«Шумбрат» значит «здравствуйте»! Ульяновцы отметили национальный мордовский праздник. В Крыму прошел мордовский национальный праздник «Шумбрат! В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них

Мордовский народ вспоминает и поддерживает свои национальные традиции во время этого фестиваля, чтобы передавать их из поколения в поколение.

Со сцены сегодня звучали поздравления от первых лиц региона, а также от председателя межрегиональной общественной организации мордовского народа Юрия Мишанина и председателя областной Мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова. Артисты в национальных костюмах исполняли народные песни и танцы.

На Шумбрат в Ульяновск приехали гости из восьми субъектов Приволжского федерального округа, в том числе из Саратовской и Самарской областей, из республики Татарстан.

Поздравить мордву с праздником пришли представители национально-культурных автономий Ульяновской области. Татарскую национально-культурную автономию представлял Рамис Сафин. Он поздравил всех присутствующих с праздником Шумбрат и отметил, что посещает торжество каждый год. Пять лет подряд он вместе со своей семьей приходит на место празднования этого события и окунается в атмосферу дружелюбия и хорошего настроения, которая всегда царит на таких мероприятиях.

САБАНТУЙ

Сабантуй или праздник плуга имеет древние корни. Это народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие торжества проходят и у других национальностей - чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов. Однако у всех свои особенности.

Традиционный Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание весенних посевных работ. В этом празднике переплетаются радость от удачного труда и надежда на хороший урожай, общение с расцветающей природой и удальство джигитов.

Первоначальная цель этого обряда заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Традиционно перед Сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и окруженная шумной веселой толпой процессия шла по деревне.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Чаще всего для их проведения выбирается поле или луг. Торжество длится целый день, но главное в Сабантуе - состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою силу и ловкость. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и, притянув противника к себе, пытаются перебросить его через голову.

Сегодня Сабантуй является международным национальным татарским торжеством, он стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и других.

АКАТУЙ

Акатуй - один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Так же, как и Сабантуй, этот обряд воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. Главными персонажами на символической «свадьбе» - соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: борьбу на поясах, бег, скачки. В день Акатуя готовили национальные блюда - пиво, творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе. Обильное угощение должно было способствовать такому же урожаю хлеба.

Для завершения ритуальной части праздника каждая семья выходила в поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги. В поле читали молитву, каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал крошки хлеба и сыра. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Вечером молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Главным событием вечера становились состязания - бег, скачки, прыжки, стрельба из лука. Самым популярным видом соревнования является борьба на поясах, как и у татар.

ШУМБРАТ

Шумбрат - праздник молодой, его отмечают в России около 20 лет. В Мордовии это слово означает приветствие - «здравствуйте». Праздник, по этимологии похожий на татарский Сабантуй и чувашский Акатуй, есть в календаре мордвы - это праздник меда балтай. Однако сейчас повсеместно отмечают Шумбрат.

Главная идея этого узаконенного фестиваля - сохранение национальной культуры, народных традиций, развитие самодеятельного художественного творчества.

Ульяновский Шумбрат уже в третий раз собирает представителей мордовского народа со всей страны. Идея его возникновения появилась в 2012 году на форуме «Все мы — Россия» в Саранске в рамках празднования тысячелетия единения мордвы с народами Российского государства. Праздник проходит ежегодно во всех регионах нашей страны с компактным проживанием мордвы.
Фестиваль Шумбрат направлен на укрепление не только культурных связей с Республикой Мордовией, но и национальных традиций народа, проживающего в нашем регионе.

Из года в год пришедшие на праздник становятся гостями мордовских подворий, участвуют в конкурсе «Играй гармонь» и в выставке изделий народных мастеров. Важными составляющими фестиваля становятся соревнования по национальным видам спорта, мастер-классы по народным ремеслам, а также конкурсы чтецов.

В отличие от традиционных Сабантуя и Акатуя, в этом празднике главное - не спортивные достижения, и он не имеет прямого отношение к крестьянскому календарю. Это искусственно созданный праздник, возникший как повод для гордости мордовского народа.

В нашей жизни меняется все: вещи, города, деревни, профессии, одежда… Не меняются лишь народные праздники, которые продолжают жить, пока живут люди. Национальные праздники - праздники души и сердца народа.
Что значит «Шумбрат»? Это не просто «здравствуйте», а «во здравии будьте». Здравствуйте, мордовские обычаи и обряды! Здравствуйте, мордовские песни! Здравствуй, древняя мордовская культура!
Окунуться в неповторимую атмосферу села с его гостеприимством и радушием в этот день приехали глава района Владимир Шкунов, глава районной администрации Александр Макаров, депутат регионального парламента Борис Столыпин, руководители администраций сельских и городских поселений муниципалитета, а также директора крупнейших промпредприятий района. Они поздравили всех собравшихся с праздником и вручили лучшим людям села-юбиляра благодарственные письма и подарки.
- Основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа, — отметил глава района. — Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения района, но и для всех инзенцев.
Со словами приветствия обратился к участникам и гостям праздника глава администрации Александр Макаров:
- Нужно любить свою родную культуру и язык. Отрадно, что год от года растет самосознание народа и в этом велика роль людей, которые на протяжении всей жизни пропагандируют и популяризируют мордовскую культуру.
А Борис Столыпин выразил уверенность, что этот праздник будетспособствовать возрождению и сохранению национальной культуры мордовского народа и гармонизации межнациональных отношений в районе.
Кстати, в рамках объявленного губернатором региона Сергеем Морозовым «Года добрых дел», депутат Заксобрания привез подарок не какому-то конкретному черемушкинцу, а сразу всем сельчанам. По крайней мере, молодой их части
волейбольная сетка и набор мячей пригодятся.
…У мордвы сохранилась древняя традиция перед началом всякого важного дела, а также перед началом любого народного праздника проводить обряд священной родовой свечи «Штатол». Именно с этого и начался праздник. Какой же «Шумбрат» без мордовских песен! Гости сполна насладились мелодичными мордовскими и русскими песнями, традиционным многоголосием.
Мордовский народ очень гостеприимный. На этот раз тем, кто успел насытиться пищей духовной, было чем восстановить силы. На накрытых белоснежной скатертью столах — уха и квас.
- Понять и осмыслить культуру своего народа можно лишь тогда, когда ощутишь ее в самом себе, — напомнил землякам руководитель мордовской национальной
автономии Инзенского района Иван Смолкин. — Когда для тебя вышитые бабушкой полотенца и скатерть становятся бесценными. И когда ты обращаешься к обрядам и традициям не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это - твои корни. Забывая их, мы разрываем связь времен и поколений.

