхательных путей.
  • Различия пищевода. У новорожденного ребенка пищевод составляет около 11,5 см в длину (против 24 см у взрослых), а нижний сфинктер пищевода составляет около 1 см в диаметре. Довольно часто при рождении тонкая всасывающая трубка проходит через пищевод, чтобы гарантировать, что этот сфинктер открыт. Дефекты пищевода, которые не являются редкостью, включают атрезию (состояние, при котором пищевод полностью закрыт) и свищи (состояние, в котором существует связь между пищеводом и другим органом, таким как трахея).
  • Различия в желудке. Новорожденный желудок может удерживать только 1/4 и 1/2 чашки жидкости (против 14 чашек у взрослых!). Пищеварительная активность желудка одинакова у младенцев и взрослых. Желудочные железы желудка включают париетальные клетки, которые продуцируют соляную кислоту и собственный фактор. Главные клетки в этих железах выделяют пепсиноген, который превращается в пепсин, разрушая белки в желудочном соке. Удивительно, что звуки кишечника уже существуют через час после рождения, а теменные клетки начинают работать сразу после рождения. PH желудка составляет менее 4 в течение первых 7-10 дней жизни.
  • Тонкий кишечник. Существуют также анатомические различия в тонком кишечнике. У младенца он составляет от 255 до 305 см в длину, а у взрослого — от 610 до 800 см.
  • Толстая кишка. Сначала кишечник младенца является стерильным. Однако в течение нескольких часов устанавливаются E. Coli, Clostridium и Streptococcus. Сбор бактерий в тракте необходим для пищеварения и образования витамина K, витамина, который важен для свертывания крови. Так как требуется некоторое время, чтобы это было произведено после рождения, младенцам обычно дают укол витамина К при родах.
  • Опорожнение. Первый стул прошел называется меконий. Меконий густой, липкий и смолистый. Он черный или темно-зеленый по цвету и состоит из слизи, белого сырного вещества, присутствующего на коже ребенка, лануго (тонкие волосы, присутствующие на коже ребенка), гормоны и углеводы. Крайне необходимо, чтобы у новорожденного был стул в течение 24 часов после рождения.

Здоровые кишечные бактерии

В последние годы мы больше узнаем о кишечных бактериях и их важности во всем: от физического здоровья до эмоционального благополучия. Грудное вскармливание обычно приводит к колонизации толстой кишки с правильным балансом здоровых бактерий. Вместо того, чтобы работать на ферментах только в пищеварительном тракте, здоровые кишечные бактерии очень важны для правильного пищеварения продуктов и в результате поглощения питательных веществ, необходимых для роста и развития. Когда мы узнаем больше о том, как связана микробиома младенческой кишки с грудным вскармливанием, вполне вероятно, что нынешние рекомендации по грудному вскармливанию станут еще сильнее.

Пищеварительный тракт ребенка отличается от взрослых несколькими способами и представляет собой процесс, включающий множество различных органов и несколько шагов. От обеспечения пищеварительных ферментов, для создания здоровых кишечных бактерий, грудное молоко может привести вашего ребенка к здоровому старту.

Система пищеварения у детей существенно отличается от таковой у взрослых. Вот поэтому некоторые продукты детям нужно давать с определенного возраста, и то - дозировано. Например, грибы. Как же меняется с возрастом эта система детского организма?

Возрастные особенности пищеварительной системы

Характерной особенностью детской системы пищеварения является нежность слизистых оболочек органов ЖКТ, обильное кровоснабжение и недоразвитие их эластичности.

Железы детского кишечника и желудка до периода школьного возраста развиты не до конца и малочисленны. Поэтому в желудочном соке ребенка низкая концентрация соляной кислоты, а это снижает бактерицидные свойства пищеварения и, конечно же, повышает чувствительность деток к желудочно-кишечным инфекциям. Количество желез в желудке интенсивно увеличивается до 10 лет, а в 14-15 лет почти соответствует уровню взрослого человека.