В этом году гостями мероприятия стали москвичи и представители мордовского народа из Оренбурга, Пензы, Самары, Нижнего Новгорода, Темниковского, Ардатовского, Чамзинского районов Республики Мордовия.

Со сцены всех собравшихся поприветствовал заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Иван Петров. «Этот прекрасный праздник проходит в Москве 7-й раз и это уже стало доброй традицией для всех москвичей. Сегодня здесь все имеют замечательную возможность прикоснуться к удивительной культуре мордовского народа», — отметил он. Иван Петров также пожелал участникам и гостям праздника отличного настроения, ярких впечатлений от мероприятия и зачитал приветствие Мэра Москвы Сергея Собянина, в котором градоначальник выразил уверенность в том, что праздник «Шумбрат» пройдет в атмосфере сердечного тепла, поможет найти новых друзей и станет украшением культурной жизни многонациональной Москвы.

Виктор Гришин, руководитель Межрегиональной общественной организации «Мордовское землячество», ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова также поздравил собравшихся на праздник земляков и москвичей, отметив, что этот день всегда наполнен радостными встречами. «На самом деле мы получаем удовольствие не только от встреч — к нам приезжают замечательные артисты, мы здесь слушаем прекрасные песни, смотрим прекрасные танцы — для нас важно, что и москвичи здесь присутствуют и видят культурные и другие достижения республики», — отметил он. Виктор Гришин также выразил благодарность руководству Республики Мордовия и Правительству Москвы за содействие в организации праздника.

Также с приветственными словами к жителям столицы обратились: Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, заместитель Министра культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия Чебаков Александр Александрович, директор Поволжского центра культур финно-угорских народов Акашкина Раиса Ивановна.




В концертной программе праздника приняли участие профессиональные и самодеятельные артисты Республики Мордовия и мордовского землячества города Москвы: Народная артистка Республики Мордовия, Заслуженная артистка России Юлия Учватова, Заслуженный артист Республики Мордовия, солист московского театра оперетты Валерий Исляйкин, Заслуженная артистка Республики Мордовия Вера Каяцкая, группа «Садко», Фольклорные коллективы «Азорава», «Эх, Мордовочки», «Бояраваня», «Колопинские голоса», «Эрзянь вайгель». Особыми гостями праздника стали представители татарского культурного центра — национальный вокальный ансамбль «Татарские напевы» и фольклорный коллектив «Лаймоня» из Темниковского района Республики Мордовия. От души повеселил гостей праздника коллектив гармонистов под руководством Заслуженного артиста Республики Мордовия Батанова Петра Ивановича.

Кульминацией праздника стал Флешмоб «Я танцую по-мордовски». Все гости в едином хороводе закружились в национальном танце.

Также были организованы мастер-классы по гончарному искусству, бисероплетению, плетению мордовских поясов (килькшт) на ткацком станке, резьбе по дереву (Тавлинская школа резьбы по дереву) и многое другое.

В торгово-ярморочных рядах можно было приобрести домашнюю выпечку, блины, плов, шашлыки, мордовский мед. Товаропроизводители Мордовии представили свою продукцию: сыры, колбасу, кондитерские изделия и другие товары. Желающие смогли приобрести национальные сувениры, изделия народных художественных промыслов.

Праздник «Шумбрат» дал прекрасную возможность поближе познакомиться с искусством и бытом мордовского народа, его обычаями, национальной кухней, костюмами, и в целом — поистине был пропитан любовью людей друг другу.

Мордовский праздник “Шумбрат”

Как пишет “Национальный акцент”, представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника “ “, который пройдет в Ульяновске 28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.

На территории парка “Владимирский сад” развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий, примут участие в конкурсе “Играй гармонь” и побывают на выставке изделий народных мастеров. Состоятся соревнования по национальным видам спорта, пройдут мастер-классы по народным ремеслам, будет организован конкурс юных чтецов.

В рамках фестиваля состоится праздничный концерт, участниками которого станут лучшие самодеятельные и профессиональные коллективы из Ульяновской области, а также артисты из Мордовии, Татарстана, Чувашии и Самарской области.

По словам председателя региональной мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова, основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. “Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Ульяновской области, но и для всех ее жителей”, – подчеркнул Сафонов. Первый мордовский праздник “Шумбрат” состоялся в Ульяновской области в 2014 году.

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае.

В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы - Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село.

Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

Мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви.

Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).

Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс - «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов - покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.