И состав ферментов желудочного сока меняется в первые годы жизни. Так, фермент химозин, действующий на молочные белки, активно вырабатывается железами желудка в первые 2 года жизни, затем его выработка снижается. У взрослых, для сравнения, этот фермент почти отсутствует. Активность иных ферментов желудочного сока нарастает к 15-16 годам и в этом возрасте уже достигает взрослого уровня. Возрастной особенностью системы пищеварения ребенка является то, что до 10 лет очень активно в желудке происходят процессы всасывания. У взрослых эти процессы осуществляются только в тонком кишечнике.

То есть развитие органов пищеварения у детей происходит параллельно с развитием всего организма. И это развитие делится на периоды первого года жизни, дошкольного возраста и подросткового.

В это время работа органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от состояния коры головного мозга. В процессе формирования системы пищеварения у детей легко вырабатываются рефлексы на время приема еды, её состав и количество.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста

Пищевод у деток раннего возраста имеет форму веретена. Он короткий и узкий. У детей в год жизни его длина составляет 12 см. На слизистой пищевода нет желез. Его стенки тонкие, но он хорошо снабжается кровью.

Желудок у детей раннего возраста расположен горизонтально. И по мере развития ребенка он занимает вертикальное положение. К 7-10 годам желудок уже размещен так, как у взрослых. Слизистая желудка толстая, а барьерная активность желудочного сока по сравнению с взрослыми низкая.

Главным ферментом желудочного сока служит сычужный фермент. Он обеспечивает створаживание молока.

Поджелудочная железа ребенка раннего возраста имеет маленькие размеры. У новорожденного это 5-6 сантиметров. Уже в 10 лет она вырастет втрое. Этот орган отлично снабжен кровеносными сосудами. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок.

Самым большим органом пищеварительной системы в раннем возрасте, занимающим треть брюшной полости, является печень. В 11 месяцев ее масса удваивается, к 2-3 годам утраивается. Возможности печени в таком возрасте довольно низкие.

Желчный пузырь в раннем возрасте достигает размера 3 сантиметра. Грушевидную форму он обретает к 7 месяцам. Уже в 2 года детский желчный пузырь достигает края печени.

Для деток до года большое значение имеют вещества, поступающие с молоком матери. С введением прикорма активизируются механизмы систем ферментов ребенка.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у деток продолжается рост и развитие органов пищеварения. Однако по причине разных темпов общего роста и развития до 3 лет край печени выходит из зоны правого подреберья, без труда пальпируется на 1-2 см ниже дуги ребер.

Поджелудочная железа малыша очень активно развивается до 1 года, а затем скачок в ее развитии происходит в 5-7 лет. По своим параметрам этот орган достигает уровня взрослого лишь к 16 годам. Такие же темпы развития характерны печени ребенка и всем отделам кишечника.

В связи с развитием органов пищеварения деткам до 3 лет нужны ограничения в питании.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей острые расстройства пищеварения встречаются очень часто. Однако протекают они чаще всего легче, нежели у деток первого года жизни. Родителям детей дошкольного возраста важно правильно кормить детей, учитывая и рост их зубов, и режим, и сбалансированность питания. Тяжелые для желудка продукты, с которыми легко справляется желудок взрослого человека, нередко отторгаются детским организмом, вызывая несварение желудка.

Пищеварение у подростков и его особенности

В подростковом возрасте органы пищеварения уже развиты хорошо. Они активно функционируют, а сам процесс пищеварения почти не отличается от взрослых. Частота опорожнения кишечника в подростковом возрасте составляет 1-2 раза в день.

В 12 лет на гладкой ранее поверхности поджелудочной железы появляется бугристость. Эти бугорочки обусловлены выделением долек поджелудочной железы.

Печень детей тоже активно увеличивается. Так, к 8 годам она вырастает в 5 раз по сравнению с размером при рождении, к 16-17 годам ее масса возрастает в 10 раз. Следует отметить, что уже с 7 лет нижний край этого органа не пальпируется в положении лежа. К 8 годам жизни гистологическое строение печени ребенка такое же, как и у взрослых. Жёлчный пузырь к 10-12 годам возрастает в размерах почти в 2 раза.

Необходимо учесть специфику строения желудочно-кишечного тракта подростков при организации их питания. Речь идет о ежедневном соблюдении режима питания и его организации в школе. Ведь диетологи констатируют, что для развития здоровой системы пищеварения детям школьного возраста нужно принимать пищу четыре раза в день в связи с их энергетическими затратами.

Нарушение пищеварения у детей

Проблемы с желудочно-кишечным трактом у детей возникают довольно часто. Особенно это характерно раннему возрасту. Диарея либо запор не только портят самочувствие детей, но и заставляют родителей корректировать их питание. Если у вашего ребенка в дошкольном возрасте такие расстройства возникают часто, то не следует полагаться на себя, а нужно проконсультироваться у хорошего опытного педиатра. Обращаться к доктору родители должны и потому, что только врач может определить начало серьезной патологии.

Диарею может вызывать инфекция, а функциональную диарею провоцируют даже стрессы ребенка. Тогда у него стул кашицеобразный или жидкий. Возникает он 2-4 раза в сутки, но без примесей гноя и крови.

Немытые руки и грязная вода, даже проглоченная невзначай при купании, несвежие продукты или недостаточно обработанные термически являются главными причинами кишечных инфекций у детей.

Симптомы кишечных инфекций - это рвота и частый понос, боли в желудке и повышение температуры тела. Когда у ребенка случается диарея, то только врач может исключить хирургическую патологию и инфекцию в кишечнике.

Главная опасность детских кишечных инфекций - обезвоживание организма. Дитя с поносом утрачивает много жидкости, а пить вволю не может из-за рвоты.

Предупреждение кишечных инфекций - это соблюдение простых правил гигиены:

  1. Употребление лишь кипяченой или минеральной столовой воды.
  2. Мытье рук перед едой и после туалета.
  3. Табу на покупку продуктов со стихийных рынков, особенно тех, которые продаются с земли. Отсутствие санитарного контроля может спровоцировать серьезные проблемы с пищеварением. Например, на таких рынках часто продают молоко лейкозных коров.
  4. Правильное хранение продуктов и контроль над сроками их годности.
  5. Тщательное мытье овощей и фруктов перед их употреблением.

Огромное значение в профилактике расстройств пищеварения играет диетическое питание. Дети хотя бы до шестимесячного возраста должны питаться материнским молоком. Это их иммунитет и своеобразная прививка для органов ЖКТ. Детишек до трехлетнего возраста нельзя кормить жирными и острыми продуктами, шоколадом и наваристыми бульонами. Пища для таких малышей должна готовиться на пару. Хорошо, если вы будете запекать ее, а не жарить.

Не менее распространенной проблемой нарушения пищеварения у детей является запор. Его провоцирует обычно ранний переход на искусственное вскармливание, введение прикорма раньше срока, недостаток жидкости у ребенка.

Родители должны знать об еще одной особенности запоров у детей . Это подавление позыва на дефекацию за пределами дома. Такое явление характерно стеснительным ребятишкам и может происходить, например, в период адаптации к садику. Со временем такая негативная привычка приводит к затвердению каловых масс, травмированию слизистой прямой кишки. Следствием этого бывает боязнь дефекации.

А еще запоры могут быть результатом хронических патологий пищеварительной и эндокринной систем, частого употребления определенных лекарств. Поэтому родителям нужно следить за стулом малыша, за изменениями в его поведении и вовремя обращаться за помощью к педиатрам во избежание развития хронических недугов пищеварения.

Специально для - Диана Руденко